Научная статья на тему 'Инновационное развитие агропродовольственного комплекса как фактор обеспечения продовольственной безопасности России'

Инновационное развитие агропродовольственного комплекса как фактор обеспечения продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие агропродовольственного комплекса как фактор обеспечения продовольственной безопасности России»

циалистов для сельского хозяйства. Он представлен Мордовским институтом переподготовки кадров агробизнеса, Аграрным институтом и Институтом механики и энергетики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

7. Научный блок, включающий сеть научно-исследовательских учреждений, связанных с разработкой новых технологий выращивания и переработки сырья. В состав данного блока входит Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (аграрный институт и биологический факультет), Мордовский НИИ сельского хозяйства.

Основными направлениями развития мясного кластера являются: увеличение производства охлажденного мяса, развитие производства говядины (формирование современных комплексов по выращиванию мясного КРС), увеличение объемов производства к 2025 г.: говядины - до 68 тыс. тонн, свинины - до 100 тыс. тонн, птицы - до 150 тыс. тонн, увеличение перерабатывающих мощностей в регионе, развитие современных сервисов для мясной промышленности, Строительство межрегионального убойного цеха [4].

В республике имеются также благоприятные предпосылки для формирования других продуктовых кластеров в агропромышленном комплексе:

1) производство яйца. По производству яиц в расчете на одного жителя Мордовия занимает первое место в ПФО, показатель на 01.01.21011 г. составляет 1293 яйца на человека, что более чем в три раза превышает показатель по России и ПФО. Общий объем производства составляет 1077,5 млн. штук. В республике функционирует несколько крупных предприятий сектора производства мяса птицы и яиц, таких как ОАО «Птицефабрика «Атемар-ская», ОАО «Агрофирма «Октябрьская» и ОАО «Птицефабрика «Чамзинская». Основными направлениями развития производства яйца являются: увеличение объемов производства, развитие переработки яиц, расширение географии и структуры продаж, реализация активной мар-

кетинговой стратегии, снижение энергоемкости производства, создание современной упаковки для традиционных и новых продуктов; 2) производство овощей, овощных консервов, замороженных овощей. В регионе расположено одно из крупнейших предприятий по производству овощей в России ГУП Республики Мордовия «Тепличное», а также Саранский консервный завод; 3) производство спирта и алкогольных напитков, 4) производство зерна (преимущественно для нужд других секторов: производства муки, комбикормов, спирта) и достижение валового сбора зерна до 1800 тыс. тонн к 2025 г. 5) развитие сахарной промышленности. 6) производство семян сельскохозяйственных культур.

В АПК Мордовии наиболее перспективно создание молочного, пригородного овоще-картофельного и птицеводческого (производство яиц) кластеров. В этих отраслях агропромышленного комплекса имеются предприятия-лидеры в области переработки сырья и сельскохозяйственные предприятия с высоким уровнем и эффективностью развития соответствующих отраслей.

Таким образом, в современных экономических условиях «кластерный подход» - это наиболее действенный способ воздействия на экономическое развитие региона, который основывается на учете положительных синерге-тических эффектов и конкурентных преимуществ от территориальной близости и взаимодействия потребителей и производителей, сетевых эффектов и сбалансированного функционирования всех участников кластера.

Источники

1. Портер М. Конкуренция / М. Портер. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. С. 205.

2. Мордовия: Стат. ежегодник./ Мордовия-стат. Саранск: 2013. С. 251-257.

3. Логинова Н.Н. Социально-экономическая география Республики Мордовия. Учебное пособие / Науч. ред. А. М. Носонов. Саранск: 2013. С. 108-120.

4. Стратегия развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс] / Федеральный портал protown.ru. М., 2011. Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3449.html

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Кадомцева М.Е., к.э.н., мл. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

В условиях новых вызовов и угроз, свя- вание агропродовольственного комплекса Рос-

занных с глобальными социально-экономичес- сии и обеспечение продовольственной безо-

кими процессами, устойчивое функциониро- пасности страны неразрывно связаны с акти-

визацией инновационных процессов. Однако в настоящее время темпы инновационного развития АПК нельзя считать удовлетворительными, показатели инновационной деятельности остаются на недопустимо низком уровне. Инновационный потенциал агропродовольст-венного комплекса используется лишь на 1530%, а доля наукоемкой продукции составляет около 0,3% от общего объема, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 20%. [1, с. 4]

Во многом текущее состояние обусловлено тем, что существующая институциональная среда не обеспечивает необходимых условий и стимулов для системной разработки и внедрения инноваций в аграрное производство. По-прежнему основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность, являются нехватка финансовых ресурсов и недостаточный уровень государственной поддержки, низкая эффективность инновационной инфраструктуры, недостаточный уровень межинституционального взаимодействия.

Практика показывает, что существующий финансово-экономический механизм не способствует в должной мере формированию стимулов для внедрения инноваций в хозяйственную деятельность, тем самым, являясь ключевым фактором, обуславливающим низкий спрос на инновации. Финансово-кредитные отношения в агропродовольствен-ном комплексе не имеют системного характера, в них недостаточно учитываются особенности сельскохозяйственного производства.

