Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИИ / НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокерина Светлана Вячеславовна

Формирование инновационного мышления - неотъемлемая часть развития инновационной экономики. Однако особенности данного типа мышления, несмотря на интерес исследователей к данной теме и развитие знания в отношении различных аспектов его реализации, не могут считаться полностью изученными. В статье определены и систематизированы разные подходы к понятию «инновационное мышление», проведен анализ подходов исследователей к сути термина «инновационное мышление», установлены и предложены компоненты инновационного мышления, сформирован концептуальный подход к формированию инновационного мышления. В результате проведенного анализа выделены: целеполагающая, инициирующая, смысловая, процессуальная, когнитивная, содержательная, эмоциональная, социально-обусловливающая, личностная компоненты, формирующие дефиницию понятия «инновационное мышление». Элементом научной новизны исследования можно назвать попытку автора ранжировать компоненты инновационного мышления и выстроить их в целостную структуру, где компоненты располагаются по мере их формирования. Автором сделан вывод, что инновационное мышление может функционировать только в условиях реализации данных компонент, обеспечивающих достижение функциональной цели. Статья носит преимущественно теоретический характер и может быть интересна научным работникам, а также студентам, формирующим целостное знание об инновационном мышлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE THINKING: A CONCEPTUAL APPROACH

The innovative thinking formation is an integral part of the innovative economy development. However, this type of thinking features cannot be considered fully studied, despite the researchers' interest and the knowledge development in various its implementation aspects. The article identifies and systematizes different approaches to the "innovative thinking" concept, analyzes the researchers' approaches to the innovative thinking essence, identifies and proposes the innovative thinking components, forms a conceptual approach to the innovative thinking formation. As a result of the analysis, the following components that form the innovative thinking were identified: goal-setting, initiating, semantic, procedural, cognitive, meaningful, emotional, socially-conditioning, personal. The scientific novelty element is the author's attempt to rank the innovative thinking components and build them into a holistic structure. The author concluded that innovative thinking can function only with these components implementation that ensure the functional goal achievement. The article is predominantly theoretical and may be of interest to researchers, as well as students who form holistic knowledge about innovative thinking.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сокерина С.В. Инновационное мышление: концептуальный подход // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 2. С. 14. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_2/Sokerina.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.172.14

УДК 001.895:338.222

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Сокерина Светлана Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Проректор по образовательной деятельности, ЧОУ ВО «Западно-Уральский институт экономики и права»

svsokerina@mail.ru 35, ул. Сибирская, г. Пермь, РФ, 614000 +7 (342) 247-52-77

Аннотация. Формирование инновационного мышления - неотъемлемая часть развития инновационной экономики. Однако особенности данного типа мышления, несмотря на интерес исследователей к данной теме и развитие знания в отношении различных аспектов его реализации, не могут считаться полностью изученными. В статье определены и систематизированы разные подходы к понятию «инновационное мышление», проведен анализ подходов исследователей к сути термина «инновационное мышление», установлены и предложены компоненты инновационного мышления, сформирован концептуальный подход к формированию инновационного мышления. В результате проведенного анализа выделены: целеполагающая, инициирующая, смысловая, процессуальная, когнитивная, содержательная, эмоциональная, социально-обусловливающая, личностная компоненты, формирующие дефиницию понятия «инновационное мышление». Элементом научной новизны исследования можно назвать попытку автора ранжировать компоненты инновационного мышления и выстроить их в целостную структуру, где компоненты располагаются по мере их формирования. Автором сделан вывод, что инновационное мышление может функционировать только в условиях реализации данных компонент, обеспечивающих достижение функциональной цели. Статья носит преимущественно теоретический характер и может быть интересна научным работникам, а также студентам, формирующим целостное знание об инновационном мышлении.

г>

m

Ключевые слова: инновационное мышление; управление инновациями; инновации; нестандартное мышление; инновационные компании. JEL коды: O31; O32.

