УДК 332.146.2
Инновационное образование - инновационная экономика -
инновационное общество
Д-р экон. наук проф., акад. РАЕН Рукина И.М. [email protected] АНО ВПОА «Международный университет в Москве» канд. техн. наук Филатов В.В., [email protected] ФБГОУВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского,
Москва, Россия
В данной статье проведено исследование парадигмы инновационное образование — инновационная экономика — инновационное общество. Опыт использования информационных технологий в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности показывает, что дальнейшее развитие системы образования в ВУЗах должно строиться с одной стороны на активном внедрении в учебный процесс новых информационных технологий, нашедших широкое применение на практике и полученных результатов научно-исследовательской деятельности, а с другой стороны — на внедрении инновационных образовательных технологий с целью повышения качества обучения.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная экономика, инновационный прорыв, инновационная стратегия.
Innovative education - innovation economy - innovative society
Rukina I.M. [email protected] International university in Moscow,
Moscow, Russia Filatov V. V. [email protected] Moscow state University of technologies and management of K.G. Razumovsky, Moscow, Russia
In this article, a study paradigm innovative education - innovation economy - innovative society. Experience in the use of information technology in the educational process and scientific research shows that the further development of education in universities should be built from one side to the active introduction into the learning process of new information technologies, which have found wide application in practice and outcomes research, and on the other hand - on the implementation of innovative educational technologies to improve the quality of education.
Keywords: innovation, process innovation, innovation, innovation economy, breakthrough innovation, innovation strategy.
«Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете».
В.И. Ленин [10]
Так ли важно, что этот афоризм принадлежит человеку, который в буквальном смысле «перевернул» Россию, утопив ее в потоках крови. Создание государства «нового типа» было основано отнюдь не на нравственных принципах [3,8]. Сама по себе формула безукоризненно точна, но воплощение замысла возможно в одном единственном случае. Необходима гигантского масштаба перестройка человеческой личности. Нравственная и умная власть не спускается с неба на инопланетном космическом корабле и не является носителем космического разума. Она в определенный момент времени становится востребованной обществом, если общество получает достойное воспитание и образование на всех этапах своего развития. Это прекрасно понимали братья Стругацкие, посылая своего почти идеального героя дона Румату на планету зла, жители которой еще не получили благотворный «микроб» просвещения, не разрешив ему пользоваться оружием, а полагаться только на «воздействие разума» [15]. А еще раньше это понимал Альберт Эйнштейн с его знаменитым высказыванием: «Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления» [19].
Основная тенденция развития мировой системы образования последних десятилетий заключается в том, что идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования базовых и профессиональных компетенций [4]. В условиях постиндустриальной экономики подобный переход неизбежен. Стремительное и постоянное технологическое обновления экономики, как в России, так и за рубежом вызывает настолько же стремительное обновление знаний, позволяющих обеспечить высокоинтеллектуальные технологии [5]. Это означает необходимость коренного пересмотра содержания образования и подготовки будущих специалистов. На первый план выходят задачи выполнения и передачи современных способов организации мыслительной работы будущих специалистов [6].
С каждым днем ускоряющийся ритм жизни, ломающий основы и стереотипы мышления, колоссально возросшие информационные потоки и скорости передачи данных ставят нас перед необходимостью пересматривать опыт прошлых лет, открывать новые возможности [7]. Как обучать студентов государственному и муниципальному управлению, не изменив их собственное мышление и, не изменив мышление их преподавателей, ведущих учебный процесс? Сегодня речь идет не об односторонней модели преподаватель- студент, а скорее о двухсторонней и более гибкой и открытой модели, т.к. и преподаватели должны успевать в духе сегодняшнего времени, опытно
лавируя в колоссальных информационных потоках, предлагая к рассмотрению релевантную информацию. Ведь, по сути, новая модель чрезвычайно проста [12-14]:
• Востребованность инновационного образования, развитого интеллекта - запрос инновационного общества;
• Инновационное образование;
• Инновационное мышление;
• Инновационное управление;
• Инновационная экономика;
• Инновационный человек;
• Инновационное общество.
Каждый этап предполагает наличие целого набора инновационных технологий обучающего и практического характера, но в совокупности с традиционными общечеловеческими ценностями [17]. «Сам по себе процесс в целом (его часто называют процессом гуманизации образования) имеет своей целью перемещение личности в центр образовательной системы с тем, чтобы сделать ее инициатором и активным участником самого этого процесса и в то же время обратить внутренний ее взгляд на себя как человеческий индивид и часть сообщества в целом, развить самосознание и осознание ценностных основ человеческого существования» [2, с. 59].
