Научная статья на тему 'Инновационное образование студентов аграрных специальностей в научно-образовательном центре'

Инновационное образование студентов аграрных специальностей в научно-образовательном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семчук Н. М., Лозовская М. В.

Анализируется влияние деятельности научно-образовательного центра на освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области современных аграрных технологий и инновационного развития агропромышленного комплекса.А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nalyze the influence of young scientists and students work of scientific-education center to the investigation of the brilliant scientific and methodical native and foreign achievements in the field of modern agrarian technologies and innovative development of agrarian complex.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование студентов аграрных специальностей в научно-образовательном центре»

УДК 378

Профессор Н.М. Семчук, профессор М.В. Лозовская

(Астраханский гос. ун-т) кафедра зоологии и аквакультуры, тел. (8512)52-49-95

Инновационное образование студентов аграрных специальностей в научно-образовательном центре

Анализируется влияние деятельности научно-образовательного центра на освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области современных аграрных технологий и инновационного развития агропромышленного комплекса.

Analyze the influence of young scientists and students work of scien-tific-education center to the investigation of the brilliant scientific and methodical native and foreign achievements in the field of modern agrarian technologies and innovative development of agrarian complex.

Ключевые слова: инновационные подходы, научно-

образовательный центр, научный потенциал, интеграция науки и образования.

Для инновационного развития агропромышленного комплекса необходима подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям рынка и работодателей. В мировой практике высшего образования имеется ряд инновационных подходов, внедрение которых в образовательный процесс российских университетов позволяет существенно повысить качество образования. Многие из этих подходов (проектный, мотивационный, наукоемкий и др.) основаны на сочетании научной и образовательной деятельности студентов.

Научно-образовательный центр является инновационной формой организации образовательного процесса, объединяющей потенциал научных организаций и высших учебных заведений и позволяющей организовывать инновационную деятельность как один из решающих факторов развития, основанный на новейших научных знаниях.

Работа центра обеспечивает выполнение совместных разработок и использование их в учебном процессе, переподготовку кадров, востребованных современной экономикой и повышение их квалификации; эффективную интеграцию потенциала научных организаций и высших учебных заведений, нацеленную на развитие инновационной деятельности как одного из решающих факторов развития, основанных на новейших научных знаниях; создание и развитие опытноэкспериментальной приборной базы в области науки и высшего образования; развитие информационных технологий в научном и учебном процессе как единой информационной базы в сфере науки, высшего образования и инновационной деятельности; утверждение новых систем, методов и форм образовательной деятельности; деятельность совместных научных и ученых советов; привлечение талантливой молодежи к работам в научно-образовательном центре.

В Астраханском государственном университете в течение ряда лет проводится исследование, направленное на разработку теоретических основ и методики деятельности научно-образовательного центра для реализации инновационных подходов в обучении студентов аграрных специальностей.

(Є)Семчук Н.М., Лозовская М.В., 2014

Исследование проводится на базе научно-образовательного центра экологического земледелия «Астэко», созданного в 2006 году в рамках выполнения научноисследовательских работ мероприятия 1.6 Федеральной целевой научнотехнической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

На первых этапах работы были определены цели и задачи деятельности центра с позиций социального заказа, потребностей региона и современных условий российского общества; проведены теоретическое обоснование и научная разработка структуры; сконструирована модель структуры и системы управления; сформирована система управления.

Цель деятельности научно-образовательного центра - интеграция научного и образовательного потенциала Астраханского государственного университета, Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства РАСХН и Всероссийского научно-исследовательского института животноводства РАСХН для проведения на базе центра «Астэко» совместных исследований и инновационных разработок в области экологического земледелия; для создания условий подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; привлечения молодых ученых, аспирантов и студентов к участию в исследованиях и разработках по экологическому земледелию; совместного осуществления инновационной деятельности в научной и образовательной сферах.

Для достижения цели и решения перечисленных задач была разработана и внедрена структура центра «Астэко», включающая в себя научные лаборатории, решающие задачи разработки теоретических основ и моделей адаптации экологически чистых технологий к условиям региона: лаборатория экологического овощеводства (совместно со Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого овощеводства и бахчеводства РАСХН); лаборатория экологического животноводства (совместно со Всероссийским научно-исследовательским институтом животноводства РАСХН); образовательный отдел, обеспечивающий: разработку и внедрение в образовательный процесс аграрного факультета учебных программ по экологическому земледелию; привлечение ведущих ученых из научноисследовательских институтов к чтению лекций и руководству научной работой студентов и аспирантов; организацию и проведение конференций и семинаров по экологическому земледелию для ученых, студентов аграрного факультета, студен-тов-практикантов из Европы, фермеров; международный отдел, организующий развитие международного сотрудничества с аграрными факультетами и факультетами экологического земледелия европейских университетов, с учебными союзами Европы, организующими практику и обучение студентов и фермеров, с союзами экологических фермеров Европы; производственный отдел, занимающийся производством и реализацией экологически чистой сельскохозяйственной продукции в создаваемом экспериментальном агрокомплексе экологического земледелия.