Введение

Развитие современной экономики неразрывно связано с развитием инновационного мышления. Формирование инновационного мышления - ключевая задача руководителей инновационно-ориентированных и высокотехнологичных компаний, без реализации которой развитие инновационной деятельности не представляется возможным. Для того, чтобы процесс формирования инновационной активности организации проходил эффективно, необходимо понимать, что из себя представляет инновационное мышление и из каких компонент состоит данное понятие.

Целью статьи является анализ имеющихся определений понятия «инновационное мышление» и выявление его компонент и их структуры.

Инновационное мышление, раскрывая дефиницию

ГОСТ Р 56273.3—2016 (часть 3)1 раскрывает понятие «инновационное мышление» как структурированный подход, в рамках которого ведется поиск информации, аналитических материалов, представлений и наилучших практик для их возможного использования с целью максимизации потенциальных возможностей и решения проблем, что позволяет добиваться преимуществ и желаемого результата на рынке. Данная формулировка раскрывает дефиницию «инновационное мышление» с точки зрения функциональных и процессных аспектов, однако не раскрывает сути данного процесса и глубины данного понятия.

Одновременно с этим определением ряд исследователей проводят сравнительный анализ понятия «инновационное мышление» с близкими по сути понятиями, такими как креативность (Батоврина Е.В., Блохина М.С. [1]; [2]), научное мышление (Молчанова Е.В. [3]), творческое мышление (Чернева Ю.С. и соавт. [4], Токарева Г.А. [5]) и др., исследуя особенности инновационного мышления, его характеристики, схожие и отличные черты. При этом исследователи единодушно отмечают, что инновационное мышление является нестандартным мышлением [6], находящимся в плотной взаимосвязи с исследуемыми типами мышления. Данный тезис подтверждает и Жаворонкова М.Н., выделяя семь ключевых навыков инновационного мышления, которые необходимо формировать:

1. Системное, «многоэкранное» мышление вместо узко сфокусированного мышления.

2. Абстрактное мышление при поиске решений вместо специализированного мышления.

1 ГОСТ Р 56273.3 — 2016. «Инновационный менеджмент. Часть 3. Инновационное мышление.» © С.В.Сокерина 2 DOI 10.34709/М.172.14

3. Функционально-ориентированное мышление вместо объектно-ориентированного мышления. 4. Долгосрочное мышление вместо краткосрочного. 5. Аналитическое мышление вместо прыжкового. 6. Структурированное мышление вместо хаотического. 7. Умение увидеть проблему вместо поиска привычных решений [7].

Нам представляется необходимым в процессе исследования дефиниции «инновационное мышление» рассмотреть данное понятие через призму девяти компонент, позволяющих детализировать особенности ее содержания.

Табл. 1: Компоненты дефиниции «инновационное мышление»2

Компонента Автор Раскрытие содержания компоненты

1 2 3

Целеполагающая компонента Вострикова Н.М., Усольцев А.П., Батоврина Е.В. Инновационную деятельность можно рассматривать как целенаправленную деятельность [8], ориентированную изначально на создание ментальной модели и далее - на осуществление предметной деятельности по воплощению этой модели на практике [9]. Инновационное мышление ориентировано на получение результата [1]. Мышление инноватора сосредоточено на изменении состояния того объекта, над которым он думает, которые имеет желание усовершенствовать или улучшить.

Инициирующая компонента Коджаспирова Г.М. и соавт., Токарева Г.А. Инноватором движет внутренняя сила, которая включает и сопровождает инновационное мышление. Это может быть внутренняя мотивация, основанная на реализации внутренних потребностей. Одним из инициирующих факторов может быть интуиция [10], влекущая новатора, а также сформированное «инновационное сознание», которое характеризуется такими параметрами как: а) преобладание ориентации на инновационную деятельность по сравнению со стандартной; б) наличие оценки (или шкалы) инновативности; в) устойчивая (но не чрезмерная) мотивация; г) инновационные потребности; д) инновационные замыслы [5].