Таким образом, на первый план выдвигается единство нравственного и общекультурного развития личности и, самое главное, осознание себя единицей социума, влияющей на все окружающее пространство. «Вообще говоря, человек всегда был и всегда будет функцией среды обитания - если понимать термин в самом широком смысле, включая всю сумму социальных, экономических, «ноосферных» и природных обстоятельств. Человек изменяется только тогда, когда изменяется среда обитания, хотя не всякое изменение среды обитания меняет человека» [15, с. 523].
Речь идет не просто о профессиональном росте и социальной адаптации учащегося в обществе. Это принятие нравственной парадигмы развития. Цицерон учил, что люди с младенчества должны взращиваться в согласии с собой, с собственной природой [20].
«Любое окультуривание должно происходить с учетом творческих способностей человека. Может ли «указующее» образование, построенное на догмах, способствовать развитию личности и общества? Нужна ли эпоха Возрождения Человека» в образовании? Возрождение - это эпоха, связанная с приобретением свободы в образе мыслей, развитием личности, творческой, решительной, инициативной, ответственной за свои поступки. Гуманизм - основная характеристика эпохи Возрождения» [1, с. 58].
Мы не случайно обратились к высказываниям школьных учителей. Именно школьные учителя ответственны за наших будущих студентов. Студенты придут учиться в систему высшей школы, когда личность уже в основном сформирована и ценностные ориентиры заданы. «Человек разумный далеко не всегда является разумным человеком, слишком часто он - вместилище неуправляемых эмоций или попросту тупой болван. Нельзя ожидать сколько-нибудь серьезного изменения массового человека, пока господствуют формы воспитания и образования, выработанные еще троглодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой, насквозь пропитанной древними и древнейшими мифами и предрассудками...» [15, с. 525].
Среда обитания в России кардинально и резко изменилась в так называемый «постперестроечный» период», когда практически полностью была разрушена государственная идеология СССР. Этот период не включал нравственную составляющую в систему образования и воспитания. «Лихие 90-е» задали свой вектор развития на долгие годы. Могли ли сами педагоги выстроить новую систему ценностей, если их никто не слушал, не советовался с образовательным и научным сообществом по самым насущным вопросам образования и воспитания в будущем абсолютно другом обществе[11].
Необходимо признать, что сегодня модель современной экономики РФ не соответствует модели образования и наоборот. Прямая и обратная связь автокоррекции нарушена. Слепое следование европейским стандартам образования России ничего не даст. Следует отметить, что ряд европейский государств, в первую очередь скандинавский блок, отказались от Болонского соглашения, сохраняя свои национальные стандарты и традиции. Советская система образования, признанная лучшей в мире, безвозвратно утеряна. Россия по уровню образования и по наращиванию реальных компетенций откатилась на последние позиции в мировых рейтингах. Россия в 2013г. переместилась со 118-го на 112-е место по категории «Ведение бизнеса 2013»:, но по-прежнему в группе стран с наименее благоприятными для ведения предпринимательской деятельности условиями [18]. Российский бизнес категорически не доволен современным высшим образованием, т.к. молодые люди получают высокую квалификацию - диплом, которая не подтверждена реальными компетенциями. Молодые кадры, приходят в бизнес и очень гордятся своими дипломами, но на поверку, как показывает практика, чаще всего ничего не могут и не умеют, т.е. приходится их дообучать и развивать за счет компании. Из чего видно, что современная система ВПО не соответствует реальным вызовам современной экономики, и эта проблематика чрезвычайно острая в настоящее время. Система ценностей разрушена. Цепочка
ценностей оборвана. Как выявить эту взаимосвязь, как показать это на примере? Не секрет, что сегодня целые отрасли в российской экономики безвозвратно потеряны. Речь идет, прежде всего, о цифровой технике, компьютерных технологиях, электронике, среднем машиностроении. Российская промышленность не в состоянии ответить на вызовы 6 технологического уклада. Нам нечем ответить на 5-ый iphone, в России таких технологий нет. В России сегодня 80 % товаров народного потребления представлены КНР. Мы ходим в китайских одеждах, едим из китайской посуды, разъезжаем на китайских машинах, смотрим китайские телевизоры, говорим на китайских мобильных телефонах и скоро наши дети будут похожи на китайцев. И речь идет не о национализме и шовинизме, отнюдь нет. Просто у представителей КНР есть повод гордится своей страной, своими традициями, своим народом и руководством и психологически у них очень хорошо выстраивается цепочка ценностей. Представители КНР могут думать: Россия ходит в китайских одеждах, ест из китайской посуды, разъезжает на китайских машинах, смотрит китайские телевизоры, говорим на китайских мобильных телефонах и скоро их дети будут похожи на китайцев. Прекрасно: есть предмет для гордости и для патриотизма. У россиян предмета для гордости и для патриотизма нет. И поэтому когда в России высшее руководство говорит о патриотизме и о гордости за свою страну -хочется задать вопрос: а где тот самый предмет для патриотизма и гордости за свою страну? Где он? - а его просто нет. Россия практически завоевана с экономической, культурной и информационной точки зрения, практически полностью деморализована, уровень культуры населения резко упал. Агрессивная товарно- сырьевая экспансия, экспансия человеческих ресурсов, для того, чтобы хоть как-то скомпенсировать естественную убыль населения говорит сама за себя - чистой воды поддел.
