МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
УДК 330.357
Н.Л. Удальцова
к.э.н., ст. преподаватель Финансовый университет при Правительстве РФ (Финуниверситет) г. Москва, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В связи с переходом к рыночной экономике, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, вляет я технологическое п ревооружение, птимиз ция процесса ро зводс ва и выпуск инновационной продукции и т. д. П этому на сегодняшний день для национальной экономики России инновационный вариант экономиче кого развития является как никогда актуальным.
Не так давно российский рейтинг инновационных компаний «ТехУспех», созданный РВК совместно с «Фондом содействия развитию малых форм предприятий», Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» и «Российским Банком поддержки малого и среднего предпринимательства», опубликовал список самых инновационных компаний за 2013 год. В рейтинг вошли компании из разных сфер: разработчики и производители авиационной аппаратуры для радиосвязи воздушных судов различных типов, фармацевтические предприятия, ИТ-компании, крупные региональные провайдеры
телекоммуникационных услуг и многие другие.
Если же говорить о мировых лидерах, то в конце 2013 года известный журнал The Forbes опубликовал очередной рейтинг самых инновационных компаний мира. Предст вителям наш й стра ы в нем места не нашлось. Отсутствие россиян в его инновационном реестре объясняется не только откровенно сырьевой риентацией отечес венной эк номики, но и довольно жесткими ритериями отб ра и нова ио ных к мпаний. Претендовать на попадание в перечень самых передовых к мпаний планеты по версии The Forbes могут лишь те из них, кто не менее 2,5 % выручки направляет на исследования и разработки, не менее семи лет присутствует на публичном рынке и чья капитализация превышает $10 млрд. В нашей стране не слишком ного предприятий и в традиционных о раслях могут похваста ься такими пок зателями, что уж говорить о сфере высоких технологий.
Согласно стратегии инновационного развития РФ, к 2020 году количество инновационных предприятий в промышленности должно увеличиться в четыре-пять раз относительно нынешних 9,5 %. Общие расходы на инновацию также должны вырасти к этому сроку в два раза с нынешних 1,8 % ВВП.
Отметим, что инновационное редпринимательство, как ра ило, осуществляет я в двух принципиально различных организационных ф рмах:
- в форме индивидуального предпринимательства, без создания предприятия как самостоятельного юридического лица;
- путем создания самостоятельного предприятия так отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной д ятельнос и от его имени.
В первом случае в качестве индивидуального р дпринимате я выступает физическое л цо, то есть патентообладатель или лицензиат, получившие патент на изобретение, или право на использова ие го в соответствии с заключенным ицензионным договором. В др гом случае - это прошед ие гос дарственную ре истрацию самостоятельные юридические лица, имеющие различные организационно-правовые формы предприятия и обладающие следующими признаками для осуществления научно-производственных процессов:
- разработка и продвижение на рынки новых товаров и передовых технологий;
- высокая доля НИОКР для создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг;
158
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
- значительная доля инвестиций в НИОКР;
- высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных проектов и др.
Инновационные предприниматели в своей стратегии ориентированы на необходимость постоянной
работы над новыми товарами и услугами, то есть одновременно с производством происходит планомерная подгот вка инноваций. Их особенность за лючается и в особом, собственном по иман и сущнос и инноваций, а также в формировании высокоэффективного инновационного менеджмента.
Опыт многих фирм пок зывает, что сущес венное отличие инновационных орг н за ий заключает я в том, что создание в них инноваций есть разновидность бизнеса. В традиционной организации разработка инноваций - это функция или часть общ й деятельности, основанной на классическ й конце ц и стратегического планирования. Организация инновационной деятельности отличается от классической последовательностью действий: «исследование - разработка - производство - маркетинг» и ориентирована на концепцию с ратегическ го правления.
На основе способа организации инновационного процесса на предприятии можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1. Инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту.
2. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи договоров, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.
3. Инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
В российских условиях вторая модель инновационного предпринимательства наиболее часто используется: фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом заводской науки.
