Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательство как определяющий фактор экономического развития на примере деятельности российского купечества'

Инновационное предпринимательство как определяющий фактор экономического развития на примере деятельности российского купечества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУПЕЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATING ACTIVITIES / MERCHANTS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугреева А. С.

В статье рассматривается ключевая роль предпринимательской деятельности в экономическом развитии. Сложившиеся за долгое время традиции купечества представляют не только исторический, но и экономический интерес. Благодаря активной предпринимательской деятельности купечества, Россия XIX-XX вв была одной из экономически развитых стран. Промышленники и фабриканты осознавали необходимость внедрения инноваций в производство и управление, что позволяло достичь увеличения прибыльности бизнеса и улучшения благосостояния государства. Многие черты купечества являются отражением национального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательство как определяющий фактор экономического развития на примере деятельности российского купечества»

Бугреева А.С. ©

Старший преподаватель, Финуниверситет при Правительстве Российской Федерации

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОССИЙСКОГО КУПЕЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается ключевая роль предпринимательской деятельности в экономическом развитии. Сложившиеся за долгое время традиции купечества представляют не только исторический, но и экономический интерес. Благодаря активной предпринимательской деятельности купечества, Россия XIX-XX вв была одной из экономически развитых стран. Промышленники и фабриканты осознавали необходимость внедрения инноваций в производство и управление, что позволяло достичь увеличения прибыльности бизнеса и улучшения благосостояния государства. Многие черты купечества являются отражением национального менталитета.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, купечество, экономическое развитие.

Keywords: entrepreneurship, innovating activities, merchants, economic development.

Благополучие всех цивилизованных стран мира, их высокий уровень экономического и социального развития являются результатом системы рыночной экономики, мощным двигателем которой выступает предпринимательская деятельность. Мировой экономический опыт подтверждает, что без независимого и самостоятельного производителя и его предпринимательской инициативы никого процветания достичь невозможно.

Предприниматели представляют собой особую группу людей, которые занимаются созданием и развитием собственных предприятий, и без поддержки которых ни одно государство не в состоянии охватить все стороны экономического развития. Предприниматели решают те проблемы, которые недоступны инертному государственному механизму.

Благодаря развитию предпринимательской деятельности в обществе формируется особый слой людей, умеющих брать на себя ответственность за решение сложных управленческих задач, вырабатывающих лидерские качества и организаторские способности, а также умение анализировать и видеть в перспективе экономические проблемы как отдельного региона, так и страны в целом. Расширение такой группы людей гарантирует обществу большую степень самоуправляемости и организованности, благодаря которой решение большинства острых экономических вопросов возможно без вмешательства государства.

Предпринимательство выступает как определяющий фактор изменений текущей экономической ситуации. Основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности является стремление к получению максимальной экономической выгоды, достижение которой возможно только при рациональном использовании всех производственных факторов, снижении издержек производства, использовании современных технологий, ответственном отношении к принимаемым решениям, повышении профессионализма и т.д.

История предпринимательства в России была прервана более чем на 70 лет командноадминистративной системой народного хозяйства. В связи с этим, для осмысления перспектив развития бизнеса и рыночных отношений в экономике Российской Федерации,

© Бугреева А.С., 2015 г.

хочется отметить особую важность обращения к истории купечества. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Изучение купечества как рода деятельности дает представление о том, как строились отношения между людьми, какое общественно-политическое значение имела данная деятельность для общего развития народного хозяйства, науки, культуры, образования. В становлении и развитии российского купечества отразились многие общие и особенные черты развития России.

До второй половины XIX века понятия предпринимательства еще не существовало. Были «купцы», «торговцы», «фабриканты», «заводчики». Не всегда торговец или производитель становился купцом. Членами купеческого сословия были купцы, записанные в гильдии, что не отражало их профессиональную деятельность. Купеческая деятельность как вид торгового предпринимательства была направлена на совершение товарно-денежных сделок, связана с управлением капиталом, рабочей силой и принятием управленческих решений. Развитие торгового предпринимательства находилось под влиянием социальноэкономических и политических событий. Купеческие капиталы формировались в процессе торговли хлебом, скотом, мехами и другими товарами. Различные регионы российского государства специализировались на торговле определенными видами товаров, что объяснялось географическими и климатическими особенностями, а также транспортной инфраструктурой. Так, например, в ярославской области крупнейшей коммерческой отраслью являлась торговля хлебом, что объяснялось выгодным географическим положением города; также велась активная торговля железом, тканями.

Основным источником правового регулирования предпринимательской деятельности XIX века был «Свод учреждений и уставов торговых» (1857), представляющий собой свод постановлений финансово-фискального и полицейского характера, в котором говорится найме приказчиков, торговых доверенностях и товариществах. «Устав в прямых налогах» (1906) устанавливает систему государственных податей и сборов с купцов. Представители купеческого сословия подразделялись на три гильдии в соответствии с уровнем развития их бизнеса и размером капитала. По аналогии с современным разделением бизнеса, к крупному бизнесу можно отнести купцов первой гильдии, которые занимались оптовой торговлей. Для купцов первой гильдии была характерна борьба за раздел сфер влияния и рынков сбыта. Они стремились к развитию производства, расширению своей предпринимательской деятельности.