Как связать эти размышления с системой образования и как изменить текущую ситуацию. Необходимо восстанавливать производственную сферу. Строить в России перерабатывающие комплексы, наращивать собственной производство. Проглядывают болезненно сморщенные лица чиновников. Да, проблема. А как быть с проблемой страны, которая всем торгует, но практически ничего не производит? Где они точки роста и центры кристаллизации реального бизнеса и прежде всего малого бизнеса? -очевидно, они связаны с высокотехнологичным производством. Осуществлять управление не на основе сухих статистических показателей - формальный, а потому и не работающий подход, а осуществлять управление на основе поставленных целей. Необходимо ставить конкретные, измеримые и четкие целей и управлять так, чтобы система достигала этих целей. Достаточно просто, так в чем же сложность? Сложность в реализации и в качестве тех кадров, которые это выполняют. Необходимы системное мышление и инновационный подход в управлении и образовании.
Писатели - фантасты могли позволить себе рассуждения о том, каким будет человек и человечество в XXI веке, какие общечеловеческие ценности будут востребованы, когда все одеты, обуты и накормлены досыта. Оказалось, что человек лучше не становится. Удовлетворение потребностей вызывает все новые и новые потребности, а каждый новый уровень «сытости», как писали братья Стругацкие, проявляет в массовом человеке новые минусы [15, с. 523].
В поисках выхода мы вновь и вновь обращаемся к интеллекту как к спасительному эликсиру для будущих поколений. Интеллект создает окружающую нас действительность, ту самую среду обитания, в которой формируется человеческая личность. Надо сказать, что при всех преимуществах управленческой революции XX века (ее еще называют третьей интеллектуальной революцией), возник феномен «избыточного знания». Попробуем объяснить, что это значит. Как недавно писал журнал «TIME», в современном мире вместо 500 телевизионных каналов мы имеем доступ к миллионам интернет-сайтов. «Скорость, масштаб и размах - главные отличия третьей интеллектуальной революции от предыдущих. Если сосчитать всех ученых, которые когда-либо жили на планете, обнаружится, что 90 % из них - наши современники. Когда американская армия воевала во Вьетнаме, только 15 % военнослужащих закончили колледжи. Во время операции «Буря в пустыне» дипломы о высшем образовании имели 99,3 % солдат» [9].
Знание невозможно изолировать, но из всего громадного потока очень трудно выбрать то, что действительно необходимо. Современный студент, если он уверенный пользователь интернета, свободно гуляет в глобальной сети, чувствуя себя повелителем Вселенной. Но это иллюзия, потому что возможность скачать любой текст, не особенно вдумываясь в содержание, отнюдь не является мерилом подлинного знания и понимания предмета. Когда берешь в руки реферат на заданную тему, и он в точности до деталей повторяется в рефератах большинства его сокурсников, начинаешь понимать свою роль педагога, учителя совершенно иначе. Отсюда возникает стремление найти такие методы и способы преподавания предмета, которые вернут знанию его изначальный смысл: знание через ум, интеллект, а не через слепое копирование чужих идей и мыслей, которые «запутались» во Всемирной паутине. Мы называем применение таких методов и способов « понуждением к инновациям» в образовательном процессе. И в этом, наверное, и есть смысл инновационного образования[16].
Хотелось бы поделиться конкретными, достаточно простыми технологиями, которые дают вполне ощутимый результат. Факультет управления крупными городами Международного Университета в Москве, где готовят студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» (кафедра государственного и муниципального управления и кафедра социально-экономического развития крупных
городов), своего рода полигон для подготовки специалистов, которым предстоит осваивать управление не просто сложными, а особо сложными системами. Поэтому в структуре образовательного процесса представлен ряд дисциплин инновационного характера, которые отсутствуют в образовательных программах других вузов и являются авторскими.
Занятия по специализации «Региональное управление» проходят на базе Института региональных экономических исследований (ИРЭИ) силами ведущих научных специалистов, выполняющих исследовательские работы по заданиям федеральных и региональных органов власти.