Основные формы работы обеспечивают внедрение через «Астэко» новых мето-дико-технологических подходов организации образовательного процесса: производственно-ориентированного обучения (формирование студенческих команд для решения производственных задач), наукоемкого исследовательского образования (вовлечения студентов в фундаментальные и прикладные научные исследования путем создания - временных научно-учебных творческих коллективов), личностноориентированного обучения (выбор студентами образовательной траектории), проектного обучения (создание целевых групп студентов разных специальностей для решения проектов - прикладных задач), бизнесориентированного образования

(создание бизнес-инкубатора для студентов и молодых ученых), высокой мобильности обучения (создание возможности пройти практики, стажировки в ведущих учебных и научных центрах России и Европы), информатизации образовательного процесса (широкое включение в научный и образовательный процесс информационных и Интернет-технологий).

Для привлечения молодежи к научному творчеству, формирования навыков научно-исследовательской работы, повышения качества подготовки специалистов в вузе, создания и развития научно-исследовательского сообщества студентов, аспирантов, сотрудников вузов и научных организаций научно-образовательный центр «Астэко» ежегодно организует и проводит всероссийские конференции студентов и молодых ученых. В 2009 году НОЦ «Астэко» получил грантовую поддержку ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 2.1) для организации научной школы для молодых исследователей, в рамках которой известные российские и зарубежные профессора проводят мастер-классы по современным аграрным технологиям и инновационному развитию агропромышленного комплекса. Анализ результатов убедил в высокой эффективности освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области современных аграрных технологий и инновационного развития агропромышленного комплекса по результатам проведения научной школы для молодежи. Участие в работе школы позволило студентам и молодым ученым познакомиться с исследованиями, проводимыми в других учебных и научных заведениях (это отмечают 78 % респондентов); приучает к культуре публичного выступления (94 % опрошенных), развивает умение дискутировать, общаться (67 % опрошенных), вызывает интерес к научным исследованиям в области сельского хозяйства (98 % респондентов). Поэтому ежегодное проведение научных школ для студентов стало составной частью работы «Астэко».

Следующий этап исследования был направлен на научное обоснование, разработку и внедрение инновационных подходов в образовательную деятельность центра «Астэко». Проводимое в 2009-2010 гг. исследование получило грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда (проект 09-06-31607а/Ю).

На этом этапе был проведен анализ имеющегося зарубежного и отечественного опыта деятельности научно-образовательных центров; научно обоснована и разработана методика внедрения в деятельность центра инновационных подходов (мотивационного, бизнесориентированного, проектного, мобильности, технологиза-ции, наукоемкости) обучения студентов аграрных специальностей; определены психолого-педагогические и методические условия, соблюдение которых в образовательном процессе обеспечивает эффективную деятельность научнообразовательного центра; разработаны критерии результативности деятельности центра; разработаны методические рекомендации об использовании инновационных подходов в обучении студентов аграрных специальностей и по организации эффективной работы центра.

Апробация разработанной методики внедрения в деятельность центра инновационных подходов и анализ данных позволили выяснить влияние деятельности центра на формирование у студентов профессиональной компетентности и качеств личности, востребованных работодателями и рынком труда.

Для определения эффективности проводимой в центре «Астэко» работы была проведена диагностика уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько), уровней сформированное™ исследовательских умений (по А.В. Усовой), уровней развития интеллектуальных (по Д. Векслеру, Г. Айзенку, Дж. Равенну) и творческих способностей (по Рензулли, Ф. Вильямсу) у студентов, привлеченных к работе в научно-

образовательном центре (экспериментальная группа), и студентов, не привлеченных к научной работе (контрольная группа). В экспериментальной группе более высокие показатели сформированности исследовательских умений, уровня развития интеллектуальных и творческих способностей, в то время как уровни усвоения знаний практически одинаковы. Более половины студентов в эксперименте демонстрировали высокий (15,9 %) и достаточный (43,5 %) уровни развития интеллектуальных способностей, тогда как в контрольной группе их проявление составило 7,7 и 32,85 %.

