Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательства, как основа стратегического развития региона'

Инновационное предпринимательства, как основа стратегического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИИ / VENTURE CAPITAL / KNOWLEDGE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдаев И. Г.

Новая экономика, или, иначе, экономика, основанная на знаниях, - уже реальность. Знания чем дальше, тем больше будут становиться источником благосостояния, поэтому очень важно понять, какие именно знания, какой менеджмент организаций способны обеспечить конкурентное преимущество компании в мировом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New economy, or, otherwise, the economy based on knowledge, - already a reality. Knowledge the further, the will become more source of well-being, therefore it is very important to understand, which knowledge, what management of the organisations are capable to provide competitive advantage of the company in world space

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательства, как основа стратегического развития региона»

Юдаев И.Г. Инновационное предпринимательства, как основа стратегического

развития региона Дата: 15/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: Новая экономика, или, иначе, экономика, основанная на знаниях, — уже реальность. Знания чем дальше, тем больше будут становиться источником благосостояния, поэтому очень важно понять, какие именно знания, какой менеджмент организаций способны обеспечить конкурентное преимущество компании в мировом пространстве.

Ключевые слова: венчурный капитал, знания, инновации

Abstract: New economy, or, otherwise, the economy based on knowledge, - already a reality. Knowledge the further, the will become more source of well-being, therefore it is very important to understand, which knowledge, what management of the organisations are capable to provide competitive advantage of the company in world space.

Keywords: venture capital, knowledge, innovations

Юдаев И.Г.

генеральный директор ЗАО «OPTEX»

Выходные данные статьи: Юдаев И.Г. Инновационное предпринимательства, как основа стратегического развития региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В условиях возрастающей глобализации мирового экономического пространства, постоянно повышается значение фактора развития цивилизации - научнотехнического прогресса, приводящего к ускоренному развитию отдельных территорий, и формирующего вектор стратегической направленности.

Как известно, инновация - процесс, сопровождающейся зарождением идеи и получением наукоемких продуктов, услуг и технологий. Обеспечение промышленного выпуска инновационных продуктов достигается путем своевременного финансирования проекта в сочетании с эффективным менеджментом, сопровождаемым техническим консультированием и рамках единого научно-воспроизводственного цикла[ 1].

Успех инновационной деятельности в регионе зависит от уровня интеграции науки, образования и производства и осуществляется по следующим этапам: предварительный отбор наиболее перспективных идей; поиск инвестора; проведение НИОКТР и разработка нового продукта или услуги; защита авторских прав; производство продукта или услуги; проверка их конкурентоспособности;

продвижение новых продуктов или услуг на рынки[2].

Только наличие развитой региональной инновационной инфраструктуры обеспечивает эффективную реализацию всех этапов инновационного процесса вплоть до успешной коммерциализации разработок. Инновационная инфраструктура научнотехнической деятельности и включает: технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и другие специализированные организации.

В мировой практике структуры поддержки инноваций объединяются в национальные и международные сети, например, «Европейская сеть деловых инновационных центров» (The European Business & Innovation Centers Network - EBN), которая осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве в странах Европейского Союза[6]. Так, в рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres -EIC), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres - IRC).

Как известно, реализация любых инновационных проектов связана с множеством рисков, поэтому огромное значение имеет четкая государственная техническая политика, выраженная в системе мер правового регулирования и стимулирования научно-технической активности во всех сферах и секторах экономической деятельности. Однако государственное финансирование инновационной деятельности, обладая огромным ресурсным потенциалом, страдает и рядом недостатков, связанных с большой инерционностью всех процессов, вызванной вовлечённостью многих организаций в реализацию проектов. Наиболее эффективной и распространенной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий. При этом венчурный бизнес в основном взаимодействует с предприятиями сектора МСП, которые примерно в 2-3 раза эффективней реализует капиталовложения именно в инновационной сфере, по сравнению с крупными предприятиями. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом, с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей. В Концепции развития России - 2020 изложен путь, по которому страна должна в достаточно короткое время выйти на стандарты благосостояния развитыгх стран. Это возможно сделать через инновационное лидерство и эффективность национальной экономики, отвечающей требованиям глобальной конкурентоспособности. Но, для этого необходимо повысить производительность труда, в отдельных секторах - до 5-7 раз, снизить до 2 раз от текущего уровня энергоемкость, добиться высокой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

