ства и характеристика конечного продукта, и его применение. Систематизированный таким образом курс максимально охватывает все известные процессы органического синтеза продуктов и полупродуктов в химической
промышленности на основе известной органической сырьевой базы и позволяет формировать целостное представление о предмете «Основы промышленной органической химии».
Основы промышленной органической химии
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
Введение в специальность Нефтехимический синтез Основной органический синтез
Цели и задачи преподавания дисциплины.
Исторический очерк. Методы дисциплины.
Классификация производств химической технологии органических веществ. Сырьевая база промышленной органической химии.
Тематика лекций:
Переработка жидкого, твердого и газообразного топлива; Производство насыщенных углеводородов (алканов и нафтенов) Производство низших алкенов и алкинов.
Производство сопряженных диенов. Производство ароматических углеводородов.
Производство сопряженных диенов. Производство ароматических углеводородов. Технологии оксосиптеза.
Темат ика лекций:
Производство галогеппроизводных. Производство спиртов. Производство эпоксидов и многоатомных спиртов. Производство альдегидов и кетонов. Производство карбоновых кислот, ангидридов и сложных эфиров. Производство нитропроизводных. 11роизводство алифатических и ароматических аминов. Производство серосодержащих соединений.
Список литературы 1. Алдамжарова С.Х., Искакова Р.А., Алибекова Р.А Системность знаний - необходимое условие при изучении химии в сфере современного авиационного образовательного процесса// Сборник докладов международного Беремжановского съезда по химии и химической технологии, Ч-2, Усть-Каменогорск, 2014. - с.127-130.
2. Зайцев О.С. Системно-структурный подход к обучению общей химии. - М.: издательство МГУ, 1983. -170 с.
3. Зорина Л.Я. Дидактические принципы. Принцип системности и систематичности // Химия: методика преподавания в школе. -2001. - №4. - с. 17-24.
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВ, ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ПОЛИМЕРОВ
Иминова Ризвангуль Синясулкызы Кайралапова Гульфайруз Жумабаевна
Кандидаты хим. наук, ст. преподаватели, Казахский национальный университет имени аль-Фараби,
г. Алматы, Казахстан Жумагалиева Шынар Нурлановна Д.х.н., доцент, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
Бейсебеков М.К.
Абилов Жарылкасын Абдуахитович Д.х.н., профессоры, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
АННОТАЦИЯ
В статье акцентировано внимание на подготовке конкурентоспособного специалиста химического профиля, в частности, организации научных работ студентах выпускных групп бакалавриата, магистрантах и докторантах PhD и приведены условия для их подготовки на примере кафедры химии и технологии органических веществ, природных соединений и полимеров факультета химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби.
ABSTRACT
The article also focused on preparing competitive specialist chemical profile, in particular, the organization of scientific work of students of final groups of undergraduate, graduate and PhD students and provides the conditions for their preparation by the example of the department of chemistry and technology of organic matters, natural compounds and polymers Department of Chemistry and Chemical Technology Kazakh National University. Al-Farabi.
Ключевые слова: специалист, конкурентоспособноcть.
Keywords: competitive, specialist.
Образовательный процесс на факультете химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби нацелен на реализацию подготовки востребованных, конкурентно-способных специалистов, обладающих высокопрофессиональными навыками и умениями. В настоящее время это осуществляется благодаря внедрению в учебный процесс кредитно-модульных образовательных программ на основе компетентностного подхода и личностно-ориенти-рованной подготовки [1, с.102]. Актуальность компетентностного подхода в образовании обусловлена главным образом усилением инновационного развития страны и необходимостью профессионального универсализма [2]. Поэтому одним из ключевых компетенций, которым должен владеть молодой современный специалист это - коммуникативная культура (мобильность, информативность, инициативность, гибкость мышления и полиязычность). В тоже время кредитно-модульная технология обучения ориентирована на самостоятельное овладение профессиональными знаниями и навыками и предполагает необходимость осознания целостности поэтапно выполненной самостоятельной исследовательской работы.