Следует отметить, что каждое предприятие обладает в той или иной степени инновационной способностью - способностью создавать свои инновации, а также инновационной восприимчивостью -способностью освоения (восприятия) инноваций других. Причем эти составляющие необходимо рассматривать как процесс органического соединения, способствующий накоплению инновационного потенциала, который в развитых странах относится к категории национального достояния. Таким образом, под инновационным предпринимательством понимается участник инновационной деятельности, способный создавать и воспринимать инновации в пр изводственной, маркетинг вой, инвестиционной, инансовой и других сферах.
Учитывая инновационную природу деятельности предприятий, можно предположить, что инновационное редпринимательство - это динамиче кий пр цесс создания, разработки и недре ия ( рактического и пол зования) нововвед ний, охватываю ий различных участн ков институты, предприниматели и пр дприятия различных ф рм) д нного процесса на всех уровнях у р влен я.
В инновационных организациях действует со врем нем отлаж нная система с зд н я новинок и поставки их на рынок. Сущес вуют и другие лючевые факторы успеха, обеспечива щие и нова ио ное развитие современного редприятия: пр восходство т вара по отношению к меющимся на ынке, лучшее понимание рынка, эффективная сист ма управления инновационными процессами , выс ий уровень со ласованности НИОКР с пр изводс вом, развитие инновационного пот нциала и р.
С точки зр ния перспектив развития бизнеса в о ласти инноваций важны о наруж ие и нова ио ных возможност й, понимание их значения и своевременн я реализация.
Участниками рынка научно-технической продукции выступают, прежде всего, индивидуальные изобретатели и малые нновационные фирмы (как генерат ры но ых технологических дей), кру ные промышленные компании (так покупатели, так и продавцы). Основная роль в доведении идеи до конечного прод кта принадлежит крупным предприятиям, которые располагают с рьезной ис лед вательск й и производственной базой.
159
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Практика организации научных и поисковых исследований породила своеобразные формы предпринимательства, и роль их в инновационном процессе различна. Каждая из этих форм инновационного предпринимательства имеет вои положител ные моменты и недостатки.
Для российской экономики, по мнению авторов, венчурное предпринимательство является привлекательным и требует особого подхода к его формированию и развитию. Венчурные фирмы с гибкими и мобильными структурами, работающие на этапах роста изобретательной активности, способны передавать свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам. Основное преимущество такого рискового предпринимательства заключается в высокой скорости разработки нового продукта, с которой не могут конкурировать крупные предприятия.
Для уменьшения риска формируются другие своеобразные формы предпринимательства, представляющие собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках таких объединений крупная компания оказывает финансовую поддержку и обеспечивает каналы сбыта мелкой фирме, занимающейся разработками научно-технических новшеств.
Подобной эффективной формой инновационного пре принимательства следует считать фирмы-эксплеренты (пионеры) - средние или малые предприятия, которые выходят на рынок с принципиально новым продуктом, образуя впоследствии новую отрасль. В России комплексом фирм-эксплерентов выступает оборонный комплекс. Такими организациями могут быть венчурные фонды ( нешние венчуры), технологичес ие центры и парки, осущест ляющие множес во и нова ио ных проектов, то ько н значительная час ь кот рых приносит успех, что, тем не менее, правдывает этот искованный бизнес.
В сфере крупного стандартного бизнеса д йствуют компании- иоленты, за имающиеся программно-целевой научной деятельнос ью, р зульта ы кот рой предск зуемы и пот му выступают стержнем современной экономики. Успех на рынке обусловливается взаимосвязанными инвестициями в трех направлениях: создание крупного производства, создание общенациональной маркетинговой и сбытовой сети, а также создание эффективного управленческого аппарата. Им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение. Сферы деятельности подобных компаний ничем не ограничены, и они могут встречаться во всех отраслях рос ийской экономи и: машиностро н и, элек рон ке, фа мацевтике и т. д.