Купцов второй и третьей гильдии многие исследователи [3] сопоставляют с малым и средним бизнесом. Многие из представителей нижних гильдий, в связи с ограниченностью ресурсами, были вынуждены искать свою нишу на рынке, принимать нестандартные решения с целью наращивания размеров деятельности.

Купеческая торговая деятельность имела замкнутый семейный характер, что ограждало бизнес от проблем безответственного отношения незаинтересованных сторон и позволяло выстоять в условиях жесткой конкуренции и произвола чиновников. В тоже время, развитие предпринимательской деятельности создавало дополнительные рабочие места, требуя найма различного рода служащих: приказчиков, доверенных, конторщиков, кассиров. Большинство купцов имели доверенных лиц в торговых фирмах, государственных учреждениях, таможне. Так, например, Нерчинский купец 1-й гильдии Я. С. Андроверов доверял иркутскому мещанину С. Е. Шишкину «подавать объявления, платить пошлину лично и переводом под разные залоги, вносить залоги и получать обратно, обрезать купоны, получать товары, покупать чай и пр.». [4]

Торговля и купеческий капитал способствовали развитию сопутствующих отраслей промышленности и крупных промышленных производств: текстильного, химического, табачного, бумажного и т.д. Помимо стремления к достижению основной цели -

максимизации прибыли - предпринимательская деятельность купцов имела и созидательный характер, что выражалось в создании новых отраслей экономики, предприятий, вклада в развитие духовной культуры общества.

Купеческое сословие занимало важное место среди других сословий, получая определенные государственные преимущества. Правительство давало возможность купцам вести оптовую торговлю как в России, так и за границей, и освобождало купцов всех гильдий от подушной подати и личной рекрутской повинности. В течение первой половины XIX века был введен ряд почетных званий для лиц, успешно занимавшихся промышленностью и торговлей. Купцов первой и второй гильдии награждали орденами, причисляли к почетному гражданству. В тоже время, самодержавное государство осуществляло жесткий административный контроль, требовавший от купцов получения одобрения всех крупных сделок. Это обстоятельство способствовало развитию взяточничества, угодничества, конформизма. Только в период реформ Александра II появились купеческие управы, позволившие реализовать некоторую степень самоуправления.

Передовые представители купечества понимали важность роли своего сословия для прогрессивного развития России, отечественной промышленности и торговли, для укрепления мощи российского государства, его экономической самостоятельности и независимости. Купечество, являвшееся передовой частью промышленного общества, имело стремление к объединению «людей дела» и разработке программы экономического роста. В 10х годах XX века выдающиеся представители данного сословия собирались на «экономические беседы», в ходе которых обсуждались вопросы экономического будущего страны, расширения общественного уровня и мировоззрения предпринимателей.

Понятие предпринимательства предполагает определенную культуру поведения и ведения бизнеса, которые зависят от социальной среды и обстоятельств. С одной стороны, существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу. С другой стороны, основной целью оставалось получение максимального финансового успеха, что требовало подавления конкуренции. В этот период появляются такие формы экономических отношений как монополии, незаконная торговля, комиссионерство (спекуляция), позволявшие манипулировать ценами и товарами для увеличения прибыли. Именно тогда появляется «неписанный «кодекс чести» - «ради капитала не грех преступить через закон» [5].

Несмотря на указанные противоречия, являясь одной из основных групп населения России XIX в., купечество составляло ядро российской торгово-промышленной элиты и несло особую систему ценностей и национальную предпринимательскую традицию, которая позволила превратить Россию в одну из самых динамично развивающихся стран мира конца XIX начала XX.

Рост экономики и развитие рыночных отношений являются результатом внедрения нововведений (инноваций) в технологию и организацию производственной деятельности. Инновации проявляются в открытии новых ресурсов, сокращении затрат на производство за счет создания новых продуктов, процессов и новых форм организации производства. Основная задача нововведений в коммерческом деле состоит в обеспечении эффективности и качественности ведения торговли и торгового обслуживания за счет внедрения новых идей, технологий, выхода на новые рынки сбыта и организации торговых процессов. Инновации были бы невозможны без развития и укрепления частной собственности. Рост численности населения, развитие и расширение внутренней и внешней торговли вызвали необходимость выхода на новые рынки сбыта, что привело к подъему купечества и укреплению частной собственности. В качестве примеров инноваций в сфере организации и регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности купечества можно привести появление таких понятий как страховка, векселя, соглашения о товариществе, патентах, арбитраже. Появлялись такие новые формы организации производства, когда собственность предприятия рассматривалась отдельно от семейной собственности, а предприятие определялось как юридическое лицо. Расчет прибылей и убытков позволил

производить оценку финансового положения фирмы и перспектив ее развития, а также осуществлять практику инвестирования и кредитования.