Практика студентов проходит в структурах управления городом, что позволяет уже со второго курса погрузиться в специфику выбранного направления подготовки. По ряду дисциплин («экология территорий», «территориальная организация населения», история государственного управления») проходят тематические выездные занятия. Занятия на предприятиях и ГУПах Московского региона позволяют наглядно изучить структуру и особенности российского производства и ряд сопряженных вопросов, таких как социальное обеспечение, особенности рынка труда и занятости, миграционная политика, экономика природопользования и т.д.
Дипломные проекты выполняются по темам, предложенным заказчиками обучения (префектурами города Москвы) и соответственно на этапе прохождения практики и при дальнейшем трудоустройстве востребованность специалистов сильно повышается.
С нашей точки зрения для реализации государственных задач по поднятию престижа профессионального образования было бы очень перспективным разработать и внедрить новое направление подготовки специалистов на стыке двух специальностей. Речь идет о совмещении инженерно-технологического подхода к решению задач городского хозяйства с управленческими навыками. Инфраструктура городского хозяйства, например энерго-, тепло-, и водоснабжение, канализация, транспорт, оптимизация промышленных территорий, бытовые, промышленные и медицинские отходы и т.д. , требует глубоких специальных знаний и управленческих навыков. Именно в этой сфере очень нужны нестандартные инновационные подходы как с точки зрения внедрения новых технологий и продуктов, так и с точки зрения разработки механизмов и инструментов привлечения инвестиций. Сама по себе специальность «государственное и муниципальное управление» из модного тренда может превратиться в совершенно необходимый компонент при практическом решении сложнейших проблем в области ЖКХ, экологии, промышленного развития, транспорта, малого бизнеса и т. д.
Совместно с психологическим факультетом МГУ по авторской методике МГУ проводится профессиональное тестирование студентов для составления психолого-
карьерных профилей готовности к работе в органах управления (стрессоустойчивость, лидерские качества, умение работать в команде и на результат, выполнять большие объемы работ, определять перспективы карьерного роста и т.п.) Представители заказчика отметили необходимость формирования подобных качеств у будущих сотрудников органов государственной и муниципальной власти. Специально введен факультатив «Психотехнологии управленческого взаимодействия». Психолого-карьерные профили студентов, направленных на обучение префектурами Москвы, разосланы заказчикам.
Несомненным инновационным направлением в работе факультета явилось создание в 2013 году общественной лаборатории конфликтно-ситуационного анализа. Лаборатория создана для того, чтобы наглядно показать студентам причины возникновения конфликтов между бизнесом, властью и обществом, их прогнозируемые и непрогнозируемые последствия и способы разрешения конфликтных ситуаций на ранних этапах. В рамках работы лаборатории в 2013 году проведены семинары и конференции: «Мегаполис. Бизнес и власть. Проблемы диалога»; «ОРВ - оценка регулирующего воздействия и умное регулирование»; «Анализ нормативных актов в сфере мелкорозничной торговли и их влияние на состояние и перспективы малого бизнеса в этой сфере».
Студенты не только присутствуют на конференциях, но и принимают активное участие в обсуждении докладов, а также используют полученные навыки анализа при подготовке рефератов и дипломных проектов. Основной отчет по результатам конференций и семинаров направляется в соответствующие подразделения Правительства Москвы.
Интересным практическим и обучающим мероприятием является участие преподавателей и студентов в совместной проектной работе, в частности в одном из таких значимых для города инновационном проекте «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста», где студенты получают навыки волонтерской работы с населением. На Международном форуме -выставке «50 плюс» в ноябре 2013 года наши студенты проводили анкетирование посетителей выставки, выясняя основные проблемы людей пожилого возраста в г. Москве. Такое участие студентов в изучении реальной жизни имеет и глубокое нравственное значение, что показало обсуждение темы: «Пожилые люди в крупном городе» на семинарском занятии после закрытия форума-выставки. Безусловно полезным было участие наших студентов- старшекурсников и преподавателей в научной конференции по сеньор- маркетингу в рамках проекта «50 плюс».
Проведение постоянно действующих научно-технических семинаров на факультете управления крупными городами с 2009 по 2013 г.г. и планы таких семинаров на последующий период дали возможность полнее раскрыть инновационные
направления в развитии системы городского хозяйства. Самостоятельные работы студентов по инновационной тематике показывают их заинтересованность и желание глубже разобраться в вопросах управления научно-техническим прогрессом, роли НТП в развитии человечества и в появлении новых знаний.