Смысловая компонента Коджаспирова Г.М. и соавт. Смысловая компонента раскрывает осознанность инновационного процесса, динамику смыслов [10]. Инноватор выводит новую идею на более высокий уровень осознанности, закладывая в инновационный продукт новый смысл. Смысл инновационной деятельности - в основе инновационного мышления.

Процессуальная компонента ГОСТ «Инновационное мышление», Селиванов В.В. Коджаспирова Г.М и соавт, Байбардина Т.Н. и соавт., Усольцев А.П. и соавт., Кузнецова Н.В. и соавт., Потеев А.Т. и соавт. В рамках реализации инновационного мышления ведется поиск информации, происходят мыслительные процессы, мыслительные действия, используются различные формы и типы мышления [10]; [11] (идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический, синтезирующий [12]), реализуется инновационный стиль мышления [9]. Инновационное поведение включает в себя все виды деятельности, относящиеся к генерированию, оценке, реализации и реализации новых идей [13]. Инноватор, используя анализ, синтез, обобщение знаний и практики, создает новый продукт [14]. Инновационное мышление определяется как поисковый процесс, которое подразделяется на виды: собирающее и систематизирующее знания; углубляющее имеющиеся знания, создающее, трансформирующее и разрабатывающее новые знания [3]. Инновационное мышление — это итерационный, повторяющийся процесс, обеспечивающий изучение проблем и возможностей для поиска лучших решений и оценки будущих потребностей сотрудников, а также выработку особого подхода [15]; [16].

2 Составлено автором © С.В.Сокерина

Продолжение табл.1

1 2 3

Когнитивная компонента Вострикова Н.М/ Токарева Г.А. Инновационную деятельность можно рассматривать как активную познавательную деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задачи, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использование рефлексии [8]. Открытия свершаются именно в условиях концентрации научного знания в определенной сфере, когда открытие, как говорится, «витает в воздухе»; и это момент перехода количества в качество. Сам прорыв осуществлялся благодаря интеллектуальной деятельности [5], в ходе инновационного мышления.

Содержательная компонента Коджаспирова Г.М. и соавт. Инновационный продукт создается в процессе действий и операций [10], в процессе которых также функционирует и развивается инновационное мышление. Инноватор контролирует процесс и соотносит его с моделью нового продукта. Инноватор закладывает новое содержание в продукт инновационной деятельности, который является его результатом. Учитывая вышеуказанную смысловую компоненты - разграничим понятия: смысл новаций может быть один, содержание может быть разным, в зависимости от гипотез и результата их проверки.

Эмоциональная компонента Коджаспирова Г.М. и соавт. Новатор испытывает эмоции [10] в ходе создания нового продукта. Положительный эмоциональный фон способствует стимулированию инновационного мышления.

Социально- обуславливающая компонента Токарева Г.А. Инновационное мышление не может быть реализуемо без «благоприятного инновационного климата», под которым понимается креативная атмосфера в коллективе, рабочей группе, профессиональном сообществе, ориентированном на инновации. Инновационное сознание является результатом воздействия на человека внешней среды и социально-экономических условий, в которых находится инноватор [5].

Личностная компонента Селиванов В.В., Павлова М.В., Андронов В.П. и соавт., Буслаева Е.Л. Безусловно есть личностные характеристики [11], которые позволяют инноватору проявлять инновационную активность, такие как самость (внутренняя мотивация), готовность к риску [17], неизбежный отказ от «старого», от стереотипов, штампов, мыслительных клише [18], нестандартное и пытливое мышление. Однако есть стереотипы и установки, с которыми новатору необходимо бороться. Инновация представляет собой движение вперед, прибавление новых знаний к уже имеющимся. Этому способствуют различные пути преодоления неожиданных препятствий. Препятствия чаще всего содержат противоречия, которые человек должен научиться разрешать [19].

