Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательство: необходимость перехода'

Инновационное предпринимательство: необходимость перехода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ORGANIZATIONAL INNOVATION / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / MARKETING INNOVATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / TECHNOLOGICAL INNOVATION / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДО 2020 ГОДА / INNOVATION DEVELOPMENT STRATEGY UNTIL THE YEAR 2020 / ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК / INNOVATIVE PEOPLE / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "СКОЛКОВО" / "SKOLKOVO" INNOVATION CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Д.П., Остобунаева С.В., Десятниченко Д.Ю.

В представленной статье речь пойдет об инновационном предпринимательстве и необходимости перехода к нему. Будут рассмотрено понятие инновационного предпринимательства, а также технологические, организационные и маркетинговые инновации, на основе которых будет проведен анализ инновационной активности в России и некоторых стран мира. А также рассмотрен инновационный центр «Сколково», который был создан для улучшения ситуации в инновационном развитии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BUSINESS: THE NEED TO MOVE

The summary: the article focuses on innovative entrepreneurship and the need to move toward him. It will consider the concept of innovative entrepreneurship, as well as technological, organizational and marketing innovations, on the basis of which is the analysis of innovation activity in Russia and some countries of the world. Also considered an innovation centre «Skolkovo» which was created to improve the situation in the innovative development of Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательство: необходимость перехода»

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: НЕОБХОДИМОСТЬ

ПЕРЕХОДА

Д.П. Осипова, студент С.В. Остобунаева, студент

Научный руководитель: Д.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В представленной статье речь пойдет об инновационном предпринимательстве и необходимости перехода к нему. Будут рассмотрено понятие инновационного предпринимательства, а также технологические, организационные и маркетинговые инновации, на основе которых будет проведен анализ инновационной активности в России и некоторых стран мира. А также рассмотрен инновационный центр «Сколково», который был создан для улучшения ситуации в инновационном развитии России.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, организационные инновации, маркетинговые инновации, технологические инновации, стратегия инновационного развития до 2020 года, инновационный человек, инновационный центр «Сколково».

Одна из самых сложных задач предпринимателя в наше время - это поиск и реализация новых идей. Для этого необходимо умение находить новые решения, творчески мыслить, но и помимо всего этого оценивать и понимать расклад сил, которые действуют в сложившейся обстановке. Все это включает в себя инновационное предпринимательство. В нашей статье речь пойдет о значимости перехода к нему.

Для начала, что же подразумевается под инновационным предпринимательством. Инновационное предпринимательство -это вид коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли при помощи образования и активного распространения инноваций во все сферы хозяйства. Оно основано на поиске новых методов развития предприятий (новых технологий, рынков, продукции и т.д.) или создания нового инновационно - ориентированного предприятия. В совокупности комплекс технологических, научных, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий и приводит к инновациям.

Существуют инновационные товары, работы, услуги, маркетинговые, технологические, организационные и экологические инновации. Анализ в нашей работе будет основываться на показателях марке-

тинговых, технологических и организационных инноваций. Введем понятия маркетинговых, организационных и технологических инноваций.

Маркетинговые инновации - это новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, которые включают в себя следующее:

- изменение в дизайне и упаковке товаров (работ или услуг);

- использование новых способов продаж и рекламы товаров (работ или услуг);

- образование новых ценовых стратегий.

Эти инновации направлены на освоение новых рынков сбыта, с целью повышения объемов продаж, расширение состава потребителей и на удовлетворение их потребностей.

Технологические инновации являются окончательным результатом инновационной деятельности, которая представлена не только в виде новых или улучшенных продуктов (услуг), но и в виде процессов или способов производства, которые используются в практической деятельности.

Организационные инновации включают в себя реализованные новые способы ведения бизнеса, организацию рабочих мест и внешних связей.

Организационные инновации, в основном направлены на:

- увеличение эффективности деятельности предприятия при помощи снижения транзакционных и административных издержек

- снижение стоимости поставок

- увеличение производительности труда за счет совершенствования организации рабочих мест.

Рассмотрим совокупный уровень инновационной активности за 2014 год у 8 стран мира [1].

i! 6° 75,2 73,9 " - 50,3 53,4

14° -.lililí»

У У ¿ У S S У

Рис. 1. Совокупный уровень инновационной активности организаций

В диаграмме представлены сводные данные организаций в сфере добывающей и обрабатывающей промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также сферы услуг. Проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что инновационная активность в России очень низка.

Низкая инновационная активность видна и из других показателей, таких, как

средний возраст оборудования производства а также коэффициент обновления этого оборудования.

В таблице 1 представлен удельный вес организации, которые осуществляют инновации в общем числе всех организаций, по видам инноваций (организационные, маркетинговые и технологические)

Таблица 1. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем числе ор-

ганизаций, 2015 г. (%) [2].

