циалистов для сельского хозяйства. Он представлен Мордовским институтом переподготовки кадров агробизнеса, Аграрным институтом и Институтом механики и энергетики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
7. Научный блок, включающий сеть научно-исследовательских учреждений, связанных с разработкой новых технологий выращивания и переработки сырья. В состав данного блока входит Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (аграрный институт и биологический факультет), Мордовский НИИ сельского хозяйства.
Основными направлениями развития мясного кластера являются: увеличение производства охлажденного мяса, развитие производства говядины (формирование современных комплексов по выращиванию мясного КРС), увеличение объемов производства к 2025 г.: говядины - до 68 тыс. тонн, свинины - до 100 тыс. тонн, птицы - до 150 тыс. тонн, увеличение перерабатывающих мощностей в регионе, развитие современных сервисов для мясной промышленности, Строительство межрегионального убойного цеха [4].
В республике имеются также благоприятные предпосылки для формирования других продуктовых кластеров в агропромышленном комплексе:
1) производство яйца. По производству яиц в расчете на одного жителя Мордовия занимает первое место в ПФО, показатель на 01.01.21011 г. составляет 1293 яйца на человека, что более чем в три раза превышает показатель по России и ПФО. Общий объем производства составляет 1077,5 млн. штук. В республике функционирует несколько крупных предприятий сектора производства мяса птицы и яиц, таких как ОАО «Птицефабрика «Атемар-ская», ОАО «Агрофирма «Октябрьская» и ОАО «Птицефабрика «Чамзинская». Основными направлениями развития производства яйца являются: увеличение объемов производства, развитие переработки яиц, расширение географии и структуры продаж, реализация активной мар-
кетинговой стратегии, снижение энергоемкости производства, создание современной упаковки для традиционных и новых продуктов; 2) производство овощей, овощных консервов, замороженных овощей. В регионе расположено одно из крупнейших предприятий по производству овощей в России ГУП Республики Мордовия «Тепличное», а также Саранский консервный завод; 3) производство спирта и алкогольных напитков, 4) производство зерна (преимущественно для нужд других секторов: производства муки, комбикормов, спирта) и достижение валового сбора зерна до 1800 тыс. тонн к 2025 г. 5) развитие сахарной промышленности. 6) производство семян сельскохозяйственных культур.
В АПК Мордовии наиболее перспективно создание молочного, пригородного овоще-картофельного и птицеводческого (производство яиц) кластеров. В этих отраслях агропромышленного комплекса имеются предприятия-лидеры в области переработки сырья и сельскохозяйственные предприятия с высоким уровнем и эффективностью развития соответствующих отраслей.
Таким образом, в современных экономических условиях «кластерный подход» - это наиболее действенный способ воздействия на экономическое развитие региона, который основывается на учете положительных синерге-тических эффектов и конкурентных преимуществ от территориальной близости и взаимодействия потребителей и производителей, сетевых эффектов и сбалансированного функционирования всех участников кластера.
Источники
1. Портер М. Конкуренция / М. Портер. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. С. 205.
2. Мордовия: Стат. ежегодник./ Мордовия-стат. Саранск: 2013. С. 251-257.
3. Логинова Н.Н. Социально-экономическая география Республики Мордовия. Учебное пособие / Науч. ред. А. М. Носонов. Саранск: 2013. С. 108-120.
4. Стратегия развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс] / Федеральный портал protown.ru. М., 2011. Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3449.html
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Кадомцева М.Е., к.э.н., мл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
В условиях новых вызовов и угроз, свя- вание агропродовольственного комплекса Рос-
занных с глобальными социально-экономичес- сии и обеспечение продовольственной безо-
кими процессами, устойчивое функциониро- пасности страны неразрывно связаны с акти-
визацией инновационных процессов. Однако в настоящее время темпы инновационного развития АПК нельзя считать удовлетворительными, показатели инновационной деятельности остаются на недопустимо низком уровне. Инновационный потенциал агропродовольст-венного комплекса используется лишь на 1530%, а доля наукоемкой продукции составляет около 0,3% от общего объема, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 20%. [1, с. 4]
Во многом текущее состояние обусловлено тем, что существующая институциональная среда не обеспечивает необходимых условий и стимулов для системной разработки и внедрения инноваций в аграрное производство. По-прежнему основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность, являются нехватка финансовых ресурсов и недостаточный уровень государственной поддержки, низкая эффективность инновационной инфраструктуры, недостаточный уровень межинституционального взаимодействия.
Практика показывает, что существующий финансово-экономический механизм не способствует в должной мере формированию стимулов для внедрения инноваций в хозяйственную деятельность, тем самым, являясь ключевым фактором, обуславливающим низкий спрос на инновации. Финансово-кредитные отношения в агропродовольствен-ном комплексе не имеют системного характера, в них недостаточно учитываются особенности сельскохозяйственного производства.
Общая низкая конкурентоспособность отечественной инновационной сферы, высокая стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, неопределенность сроков инновационного процесса и высокие риски при внедрении нововведений, являются причинами, побуждающими предприятия выбирать стратегию инновационного развития, основанную на приобретении устаревшей зарубежной техники или технологии в случае критического износа основных средств. Нередко сельхозтоваропроизводителями реализуется отдельное нововведение, а не комплекс технологий единого научно-технического уровня, в который входят расходы на подготовку кадров, координацию работ, сопряженные нововведения и т.д. Из-за высокой стоимости комплекса инноваций возникает проблема модификации только лишь отдельных элементов производства, что не всегда приводит к положительному эффекту. В современных условиях предприятия все больше предпочитают осуществлять управленческие
инновации, которые проходят быстрее этапы инновационного процесса и дают незамедлительный эффект, намного выгоднее и дешевле чем технические, так как они не связаны с покупкой дорогостоящего оборудования или технологий, не требуют инвестиций.
