Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винничек Любовь Борисовна, Давыдкина Ольга Анатольевна

В условиях трансформации российской экономики курс на инновационный путь развития является альтернативой ресурсному подходу, предполагающему преимущественное использование национальных природных ресурсов в качестве локомотива экономического роста страны. В настоящее время Россия обладает серьезным научно-техническим потенциалом, который не задействован в полной мере. Эффективное использование ресурсного потенциала совместно с созданием необходимых условий для реализации инновационного процесса является основой инновационной стратегии развития России и создает экономические предпосылки для устойчивых темпов роста ее экономики. Нами показано, что для стимулирования развития инновационной деятельности в Пензенском регионе создана инновационная инфраструктура, включающая в себя финансовые механизмы и соответствующие законодательные акты. Также исследованы основные проблемы, с которыми сталкивается практическое применение инноваций. Объем инвестиций в развитие инновационного потенциала Пензенского региона за последние пять лет составил более 353 миллиардов рублей. При этом доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте превысила 30 процентов, что является наиболее объективным индикатором реализации инвестиционной политики. Выделены приоритетные направления инновационной политики в системе организационно-экономических мер по совершенствованию внедрения научных достижений в сельскохозяйственном производстве. Можно сделать вывод о том, что в современных условиях активизация инновационной деятельности позволит создать необходимый потенциал для повышения качества экономического роста.In the conditions of transformation of the Russian economy the course on the innovative way of development is alternative to the resource approach assuming primary use of national natural resources as the engine of economic growth of the country. Now Russia has the serious scientific and technical potential which isn't involved fully. Effective use of resource potential together with creation of necessary conditions for realization of innovative process is a basis of innovative strategy of development of Russia and creates economic prerequisites for steady growth rates of her economy. By us it is shown that for stimulation of development of innovative activity in the Penza region the innovative infrastructure including financial mechanisms and the relevant acts is created. The main problems which practical application of innovations faces are also investigated. The volume of investment into development of innovative capacity of the Penza region for the last five years has made more than 353 billion rubles. At the same time the share of investments into fixed capital in a gross regional product has exceeded 30 percent that is the most objective indicator of realization of investment policy. The priority directions of innovative policy in system of organizational and economic measures for improvement of introduction of scientific achievements in agricultural production are allocated. It is possible to draw a conclusion that in modern conditions activization of innovative activity will allow to create the necessary potential for improvement of quality of economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

Вестник АПК

Ставрополья

УДК 331.15.330(470.40)

:№ 2(22/1), 2016!

Винничек Л. Б., Давыдкина О. А.

Vinnichek L. B., Davydkina O. A.

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

INNOVATIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN SECTOR OF THE PENZA REGION AS A PREREQUISITE FOR SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

В условиях трансформации российской экономики курс на инновационный путь развития является альтернативой ресурсному подходу, предполагающему преимущественное использование национальных природных ресурсов в качестве локомотива экономического роста страны. В настоящее время Россия обладает серьезным научно-техническим потенциалом, который не задействован в полной мере. Эффективное использование ресурсного потенциала совместно с созданием необходимых условий для реализации инновационного процесса является основой инновационной стратегии развития России и создает экономические предпосылки для устойчивых темпов роста ее экономики.

Нами показано, что для стимулирования развития инновационной деятельности в Пензенском регионе создана инновационная инфраструктура, включающая в себя финансовые механизмы и соответствующие законодательные акты. Также исследованы основные проблемы, с которыми сталкивается практическое применение инноваций.

Объем инвестиций в развитие инновационного потенциала Пензенского региона за последние пять лет составил более 353 миллиардов рублей. При этом доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте превысила 30 процентов, что является наиболее объективным индикатором реализации инвестиционной политики.

Выделены приоритетные направления инновационной политики в системе организационно-экономических мер по совершенствованию внедрения научных достижений в сельскохозяйственном производстве. Можно сделать вывод о том, что в современных условиях активизация инновационной деятельности позволит создать необходимый потенциал для повышения качества экономического роста.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, ин-новационноеразвитие, ресурсный потенциал, инновационная стратегия.

In the conditions of transformation of the Russian economy the course on the innovative way of development is alternative to the resource approach assuming primary use of national natural resources as the engine of economic growth of the country. Now Russia has the serious scientific and technical potential which isn't involved fully. Effective use of resource potential together with creation of necessary conditions for realization of innovative process is a basis of innovative strategy of development of Russia and creates economic prerequisites for steady growth rates of her economy.