Страны мира Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем числе организаций, 2015 г., (%)

Технологические Маркетинговые Организационные

инновации инновации инновации

Россия 8,3 1,8 2,7

Германия 55 34,4 32,2

Великобритания 34 25,4 34,2

Франция 36,7 16,8 34,2

Польша 16,1 10,6 10,4

А в таблице 2 представлен удельный числе начиная с 2013 по 2015 года в Рос-вес организации, которые осуществляли сии. инновации отдельных видов в их общем

Таблица 2. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации отдельных типов, в общем числе организаций (%) в России_

Удельный вес организаций, осуществлявших инновации отдельных типов, в общем числе организаций

(%) в России

Технологические Маркетинговые Организацио нные

2013г. 2014г. 2015г. 2013г. 2014г. 2015г. 2013г. 2014г. 2015г.

8,9 8,8 8,3 1,9 1,7 1,8 2,9 2,8 2,7

Исходя из данных таблиц (таблица 1 и таблица 2), можно отметить, что Россия значительно отстает от других стран мира, также видно, что удельный вес организации снижается. В связи с этим, для нашей экономики и страны в целом, очень важен переход на инновационный путь развития.

Сейчас главным документом, определяющим инновационную политику государства, является «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». Эта программа должна существенно поменять настоящую структуру экономики страны.

Данная стратегия ориентирована на достижение основных целевых показателей. Эти показатели представлены в стратегии инновационного развития и в Указе Президента Российской Федерации № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года. А именно, к 2020 году доля организаций, которые реализуют технологические инновации, должна составлять не меньше 25 %, а доля экспорта своих высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме -2%.

Помимо этого к 2018 году ожидается увеличение доли продукции наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза, по сравнению с 2011 годом.

В нашей стране еще только формируется система поддержки инновационного предпринимательства. В связи с этим, к основным элементам этой поддержки можем отнести:

1. Информационное обеспечение. Оно должно включать в себя информацию о федеральном и региональном законодательстве, об административных распоряжениях в сфере инновационного предпринимательства, об условиях развития инновационного предпринимательства, о рынках сбыта продукции, о конкурирующих предприятиях, о возможностях снабжения сырьем, энергией, топливом, оборудованием, наличии помещений для производства, а также квалифицированных кадров;

2. Создание развитой сети коммуникаций для предпринимательства и консалтинговых фирм, которые могут помочь

инвесторам с выбором объектов инвестирования и могут влиять на инвестиционные потоки.

3. Образование центров маркетинга и менеджмента, которые будут осуществлять обучение и подготовку предпринимательских кадров по всем необходимым в инновационном предпринимательстве дисциплинам и специальностям.

4. Создание инновационных бизнес центров, инкубационных и технопарковых структур, предоставляющих площади для производства, оборудование для проведения НИР; предлагающих юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, а также содействующие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

По разным оценкам экономистов, высокая инновационная активность предприятий способствует значительному приросту производства продукции. Например, в промышленно развитых странах прирост составляет 70-100% за счет применения инноваций.

В инновационном развитии главным экономическим ресурсом, прежде всего, является непрерывно развивающийся инновационный потенциал, который основан на кардинально иной экономической политике.

Во-первых, приоритетным должно являться финансирование всех сфер НИОКР и, конечно же, системы образования. Во-вторых, с помощью государственных программ необходимо поддерживать постоянную координацию и эффективную кооперацию между разными составляющими национальной инновационной системы.

Например, около 400 млрд. долларов приносит Германии ежегодный экспорт наукоемкой продукции. Так, во многих развитых странах суммарная часть, на отрасли со значительным спросом на знания, как образование и здравоохранение, высокотехнологичная отрасль, телекоммуникация и др., в ВВМ по добавленной стоимости начинает превышать 40% [3].

Развитие экономики знаний это непрерывный, неуклонно обновляющийся процесс, который раньше ассоциировался с промышленными производствами конвей-

ерного типа, которые создавали основную добавленную стоимость. То сегодня развитие характеризируется с различными сферами услуг и прежде всего с наукоемкими. Поэтому, можно заключить, что инвестиции в знания прямо влияют на развитие современной рыночной экономики и рост экономического потенциала страны. А высокотехнологичные и наукоемкие производства играют главную роль в формировании добавленной стоимости в экономике знаний.

Инновационное предпринимательство стало развиваться с учетом, как российской специфики, так и международного опыта. У российских предпринимателей-инноваторов уже имеются примеры самодостаточной деятельности. Сегодня, в России успешно работают 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития.

Одним из самых крупных инновационных центров является «Сколково». Задача «Сколково» - это создание экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса, в котором ученые, инженеры, конструкторы и предприниматели вместе с участниками образовательных проектов работают над созданием наукоемких конкурентоспособных разработок. Они ведутся в следующих пяти кластерах - энергоэфективность и энергосбережение, космические технологии и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, и биомедицинские технологии.

Рассмотрим основные показатели эффективности инновационного центра «Сколково».

Таблица 3. Основные показатели эффективности инновационного центра «Сколково».

Показатели Результат, 2015 г.

План Факт

Число заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, которые созданы в центре «Сколково», шт. 225 826

Количество патентов, которые получены на территории иностранных государств (США, Европа, Япония), шт. 27 55

Объем частных инвестиций привлеченных в «Сколково», включая инвестиции в участников Сколтех, млрд. руб. 12 14,8

Интегральный вклад проекта «Сколково» в экономику России, накопленным итогом, млрд. руб. 20 29,5

Исходя из данных таблицы, можно заметить, что инновационный центр «Скол-ково» перевыполняет плановые показатели, которые устанавливаются подпрограммой государства «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» государственной программы «Экономиче-

ское развитие и инновационная экономика» от августа 2013 г.

