ЗООТЕХНИЯ И ВЕТЕРИНАРИЯ
УДК 619:615.24.015.4
ИННОВАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ВЕТЕРИНАРИИ ПРЕПАРАТА «КУРИОЗИН» В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ СПАЕК БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ
INNOVATE APPLICATION IN VETERINARY PREPARATION «KURIOZIN» FOR PREVENTION POSTOPERATIONAL ADHESION PROCESS IN ABDOMINAL CAVITY
В.В. Караулов, доцент кафедры «Инфекционная патология и судебная ветеринарная медицина» кандидат медицинских наук
ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
V.V. Karaulov
Volgograd state agricultural academy
Проведенное экспериментальное исследование показало, что внутрибрюшинное введение «Куриозина» является эффективным и перспективным методом профилактики послеоперационных спаек, снижает уровень спаечного процесса в 14 раз и может быть рекомендовано для использования в практической ветеринарии.
Leaded experimental investigation demonstrated that «Kuriozin» is effective and perspective method of prevention postoperational adhesion, reducing level of adhesion process in 14 and can be recommended for using in practical veterinary.
Ключевые слова: спаечная болезнь, лечение, препараты.
Профилактика образования спаек после операций на органах брюшной полости остается актуальной проблемой хирургии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением количества и объема оперативных вмешательств, выполняемых в последние годы [2], а также ростом числа повторных хирургических операций на органах брюшной полости. Это связано с многочисленными осложнениями спаечной природы [1] и неудовлетворительными исходами первичных оперативных вмешательств, возникновением другой хирургической патологии брюшной полости [7].
Тяжелые осложнения, которые могут развиться вследствие образования спаек, послужили стимулом для поиска новых способов предупреждения возникновения внутрибрюшных сращений. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе появилось большое количество работ, в которых освещаются вопросы лечения и профилактики послеоперационных спаек.
Суммируя данные литературы, можно выделить следующие пути предупреждения развития послеоперационных спаек:
1) механическое удаление экссудата из брюшной полости - дренирование, лаваж, ранняя и динамическая контрольная лапароскопия [10];
2) уменьшение первичного воспалительного процесса и последующей экссудации
[6,7];
3) механическое отграничение поверхностей раны [3];
4) ингибирование коагуляции и стимулирование фибринолиза [12].
До настоящего времени не найдено эффективных лекарственных препаратов, обладающих выраженным антиадгезивным действием, нет точной системы оценки эффективности различных методов профилактики спаек.
Экспериментальным путем возможно моделировать спаечный процесс в брюшной полости, оценить эффективность лекарственных средств и способов, обладающих противоспаечной активностью, сравнить их антиадгезивный эффект.
Целью исследования является разработка способа профилактики послеоперационных спаек посредством использования средства «Куриозин».
Задачи исследования:
1. Получить объективные данные о спаечном процессе посредством моделирования операционной травмы, методе его количественного учета без использования противоспаечных средств (контрольная группа).
2. На модели спаечного процесса определить предполагаемый антиадгезивный эффект препарата «Куриозин» (опытная группа ).
3. Сравнить противоспаечный эффект «Куриозина» со стандартной схемой антиадгезивной терапии (контрольная группа 2).
При выборе препарата мы руководствовались его возможным влиянием на различные звенья патогенеза спайкообразования.
«Куриозин» представляет собой 20,5 мг гиалуроната цинка (10 мл) в вязком стерильном растворе. По данным литературы «Куриозин» применяется для лечения трофических язв, ран кожи и мягких тканей лица, вялогранулирующих и инфицированных дефектах кожи, пролежнях, свищах [5,9].
В доступной литературе не обнаружено, что средство «Куриозин» использовалось для профилактики послеоперационного спаечного процесса, хотя его свойства предполагают возможный антиадгезивный эффект.
«Куриозин» усиливает процессы фагоцитоза, усиливает активность макрофагов, улучшает местную циркуляцию и снабжение тканей кислородом, влияет на процесс пролиферации, оказывает антимикробный эффект на ряд микроорганизмов, при этом уменьшается риск суперинфекции, тормозящей регенеративные процессы.
Эксперимент проведен на 35 взрослых беспородных котах. Животные были распределены случайным образом на две контрольных и одну опытную группу - по 15 животных в каждой группе. Всем животным наносилась стандартная операционная травма [4].