При о иентации на узкий сегмент р нка ф рмируют я предприятия-патиенты - это кру ные, сре ние и ма ые предприятия, осуществляющие выпуск новой или м дернизированной продукц и с у ик льн и характеристиками и приспосо л нной к по ребностям ирокого рынка. Р з итие т ких ирм может осуществляться по двум основным направлениям: умеренный рост вместе с занимаемой нишей; смена стратегии и превращ ние в кр пного виолента, в том числе за счет п глощения более кру ной ирмой.
Сущес венной формой предпринимате ьства на данном этапе развития эконо ики я ляются малые предприятия, осуществляющие распространение новшеств, созданных другими инновационными организациями, приспосабливая их к требованиям местного рынка, - это предприятия-коммутанты. Подобные предприятия активно с действуют диффузии нововведений за счет имитацио ной д ятельности и предоставл ния новых вид в услуг, созд нных на базе н вых технологий. Отметим, что ифф ия нновац й - роцесс распространения уже дн ж ы освоенной и использованной инновации в новых усло иях или местах п именения. Во всем мире подр ж ние - дна з распространенных сф р малого изнеса, дающая возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм и делающая их доступными массовому потребителю. Одной из разнови ност й фирм-коммутантов считаются клон-мейкеры -производители легальных копий продуктов известных фирм. После окончания срока действия патента мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей продукт (например, медицинский препарат) на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому .
В пользу эффек ивнос и внедрения и развития инновационных те ноло ий через и нова ио ное предпринимательство свидетельствуют следующие его особеннос и: инновацион ый б нес вляется устойчивым и долг вр менным потре ител м про рес ивных технологий; н чрезвыча но моб л н, а потому постоянно заинтерес ван аккумулировать их; в связи с небольшими о ъ мами производс ва иск
160
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
издержек, вызванных переходом к новым технологиям, относительно невелик; инновации, реализуемые в отдельных производственных звеньях производства, не требуют крупных финансовых инвестиций;
перативность управления малыми пре приниматель кими структурами помогает ыс ро совершенствовать и внедрять технологии.
Все попытки создания эффективных инновационных предприятий «сверху» фактически провалились, текущая экономическая политика, направленная на создание госкорпораций, лишь подтверждает этот факт. Декларируемый экономический подъем не имеет основных признаков: роста органического строения к итала, интенсивного массового перехода к наукоемким технологиям и н ращив нию объ мов выпуска к нкурентоспособной продукции.
В целом российская инновационная система сегодня пытается развиваться. Сегодня российские инвесторы уже осознают, что инновационные продукты позволяют увеличить не только размер прибыли компании, но и получить дополнительные конкурентные преимущества. Но, к сожалению, неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточный объем финансовой помощи и отсутствие должных стимулов к внедрению инноваций сдерживает инновационное развитие национальной экономики.
Список используемой литературы:
1. Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л. «Движущие силы и необходимые условия активизации инновационных процессов» коллективная монография «Инновационное развитие России: проблемы и решения», Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014
2. Попадюк, Т.Г. «Технологический подход к управлению инновационным развитием промышленности»//Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 1-2 (58-59). - С. 99-104.
3. Попадюк Т.Г. «Стратегия обновления промышленного капитала с Российской Федерацией с позиций требований «новой экономики»// Микроэкономика. - 2012. №2. С. 98-102
4. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301
© Удальцова Н.Л. 2015
УДК 339
Д.А. Фокин
Студент 4 курса кафедры Международного маркетинга и торговли Владивостокский Государственный Университет
Экономики и сервиса г. Владивосток, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В
ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОК.
Осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, является одной из наиболее важных и значимых составляющих в процессе таможенного декларирования, от которой зависит не только определение дальнейшего порядка таможенного декларирования, но и самое главное - жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, защита национальных интересов Российской Федерации, сохранение природных ресурсов[5].
В основные функции таможенных органов в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, входят:
- обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами
161