Общее количество участников старта-пов составляет 1432. Количество регионов, задействованных в них, составляет 64. Общая выручка стартапов - 80,5 млрд руб.

Ниже представлено разделение количества участников по кластерам:

I Биомедицинские технологии

I Информационные технологии

I Космические технологии и телекоммуникации I Энергоэффектифные технологии

Рис. 2. Распределение участников по кластерам

Рассмотрим подробнее кластер энергоэффективных технологий, в котором в настоящее время разрабатываются новые технологии и развиваются стартапы в нефтедобывающей отрасли. Несмотря на то, что добывающие компании сократили количество инвестиции в новые и капиталоемкие проекты, потребность в увеличении эффективности разработки действующих месторождений, в условиях низких цен, повысилась. Сейчас без новых технологий достичь увеличения эффктивности практически невозможно.

По мнению экспертов и специалистов, кластер энергоэффективных технологий в котором работает нефтегазовый центр, является потенциально успешным направлением в деятельности «Сколково». По итогам 2015 года в центре работает более 310 компаний, которые разрабатывают технологии для нефтегазового сектора, и в первую очередь импортозамещающих. 23 крупные индустриальные компании -партнеры приняли решение открыть свои НИОКР-центры в Сколково. Соглашения о сотрудничестве были подписаны с Транснефть, Газпром нефть и другими крупными компаниями.

В реальности же, ситуация совершенно иная. Не все кластеры приносят положительный результат. Многие проект пытаются вытягивать. В настоящее время в инновационном центре «Сколково» находится более 1100 резидентов, а в рамках их работы было создано более 13500 рабочих мест.

Фонд «Сколково» по большей части обеспечивается Федеральным бюджетом. В структуре расходов Фонда с 2013 по 2015 годы расходы на оплату труда заняли более 8,9 млрд. руб., что составляет примерно 13,7 % от всей суммы расходов. В то же время количество денег на исследовательскую деятельность использовано в два раза меньше. В связи с этим, Счетной палатой была проведена проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, связанных с созданием обеспечением функционирования инновационного цен-

тра «Сколково». Ведь «Сколково» создавалось именно для того, чтоб поддерживать исследования и превращать их в коммерческие проекты.

Несмотря на это главной задачей в инновационном развитии остается формирование условий для создания у гражданина знания об инновационной деятельности. Говоря иными словами - компетенции «инновационного человека» - как элемента всех инновационных преобразований [9].

Под «инновационным человеком» понимается широкая категория людей, которые должны приспособляться к постоянным изменениям, начиная с собственной жизни, далее изменения в экономическом развитии и заканчивая развитием науки и технологий. Он должен быть активным инициатором и производителем.

Каждый человек будет занимать особое место, которое будет зависеть от личных интересов, склонностей и потенциала гражданина. При этом важную роль будет играть система образования на всех своих этапах [8].

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что России необходима тщательно продуманная инновационная политика, которая будет направлена на образование абсолютной инновационной инфраструктуры, которая даст возможность успешно функционировать инновационным предприятиям.

Эта задача, перехода России на инновационный путь развития имеет стратегически важный характер, потому что возможность увеличивать производства других факторов практически исчерпана. И сегодня инновации является определяющим фактором современного социально-экономического развития и усовершенствования технологических производств. Этот позволит вовлечь в экономику новые источники роста, что позволит решить многие задачи, как улучшение благосостояния населения, социального благополучия и формирования высокого уровня экономики.

Библиографический список

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ii2015

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ii2016

3. Обзор мирового рынка наукоемкой продукции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iic.org.ua

4. Innovation statistics and indicators / Индикаторы инновационной деятельности стран мира 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/inno-stats.htm

5. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. -2015. №10 (82). С. 126-132.

6. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 328-332.

7. КудряшовВ.С. Теоретические аспекты инновационного развития региона на основе формирования и функционирования кластеров // Петербургский экономический журнал. 2014. №3. С. 55.

8. Меджидов А.И. Анализ основных показателей и оценка параметров развития инновационного предпринимательства в России // Вопросы инновационной экономики. - 2011. - №3.

9. Ельмеева И.Г., Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2013. - №5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATIVE BUSINESS: THE NEED TO MOVE

D.P. Osipova, student S.V. Ostobunaeva, student

Supervisor: D.Y. Desjatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor North-West institute of management of the Russian Federation Presidential Academy of national economy and public administration (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The summary: the article focuses on innovative entrepreneurship and the need to move toward him. It will consider the concept of innovative entrepreneurship, as well as technological, organizational and marketing innovations, on the basis of which is the analysis of innovation activity in Russia and some countries of the world. Also considered an innovation centre «Skolkovo» which was created to improve the situation in the innovative development of Russia.

Keywords: entrepreneurship, organizational innovation, marketing innovation, technological innovation, innovation development strategy until the year 2020, innovative people, «Skolkovo» Innovation Center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.