В первой контрольной группе профилактика спайкообразования не проводилась.
Во второй контрольной группе проводилась профилактика спайкообразования с помощью распространенного метода внутрибрюшинного введения новокаина, гидрокортизона и гепарина [8,11].
В опытной группе профилактика образования спаек проводилась путем введения в брюшную полость перед ее ушиванием средства «Куриозин» в дозе 5 мл.
Через месяц после операции животные усыплялись и подвергались патологоанатомическому исследованию, определялись локализация, количество, морфологический тип спаек, их длина, диаметр, толщина и площадь. При этом использовалась формула определения объема спаек [4]:
^спаек ^1тяж.р(^тяж/2) + ^1нитч.р(^нитч./2) +
+ ^1паут.р(^паут/2) + ^8пленч.Ипленч. + ^5плоск.Иплоск.,
где V - объем, 1 - длина спайки, ё - диаметр поперечного сечения спайки, 8 - площадь спайки, И - толщина спайки, я= 3,14.
При оценке спаечного процесса у животных первой контрольной группы выявлено, что послеоперационные спайки присутствовали у 14 животных (93 %), и только в одном эксперименте спаек в брюшной полости обнаружено не было. Максимальные спаечные изменения наблюдались в зоне операции, локализация спаек в основном касалась мест нанесения операционной травмы. Наиболее частым участником спаечных сращений был большой сальник. Плоскостная спайка большого сальника с лапаротомным рубцом встречалась чаще других - в 13 случаях, что
составило 87 %. В 6 случаях (40 %) встретилась пленчатая спайка мочевого пузыря с лапаротомным рубцом, в одном наблюдении (7 %) была обнаружена пленчатая спайка, идущая от десерозированного участка тощей кишки к корню ее брыжейки. Спайки плотно фиксировали серозные поверхности, и трудно разделялись тупым путем. Уровень спаечного процесса составил 1,065 см .
При оценке спаечного процесса брюшной полости животных в контрольной группе 2 выявлено, что в 4 экспериментах спайки в брюшной полости отсутствовали. У остальных животных спаечные перестройки затрагивали места нанесения операционной травмы. Спайки были рыхлые, фиксировались к тканям на небольшом протяжении и легко отделялись от серозы при тупом разделении. Преобладающими были сращения большого сальника с лапаротомным рубцом - 12 наблюдений (80 %). В трех наблюдениях (20 %) большой сальник был припаян к куполу слепой кишки. В одном случае (7 %) большой сальник был припаян одновременно к обоим десерозированным участкам на слепой и подвздошной кишке. Уровень спаечного процесса в данной группе составил 0,25 см3 .
В опытной группе животных обнаружено, что в трех экспериментах (20 %) в брюшной полости не выявлено признаков спаечного процесса. Преобладали сращения большого сальника с лапаротомным рубцом - в 8 случаях (53 %). Выявлялись плоскостные сращения большого сальника с куполом слепой кишки - 3 случая (20 %). Выявленные спаечные сращения были рыхлые, фиксировались к тканям на небольшом протяжении, легко отделялись от серозы при тупом разделении. Уровень спаечного процесса составил 0,088 см .
На диаграмме 1 показан уровень спаечного процесса в контрольной и опытной группах животных.
Диаграмма 1. Уровень спаечного процесса в контрольных и опытной группах
Для достоверного определения влияния исследуемых препаратов на послеоперационное спайкообразование нами проведено морфологическое исследование. Изучена морфологическая картина спаек брюшной полости в контрольных и опытной группах. Определялся морфологический тип спаек, а также их микроскопическое строение. Препаратами для исследования явились висцеро-париетальные и межорганные спайки, ткань, замещающая дефекты брюшины. Все препараты фиксировались 10 % раствором формалина, окрашивались гематоксилином и эозином. Основными критериями исследования явились: выявление степени лимфогистиоцитарной инфильтрации,
процессов гиалиноза и склероза тканей, определение клеточного состава (фибробласты,
фиброциты, макрофаги, тучные клетки), количество коллагеновых и эластических волокон, присутствие в спайках жировой ткани, новообразование лимфатических и кровеносных сосудов.
