Научная статья на тему 'Инновационная стратегия развития региона'

Инновационная стратегия развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1412
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисовская Н. В.

Разработку инновационной стратегии целесообразно начинать с определения самой инновации, её цели, формы, функций и конечного эффекта. В зависимости этого определяются инструменты, с помощью которых инновация будет реализовываться. Чтобы найти эти инструменты, необходимо выяснить, насколько эффективно они будут работать, а также разработать такую стратегию, чтобы при изменении условий инструменты могли быть легко адаптированы для успешного достижения цели. В статье проанализированы программы инновационного развития на ме-зоуровне. Предложено авторское содержание инновационной стратегии развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия развития региона»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1 ББК 65.049 (2Рос)

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Разработку инновационной стратегии целесообразно начинать с определения самой инновации, её цели, формы, функций и конечного эффекта. В зависимости этого определяются инструменты, с помощью которых инновация будет реализовываться. Чтобы найти эти инструменты, необходимо выяснить, насколько эффективно они будут работать, а также разработать такую стратегию, чтобы при изменении условий инструменты могли быть легко адаптированы для успешного достижения цели. В статье проанализированы программы инновационного развития на ме-зоуровне. Предложено авторское содержание инновационной стратегии развития региона.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная экономика, региональная инновационная система, инновационная стратегия.

Н. В. ЛИСОВСКАЯ

Волгоградский

государственный

университет

e-mail:

n_lisovsk@mail.ru

Преобладающей тенденцией в современных региональных исследованиях является увеличение разнообразия в теоретических подходах, объясняющих тенденции и закономерности развития региона, усиление специализации исследований, появление новых направлений. Общим для всех является ориентированность на инновационное развитие и активизацию модернизационных процессов.

Формой, в которой возможно эффективное стимулирование процессов инноваций и модернизации, является разработка региональной инновационной политики как политики развития инновационной системы на мезоуровне. Для обоснования направлений создания региональной инновационной системы целесообразно объединение усилий науки, образования, промышленности, которые должны объединиться в стратегический союз нового типа. Системным ядром этого стратегического союза должно стать государство с дальнейшим делегированием функций субъектам нового типа, т.е. субъектам, способным функционировать в рамках так называемой новой экономики.

Построение региональной инновационной системы можно представить как процесс, состоящий из трех последовательных этапов. Первый этап - концептуаль-

ный, в рамках которого формулируются цели инновационного развития региона. Второй этап - программный, т.е. разрабатывается инновационная стратегия региона, и определяются программные задачи по ее реализации. Третий этап - этап планирования или определение функциональных задач и субъектов, ответственных за выполнение инновационной стратегии региона. Рассмотрим каждый из этапов подробнее, что позволит при верификации этих положений точнее реализовать их на практике.

При определении целей на первом этапе осуществляется, прежде всего, выявление желаемого образа, имиджа территории развития. Для этого необходима консолидация не только экономических, но и политических и гражданских инициатив. Выработав концептуальное видение инновационного развития региона, следует осуществить формализацию параметров желаемого состояния инновационной сферы региона, которые позволят управлять инновационными процессами и оценивать их результаты. Итогом данного этапа должно стать формирование дерева целей инновационного развития региона.

Второй этап включает разработку альтернативных вариантов инновационной стратегии региона и выбор наиболее предпочтительного из них. Основу инновационной стратегии региона определяет степень новизны инноваций, за счет осуществления которых планируется обеспечить рост конкурентоспособности промышленного комплекса региона.

В процессе выполнения третьего этапа происходит определение того, какие функции должны выполнять подсистемы региональной инновационной системы, т.е. происходит непосредственное осуществление стратегических действий, принятие управленческих решений, которые сопровождаются контролем и необходимыми корректировками.

Анализ 12 программ социально-экономического развития регионов показал, что лишь в четырех регионах (Воронежская область, Ростовская область, Пензенская область, Республика Чувашия) в качестве главной цели инновационного развития вы-

<-> о п

двигается создание региональной инновационной системы. В восьми регионах провозглашается необходимость «решения социально-экономических, технологических, экологических, социальных проблем» (республика Бурятия), «устойчивое экономическое развитие» (Калужская область), «обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения республики» (Республика Татарстан), «повышение конкурентоспособности экономики» (Мурманская область), «развитие социально-экономических, внешнеэкономических проблем, а также формирование курортно-рекреационных территорий и охрана окружающей среды» (Волгоградская область).