Общая низкая конкурентоспособность отечественной инновационной сферы, высокая стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, неопределенность сроков инновационного процесса и высокие риски при внедрении нововведений, являются причинами, побуждающими предприятия выбирать стратегию инновационного развития, основанную на приобретении устаревшей зарубежной техники или технологии в случае критического износа основных средств. Нередко сельхозтоваропроизводителями реализуется отдельное нововведение, а не комплекс технологий единого научно-технического уровня, в который входят расходы на подготовку кадров, координацию работ, сопряженные нововведения и т.д. Из-за высокой стоимости комплекса инноваций возникает проблема модификации только лишь отдельных элементов производства, что не всегда приводит к положительному эффекту. В современных условиях предприятия все больше предпочитают осуществлять управленческие

инновации, которые проходят быстрее этапы инновационного процесса и дают незамедлительный эффект, намного выгоднее и дешевле чем технические, так как они не связаны с покупкой дорогостоящего оборудования или технологий, не требуют инвестиций.

Ориентация на импорт инноваций делает развитие российского агропродовольственного комплекса уязвимым и зависимым от внешней конъюнктуры. В связи с этим системное внедрение отечественных инновационных решений, реализация стратегии импортозамещения, особенно важны в агропродовольственном комплексе, как одном из стратегических секторов экономики страны.

В последние годы можно отметить значительный прогресс в совершенствовании законодательства в области инновационной деятельности, постепенный переход от принципа фрагментарности к принципу целостности и системности. Вместе с тем по-прежнему присутствуют противоречия в законодательных актах. Предусмотренный, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегический курс перехода на инновационный путь развития мало подкрепляется на микроуровне, т.е. на уровне отдельных индивидов и хозяйств. Стимулирование к осуществлению инновационной деятельности, прежде всего в хозяйственном звене, должно быть одной из главных задачей развития инновационной экономики, так как микроуровень является исходным уровнем зарождения инноваций. Поэтому до сих пор одной из ключевых проблем в развитии предприятий и отраслей агропродовольственного комплекса остается низкий уровень квалификации специалистов, принимающих и реализующих решения по развитию производства, что приводит к чрезвычайной ограниченности масштабов применения инноваций и неэффективному использованию выделяемых средств, что выражается в низкой отдаче от реализации технологических инноваций. Как показывает практика, большинство руководителей и специалистов, принимающих и реализующих решения по развитию производства, не знают особенности инновационных процессов в АПК и не могут успешно осуществлять свою деятельность в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса.

Институциональные факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности, при должном системном подходе могут стать факторами, стимулирующими инновационную активность предприятий агропродо-

вольственного комплекса. Необходимо совершенствование механизма государственной поддержки, ориентированной на системное внедрение отечественных инновационных решений. Основными путями совершенствования действующей системы государственного стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве, формирующими благоприятные экономические условия для внедрения инновационных проектов будут: в финансово-кредитном механизме - льготное или беспроцентное государственное кредитование; в налогообложении - введение налоговых каникул для инновационных фирм; расширение базы инвестиционного налогового кредита, увеличение амортизационной премии; введение инвестиционной налоговой льготы; в страховании - участие государства в страховании инновационных объектов; увеличение государственных субсидий по страхованию посевов и скота. Кроме того, необходимы дополнительные меры государственного экономического стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства, такие как: конкурсное распределение государственного заказа на научные исследования по приоритетным направлениям инноваций; увеличение государственных субсидий по кредитам и бюджетное финансирование части инвестиционных затрат по инновационным проектам; создание механизма участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании программы деятельности государственных информационно-консультационных центров.

Необходимо разработать комплекс финансово-экономических стимулов к взаимодействию хозяйствующих субъектов с научно-исследовательским организациями и внедрен-

ческими структурами. В рамках данного направления, считаем целесообразным Министерству сельского хозяйства совместно с аграрной наукой и региональными органами управления разработать и опубликовать систематически обновляемый перечень рекомендуемых к внедрению передовых технологий в разрезе регионов, распространение которых будет поддерживаться с помощью субсидий; субсидировать для производителей конкретные виды отечественных средств производства (сельхозтехнику и оборудование, семенной материал, племенные животные, средства защиты растений и животных, кормовые добавки и т.д.). В целях эффективного продвижения инноваций важно разработать программу развития системы информационно-консультационного обеспечения агропродовольственно-го комплекса для ее соответствия задачам внедрения отечественных инновационных технологий; необходимо создать отраслевой фонд венчурного финансирования инноваций в АПК с региональными отделениями; на основе взаимодействия научных организаций структуру по доведению научных открытий до уровня патентов, инноваций, по поддержке ученых, желающих создать свои инновационные предприятия. Реализация предложенных мероприятий позволит стимулировать инновационную активность аграрных предприятий и снизить риски инновационной и инвестиционной деятельности, стимулируя тем самым техническое перевооружение и модернизацию в агропродовольственном комплексе.

Источник

1. Куликов, И. Инновационная стратегия как фактор преодоления аграрного кризиса / И. Куликов // АПК: экономика, управление.- 2013. - №2 8. - С. 3 - 10.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ДОЛГОСРОЧНОГО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Микушева Т.Ю., к.э.н., ст. науч. сотр., доц. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Коми, проект №13-12-

11001а/С

Концепция продовольственной безопасности на уровне региона предполагает, возможно, более полное самообеспечение группой продуктов питания, производство которых наиболее эффективно на данной территории. В северном регионе (Республика Коми) сельхоз-производство сосредоточено на производстве малотранспортабельной и скоропортящейся

продукции, а также на продукции традиционных отраслей [3]. Уровень самообеспечения в 2011 г. составил: молоко и молокопродукты -25%, мясо и мясопродукты - 29%, яйца и яйце-продукты - 56%, картофель - 109%. Увеличение объемов производства и достижение необходимого качества продукции предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.