Доклады студентов факультета управления крупными городами на Сократовских чтениях и днях науки, которые ежегодно проводятся в Университете, отличаются самостоятельностью мышления и грамотным анализом. Надо сказать, что включение в учебный план дисциплин, изучающих отрасли городского хозяйства (управление в сферах ЖКХ, промышленности, транспорта, малого бизнеса, экологии, научно-технического прогресса и т.п.) , имеет весьма позитивное значение, так как позволяет преподавателям подготовить авторские курсы лекций, мастер-классы, кейсы и семинары, отражающие современные реалии в вопросах управления крупными городами. Можно привести несколько примеров таких авторских курсов лекций с использованием инновационных подходов:
— «Борьба с коррупцией как система общественных отношений»;
— «Управление развитием НТП»;
«Управление развитием промышленности»;
«Региональная экономика и управление».
Проводится подготовка к изданию единственного в России учебника «Экономика и организация управления крупным городом». Учебник написан авторским коллективом факультета управления крупными городами Международного Университета в Москве и учеными института региональных экономических исследований (ИРЭИ). Теме инновационного развития крупных городов в учебнике уделяется очень большое внимание.
Отдельно хотелось бы остановиться на базовом курсе «Государственная служба и кадровая политика». Казалось бы, ну что здесь может быть инновационного? Однако, нам кажется, что и в этой дисциплине удалось выявить такие аспекты, которые могут быть четко и логично встроены в деятельность кадровых служб органов власти в качестве инструментов анализа и контроля. Антикоррупционная тематика также нашла свое отражение в преподавании курса «Государственная служба и кадровая политика». В связи с особой важностью этой темы для государства отметим два инновационных направления.
Первое направление: Разработана динамическая модель, отражающая динамику развития ситуации как систему переходов на диаграмме состояний гражданского служащего. Каждой конкретной реализации должностной обязанности соответствует единственная траектория на диаграмме. Множество таких траекторий составляет «историю службы» конкретного служащего (аналогия с кредитной историей).
Второе направление: Исследование антикоррупционного механизма «контроль соответствия расходов гражданского служащего его доходам». Базовый прием -формализация предметной области, которая предполагает точное и однозначное описание наподобие алгоритмического. При этом становятся практически очевидными содержательные пробелы и неточности в нормативном описании предметной области. Таким образом, мы получаем инструмент анализа.
Возможные практические результаты могут быть использованы не только в преподавании, но и в правоприменительной практике, а также на стадии подготовки нормативно-правовых актов. Выдвинута идея кодификации языка нормативно-правовых актов (наряду с кодификацией законов!). Прочитан курс лекций: «Инновационные подходы в современном управлении». (36 часов, 2012-2013 г.г.)
Решение федеральных органов власти о расширении территории города Москвы обсуждалось на научных семинарах факультета ввиду особой важности и неоднозначности последствий изменения границ города для жителей Москвы и области. Доклады были представлены преподавателями факультета, студентами (что впоследствии нашло отражение в дипломных работах), а также приглашенными специалистами. Высокий уровень обсуждения проблем «Новой Москвы», плюсов и минусов этого решения, дал возможность включения данной темы в курсы лекций.
Отдельно остановимся еще на одной базовой дисциплине учебного плана «Региональная экономика и управление». Авторский курс включает в себя основные знания в сочетании с новыми инструментами и механизмами регионального развития. В качестве одной из основных самостоятельных работ студентам дается тема: «Если бы я был губернатором». Смысл и суть этой работы заключается в том, что студент (или группа студентов) выбирает конкретный регион, анализирует программу развития региона, стратегию развития, если она есть, изучает сильные и слабые стороны программы методами современного анализа (метод «форсайта», SWOT- анализ , анализ экспертных оценок и т.д.), а также разрабатывает рекомендации для улучшения социально-экономического положения региона. Главный плюс такой работы в том, что ее невозможно скачать из интернета, и студент думает и мыслит самостоятельно. Отдельные работы заслуживают высокой оценки и вполне могут быть применены в практическом управлении. Эти работы натолкнули нас на мысль о необходимости готовить будущих студентов, которых интересует специфика городского управления, со школьной скамьи. В 2013 году разработаны все необходимые документы для проведения Олимпиады среди старшеклассников на тему: «Если бы я был мэром Москвы». Победители Олимпиады получат возможность бесплатного обучения в нашем Университете.
В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ) на кафедре «Менеджмент» акцент сделан на существенное увеличение качества практической профессиональной подготовки студентов на основе современных информационных технологий. Студенты за время своего обучения приобретают практические знания и навыки работы с современными информационными системами и технологиями, которые были рекомендованы к использованию различными министерствами и ведомствами.