Главная проблема развития инноваций в г. Волгограде - отсутствие системного подхода при оказании этому направлению государственной поддержки. Вторая проблема заключается в том, что наука и образование работают отдельно, а промышленность без государственной поддержки не может преодолеть разрыв инновационного цикла. По сути дела, на первое место выдвигаются последствия инновационного развития, в то время как источник - развитие инновационной деятельности, остается на втором плане.

Следует отметить накопленный позитивный опыт развития региональной инновационной системы в Воронежской области. Рассматривая результаты развития области, ее руководители отмечают «точки успеха», позволившие выйти на запланированные рубежи [5]. Прежде всего, внимание органов регулирования было сосредоточено на формировании институциональных и организационных условий развития -разработана чёткая нормативно-правовая база, создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности, были инициированы районные инновационные центры на базе центров поддержки предпринимательства.

В Республике Чувашия были разработаны инструменты реализации, позволяющие добиться результатов в конкретном регионе [1]. Модель инновационного развития Чувашской Республики основывается на идеологии инновационной культуры, реализуемой во

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №7(102). Выпуск 18/1

7

всех сферах жизнедеятельности. Разработчики модели считают, что в ней есть два принципиально новых подхода. Первый - это то, что инновации рассматривают во всех сферах жизнедеятельности республики, не только в производственной сфере. Второй - это комплексность инновационной системы, развитие по всей территории республики (не только в столице, крупных городах, но и в муниципальных районах).

Активно развивается инновационная система Самарской области [2], которая представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также занятых управлением и финансированием инновационной деятельности. Основой инновационной системы, как полагают в Самарской области, является вузовская, академическая наука, а также научные подразделения промышленных предприятий. Показатель интенсивности НИОКР по Самарской области, определяющийся численностью персонала, занятого исследованиями и разработками на 10 тыс. человек занятых в экономике, стабильно превышает общероссийский показатель.

Несколько иные результаты у соседей в Саратовской области [3]. Саратовская область относится к ряду регионов с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. Формирование инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса проходило в три этапа. На первом этапе при ведущих высших учебных заведениях были созданы научно-технологические парки, являющиеся основным ядром региональной инновационной системы. На втором этапе высшими учебными заведениями совместно с крупными промышленными предприятиями региона создан ряд инновационно-технологических центров. В настоящее время, на третьем этапе, идет формирование инновационно-производственных комплексов, создаваемых для реализации крупных инновационных программ и проектов по выпуску серийной наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Инновационная система Ростовской области представлена как совокупность субъектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции [4]: технопарки, венчурные организации, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, управляющие компании, организации научно-технической сферы. Важной составляющей инновационной системы Ростовской области, обеспечивающей эффективную коммерциализацию инноваций, являются институты защиты интеллектуальной собственности, прежде всего патентной.

Усилия местных органов власти и бизнес-структур по формированию региональных инновационных систем схематично представим в форме таблицы (см. табл. 1).

Выдвинутые в Программах инновационной стратегии развития территорий цели и задачи, к сожалению, охватывают краткосрочный период развития (от 1 года до 5 лет). Реализация стратегии активизации инновационной деятельности в такие короткие сроки побуждает хозяйственных субъектов ориентироваться на сиюминутные результаты и не стимулирует формирование ими основ инновационного процесса на десятилетия. Как видим, самой распространенной моделью национальной инновационной системы стала инфраструктурно-ориентированная модель. Такой подход вполне оправдан, так как с точки зрения коммерциализации инноваций он имеет особое значение для современной России. Однако, акцентирование внимания лишь на инфраструктуру затрудняет формирование действенной национальной инновационной системы, способной не только передавать, но и, прежде всего, создавать инновации.

Таким образом, целесообразным представляется выделение в каждом регионе приоритетного направления развития инновационной системы, реализация которого способна обеспечить мультипликативный эффект комплементарного развития предприятий и отраслей территории, а также усиление институционального воздействия государства через разработку правил и способов осуществления инновационной стратегии на определенной территории, а также осуществление координации и регулирования деятельности субъектов РИС.

Таблица 1

Цели и задачи развития региональных инновационных систем

Факторы развития Воронежская область Пензенская область Ростовская область Республика Чувашия

1. 2. 3- 4. 5.