By us it is shown that for stimulation of development of innovative activity in the Penza region the innovative infrastructure including financial mechanisms and the relevant acts is created. The main problems which practical application of innovations faces are also investigated.

The volume of investment into development of innovative capacity of the Penza region for the last five years has made more than 353 billion rubles. At the same time the share of investments into fixed capital in a gross regional product has exceeded 30 percent that is the most objective indicator of realization of investment policy.

The priority directions of innovative policy in system of organizational and economic measures for improvement of introduction of scientific achievements in agricultural production are allocated. It is possible to draw a conclusion that in modern conditions activization of innovative activity will allow to create the necessary potential for improvement of quality of economic growth.

Key words: innovation, economic growth, innovative development, resource potential, innovation strategy.

Винничек Любовь Борисовна -

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации и информатизации производства ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия» г. Пенза

Тел.: 8-905-016-46-68 E-mail: l_vinnichek@mail.ru

Давыдкина Ольга Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» г. Пенза

Тел.: 890234333938 E-mail: dawidkina oa@mail.ru

Vinnichek Luybov Borisovna -

doctor of economic sciences, professor,

head of sub-department of organization and informatization of production, Penza State Agricultural Academy Penza

Tel.: 8-905-016-46-68 E-mail: l_vinnichek@mail.ru

Davydkina Olga Anatolievna -

Ph.D in Economics, Docent of Economics and Management

Penza State University of Technology Penza

Tel.: 890234333938 E-mail: dawidkina oa@mail.ru

В последнее время приобретают актуальность научные исследования, направленные на формирование стратегии развития АПК на основе мобилизации ресурсного потенциала, связаны с реформированием экономики и переходом ее на инновационный путь развития.

Повышение эффективности сельского хозяйства существенно зависит от роста инновационной активности, о чем свидетельствует опыт многих развитых стран. Ориентация отечественного сельского хозяйства на увеличение инновационной составляющей способствует устойчивому развитию отрасли в целом, поэтому развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК является одним из основных направлений государственной аграрной политики [1].

Курс на инновационный путь развития российской экономики является альтернативой ресурсному подходу, предполагающему преимущественное использование национальных природных ресурсов в качестве локомотива экономического роста страны. Ориентация на ресурсный потенциал России - это относительно простой и легко реализуемый вариант ее развития, базирующийся на использовании конъюнктуры цен на мировом рынке природных ресурсов, в частности высоких цен на нефтегазовые ресурсы.

В то же время Россия обладает серьезным научно-техническим потенциалом, который, являясь важнейшей компонентой инновационного процесса, в настоящий момент в значительной степени не реализован.

Основным направлением совершенствования системы формирования и использования ресурсного потенциала в сельской местности региона должна стать оптимизация основных составляющих ресурсного потенциала в соответствии с желаемыми показателями экономической эффективности [2, с. 296].

Эффективное использование ресурсного потенциала совместно с созданием необходимых условий для реализации инновационного процесса является основой инновационной стратегии развития России и создает экономические предпосылки для устойчивых темпов роста ее экономики.

Важная роль в этом процессе принадлежит государственной политике. Основы курса на инновационный путь развития России заложены в таких документах, как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3], «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [4].

Стратегическим условием ускоренного развития региона, безусловно, является формирование эффективной инновационной инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и способствуют активизации инновационной деятельности. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение территории в высокотехнологичный экспортно-ориентированный

сельскохозяйственный регион. Инновационная инфраструктура является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением [5].

В современной литературе инновациям уделяется очень много внимания. Это обусловлено тем, что они рассматриваются как фактор повышения эффективности производства, а развитие региональной экономики должно быть основано на непрерывном инновационном процессе [6, 13, 15].

Инновации необходимы как для всего человечества в целом, так и для государств, регионов, отраслей, предприятий. В зависимости от правильности и грамотности использования инновации становятся инструментом процветания или разорения, условием роста экономики, человеческого потенциала, лучшего качества жизни [7].

Управление эффективной реализацией инновационных процессов связано с учетом особенностей развития экономики и обеспечением на этой основе преимущественного использования инноваций. Следовательно, необходимо обратить внимание на подсистемы, обеспечивающие инновационное развитие в современной экономике.

