ференциации бактерий. Методические рекомендации М. 1995г.
14. Соболева Н.Г. Ювениальный ревматоидный артрит у детей Краснодарского края (особенности этиопатогенеза,оптимизация лечебной тактики). Диссертация. Москва, 2009.
15. Шуляк Б.Ф. Традиционные и новые подходы к лабораторной диагностике сальмонеллеза. «Справочник заведующего КДЛ», 2009, №12.стр 21-26.
16. Тапальский А.Л., Осипов В.А. и др., Фенотипическое и молекуляроно-генетическое типирование сальмонелл. Реалии и перспективы. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. №6. 2005г. стр 88-93
17. Литвин И.Ю. Гинцбург А.Л. Пушкарев В.И.. Эпидемиологические аспекты экологии бактерий. Москва. Фармарус-принт, 1998г. Микробиология. 1998.стр103.
18. Еванова Г.Ф., Сидорова Н.Н., и др. Эпидемические штаммы различных плазмидоваров бактерий рода SHIGELLA. Микробиология 2008г. с. 13-15.
19. Щубин Ф.Н., Раков А.В., Кузнецова Н.А. и др.Структура популяции Salmonella enteritidis в приморском крае по данным плазмидного анализа. Журнал микробиол. 2006,3:28-32.
20. Левантова ГФ. Мазепа В.Н, Кашников С.Ю и др. Плазмидный анализ как один из способов гено-типирования бактерий. Сборник «Новые технологии в профилактике, диагностике, эпиднадзоре и лечении инфекционных заболеваний». Н.Новгород,2004.с 241-244.
21. Usman N. Ikumapayi, Martin Antonio, Jacob Sonne-Hansen, Ekow Biney, Godwin Enwere, Brown Okoko, Claire Oluwalana, Adeola Vaughan, Syed M. A. Zaman, Brian M. Greenwood, Felicity T. Cutts and Richard A. Adegbola. Molecular epidemiology of community-acquired invasive non-typhoidal Salmonella among children aged 2-29 months in rural Gambia and discovery of a new serovar, Salmonella enterica Dingiri. J.Med.Microbiol 56.2007, p1479-1484.
22. Brown D. J., Baggesen D. L., H. B. Hansen, H. C. Hansen, M. Bisgaard. «The characterization of Danish isolates of Salmonella enterica serovar Enteritidis by phage typing and plasmid profiling: 1980-1990». Article first published online: 15 AUG 2009.Apmis,V 102,issue 1-6,p208-214, 1994/
23. Litrup E., M. Topdahl, B. Malorny, S.Huehn, M. Helms, H.Christensen, E. M Nielsen. «DNA microar-ray analysis of Salmonella serotype Typhimurium strains causing different symptoms of disease». BMC Microbiology, 2010. v- 10, p 1186/1471-2180/.
24. Кузнецова Н.А. Молекулярная эпидемиология сальмонеллеза, вызванного Salmonella enteritidis, в Приморском крае. «Электронный катало Диссертаций». Диссертация. 2006.157 стр.
25. Sharinne Sukhnanand, Sam Alcaine, Lorin D. Warnick, Wan-Lin Su, Jessica Hof, Mary Pat J. Craver, Patrick McDonough, Kathryn J. Boor, and Martin Wiedmann . «DNA Sequence-Based Subtyping and Evolutionary Analysis of Selected Salmonella enterica Serotypes». J.of Clinical Microbiology,August 2005,p 3688-3698,v 43, № 8.
26. Марценюк В.Ф. Жизнеспособность и биол. Свойства Escherichia coli, и после хранения в жидком азоте в течении трех лет / В.Ф. Марценюк, Н.Г.Кадникова //Материалы Междунар. конференции.- Санкт-Петербург, 2004. - том 46. - №9 — с.819-824.
27. Preservation of marine bacteria by drying / K.Yamasato et al. // Princip.et appl.lyophil. prod. biol. // Tokio, 1985. - P. 235-240.