Для нынешнего этапа развития России характерно создание и широкое распространение региональных и территориальных научно-производственных систем, которые каким-либо образом пытаются поддерживать и развивать инновационную деятельность через научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы. Среди них можно отдельно выделить технопарки, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства, использующего в своей деятельности инновационные технологии. Технопарки, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и

материалы, стали важным фактором усиления эффективности результатов научной деятельности, интеграции основных звеньев науки с производством.

Задача развития инноваций в отечественном производстве может дать больший положительный эффект, если запустить систему регионального инновационного предпринимательства. В основе, которой, лежит более эффективная государственная поддержка малых инновационных предприятий с последующим формированием «региональной производственной базы», адекватной новым технологиям. Практика показывает, что одна из основных трудностей разработки и освоения прогрессивных технологий в сфере малого предпринимательства заключается в том, что оно не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом. Разработки ведутся в научно-исследовательских и проектных технологических институтах и бюро. Но расходы на их приобретение в рамках отдельного предприятия могут оказаться значительными, тогда как в одних и тех же, технологиях нуждаются многие малые производства, а посредниками в их передаче могли бы стать инновационные формы - технопарки. В определенной мере и малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку вузовским исследованиям и разработкам, направленным на создание новых технологий, имеющих широкую сферу применения и способствующих наращиванию производства.

Вместе с тем, весьма целесообразно участие региональных властей в решении рассматриваемой проблемы. Бюджетные финансовые ресурсы, выделяемые науке, необходимо в первую очередь направлять на осуществление технологических разработок инновационного типа, применимых в производстве. Результаты этих НИОКР могут на конкурсной основе передаваться малым предприятиям при условии принятия малыми фирмами обязательства по их внедрению.

При этом первостепенным объектом государственной поддержки на начальном этапе должны стать разработки, близкие к завершению, реально применимые в производстве, осваиваемые в сжатые сроки. Риски венчурного финансирования, связанные с вложениями в инновационную деятельность малых предприятий, сравнительно меньше, что представляет особую значимость в условиях экономического кризиса.

Таким образом, на сегодняшний день институциональную модель инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе и его поддержки можно представить в следующем виде (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Институциональная модель инфраструктуры малого инновационного предпринимательства и его поддержки в регионе

Сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые

технологии и внедряя их в производство. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а предприятия обогащаются научнотехническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции.

Большие возможности открывает сотрудничество вузов с малыми предприятиями, занимающимися технологическими инновациями.

С этой целью на региональном уровне, целесообразно разработать программу мероприятий нацеленную на:

- создание системы (структуры) инновационного предпринимательства при взаимодействии с областными ВУЗами и НИИ;

- организацию системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

- создание финансово-кредитного механизма для инвестирования инновационных разработок и проектов;

- создание системы экспертизы и отбора перспективных инновационных бизнес проектов.

Следует помнить, что инновационное планирование в регионе имеет смысл только в случае, когда есть возможность отследить достижение заданных целей и принимать необходимые корректирующие управленческие решения, т.е. существенным является вопрос о системе показателей и организации мониторинга инновационного развития территорий. Можно выделить несколько подходов к выработке программ инновационного развития региона[4].

Стратегический», когда система показателей, увязывается с системой стратегических целей развития региона. «Сравнительный», когда проводится мониторинг показателей для сопоставления уровня развития инноваций в различных регионах. «Управленческий», когда используется система показателей для оценки текущей деятельности органов власти и принятия организационных решений (кадровых, бюджетных, инфраструктурных) по развитию инноваций.

Следует заметить, что на практике, различные подходы пересекаются, показатели комбинируются в установлении более конкретных и измеримых целей.

Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические трансформации побуждают ученых и политиков искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вызовы времени. Процессы, связанные со сменой цивилизаций, нехваткой природных ресурсов, серьезными подвижками в понимании нравственно-этических ценностей оказывают преобразующие действия на социальные, технологические, экономические и иные отношения между людьми, вынуждают не только отдельные страны, но территории разного уровня более активно реагировать на возникающие проблемы.

Современные высокотехнологичные производства требуют уже не просто рабочих, а людей с достаточно высоким профессиональным образованием. При решении вопросов выбора стратегии развития следует не упускать из виду, что новые технологии могут развиваться лишь при условии, что на территории будет проживать население, обладающее высоким образовательным и квалификационным потенциалом. Можно сказать, что это базовое условие всякого научно-технического прогресса.

Высшей ступенью интеллектуального развития общества является переход территории из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний. Важнейшим результатом интеллектуализации населения территории становится возникновение интеллектуально-инновационного пространства.

Интеллектуализация населения и появляющиеся на ее основе различные инновации не могут возникнуть в короткое время. Требуется относительно длительный период, включающий сначала накопление знаний, а затем превращение их в образ мышления основной массы населения. Интеллектуальные одиночки могут лишь предложить оригинальные идеи, описать их и даже изготовить опытные образцы, но перевести их в ранг массового потребления под силу только коллективным усилиям.

Инновации

Рисунок 2- Схема формирования интеллектуально-инновационного пространства

региона

Из понимания инновационного хозяйствования, следуют важные методологические положения об особенностях выбора вариантов специализации предпринимательства в регионе. Во-первых, будущая специализация должна вытекать из структуры и уровня знаний населения, во-вторых, должна быть связанной с передовыми технологиями. Возникающее интеллектуально-инновационное региональное предпринимательство представляет собой такую систему, структуру и комбинацию связей между научнотехнологическими возможностями и определенными действиями по их реализации,

которые могут обеспечивать единение интеллектуального потенциала с инновационным потенциалом и дать положительный социально-экономический эффект в развитии региона. Интеллектуально-инновационное предпринимательство в регионе - это не умозрительная абстракция, а реальное интеллектуальноинновационное состояние региона, опирающееся на предприятия, библиотеки, школы, вузы, медучреждения и т.д., обеспечивающее диверсификацию местной экономики и формирование территориальных инновационно-технологической цепочек. В законодательстве о местном самоуправлении заложен эффективный и правильный, инструмент межмуниципального партнерства, основанный на объединении ресурсов для достижения общих целей социально-экономического развития. В равной степени это относится и к государственно-частному и муниципально - частному партнерствам направленным на внедрение инноваций.

В центре внимания региональных властей должны быть новые инновационнотехнологические решения, обеспечивающие конкурентоспособность региональной среды производства и жизнедеятельности, с учетом таких общемировых тенденций таких как: развитие новой энергетики - постуглеродной; появление нового вида транспорта - интеллектуального; смена стандартов строительстве и проектировании. Второе, двигаться в направлении формирования сегментов региональной среды с инновационным и креативным началом. В каждом регионе должен активнее формироваться кластер креативной индустрии, должны реализовываться программы сохранения и использования культурного наследия и сохранения народных традиций[3]. Здесь может помочь интеграция с Программой 7РП Европейского Союза (ЕС) - создание технологических платформ, например, таких как «рациональное природопользование», а также стимулирование использования экотехнологий и эко-девелопмента в социально-экономическую сферу региона[5].

Сейчас в российской экономике мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную предпринимательскую деятельность, в промышленности их не более пяти процентов.[7] Процесс адаптации России к глобальной научно-технической и промышленной интеграции находится на начальной стадии . Ситуация, с одной стороны, обременена наследием прошлого, а с другой - сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования, поскольку, определяющим в развитии инновационных процессов на конкретной территории, является наличие платежеспособного спроса на научно-технический продукт и реального интеллектуального потенциала, способного удовлетворить такой спрос.