Таким образом, в МГУТУ им. К.Г. Разумовского на кафедре «Менеджмент» в учебном процессе используются современные версии программных продуктов: 1) Коллективная компьютерная игра «Бизнес-курс: Корпорация Плюс» (разработчик ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» МГУ им. Ломоносова М.В.) и 2) Project Expert (разработчик Про-Инвест-ИТ).
Одной из проблем при изучении экономических дисциплин является нехватка практики, объективно обусловленная тем, что очень сложно, а иногда и невозможно провести эксперимент, дающий наглядное представление о той или иной экономической концепции, принципах и т.п. Одним из вариантов решения этой проблемы является использование компьютерной деловой игры "Корпорация плюс".
Компьютерная деловая игра «Бизнес-Курс: Корпорация Плюс», предназначена для развития навыков управления предприятием в условиях рыночной экономики, для получения конкретных экономических знаний и выработки экономического образа мышления. Данная программа обладает определенным набором управленческих решений по различным аспектам деятельности предприятия и большим объемом отчетно-аналитической информацией. При этом характеристики внутренней и внешней среды представлены в виде совокупности показателей, которые изменяются в зависимости от конкурентных условий.
Особенность данного практического курса заключается в том, что это коллективная деловая игра, в которой студентами решается интеллектуально сложная задача -задача принятия решения в условиях противодействующих конфликтов, где необходимо учитывать наличие активно действующих конкурентов, преследующих собственные интересы, а также случайные факторы, для которых известны или не известны законы их поведения.
Также необходимо отметить, что проведение деловых игр и решение конкретных ситуационных задач позволяют сформировать умения и навыки принятия грамотных экономических решений в процессе профессиональной деятельности, способствуют лучшему усвоению студентами учебного материала по изучаемым дисциплинам.
Управление бизнесом в современных условиях является трудоемкой и ответственной задачей, требующей привлечения новых информационных технологий,
работающих в реальном масштабе времени. И не менее сложными, и в тоже время интересными являются задачи принятия решений в условиях риска, т.е. в том случае, когда имеются случайные факторы, для которых, известны законы их распределения -решаются на основе методов теории вероятностей, аналитического и имитационного моделирования. Как пример технологии, способной решать такого уровня задачи является технология Project Expert, рекомендованная к использованию Министерством экономики РФ. Технология Project Expert - технология планирования и анализа финансовой деятельности - является одним из основных инструментов, которые используются в финансовом менеджменте. Используя эту технологию, студенты приобретают практические навыки по созданию инвестиционного бизнес-плана, а также анализу финансовой модели нового, еще не созданного, или действующего предприятия (проекта) независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов.
Следующей информационной образовательной технологией в профессиональной подготовке менеджеров являются международные интернет - чемпионаты по управлению предприятием. В качестве примера рассмотрим международный интернет чемпионат Business Battle, в котором приняли участие студенты дневной формы обучения специальности «Менеджмент организации». Данный проект был реализован при поддержки Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Business Battle — крупнейшее в мире соревнование по стратегическому управлению, которое базируется на компьютерной модели управления международной корпорацией. Суть следующая: в ходе игры команды-участницы должны развивать виртуальное предприятие. В центре соревнования находится комплексный бизнес-симулятор — компьютерная модель, имитирующая процесс управления компанией на международных рынках в условиях глобальной конкуренции. Побеждает команда, которая обеспечит максимальную стоимость акций своей компании. Business Battle - это всероссийское студенческое соревнование, которое дает возможность студентам попробовать свои силы в бизнесе, понять его законы и правила, раскрыть свой управленческий талант в бескомпромиссной бизнес- битве с лучшими студенческими командами со всей России. Business Battle - это образовательный high- tech, уникальный тренажер для будущего руководителя, дающий возможность за несколько месяцев получить опыт управления компанией, равный нескольким годам работы на глобальном рынке. Участники получают возможность на практике применить знания, полученные в университете, синтезируя теорию из различных курсов и дисциплин в единую стратегию управления бизнесом. В целом, Busi -ness Battle- это не только чемпионат по стратегическому управлению, но также инновационный продукт в секторе бизнес - образования и эффективный инструмент мониторинга и оценки персонала внутри компании, дающий возможность сформировать управленческий кадровый резерв.
Также следует отметить, что применение в учебном процессе вышеперечисленных информационных технологий, позволяет сформировать у студентов- менеджеров, как будущих специалистов в области управления, следующие практические навыки и умения:
- умение применять на практике методы управления предприятием;
- умение проводить экономический экспресс-анализ работы предприятия;
- умение оценивать ситуацию на рынке продажи товарной продукции;
-умение управлять конкурентным поведением предприятия;
- умение формировать стратегию развития бизнеса предприятия;
- умение управлять финансами предприятия.