Для выяснения влияния научно-исследовательской деятельности на стимулирование положительных изменений в личности студентов провели диагностику самооценки и уровня притязаний личности, их коммуникативной культуры (по тестам АД. Столяренко, Е.И. Рогова, Р.С. Немва). Студентов с адекватной и адекватно высокой самооценкой в экспериментальной группе - 31,2 и 43,8 %. В контрольной группе таких студентов меньше - 21,4 и 41,7 %. В экспериментальной группе преобладают студенты с высоким и достаточным уровнями коммуникативной культуры - 21,2 и 38,5 %, тогда как в контроле эти показатели составили 13,5 и 31,7 %. Студенты экспериментальной группы более реалистично оценивают свои возможности: 20,2 % - IV уровень и 62,7 % - III уровень. В контрольной группе эти показатели составляют 13,1 и 57,5 %.

Одновременно значительно повышается уровень сформированности следующих компетенций, обеспечивающих успешное обучение студента и дальнейшую карьеру выпускника (в сравнении со средним значением показателя по факультету): освоение студентами информационной культуры - на 26,8 %, освоение коммуникативной культуры - на 36,2 %, принятие активной жизненной и профессиональной позиции - на 29,5 %, актуализация потенциала личности - на 27,4 %, формирование социальных навыков - на 33,4 %, достижение современного общекультурного уровня - на 18,6 %.

В ходе проведенного исследования было доказано влияние привлечения к учебной и учебно-методической деятельности работников научных организаций, влияние совместной научно-исследовательской деятельности, использования лабораторной базы, деятельности по подготовке научных кадров, по организации и обеспечению научно-исследовательской работы студентов на решение задач цен-

Следующий этап развития центра «Астэко» связан с тем, что в 2010-2012 гг. в рамках выполнением госконтракта № 13.637.31.0038 по развитию

инновационной инфраструктуры Астраханского государственного университета в центре «Астэко» были организованы два инновационно-технологических центра (ИТЦ): ИТЦ агробиологии, информационных технологий и автоматизации,

оснащенный автоматизированным фитотронно-тепличным комплексом, и ИТЦ агропромтехнологий и питания, включающий в себя экспериментальный молочный мини-цех и лабораторию анализа продуктов питания. Основным направлением деятельности ИТЦ является проведение научных исследований с использованием последних достижений современных технологий в областях растениеводства и переработки молочной продукции, внедрение научных результатов и инновационных разработок в учебный процесс.

Целями и задачами ИТЦ агробиологии являются: обеспечение на современном агротехническом уровне проведения исследований, а также оказание услуг - разработка технологических карт выращивания сельскохозяйственных культур в открытом грунте и в тепличных условиях, оценка качества посадочного материала

(семян, черенков и др.), получение элитного посадочного материала сельскохозяйственных растений, оценка и анализ эффективности удобрений и средств защиты сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей, разработка агрономических рекомендаций по выращиванию и защите сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей; повышение уровня загрузки оборудования в ИТЦ; участие в подготовке специалистов и кадров высшей квалификации (студентов, аспирантов, докторантов) на базе современного оборудования ИТЦ; реализация мероприятий программы развития ИТЦ.

Целями и задачами ИТЦ агропромтехнологий являются: обеспечение на современном уровне проведения исследований, а также оказание услуг (подготовка и переподготовка кадров для АПК по технологиям переработки молока; проведение курсов повышения квалификации специалистов-практиков (фермеров, руководителей хозяйств); оказание услуг агропромышленным предприятиям по оценке качества молока и племенной ценности сельскохозяйственных животных; практикоориентированное обучение студентов аграрного факультета на имеющемся научном оборудовании в форме коллективного пользования заинтересованными пользователями; повышение уровня загрузки оборудования в ИТЦ; обеспечение профессиональных услуг в сфере пищевой биотехнологии и безопасности продуктов питания, создания и развития инновационных проектов на оборудовании ИТЦ; участие в подготовке специалистов и кадров высшей квалификации на базе современного научного оборудования ИТЦ; реализация мероприятий программы развития ИТЦ.