28. MLST Databases at the ERI, University College Cork. Paris Cedex 15.France.
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ
Г.С. Токбаева
Центр формирования здорового образа жизни, г. Астана
Социальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв казахстанского общества. В принятой Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты ^аза^стан» на 2011-2015 годы подчеркивается необходимость развития центров здоровья и анонимных консультаций для молодежи, совершенствования работы телефонов доверия, дальнейшего развития волонтерского движения по принципу «равный - равному» формирование у детей, подростков, молодежи навыков ответственного поведения, умения противостоять давлению сверстников, умения отказа от наркотиков, умения принимать правильное решение путем проведения интерактивного обучения на основе привития жизненных навыков. Анализ научно - теоретической базы по организации молодежных центров здоровья в России, странах СНГ; Казахстане показывает, что в настоящее время разработаны основные подходы и принципы работы Молодежных центров здоровья. На базе Национального центра формирования здорового образа жизни разработаны методические рекомендации (Аканов А. А., Тулебаев К.А., Каржаубаева Ш.Е., Калматаева Ж.А.) по нормативно-правовой базе, международным критериям и принципам деятельности молодежных центров здоровья в Казахстане.
По рекомендации ВОЗ услуги для подростков должны уделять основное внимание информационной и психосоциальной поддержке, содействию здоровью и профилактическому медицинскому обслуживанию. Международный и национальный опыт показывает, что подростки и молодые люди не склонны обращаться в обычные медицинские организации по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного и психосоциального здоровья. В то же время исследования, проведенные в Казахстане, показывают высокий уровень потребностей подростков и молодежи в медицинских услугах репродуктивного и психосоциального здоровья [2].
Учитывая психическую и социальную, незрелость подростков, отсутствие осознанного отношения к своему здоровью, ранний пубертат, недостаточную информированность подростков по проблемам репродуктивного здоровья, изменение структуры заболеваний молодежи с нарастанием удельного веса «болезней рискованного поведения»; и признавая социальную значимость здоровья подростков и молодых людей в современном обществе, возникла необходимость специализированных медико-социальных услуг для подростков и молодежи, включая услуги для особо уязвимых групп подростков и молодых людей.
Программа помощи медико-социальных служб должна быть направлена на удовлетворение потребностей подростков и молодежи, включать информационный, профилактический и лечебный блоки с учетом этнокультурных подростков и молодых людей, особенностей социально уязвимых групп.
Особое внимание при организации медико-социальных для подростков и молодежи, должно уделяться их экономической эффективности, а также сбору и анализу информации и ведению статистического учета и отчетности в целях контроля и повышения качества предоставляемых услуг.
Для создания качественных и эффективных медико-социальных услуг для подростков и молодежи должны быть использованы основные Принципы дружественности:
1. доступность и ориентированность на возрастные особенности подростков;
2. возможность получения услуг в нужное время;
3. предоставление услуг бесплатно или по доступной цене;
4. предоставление услуг независимо от пола, этнической принадлежности, вероисповедания, социального статуса и т.п.
Практика работы Молодежных центров здоровья г. Астаны показывает, что оказание медико-социальных услуг должно быть ориентировано на разработку системного подхода и межведомственного взаимодействия в охране здоровья подростков и молодежи.
В структуре соматических заболеваний у подростков по сравнению с другими возрастными группами доминируют заболевания эндокринной, мочевыделительной, нервной системы, психические расстройства, обусловловленные перестройкой пубертатного периода и началом половой жизни.
На сегодняшний день в учебных заведениях проводятся большое количество мероприятий, направленных на профилактику поведенческих факторов риска, которые носят разовый характер. Недостаточно разработаны индикаторы поведенческих факторов риска среди молодежи и школьников. Для осуществления системного подхода реализации профилактических программ мы думаем, что они должны быть ориентированы на ожидаемый результат. На данный момент проводится апробации результатов модулей. Думается, что проводимая нами работа требует дальнейшая научно-методической разработки, а широкое внедрение в практику работы Молодежных центров здоровья возможно после апробации и обсуждения результатов на уровне Национального научного центра формирования здорового образа жизни. Основные разделы проектов Программ нам видится в следующем: «Профилактика поведенческих факторов риска», «Профилактика психоэмоциональных нарушений у подростков и молодежи», «Репродуктивное здоровье подростков и молодежи».
Программа состоит из модулей (их может быть несколько от 2 до 3, в зависимости от медико-социального направления работы), определенного количества часов с конкретной темой и формой проведения. Надо отметить, что для подростков в силу своих возрастных особенностей характерны определенный уровень восприятия информации, поэтому мы должны учитывать выделенные нам лимиты времени [3]. Каждый модуль включает в себя 10 занятий, ориентация на результат подразумевает постановка конкретных задач в конце каждого модуля. Это позволит специалисту при разработке второго модуля учитывать те моменты, которые вызывают у подростков наибольший интерес, использовать наиболее предпочитаемые подростками и молодежью формы работы. «Разбивание» на модули необходимо для понимания того, к каким конкретным результатам мы пришли на определенном этапе (модуле), какова динамика развития проявлений поведенческих факторов риска и подростков и молодежи.