Кафедры института «Менеджмент» проводят научные исследования на основе хоздоговорных тем. Также на кафедре «Менеджмента» активно реализуется научно-исследовательская деятельность. В 2011/2012 г. Кафедрой «Менеджмент» был заключен и успешно выполнен договор НИР по госбюджетной теме на тему: «Проведение исследования текущего состояния и перспектив рынка реализации приводной техники и упаковочного оборудования на территории РФ и за рубежом, выработка практических рекомендаций для Заказчика в части организации бизнес-процессов и построения оптимальной внутренней структуры Заказчика». Также кафедрой «Менеджмент» в 2012/2013 г был заключен и успешно выполнен договор НИР по хоздоговорной теме: «Разработка стратегической программы управления инновационным проектом предприятия ООО «Научно- производственная компания «Инновационные технологии» для его новых организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса». Результаты проведенной НИР активно используются в учебном процессе, а именно: в курсовом и дипломном проектировании, а также при подготовке магистерских диссертаций. По обобщенным материалам проведенной НИР коллектив кафедры «Менеджмента» издал 3 учебных пособия: «Инновационный менеджмент», «Управление стоимостью и оценка активов предприятия» часть 1.2. Данные пособия активно используются в учебном процессе не только на кафедре Менеджмента, но и в других Вузах на аналогичных кафедрах - в Евразийском открытом Институте, Московском Университете им. С.Ю.Витте.
На кафедре «Менеджмента» действует Студенческое научное сообщество, а также 18 студентов -дипломников и магистров приняли активное участие в четвертой студенческой научно-практической конференции «Молодежь, наука, стратегия 2020» с научными докладами в экономической секции. Кафедра «Менеджмента» уже несколько лет подряд принимает активное участие в Международном проекте по обмену опытом в формате международных научно-практических конференций при поддержке РАН.
Коллективом кафедры «Менеджмента» было проведено конструктивное обсуждение стратегий и механизмов модернизации, инновационно- технологического развития и сотрудничества регионов и городов Евразии, осуществлена выработка и представление конкретных рекомендаций по решению ключевых проблем в этой области в рамках I Международной научно-практическая конференция «Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно- технологического развития и сотрудничества», которая была организована Научным советом РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию, Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) РАН, Программой фундаментальных исследований Президиума РАН «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте».
Студенты института «Менеджмента» с научными докладами приняли участие в работе международных заочных электронных научно-практической конференции:
- «Концептуальные особенности современного менеджмента».
- «Стратегическое управление инновационными проектами предприятия для различных организационных форм в сфере малого и среднего бизнеса».
- «Философские, социально- экономические и управленческие аспекты экологии».
Данные конференции были проведены как совместный межкафедеральный проект
института «Менеджмента» при поддержке РАЕ.
Определены приоритетные направления развития кафедры «Менеджмента»:
• Внедрение новых образовательных программ
• Расширение спектра программ дополнительного образования
• Повышение качества обучения и создание условий для воспитания студенческого контингента
• Усиление работы по интеграции работодателя в учебный процесс
•Формирование системы непрерывной практической подготовки студентов и
содействие в трудоустройстве
•Совершенствование научно- исследовательской работы кафедры «Менеджмент».
Достижения института «Менеджмент» за последние 5 лет
•Улучшен качественный состав кафедр института «Менеджмент»:
- все штатные преподаватели кафедры имеют ученую степень;
- средний возраст преподавателей снизился с 53 до 45 лет.
•Разработаны рабочие учебные программы в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения по всем дисциплинам и учебно-методические комплексы по дисциплинам 1 и 2 курса.
•В учебном процессе используются такие программы, как: компьютерная имитационная модель управления предприятием в виртуальной среде «Бизнес курс «Корпорация-плюс», Excel, Project Expert, деловые игры, компьютерные кейсы.
•Используется метод компьютерного тестирования для оценки знаний студентов по всем дисциплинам кафедры.
•Оборудованы три аудитории для проведения лекционных и практических занятий. Для проведения учебных занятий преподавателями активно применяются ТСО (компьютеры, проектор, видео-курсы, интерактивную доску).
•Кафедры института «Менеджмент» проводит исследования на основе хоздоговорных тем.
•Заключены договора с организациями на проведение практики студентов, институт способствует трудоустройству студентов
•За последнее время особое внимание уделялось воспитательной работе. От кафедры ежегодно назначается ответственный преподаватель-куратор, который организует воспитательную работу со студентами специальности «Менеджмент организации». Постоянно проводятся выездные экскурсии со студентами разных курсов на производство.