С 2012 года в центре «Астэко» проводится активная разработка и внедрение в образовательный процесс стандартов СБЮ. Связано это с тем, что в 2012 году Астраханский государственный университет одним из первых вузов России, наряду с Томским политехническим университетом и Сколковским институтом науки и технологий присоединился к Всемирной инициативе инновационного инженерного образования СБЮ. Сейчас в рамках инициативы СБЮ работают 7 вузов России и более 100 по всему миру. Инициативе СБЮ больше десяти лет, зародилась она в Массачусетском технологическом институте как идеология и основа практикоориентированного обучения студентов инженерных специальностей. Идеология СБЮ исходит из принципа, что создание и развитие продуктов и систем на протяжении всего их жизненного цикла создают необходимый контекст инженерного образования. «Задумка - Проектирование - Реализация - Управление» выступает моделью всего жизненного цикла изделия. На стадии «Задумка» происходит определение потребностей покупателя; учитываются применяемые на предприятии технологий, стратегия его развития и его устав; составляются концептуальные, технические и бизнес-планы. На второй стадии «Спроектируй» составляются конструкторские планы, схемы и алгоритмы производства изделия, подлежащего к производству. На стадии «Реализуй» по составленным планам и схемам изделие производится, кодируется, проверяется и регистрируется. На завершающей стадии «Управляй» произведённый продукт эксплуатируется по назначению, осуществляется его техническая поддержка и обслуживание, изделие утилизируется и/или

перерабатывается.

В настоящее время ИТЦ центра являются полигоном СБЮ, где создаётся необходимая среда практико-ориентированного образования, в которой преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки, и важным звеном, обеспечивающим развитие инновационной образовательной среды «Астэко» и позволяющим объединить в образовательном процессе обучение, науку и инновации.

Таким образом, в Астраханском государственном университете накоплен значительный опыт организации деятельности научно-образовательного центра сельскохозяйственной направленности, обеспечивающей подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям рынка, работодателей и инновационного развития отрасли АПК

ЛИТЕРАТУРА

1. Семчук, Н.М. Интеграция образования и науки для инновационного образования студентов аграрных специальностей [Текст] / Н.М. Семчук / / Актуальные проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса. - 2009. - С. 11.

2. Семчук, Н.М. Интеграция университета и сообщества работодателей для подготовки кадров АПК (на примере Астраханской области) [Текст] / Н.М. Семчук, М.А. Гаврилова // Интеграция образования. - 2009. - № 1 -. С. 104-105.

3. Семчук, Н.М. О формировании профессиональной и учебной мотивации у студентов аграрных специальностей [Текст] / Н.М. Семчук // Экологические проблемы и социально-экономические аспекты обустройства и развития аридных территорий Российской Федерации.- М., 2009.- С. 343-345.

4. Семчук, Н.М. Бизнесориентированный подход в подготовке студентов аграрных специальностей [Текст] / Н.М. Семчук / / Экологические проблемы и социально-экономические аспекты обустройства и развития аридных территорий Российской Федерации. - М., 2009.- С. 345-347.

5. Гаврилова, М.А. Проблемы кадрового обеспечения инновационного развития агропромышленного комплекса [Текст] / М.А. Гаврилова, А.Н. Некрасова // Естественные науки. - 2010. - № 1. - С. 134-138.

6. Семчук, Н.М Мобильность студентов как фактор повышения качества аграрного образования [Текст] / Н.М. Семчук // Естественные науки. - 2010. - № 4. - С. 175-180.

REFERENCES

1. Semchuk N. М., Gavrilova М. The science and education integration for innovative education of students of agrarian specialties//Actual problems of innovative development of agro-industrial complex. - Astrakhan: JSC KPTs "Poligrafk", 2009. P. 11.

2. Semchuk N. М., Gavrilova M. The integration of university and community of employers for agrarian and industrial complex training (on the example of the Astrakhan region)//Education Integration. 2009 . No. 1. P. 104-105.

3. Semchuk N. М., Gavrilova M. About formation of professional and educational motivation at students of agrarian specialties//Environmental problems and social and economic aspects of arrangement and development of arid territories of the Russian Federation. - М.: Prod. "Messenger of the Russian academy of agricultural sciences", 2009. P. 343-345.

4. Semchuk N. М., Nekrasova A.N. The business focused approach in training of students of agrarian specialties / / Environmental problems and social and economic aspects of arrangement and development of arid territories of the Russian Federation. -М.: Prod. "Messenger of the Russian academy of agricultural sciences", 2009. P. 345-347.

5. Gavrilova M. A., Nekrasova A.N. Problems of staffing of innovative development of agro-industrial complex // Natural sciences, 2010, № 1. P. 134-138.

6.Semchuk N. М., Kosheleva O. N., Kaybusheva G. A. Mobility of students as factor of improvement of quality of agrarian education / / Natural sciences, 2010, № 4. P. 175-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.