Инструментарий для оценки показателей здоровья подростков и молодежи «на входе» в программу, и «на выходе» после проведения с подростками и молодыми людьми различных форм работы медико-социального направления ( групповые консультации, тренинги, обучающие семинары и др.).
В качестве инструментария для оценки показателей здоровья используются адаптированные модели скрининговых исследований (она может включать в себя диагностику медицинских показателей и оценку поведенческих факторов риска), а также батарею психодиагностических методик.
В своей монографии «Социально-ориентированная первичная медико-санитарная помощь» Абзалова Р.А., для оценки интегрального здоровья подростков, предлагает следующие показатели: индекс функциональных изменений (ИФИ) по Р.М. Баевскому, интегральный показатель состояния
центральной нервной темы по тесту, предложенному О. А. Бутаковой и В.Б. Войновым (1999) в модификации Р.И. Айзмана, реакция сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональную нагрузку, вредные привычки (курение, употребление токсических веществ) [1].
Проведения групповых форм работы с подростками и молодежью проводится в III этапа.
I этап. На этом этапе проводится оценка показателей здоровья подростков и молодежи «на входе» в программу.
II этап. Этап реализации программы (проведение мероприятий медико-социального направления).
III этап. Оценка показателей здоровья «на выходе» после того, как подростками проводились мероприятия медико-социального направления.
При разработке здоровьесберегающих программ мы бы рекомендовали придерживаться следующих принципов: о простого к сложному, систематичность, последовательность, изложения, учет возрастных психологических новообразований подростков и молодежи.
Инновационный характер психологического сопровождения реализации профилактических программ для подростков и молодежи позволяет:
• выявить реальную картину поведенческих факторов риска у подростков и молодежи в регионах Казахстана.
• своевременно проводить психопрофилактическую работу среди подростков и молодежи
• снизить показатели психосоматических нарушений здоровья подростков и молодежи.
• разработать содержательные компоненты деятельности Молодежных центров здоровья при проведении групповых форм работы.
• отследить динамику изменений поведенческих факторов риска у подростков и молодежи.
• реализовать межведомственную приемственность сохранения здоровья молодежи и подростков (переход от разовых мероприятий к системе профилактики поведенческих факторов риска).
• учитывать этнокультурные, средовые особенности целевой аудитории.
• возможность использования данных программ в практике работы по реализации программ ВОЗ «Здоровые школы», «Здоровые университеты».
Литература
1. Абзалова Р.А. Социально-ориентированная первично-медико-санитарная помощь, Астана 2005, С.169
2. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Каржаубаева Ш.Е., Калматаева Ж.А. Молодежные центры здоровья в Казахстане. Методические рекомендации. Алматы 2005 г., С. 9-14.
3. Токбаева Г.С. Развитие творческого мышления как компонент личностной компетенции детей и юношества, Сборник материалов научно-практической конференции «Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции» Россия, г. Орел, 2008 г. С.91-94
КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОТАВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Д.А. Баешова, А.К. Омарова, Л.М. Жайшиева ГКГП «Городская детская инфекционная больница», г. Астана
Острые кишечные инфекции (ОКИ) представляют собой актуальную проблему из-за их широкой распространенности и той роли, которую они играют в формировании гастроинтестинальной патологии у детей. Кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре инфекционной заболеваемости и смертности детей раннего возраста (1,2).Несмотря на значительные достижения в изучении клинических проявлений и патогенеза ОКИ, этиология 50-60% диарей остается нераспознанной, что обуславливает трудности дифференциальной диагностики и ошибки в лечении. Высокий процент диагностических ошибок, и как следствие - нерациональные подходы к терапии ОКИ (в первую очередь необоснованно широкое использование антибактериальных препаратов). В структуре ОКИ детей раннего возраста причиной диарей в 87,8% случаев составляют ротавирусные инфекции. Это самая частая причина серьезной диареи у младенцев и детей (3,4,5).
Цель исследования: изучить клинические особенности ротавирусной инфекции у детей раннего возраста в Детской городской инфекционной больнице (ДГИБ) г. Астана.
Материалы и методы: Проводилось исследование клиники ротавирусной инфекции 61 ребёнка (33 мальчика и 28 девочек), находившихся на стационарном лечении в вирусном отделении ГДИБ.
Результаты исследования: В городской детской инфекционной больнице на стационарном лечении находилось 61 ребенка (33 мальчика и 28девочек) с ротавирусной инфекцией (схема №1).