Научная статья на тему 'Инновационно-педагогический контент тестирования в аспекте качества работы студентов в образовательном процессе межрегионального ресурсного центра'

Инновационно-педагогический контент тестирования в аспекте качества работы студентов в образовательном процессе межрегионального ресурсного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / TESTING / KNOWLEDGE ASSESSMENT / EDUCATION QUALITY / INNOVATIVE TECHNOLOGY / COMPUTER-BASED CONTROL / RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Наталия Юрьевна

В статье анализируются проблемы использования инновационной технологии и организация тестирования для оценки качества работы студентов в образовательном процессе, теоретические вопросы организации занятий и контроля студентов. Наглядно показано успешное развитие и внедрение компьютерной технологии тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AND EDUCATIONAL CONTENT OF TESTING THE QUALITY OF STUDENTS’ WORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE INTER-REGIONAL RESOURCE CENTER

The paper considers application of innovative technology and organization of testing to assess the students’ work quality in the educational process. The author deals with a problem of theoretical organization of studies and control of students, and presents an example of successful development and implementation of the computer-based testing.

Текст научной работы на тему «Инновационно-педагогический контент тестирования в аспекте качества работы студентов в образовательном процессе межрегионального ресурсного центра»

УДК 37

Морозова Наталия Юрьевна

аспирант Научно-исследовательского института развития профессионального образования г. Москвы, преподаватель

Колледжа архитектуры и строительства № 7 [email protected]

ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ТЕСТИРОВАНИЯ В АСПЕКТЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Morozova Natalia Yuryevna

PhD student of the Research Institute for Development of Vocational Education,

Moscow

Lecturer of College of Architecture and Construction № 7 [email protected]

INNOVATION AND EDUCATIONAL CONTENT OF TESTING THE QUALITY OF STUDENTS’ WORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE INTER-REGIONAL RESOURCE CENTER

Аннотация:

В статье анализируются проблемы использования инновационной технологии и организация тестирования для оценки качества работы студентов в образовательном процессе, теоретические вопросы организации занятий и контроля студентов. Наглядно показано успешное развитие и внедрение компьютерной технологии те-стирования.

Ключевые слова:

тестирование, оценка знаний, качество образования, инновационные технологии, компьютерный контроль, ресурсный центр.

Summary:

The paper considers application of innovative technology and organization of testing to assess the students’ work quality in the educational process. The author deals with a problem of theoretical organization of studies and control of students, and presents an example of successful development and implementation of the computer-based testing.

Keywords:

testing, knowledge assessment, education quality, innovative technology, computer-based control, resource center.

Современный этап развития общества требует изменения отношения к системе образования. В России с начала XXI в., как и во всем мире, наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию актуальности проблем качества образования, поиску новых подходов к повышению эффективности управления образовательными системами. К числу таких тенденций в первую очередь следует отнести интенсивное реформирование, охватывающее практически все уровни образования и требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования [1]. Разработка новой образовательной технологии основана не только на теории и методике обучения, но и на общей проблематике управления сферой образования, особенной в той ее части, которая касается создания благоприятных политических, экономических и психолого-педагогических условий развития личности.

Среди самых актуальных вопросов развития образования в России следует признать необходимость разработки новых образовательных технологий, создания современного педагогического контента учебной образовательной среды, разработки качественных цифровых образовательных ресурсов и на разработке новых образовательных стандартов. Решение этих задач должно было стать самым главным направлением модернизации образования в Российской Федерации [2].

Для реализации этих вопросов образования в условиях современного развития России необходимо предъявлять новые требования к личности преподавателя, который должен быть творческой индивидуальностью, обладающей оригинальным, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создателем многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, применяя их в практической деятельности.

Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий. Сложность педагогических явлений, а также наличие большого числа факторов, в том числе случайных, которые влияют на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что этот процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный. При самой совершенной организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения

для каждого отдельного студента. В связи с этим современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационных достижений педагогической науки.

Необходимость расширения интенсивных форм проверки знаний в образовательном процессе профессиональной школы подтверждается также многолетними наблюдениями и опросами студентов, позволяющими сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим студентам в освоении изучаемых дисциплин [3; 4; 5].

Проблема адекватности и валидности результатов теста становиться еще острее при дистанционном и повсеместном использовании информационных технологий для тестирования и проверки знаний студентов, преподавателей и других категорий людей для которых результаты теста имеют важное личностное значение.

Наиболее существенные аспекты проблемы контроля знаний и определения уровня подготовки специалистов в ресурсном центре колледжа связаны с решением вопросов совершенствования системы контроля всех видов учебной и образовательной деятельности студентов.