При этом считаем необходимым проранжировать компоненты инновационного мышления, выстроить их в определенную структуру. В базисе инновационного мышления однозначно располагается личностная компонента - без готовности и желания личности заниматься инновационной деятельностью, проявляя инициативу и пытливость, новации не рождаются. Далее идет блок функциональных компонент, которые обеспечивают ведение определенного процесса, приложения когнитивных способностей и формирование нового знания, дают возможность формировать разное содержание (гипотезы), создают определенный внутренний и внешний фон. И блок более зрелых компонент по своему

содержанию - смысловая, инициирующая и целеполагающая - больше работают с ценностными аспектами.

Рис. 1: Компоненты дефиниции «инновационное мышление»3

Целеполагающая компонента

Инициирующая компонента

Смысловая компонента

Процессуальная компонента Когнитивная компонента Содержательная компонента Эмоциональная компонента Социально -обуславливающая компонента

Личностная компонента

Таким образом, инновационное мышление базируется на определенных личностных характеристиках и, имея определенную цель инновационной деятельности, и инициируемый внутренними посылами, инноватор через осознание и поиск нового смысла, осуществляет мыслительный процесс посредством развития имеющегося знания и осуществления определенных действий и процессов, в ходе которых также реализуется и развивается инновационное мышление. При этом мыслительный процесс сопровождается определенным эмоциональным фоном и поддержкой окружающей среды, которые являются дополнительными катализаторами функционирования инновационного мышления.

Заключение

Проведенное исследование привело к выводу, что инновационное мышление, являясь отдельным видом мышления, базируется на общих закономерностях функционирования мышления, при этом обладает специфическими компонентами, обуславливающими его эффективное функционирование. Продуктом функционирования инновационного мышления является открытие нового знания, реализующееся в новой форме. Инновационное мышление развивается как в процессе поиска информации [20] и реализации действий по созданию инновационного продукта [21], так и в процессе рефлексии. Может намеренно формироваться как в практической деятельности [22], так и в процессе обучения [23].

3 Разработано автором © С.В.Сокерина

Литература

1. Батоврина, Е.В. Формирование инновационного мышления как значимое направление подготовки персонала // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 18. С.: 28-32.

2. Батоврина, Е.В.; Блохина, М.С. Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С.: 126-134.

3. Молчанова, Е.В. Инновационное мышление как новый формат изменений // В сб. Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы Международных научных конференций. 2019. С.: 44-46.

4. Чернева, Ю.С.; Хмельницкая, Н.И. Инновационное мышление и профессиональная подготовка специалиста // В сб. Проблемы управления социально-экономическими системами в условиях инновационного развития. Студент и научно-технический прогресс. Сб. научных трудов IX региональной научно-практической конференции и XXXIX студенческой научной конференции. 2015. С.: 281-286.

5. Токарева, Г.А. Инновационное сознание и инновационное мышление: проблемы формирования и регулирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-3. С.: 130-138.

6. Ness, R.B. Promoting Innovative Thinking // American Journal of Public Health (AJPH). 2015. № S1 С.: S114-S118. https://doi.org/10.2105/AJPH.2014.302365

7. Жаворонкова, Н.М. Управление инновациями: кого, как и чему учить? // В сб. Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции студентов. 2018. С.: 73-76.

8. Вострикова, Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С.: 255-259.

9. Усольцев, А.П.; Шамало, Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С.: 94-98.

10. Коджаспирова, Г. М.; Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед.учеб. заведений. М.: Академия. 2003. 176 с.

11. Селиванов, В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления // Психологический журнал. 2008. Том 29. C.: 29-40.

12. Байбардина, Т.Н.; Кожухова, Г.Н.; Лазовский, Н.А. Современные подходы к формированию инновационного мышления в процессе подготовки маркетологов //В сб.

Актуальные проблемы бизнес-образования. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2017. С.: 20-25.

13. Кузнецова, Н.В. Инновационное мышление сотрудника как основа IMS компании // В сб. Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. научных трудов X Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2019. С.: 141-147.