В контрольных группах отмечен выраженный спаечный процесс, в 86 % отмечены плоскостные спайки большого сальника с лапаротомным рубцом, в 26 % наблюдались тяжевые спайки большого сальника с дефектом дистального отдела подвздошной кишки, и в 40 % случаев - пленчатые спайки лапаротомного рубца с мочевым пузырем. Спайки были представлены грубоволокнистой соединительной тканью с развитием процессов гиалиноза и склероза, наличием умеренно выраженной лимфогистиоцитарной инфильтрации. Отмечалась бедность ткани кровеносными и лимфатическими сосудами.
В опытной группе спаечный процесс был менее выражен, спайки легко разделялись тупым путем и микроскопически были представлены рыхлой соединительной тканью, богатой новообразованными кровеносными и лимфатическими сосудами. В спайках присутствовали клетки жировой ткани, на поверхности спаек - мезотелиальные клетки. Практически отсутствовали явления гиалиноза и склероза, отмечалась слабо выраженная лимфогистиоцитарная инфильтрация ткани. Ни в одном из исследуемых препаратов не выявлен факт формирования олеогранулем.
Сравнительный анализ полученных морфологических данных свидетельствует о способности средства «Куриозин» ускорять регенерацию и снижать воспалительный процесс в области операционной травмы.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что средство «Куриозин» обладает выраженным противоспаечным действием. Это доказывает значительное снижение уровня спаечного процесса.
Таким образом, внутрибрюшинное введение «Куриозина» является эффективным и перспективным методом профилактики послеоперационных спаек, снижет уровень спаечного процесса в 14 раз и может быть рекомендовано для использования в практической ветеринарии.
Библиографический список
1. Абдуллаев, Э.Г. Применение релапаротомии при лечении ранней послеоперационной непроходимости кишечника / Э.Г. Абдуллаев, В.В. Бабкин, А.А. Писаревский // Клишчна. - хирургия. - 1995. - № 1. - С. 10-11.
2. Арсютов, О.В. Роль гепарина и некоторых биоаминов в патофизиологии спаечной болезни брюшины и влияние магнитно-лазерного воздействия на нее: дисс...к.м.н. / О.В. Арсютов. - Чебоксары, 2000.
3. Адамян, Л.В. Оценка эффективности применения противовоспалительных средств в эксперименте / Л.В. Адамян, О.А. Мынбаев, Ф.Л. Отуо // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 1993. - № 1. - С. 68-69.
4. Воробьев, А.А. Хирургическая анатомия оперированного живота и лапароскопическая хирургия спаек / А.А. Воробьев, А.Г. Бебуришвили. - Волгоград. - 2001. - С. 32-33.
5. Врублевский, Н.М. Применение «Куриозина» в комплексном лечении гнойных ран / Н.М. Врублевский // Научно-информационный медицинский журнал Гедеон Рихтер в СНГ. - 2001. - №2 (6). - С. 23-26.
6. Дубяга, А.Н. Спайки брюшной полости или спаечная болезнь / А.Н. Дубяга // Вестник хирургии. - 1987. - № 8. - С. 50-53.
7. Женчевский, РА. Спаечная болезнь / РА. Женчевский. - М., «Медицина», 1989. - С. 34-36.
8. Зиневич, В.П. Патогенез и лечение острой кишечной непроходимости / В.П. Зиневич, В.Я. Бабкин // Вестник хирургии им. Грекова. - 1987. - № 12. - С.15-18.
9. Кукуев, А.Ю. Опыт применения препарата «Куриозин» в лечении больших инфицированных ран и пролежней / А.Ю. Кукуев // Научно-информационный медицинский журнал Гедеон Рихтер в СНГ. - 2001. - №2 (6). - С. 26-27.
10. Нажмудинов, З.З. Комплексные методы профилактики и лечения ранних брюшинных спаек: дисс. к.м.н. / З.З. Нажмудинов. - Махачкала, 2000.
11. Скрипниченко, Д.Ф. Неотложная хирургия брюшной полости / Д.Ф. Скрипниченко . - Киев. «Здоровья», 1986. - С. 219-222.
12. Rivkind A.I., Lieberman N., Durst A.L. Postoperative adhesions their treatment and relevance in clinical practice.
// Europ. Surg. Res. - 1985. - Vol.17. - P. 254-258.