Ресурсы Подготовка кадров, привлечение инвестиций. Интеграция ресурсов, привлечение инвестиций. Подготовка кадров. Интеграция ресурсов, привлечение инвестиций, приоритетное развитие интеллектуальных ресурсов.

Институты Нормативное обеспечение. Разработка механизмов управления. Создание нормативной базы. Разработка форм поддержки.

Организации Распространение инноваций, развитие межрегиональных и международных отношений. Организация трансфера технологий, развитие межрегиональных и международных отношений.

Информация Информационное обеспечение.

Сроки реализации 2005-2008 гг. 2005-2007 гг. 2007-2008 гг. 2006-2010 гг.

Источники финансирования Всего-1128,44 млн. руб., из них: Фед. бюдж. -6,3%, Обл. бюдж. - 8,5%, ост. - предприятия (57,7%), кредиты (27,4%). 10 млн. руб. - обл. бюджет. 1 278 070 тыс. рублей. 49618,6 млн. рублей, Фед. бюдж. - 3,1%; Рег. бюд.-7,9%; Местн. бюдж.-5%; ВБС-84%.

I

Ч

л

л

□:

гп

го

гп

£|

о

о

о

О о

=1

о

л

ч

о

л

0 -1 .

Э

о

1

о

-8-

о

■О

Продолжение табл. 1

1. 2. 3. 4. 5.

Ожидаемые результаты Внедрение 80-120 новых технологий на промышленных предприятиях, повышение доли инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции до 8-10%, увеличение количества промышленных предприятий, внедряющих научнотехнические и инновационные разработки в производство на 5560%, дополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней свыше 500 млн. рублей в год. Рост инвестиций на предприятиях области за счет развития инновационной деятельности до 25% в год. Увеличение в ВРП области доли конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, создание новых рабочих мест увеличение, по крайней мере, в 2 раза числа предприятий, использующих передовые технологии, увеличение ежегодных бюджетных поступлений от реализации наукоемкой продукции и услуг. Рост объемов отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) к 2009 году в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом; увеличение доли отгруженной инновационной продукции в валовом региональном продукте с 2,19% в 2005 году до 3% в 2008 году; увеличение к 2009 году доли в валовом региональном продукте объема выполненных организациями научной сферы научных исследований и разработок до 3%; увеличение к 2009 году удельного веса затрат предприятий на технологические инновации в 1,7 раза в текущих ценах по сравнению с 2005 годом; увеличение к 2009 году количества малых и средних инновационных предприятий в 2,5 раза. Увеличение к 2010 году: темпа роста отгруженной инновационной продукции в сопоставимых ценах по отношению к 2004 году в 3,9 раза; доли инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции собственного производства и оказанных услуг до 15%; темпа роста затрат на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг в действующих ценах по отношению к 2004 году в 4,4 раза. Рентабельность Программы - 21%.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 9

2011. 7(102). Выпуск 18/1

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Исторр рлитология. Экономика. Информатика. 2011. № 7 (1Щ^ыпуск 18/|011. № 7 (102). Выпуск 18/1

11

Литература

1. Волошин Ю.П. Формирование и развитие инновационной системы в Чувашской Республике //www.regi0ns.extech.ru/news/23_03_06_c0nf/v0l0shin.ppt.

2. Инновационный потенциал Самарской области -

http ://www.protown.ru/russia/obl/articles/articles_i043.html.

3. Ипатов П.Л. Состояние и перспективы развития инновационной экономики Саратовской области //www.sstu.ru/joumal/files/журнал%20l.doc.

4. Формирование инновационной системы Ростовской области // www.donland.ru/Default.aspx?pageid=83777.

5. Щукин Г.В. Особенности создания региональной инновационной системы в Воронежской области //http://regions.extech.ru/regions/voronezh/voronezh.php.

INNOVATIVE STRATEGY OF REGION DEVELOPMENT

N.V. LISOVSKAYA

Volgograd State University e-mail: n_ lisovsk@mail.ru

The development of innovative strategy should be started with defining innovation, its purpose, forms, functions and the final effect. According to it, the instruments for implementation of innovation will be chosen. To find these tools it is necessary to find out their efficien- cy, as well as to develop a strategy that will help these tools be easily adapted to achieving the goals in the changing conditions. The article analyzes the innovative development programmes at meso-level. The author worked out his own view of innovative strategy of the region.

Key words: innovation, innovative capacity, innovative econo- my, regional innovative system, innovative strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.