14. Потеев, А.Т.; Миронец, А.А. Специфика управления кадровым потенциалом инновационного технологического типа мышления // Вектор экономики. 2020. № 2 (44). С.: 36.

15. Кузнецова, Н.В. Зачем сотруднику инновационное мышление? // В сб. Современный менеджмент: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. К 85-летию Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова». 2019. С.: 120-125.

16. Кузнецова, Н.В.; Латкин, Н.А. Инновационное мышление сотрудника как основа развития компании // В сб.: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С.: 194-195.

17. Павлова, М.В. Формирование инновационного мышления // Казанская Наука. 2011. №2. С.: 214-215.

18. Андронов, В.П.; Андронова, Т.Д. Инновационное мышление и профессиональная подготовка специалиста // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. № 1 (25). С.: 92-96.

19. Буслаева, Е.Л. Формирование инновационного мышления личности в условиях образовательной среды ВУЗа // Человеческий капитал. 2019. № 62 (126). С.: 349-352.

20. Ayob, A.; Hussain, A.; Mustafa, M.M. et al. Nurturing Creativity and Innovative Thinking through Experiential Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Том 18. С.: 247-254.

21. Franco, P.F.; DeLuca, D.A. Learning Through Action: Creating and Implementing a Strategy Game to Foster Innovative Thinking in Higher Education // Simulation & Gaming. 2019. Том 50, Вып. 1. С.: 23-43. https://doi.org/10.1177/1046878118820892.

22. Barak, M.; Goffer, N. Fostering Systematic Innovative Thinking and Problem Solving: Lessons Education Can Learn From Industry // International Journal of Technology and Design Education. 2002. № 12. С.: 227-247. https://doi.org/10.1023/A:1020259623483.

23. Morada, S.; Ragonisb, N.; Barakc, M. The validity and reliability of a tool for measuring educational innovative thinking competencies // Teaching and Teacher Education. 2021. Том 97. Статья № 103193. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103193.

INNOVATIVE THINKING: A CONCEPTUAL APPROACH

Svetlana Sokerina

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Management Department in the Perm State National Research University, Vice-Rector for Educational Activities in the West Ural Institute of Economics and Law Perm, Russia

Abstract. The innovative thinking formation is an integral part of the innovative economy development. However, this type of thinking features cannot be considered fully studied, despite the researchers' interest and the knowledge development in various its implementation aspects. The article identifies and systematizes different approaches to the "innovative thinking" concept, analyzes the researchers' approaches to the innovative thinking essence, identifies and proposes the innovative thinking components, forms a conceptual approach to the innovative thinking formation. As a result of the analysis, the following components that form the innovative thinking were identified: goal-setting, initiating, semantic, procedural, cognitive, meaningful, emotional, socially-conditioning, personal. The scientific novelty element is the author's attempt to rank the innovative thinking components and build them into a holistic structure. The author concluded that innovative thinking can function only with these components implementation that ensure the functional goal achievement. The article is predominantly theoretical and may be of interest to researchers, as well as students who form holistic knowledge about innovative thinking.

Key words: innovative thinking; innovation management; innovation; non-standard thinking; innovative companies.

JEL codes: O31; O32.

References

1. Batovrina, E.V. Formation of innovative thinking as a significant area of personnel training // Economy and management in the XXI century: development trends. 2014. No. 18. P.: 28-32.

2. Batovrina, E.V.; Blokhin, M.S. Development of innovative thinking of personnel in the process of professional training // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2017. No. 4 (48). P.: 126-134.

3. Molchanova, E.V. Innovative thinking as a new format of changes // In: Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the State Research Institute "National Development". Materials of International Scientific Conferences. 2019. P.: 44-46.

4. Cherneva, Yu.S.; Khmelnitskaya, N.I. Innovative thinking and professional training of a specialist // In: Problems of managing socio-economic systems in the context of innovative development. Student and scientific and technological progress. Scientific works of the IX regional scientific-practical conference and XXXIX student scientific conference. 2015. P.: 281-286.