В заключении следует отметить, что опыт использования информационных технологий в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности показывает, что дальнейшее развитие системы образования в ВУЗах должно строиться с одной стороны на активном внедрении в учебный процесс новых информационных технологий, нашедших широкое применение на практике и полученных результатов научно -исследовательской деятельности, а с другой стороны - на внедрении инновационных образовательных технологий с целью повышения качества обучения. Когда нам задают вопрос о перспективах страны, о ее будущем, мы всегда отвечаем, что перспектива России в том, чтобы в органах власти оказались крепкие профессионалы - и при этом люди порядочные, думающие и высоко образованные. Кто-то скажет: утопия! А мы думаем, что это вполне реально. Мы живем в эпоху глобальной конкуренции. Конкуренция не только в товарах и услугах. Прежде всего речь идет о конкуренции разума, интеллекта. Хотим мы перемен или нет, верим в них или не верим, будущее само распоряжается нами. Дорога в будущее может окончиться в Силиконовой Долине или в Сколково, не суть важно, но «она должна начинаться в Душе и пролегать через Ценности»[9]. И еще очень важное понятие «уровень образованности людей». И в этом процессе мы, педагоги, учителя принимаем самое непосредственное участие. Мы выбрали свой путь и мы должны его пройти вместе с нашими студентами и учениками, обучая их не только заданным предметам, но и общечеловеческим ценностям.
Список литературы
1. Акулова И.А. Научный форум учителей и учеников г. Москвы. Сб. «Гуманизация школьного образования: Опыт, проблемы, перспективы» с. 58.
2. Габанова О.А. Научный форум учителей и учащихся г. Москвы. Сб. «Гуманизация школьного образования: Опыт, проблемы, перспективы». 2006 г. с. 59
3. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894—1917. / Пер. с англ. Е. Дорман. -Серия «Экспресс»— М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. — 448 с.
4. Деева В.А., Филатов В.В. Современные образовательные технологии в формировании профессиональных компетенций менеджеров промышленных предприятий. Мат.-лы VII Всероссийской научно- практической конференции: «Образовательная среда сегодня и завтра», М.:ВВЦ, 2010 - с.62-64
5. Князев В.В., Елисеева Т.В., Филатов В.В. Возможности применения информационных технологий в профессиональной подготовке менеджеров. Мат.-лы VII Всероссийской научно- практической конференции: «Образовательная среда сегодня и завтра», М.:ВВЦ, 2010 - с.90-92
6. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Современные образовательные технологии как средство эффективного обучения управленческих кадров. Мат.-лы VII Всероссийской научно- практической конференции: «Образовательная среда сегодня и завтра», М.:ВВЦ, 2010 - с.93-95
7. Кобиашвили Н.А., Филатов В.В. Управление социально- коммуникативными технологиями в формировании современного инновационного общества. //Мат.-лы VII Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной экономики: теория и практика» секция: «Инновации в управлении маркетинговой деятельностью и коммуникациями», М.:ЕОИ, 2011- с.391-401
8. Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Под ред. докторов исторических наук Ю. Г. Фельштинского и Г. И. Чернявского / Лондон, 1992.
9. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерсталле «Бизнес в стиле фанк», Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003 г.
10. Ленин, В. И. Неизвестные документы. 1891—1922 гг.. — Москва: РОССПЭН, 2000. — 607 с.
11. Рукина И.М., Петросян Д.С."Модернизация и инновационное развитие системы образования в России" Микроэкономика № 1 2012 г. М.: типография ОАО "Институт микроэкономики" ул. Б. Черемушкинская, 34, 157с
12. Рукина И.М., Филатов В.В. Роль интеллектуальной собственности и нематериальных активов в управлении инновационной экономикой на современном
этапе. //Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №10, 2012, С.29-40
13. Рукина И.М., Филатов В.В., Роль инновационного управления в развитии экономики знания.// Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №12, 2012, С.2-12
14. Рукина И.М., Филатов В.В. Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс экономики знаний // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета» № 18, 2012, с.182-193
15. Стругацкие А. и Б. Избранное. - М.: Моск. рабочий, 1989 г. с. 523- с. 525
16. Филатов В.В., Карасев М.В. Анализ взаимосвязи теорий инновационного развития с современными концепциями социально-организационных изменений. // Материалы XVI Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд», Новосибирск, с. 96-101, 2012
17. Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И..// Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011 г. -479 с.
18. Цыганков Д. Б. Умное-регулирование.рф / РБК Daily, 4 июня 2012, с. 3
19. Roger Highfield, Paul Carter. The Private Lives of Albert Einstein. — London: Faber and Faber, 1993.
20. De la divination. Traduit et commenté par G. Freyburger et J. Scheid. Préface de A. Maalouf. — Paris, 1992. — IV, 247 p.