Ориентация на импорт инноваций делает развитие российского агропродовольственного комплекса уязвимым и зависимым от внешней конъюнктуры. В связи с этим системное внедрение отечественных инновационных решений, реализация стратегии импортозамещения, особенно важны в агропродовольственном комплексе, как одном из стратегических секторов экономики страны.
В последние годы можно отметить значительный прогресс в совершенствовании законодательства в области инновационной деятельности, постепенный переход от принципа фрагментарности к принципу целостности и системности. Вместе с тем по-прежнему присутствуют противоречия в законодательных актах. Предусмотренный, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегический курс перехода на инновационный путь развития мало подкрепляется на микроуровне, т.е. на уровне отдельных индивидов и хозяйств. Стимулирование к осуществлению инновационной деятельности, прежде всего в хозяйственном звене, должно быть одной из главных задачей развития инновационной экономики, так как микроуровень является исходным уровнем зарождения инноваций. Поэтому до сих пор одной из ключевых проблем в развитии предприятий и отраслей агропродовольственного комплекса остается низкий уровень квалификации специалистов, принимающих и реализующих решения по развитию производства, что приводит к чрезвычайной ограниченности масштабов применения инноваций и неэффективному использованию выделяемых средств, что выражается в низкой отдаче от реализации технологических инноваций. Как показывает практика, большинство руководителей и специалистов, принимающих и реализующих решения по развитию производства, не знают особенности инновационных процессов в АПК и не могут успешно осуществлять свою деятельность в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса.
Институциональные факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности, при должном системном подходе могут стать факторами, стимулирующими инновационную активность предприятий агропродо-
вольственного комплекса. Необходимо совершенствование механизма государственной поддержки, ориентированной на системное внедрение отечественных инновационных решений. Основными путями совершенствования действующей системы государственного стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве, формирующими благоприятные экономические условия для внедрения инновационных проектов будут: в финансово-кредитном механизме - льготное или беспроцентное государственное кредитование; в налогообложении - введение налоговых каникул для инновационных фирм; расширение базы инвестиционного налогового кредита, увеличение амортизационной премии; введение инвестиционной налоговой льготы; в страховании - участие государства в страховании инновационных объектов; увеличение государственных субсидий по страхованию посевов и скота. Кроме того, необходимы дополнительные меры государственного экономического стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства, такие как: конкурсное распределение государственного заказа на научные исследования по приоритетным направлениям инноваций; увеличение государственных субсидий по кредитам и бюджетное финансирование части инвестиционных затрат по инновационным проектам; создание механизма участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании программы деятельности государственных информационно-консультационных центров.
Необходимо разработать комплекс финансово-экономических стимулов к взаимодействию хозяйствующих субъектов с научно-исследовательским организациями и внедрен-
ческими структурами. В рамках данного направления, считаем целесообразным Министерству сельского хозяйства совместно с аграрной наукой и региональными органами управления разработать и опубликовать систематически обновляемый перечень рекомендуемых к внедрению передовых технологий в разрезе регионов, распространение которых будет поддерживаться с помощью субсидий; субсидировать для производителей конкретные виды отечественных средств производства (сельхозтехнику и оборудование, семенной материал, племенные животные, средства защиты растений и животных, кормовые добавки и т.д.). В целях эффективного продвижения инноваций важно разработать программу развития системы информационно-консультационного обеспечения агропродовольственно-го комплекса для ее соответствия задачам внедрения отечественных инновационных технологий; необходимо создать отраслевой фонд венчурного финансирования инноваций в АПК с региональными отделениями; на основе взаимодействия научных организаций структуру по доведению научных открытий до уровня патентов, инноваций, по поддержке ученых, желающих создать свои инновационные предприятия. Реализация предложенных мероприятий позволит стимулировать инновационную активность аграрных предприятий и снизить риски инновационной и инвестиционной деятельности, стимулируя тем самым техническое перевооружение и модернизацию в агропродовольственном комплексе.
Источник
1. Куликов, И. Инновационная стратегия как фактор преодоления аграрного кризиса / И. Куликов // АПК: экономика, управление.- 2013. - №2 8. - С. 3 - 10.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ДОЛГОСРОЧНОГО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Микушева Т.Ю., к.э.н., ст. науч. сотр., доц. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Коми, проект №13-12-
11001а/С
Концепция продовольственной безопасности на уровне региона предполагает, возможно, более полное самообеспечение группой продуктов питания, производство которых наиболее эффективно на данной территории. В северном регионе (Республика Коми) сельхоз-производство сосредоточено на производстве малотранспортабельной и скоропортящейся
продукции, а также на продукции традиционных отраслей [3]. Уровень самообеспечения в 2011 г. составил: молоко и молокопродукты -25%, мясо и мясопродукты - 29%, яйца и яйце-продукты - 56%, картофель - 109%. Увеличение объемов производства и достижение необходимого качества продукции предполагает