Говоря о подготовке конкурентоспособного специалиста химического профиля, следует акцентировать внимание на студентах выпускных групп бакалавриата, магистрантах и докторантах PhD. Так как они уже имеют полную базовую подготовку химической направленности и являются профессионально подкованными личностями.
На кафедре химии и технологии органических веществ, природных соединений и полимеров факультета химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби подготовка бакалавров, магистров и докторов PhD по специальности «Химическая технология органических веществ» проводится по трем научным направлениям: органический синтез, химия природных соединений, химия высокомолекулярных соединений и иммобилизация БАВ на полимерных композиционных материалах. Активизация познавательного процесса обучающихся осуществляется посредством научно-исследовательской работы, в результате которой закрепляется теоретическая база и приобретаются практические навыки и профессиональные компетенции. В процессе четкой организации и постановке научной работы студенты, магистранты и докторанты выполняют ее непосредственно в научных лабораториях кафедры, а также в лабораториях физико-химических методов исследования Центра физико-химических методов исследования при КазНУ им. аль-Фараби, в Научно-исследовательском институте «Новых химических технологий и материалов», которые оснащены современными приборами и измерительными аппаратами. Темы магистерских и докторских диссертаций тесно связаны с научными работами фундаментальных, прикладных или международных проектов и с научными направлениями кафедры. Обсуждение научных результатов совместно с научным руководителем способствует развитию научной мысли, проблемный подход при интерпретации обнаруженных закономерностей повышает уровень критического мышления, обучающийся старается доходчиво излагать свои мысли и приобретает навыки самостоятель-
ного критического анализа. Поэтапные или промежуточные результаты самостоятельных работ обучающиеся могут опубликовывать и представлять в виде докладов на международных и республиканских научных конференциях, конкурсах или семинарах. Правильное написание и изложение своих научных исследований в статьях, тезисах, а также публичные выступления с докладом позволяют видеть и оценить уровень личностного подхода к профессиональному формированию будущего специалиста.
Ранние успешные партнерства нашего университета с ведущими зарубежными университетами и научными институтами СНГ и Европы, а теперь и вхождение КазНУ им. аль-Фараби в мировой консорциум университетов расширил возможности академической мобильности студентов. Программа академической мобильности открывает обучающимся новые возможности самообразовательной деятельности, коммуникативной компетентности поликультурности и возможности получения двуди-пломного образования. Поэтому для магистрантов и докторантов кафедры, обладающих языковой подготовкой возможны научные стажировки в научных центрах и университетах Англии, Пакистана, США, Германии, Египта, Турции, где они, продолжая свои научные исследования могут прослушать ряд курсов теоретического и практического характера, приобрести навыки работы на различных современных приборах. Главным образом, научные стажировки способствуют развитию самостоятельности, ответственности, позновательной активности и развитию культуры личности самого обучающегося. В настоящее время руководством университета внедряется практика дуального образования, которая рассматривает возможности обучающихся и повышает их конкурентноспособность.
Таким образом, на кафедре, и на факультете, в целом есть все условия для достижения и реализации целей по подготовке востребованных специалистов в условиях инновационного развития, осуществляемая благодаря определенному построению научной исследовательской работы студентов на выпускных курсах, магистрантов и докторантов факультета в рамках кредитно-модульной технологии обучения.
Литература
1. Абилова М.У., Мусабекова А.А., Шалдыбаева А.М. Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях формирующейся инновационной образовательной среды // Сборник докладов международного Беремжановского съезда по химии и химической технологии, Ч-2, Усть-Каменогорск, 2014. - с.102-103.
2. Онгарбаев Е.К., Сыздыкова Л.И., Ескалиева Б.К., Мылтыкбаева Ж.К. условия и проблемы реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов химического профиля// Сборник докладов международного Беремжановского съезда по химии и химической технологии, Ч-2, Усть-Каменогорск, 2014. - с.114-116.