В начале XX века многие потомки купеческих династий, получившие прекрасное образование, активно внедряли инновационные идеи в коммерцию, производство и управление. Однако инновационная деятельность проявляется не только в сфере экономики, но и определяет уровень образованности в обществе, культуру отношений между предпринимателями и рабочими.

Ярким примером для современных предпринимателей может служить династия текстильных фабрикантов Морозовых, которые понимали важность внедрения инноваций в производство. Старший сын Саввы Васильевича Морозова Елисей в 1837 г открыл маленькую красильную мастерскую, которая в дальнейшем значительно расширилась и превратилась в крупный семейный бизнес. К 1850м годам это была уже ткацкая фабрика с капиталом 200 тысяч рублей. В 1882 было организовано паевое товарищество с капиталом более 7 млн. рублей, что позволило возвести новые корпуса и установить современное оборудование, что способствовало значительному расширению производства и товарооборота.[5] На улучшение быта рабочих было израсходовано почти 3.5 млн.рублей: были построены дома для рабочих, школа, больница. В 1914 году значительные средства выделялись на содержание библиотеки, богадельни, пособия беднейшим рабочим предприятия. В.Е. Морозов построил на свои средства детскую больницу в Москве, которая и сегодня называется Морозовской. Товарищество просуществовало до национализации в 1918 году.

Другим ярким образцом является купеческая династия Прохоровых. Прохоровы имели крупнейший в России хлопчатобумажный бизнес. Текстильное дело было начато В.И. Прохоровым в 1771г. В 1871 году годовой оборот предприятия составлял 4 млн.р. [4]. Одними из первых Прохоровы организовали школу для рабочих и, в дальнейшем, ремесленное училище. Т. В. Прохоров считал, что для выполнения квалифицированных работ необходимо готовить собственные рабочие кадры, а не нанимать иностранцев. Училище не только обеспечивало фабрики Прохоровых рабочей силой, но и готовило специалистов для химико-технических лабораторий многих предприятий страны. Открытия, сделанные в научно-аналитической лаборатории при фабрике, стали достоянием как в России, так и в Европе и Америке. Кроме этого, Прохоровы первыми в России занялись проблемой очистки сточных вод, оснащая предприятие новейшим оборудованием и используя нефть как более экономически выгодное топливо.

Таким образом, изучение и анализ предпринимательской деятельности купечества позволяет сделать вывод о том, что крупные предприниматели понимали важность инноваций, стремились к поиску новых возможностей производства, освоению новых рынков, внедрению новых способов организации производственной деятельности. Несмотря на огромное влияние старообрядческих традиций, семейных норм и славянофильства, предпринимательская деятельность Российского купечества базировалась на законах и требованиях рыночной экономики, вынуждая делать попытки сочетать традиции православия с капитализмом. Предприниматели осознавали свою социальную

ответственность, понимая, что увеличить прибыль невозможно без повышения качества трудовых ресурсов, уровня образования и создания благоприятных условий труда и жизни.

Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, были известны широким меценатством и благотворительностью, и оставили заметный след в истории. Купцы участвовали в представительных, совещательных, общественных организациях и учреждениях, пытались активно проявить себя в общественной деятельности. В конце XIX -начале XX вв. все больше представителей купеческого сословия участвовали в политической жизни страны, деятельности политических партий и общественных движений. Рост благосостояния, грамотности и интеллектуального уровня в купеческой среде способствовали развитию благотворительности и меценатства, направленных на широкие

слои населения. Многие купцы принимали активное участие в ликвидации различных бедствий, оказывали помощь населению, содержали городские общественные банки, организовывали попечение о народном образовании и здравии.

Сложившиеся за долгое время традиции купечества представляют не только исторический, но и экономический интерес. Внимательное изучение вопроса предпринимательской деятельности купечества позволяет убедиться в том, что современный класс предпринимателей унаследовал многие важные черты купечества, которые являются отражением национального менталитета. Очевидно, что Россия нуждается в таких людях, которые могли бы создавать действительно эффективную экономику. Использование исторического опыта позволит объективно оценить возможности, направления и перспективы формирования современного бизнеса в текущий сложный как в экономическом, так и политическом аспектах период развития России. Для выхода из кризиса и преодоления экономической стагнации необходимо создавать благоприятные условия для развития и функционирования предпринимательства.

Литература

1. Аникин А.В. «Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса», М., «Политиздат», 1985.

2. Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества. http://skachate.ru

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра М, 2004.

4. Предпринимательство и деловая этика купечества Юго-Восточной Сибири в XIX веке http://dslib.net

5. Предпринимательство и деловая этика купечества Юго-Восточной Сибири в XIX веке http: //lib .ua-ru.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.