5. Tokareva, G.A. Innovative consciousness and innovative thinking: problems of formation and regulation // Modern trends in the development of science and technology. 2015. No. 2-3. P.: 130-138.

6. Ness, R.B. Promoting Innovative Thinking // American Journal of Public Health (AJPH). 2015. No. S1 P.: S114-S118. https://doi.org/10.2105/AJPH.2014.302365

7. Zhavoronkova, N.M. Innovation management: who, how and what to teach? // In: The quality of open distance education: concepts, problems, solutions (DEQ-2017). Youth and Science. Materials of the XIX international scientific-practical conference of students. 2018. P.: 73-76.

8. Vostrikova, N.M. The concept of "thinking" in psychological and pedagogical literature // Siberian pedagogical journal. 2012. No. 8. P.: 255-259.

9. Usoltsev, A.P.; Shamalo, T.N. The concept of innovative thinking // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 1. P.: 94-98.

10. Kodzaspirova, G.M.; Kodzaspirov, A.Yu. Pedagogical dictionary: for students of higher education. and Wednesday. ped. study. institutions. M.: Academy. 2003. 176 p.

11. Selivanov, V.V. Current state and prospects of the theory of thinking // Psychological journal. 2008. Vol. 29. P.: 29-40.

12. Baybardin, T.N.; Kozhukhova, G.N.; Lazovsky, N.A. Modern approaches to the formation of innovative thinking in the process of training marketers // In: Actual problems of business education. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. 2017. P.: 20-25.

13. Kuznetsova, N.V. Innovative thinking of the employee as the basis of the IMS of the company // In: Worldview foundations of the culture of modern Russia: collection of articles. scientific papers of the X International Scientific and Practical Conference. Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. 2019. P.: 141-147.

14. Poteev, A.T.; Mironets, A.A. Specificity of management of personnel potential of an innovative technological type of thinking // Vector of Economics. 2020. No. 2 (44). P.: 36.

15. Kuznetsova, N.V. Why does an employee need innovative thinking? // In: Modern management: theory and practice. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. To the 85th anniversary of the Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. 2019. P.: 120-125.

16. Kuznetsova, N.V.; Latkin, N.A. Innovative thinking of an employee as the basis for the development of the company // In: Actual problems of modern science, technology and education. Abstracts of the 77th International Scientific and Technical Conference. 2019. P.: 194-195.

17. Pavlova, M.V. Formation of innovative thinking // Kazan Science. 2011. No. 2. P.: 214-215.

18. Andronov, V.P.; Andronova, T.D. Innovative thinking and professional training of a specialist // Humanities: topical problems of humanitarian science and education. 2014. No. 1 (25). P.: 92-96.

19. Buslaeva, E.L. Formation of innovative thinking of the individual in the educational environment of the university // Human capital. 2019. No. 62 (126). P.: 349-352.

20. Ayob, A.; Hussain, A.; Mustafa, M.M. et al. Nurturing Creativity and Innovative Thinking through Experiential Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 18, P.: 247-254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Franco, P.F.; DeLuca, D.A. Learning Through Action: Creating and Implementing a Strategy Game to Foster Innovative Thinking in Higher Education // Simulation & Gaming. 2019. Vol. 50, Issue 1. P.: 23-43. https://doi.org/10.1177/1046878118820892.

22. Barak, M.; Goffer, N. Fostering Systematic Innovative Thinking and Problem Solving: Lessons Education Can Learn From Industry // International Journal of Technology and Design Education. 2002. No. 12. P.: 227-247. https://doi.org/10.1023/A:1020259623483.

23. Morada, S.; Ragonisb, N.; Barakc, M. The validity and reliability of a tool for measuring educational innovative thinking competencies // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 97. Article No. 103193. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103193.

Contact

Svetlana Sokerina

Perm State National Research University, West Ural Institute of Economics and Law

35, Sibirskaya str., 614000, Perm, Russia

svsokerina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.