Анализ традиционных методов проверки знаний показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения студентами наивысшего уровня знаний. Изучая научные труды по вопросам количественного исследования обучения и его эффективности, можем сделать вывод, что разные исследователи подходят к обучению с различных точек зрения, выясняется возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается применение количественных критериев определения его эффективности.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении и навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым преподавателем интуитивно, и часто не лучшим образом.

Проверка и оценка знаний в сложившихся формах остаются недостаточно сильным звеном процесса обучения не только потому, что сказывается недостаточность каналов обратной связи, но и потому что, эта связь не может решать всех поставленных задач. По каналам двухстороннего обмена между студентом и преподавателем проходит очень небольшой объем полезной и нужной информации.

К недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование педагогом характерных особенностей материала предмета и условий работы в группе, отсутствие систематичности в ее проведении. Плохая организация контроля знаний может стать одной из причин снижения качества образования в целом. Все известные в мире попытки улучшения качества образования, не подкрепленные действенной реформой системы проверки знаний, не приносили, как правило, желаемых результатов. Необходимо, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития личности, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Из сказанного выше следует, что в практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, компьютерные дистанционные технологии обучения. Одним из направлений совершенствования системы контроля и оценки уровня знаний и умений обучающихся является внедрение тестирования, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность формализовать учебный материал отдельных тем и разделов учебных дисциплин.

В тенденциях развивающегося образования тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний студентов с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического про-

цесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

В образовательном процессе межрегионального ресурсного центра КАС № 7 компьютерные дистанционные технологии обучения и контроля рассматриваются сегодня как основной инструмент контроля качества образования. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. В образовательном процессе ресурсного центра применяются совокупности заданий в тестовой форме, отвечающие, требованиям содержания, формы, логики и технологии.

Одним из вариантов реализации программы ресурсного центра является применение автоматизированных систем тестирования, которые включают в себя целенаправленную, контролируемую и интенсивную самостоятельную работу студентов. Внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс ресурсного центра связано с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения и контроля образовательного процесса, развитием интерактивного взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары). Данные технологии позволяют студентам принципиально изменить отношения к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего образовательного уровня на протяжении всей жизни.

Рассмотрим одну из моделей организации занятий и контроля, разработанных и внедренных в образовательный процесс ресурсного центра, с применением компьютерных средств обучения. Условия эффективной работы заключаются в следующем:

- компьютерный класс необходимо укомплектовывать на 8-12 рабочих мест;

- группа должна делиться на подгруппы, при этом за одним компьютером работает один студент;

- необходимо наличие дополнительных заданий разной степени сложности для постановки следующего этапа обучения.

При организации занятий и контроля в ресурсном центре учитывается возможность предварительной самоподготовки студентом по теме предстоящего занятия. Как показывает многочисленный опыт работы, через самоподготовку проходят в среднем 2-3 студента, которые уже к началу занятия готовы к непосредственному общению с педагогом. При использовании компьютерных средств обучения контроль знаний осуществляем в форме публичной защиты индивидуальных работ, подготовленных в форме небольших докладов в виде презентаций. Главным отличительным условием при оценке работы студента является его индивидуальная работа за компьютером.

Анализ научно-методической литературы показывает, что компьютерный контроль (знаний, умений, навыков) - это процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания запланированной модели знаний с целью управления процессом. Эффективность компьютерного контроля зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов и способов их использования. Для успешного развития и внедрения компьютерной технологии тестирования необходима разработка единых принципов, требований форм, создания новых моделей тестовых заданий, что должно способствовать разработке качественных тестовых заданий для компьютерного тестирования.

На основании вышеперечисленного можно с уверенностью утверждать, что компьютерные технологии являются инновационной технологической основой современной модели образования.

Ссылки:

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М., 2009.

2. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях. URL: http://testolog.narod.ru/Theory76.html (дата обращения: 21.09.2012).

3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.

4. Гришанова Н.А. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методические рекомендации. Интеллект - центр. М., 2005.

5. Подласый И.П. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. М., 1999.

References (transliterated):

1. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestatsii: kompetentnostniy podkhod. M., 2009.

2. Avanesov V.S. Primenenie zadaniy v testovoy forme i kvantovannykh uchebnykh tekstov v novykh obrazovatel'nykh tekhnologiyakh. URL: http://testolog.narod.ru/Theory76.html (date of access: 21.09.2012).

3. Avanesov V.S. Kompozitsiya testovykh zadaniy. M., 1998.

4. Grishanova N.A. Testoviy kontrol' znaniy i umeniy studentov: metodicheskie rekomendatsii. Intellekt - tsentr. M., 2005.

5. Podlasiy I.P. Noviy kurs: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh vuzov. M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.