Волгоградская область является одним из регионов РФ, где последовательно разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание региональной инновационной системы. Администрацией Волгоградской области разработана Программа по созданию инновационной инфраструктуры, развитию принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, созданию рынка инноваций[5]. Базовым элементом создаваемой системы поддержки малых и средних предприятий в области стало создание Регионального венчурного фонда Волгоградской области. Целью деятельности Фонда стало развитие в области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно технической сфере. Для решения поставленных задач в 2009году в составе фонда были сформированы 140 млн. рублей, включая 70 млн. рублей из бюджета области и 70 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Кроме этого на территории региона активно действуют: ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» в форме некоммерческого партнерства. «Стартовые инвестиции» помимо деятельности, связанной с инвестированием финансовых

средств, необходимых для старта и развития проектов, они обучают и формируют команды менеджеров для реализации проектов; Центр предпринимательства США-Россия, основная деятельность которого направлена на реализацию Программ по обучению финансовому менеджменту, стратегическому маркетингу; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, основной направленностью которого является проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, оказание прямой финансовой и информационной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемких технологий на основе интеллектуальной собственности по двум программам. Первая программа - «Идеи-чемпионы», которая включает проведение опытно-конструкторских работ, снятие коммерческих рисков при осуществление первых продаж с суммой инвестиций от 250 тыс.руб. до 5 млн. руб; вторая программа «Инновационный бизнес», со стадией проекта: start-up, включающей в себя разработку и запуск технологичного производства и объемом инвестиций от 1 млн. до 40 млн. руб.

Координирует деятельность структур поддержки развития инноваций в регионе НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». На период до 2020 года приоритетными направлениями для инвестирования на территории Волгоградской области являются: альтернативная энергетика и энергетическое машиностроение; биотехнологии и фармацевтика; нанотехнологии и информационнотелекоммуникационные технологии.

Сегодня в недрах мировой экономики рождается новая модель экономического развития территорий с доминирующей составляющей инновационноинтеллектуальным развитием. Глобализация и информационная революция предопределили принципы формирования данной модели, получившей название -«новой интеллектуально-инновационной экономики».

Новая экономика, или, иначе, экономика, основанная на знаниях, — уже реальность. Знания чем дальше, тем больше будут становиться источником благосостояния, поэтому очень важно понять, какие именно знания, какой менеджмент организаций способны обеспечить конкурентное преимущество компании в мировом пространстве. Размышление над перспективами развития экономики не дадут сразу готовых решений, но позволят, очертить круг проблем, над которыми предстоит размышлять ученым и практикам в ближайшем десятилетии.

Литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001 - 304 с.

2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов.

- М.: ЮНИТИ-ДаНа, 2001- 343 с.

3. Дмитриева Л.В. Создание инновационных кластеров как инструмент регионального развития //«Взаимодействие научно-исследовательских подразделений промышленных предприятий и вузов по повышению эффективности управления и производства». Материалы 6-ой Межрегиональная научно-практическая конференция, г.Волжский, 18-19мая 2010г. С 27-32.

4. Иншаков О.В. О стратегии развития Южного федерального округа // Стратегии микрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути развития / Под ред.А.Г.Гранберг.М.:Наука,2004.Гл.4

5. Старовойтов М.К.МедведеваЛ.Н.Сыпченко Д.С, Формирование инвестиционнопредпринимательского потенциала региона // «Взаимодействие научно-

исследовательских подразделений промышленных предприятий и вузов по повышению эффективности управления и производства». Материалы 6-ой Межрегиональная научно-практическая конференция, г.Волжский, 18-19мая 2010г. С 33-40.

6. Hann Pichler, Hans Jobst Pleitner, Karl-Heinz Schmidt (Hrsg.). Management in KMU: die Fьhrung von Klein-und Mittelunternehmen. - 3. Aufl. - Bern, Stutgar, Wien. -Haupt. - 2000.

7. Бекетов Н.В. Наука в России и в мире // ЭКО. 2003. N 11. С. 19.

8. Материалы сайтов: www.fasie.ru, www.cfe.ru,www.start-invest.ru

№ гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.