В современных условиях можно говорить об инновационной экономике. Данный тип экономики основанна:

- постоянном внедрении инноваций в производственно-хозяйственную деятельность;

- постоянном технологическом и организационном совершенствовании;

- производстве и экспорте высокотехнологичной продукции и самих технологий.

Экономика инновационного типа характеризуется следующими признаками:

- высокий уровень развития образования и науки;

- развитая среда, в которой на конкурентной основе происходит обращение новшеств и инноваций как объектов купли-продажи на рынке;

- развитая сфера услуг;

- наличие механизмов управления инновационным развитием.

В целом стратегия в инновационной экономике, прежде всего, должна быть основана на организацию структур, разрабатывающих технологии и осуществляющих исследовательскую деятельность, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции, которая бы пользовалась спросом на рынке [8].

Очевидно, что для наиболее эффективного развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве необходима разработка целенаправленной политики, сочетающей в себе методы прямого и косвенного стимулирования.

Если во многих развитых странах инновационная деятельность составляет фундамент его эффективного функционирования, то в России она доступна только отдельным экономически

крепким сельхозпредприятиям. В стране фактически отсутствует четкая система освоения достижений научно-технического прогресса как таковая, нет организационно-экономического механизма, способствующего более активному восприятию разного рода инноваций хозяйствами, их массовому тиражированию.

В нынешних нестабильных экономических условиях, когда значительная часть сельскохозяйственных предприятий хронически неплатежеспособна, именно государство должно содействовать повышению инновационной активности, освоению научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы отрасли, чтобы способствовать эффективности зернового производства, росту конкурентоспособности отечественного зерна на мировом рынке.

Многочисленные проблемы развития инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве требуют разработки и внедрения целостной самоорганизующейся системы, структурно и функционально объединяющей в себе взаимосвязанные научный, ресурсный и финансовый потенциалы. Это могут быть, например, региональные инновационно-технологические отраслевые комплексы, координирующие работу всех структур от момента зарождения научной разработки до внедрения ее в производство, осуществляющие подготовку менеджеров высокой квалификации для данной сферы [18].

В настоящее время наращивание ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий является базисом создания условий их устойчивого развития. Формирование этого базиса происходит в двух плоскостях. С одной стороны, это рост уровня ресурсообеспеченности хозяйствующих субъектов и оптимизация ресурсных пропорций, обеспечивающих создание потенциально эффективных производственных систем предприятий. С другой стороны, совершенствование системы организационно-экономических отношений, обеспечивающих реализацию объективно действующих экономических законов Естественно, что в условиях слабой регулирующей роли государства и при минимальном уровне государственной поддержки первоочередное значение приобретают мероприятия, реализация которых может быть осуществлена за счет внутренних резервов аграрных формирований. Основная проблема при этом заключается в том, что собственные резервы роста потенциала предприятий отрасли практически исчерпаны. В условиях же, когда производительные силы деградируют (причем темпы деградации снижаются крайне медленно), совершенствование хозяйственного механизма не обеспечивает роста эффективности производства, поскольку противоречия между этими составляющими экономических систем не могут быть ликвидированы или сокращены [16, 17].

По итогам 2012 года в рейтинге Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Пензенская область вошла в первую десятку 19-ти российских регионов с высокой инновационной активностью.

Индекс инновационной активности Пензенской области за 2012 год составил 0,1011.0бщий показатель инновационной активности за 2012 год оказался выше на 1,9 % аналогичного показателя за 2011 год, что свидетельствует о положительной динамике роста активности регионов, которая наблюдается уже второй год подряд [9].

Для стимулирования развития инновационной деятельности в регионе действуют следующие финансовые механизмы:

- поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании;

- субсидии действующим инновационным компаниям в целях возмещения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

- субсидирование затрат по регистрации и правовой охране результатов интеллектуальной деятельности;

- предоставление субсидий малым инновационным предприятиям, созданным высшими учебными заведениями Пензенской области в рамках федерального закона № 217-ФЗ на реализацию инновационных проектов с участием производственных предприятий;

- предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов - победителей федеральных конкурсов (программы У.М.Н.И.К., СТАРТ);

- предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на реализацию научных проектов - победителей совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований;

- оказание государственной поддержки промышленным предприятиям в виде субсидий за счет средств бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения инновационной продукции;

- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства, на создание новых производств, на технологическое перевооружение, пополнение оборотных средств;

- компенсация затрат на открытие бизнеса вновь создаваемым юридическим лицам малого предпринимательства;

- предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства по кредитным договорам и договорам займа перед банками-кредиторами;

- микрофинансирование субъектов малого бизнеса.

Объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы Пензенской области, за последние пять лет (2008-

2013 годы) составил более 353 миллиардов рублей [10].

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что в 2013 году в основной капитал региона было вложено около 82164,3 млн. рублей инвестиций (113,6 % к уровню прошлого года). Этот показатель значительно выше среднероссийского уровня.

По итогам 2013 года доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте превысила 30,3 процента, что позволило региону войти в первую пятерку субъектов Приволжского федерального округа. Данный показатель является наиболее объективным индикатором реализации инвестиционной политики.

Хотя с 2008 по 2013 гг. удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме выпускаемой продукции, сократился с 9,2 до 4,5, общие затраты на развитие инновационной деятельности за счет программных мероприятий из бюджета области выросли в 3,4 раза. За-анализируемый период доля внутренних затрат на науку и научные исследования в ВРП варьировала от 1,2 до 1,86 %.

С целью стимулирования деятельности малых предприятий приняты законодательные акты, предусматривающие следующие налоговые преференции:

- понижение ставки налога на прибыль для субъектов малого предпринимательства до 13,5 процентов;

- понижение ставки налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, созданных студентами, учащимися, а также выпускниками образовательных учреждений.

Организуются семинары и тренинги с участием ведущих специалистов страны и зарубежья способствующие повышению компетенций всех участников инновационной деятельности. Одним из приоритетов в создании инновационной экономики является вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, творческую деятельность; получение ими знаний, умений и навыков организации проектной деятельности и

ведения инновационного бизнеса. В рамках соглашения Правительства Пензенской области с НП «Институты развития малого и среднего бизнеса» по подготовке и реализации проекта «Малый инновационный лифт Пензенской области» действует комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодежи в инновационную деятельность «1000-Из^п1ск».

Однако практика внедрения инноваций сталкивается с серьезными проблемами:

1. Отсутствие налаженной системы создания и продвижения инноваций (от стадии разработки идей до внедрения их в промышленное производство), разрыв между наукой и производством.

Создавая хорошие научные разработки и инновационные проекты, достигая признания на форумах, выставках, конкурсах, но внедрению в производство они не находят.

2. В целях эффективной реализации Федерального закона № 217-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственными образовательными учреждениями необходимо:

- внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые дадут возможность использовать собственные внебюджетные средства университета для создания новых юридических лиц;

- внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части возможности применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий, создаваемых с участием ВУЗов и академических НИИ.

3. Необходимость стимулирования спроса и предложения на инновации.

В последние годы немало усилий и реальных ресурсов направляется на создание предложения, то есть разработку инновационных проектов, создание новых технологий, новых материалов и т. д. А для достижения успеха в экономике необходимы и предложение, и спрос [11].

Для развития инновационной деятельности в Пензенском регионе создано единое информационное пространство, нацеленное на под-

Таблица 1 - Инвестиции в развитие инновационного потенциала [11]

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Инвестиции в основной капитал, млн.руб. 52632,2 43602,7 45677,9 57125,2 72342,9 82164,3

Доля объема инвестиций в промышленность в ВРП,% 3,3 2,37 3,2 28,7 29,1 н/д

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, млн руб. 1589,6 1239,3 2832,2 4410,8 3949,8 5737,7

Затраты на исследования и разработки, млн руб. 2002,7 2226,6 3146,3 4717,1 4698,5 5394,1

Затраты на развитие инновационной деятельности за счет программных мероприятий из бюджета Пензенской области, млн руб. 479,1 525,18 874,14 1431,8 1631,62 н/д

Доля внутренних затрат на науку и научные исследования в ВРП, % 1,2 1,26 1,6 1,86 1,66 н/д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

держку и продвижение инноваций. Работает и ежедневно обновляется интерактивный портал инноваторов Пензенской области, выпускаются каталоги, буклеты и диски об инновационных проектах, создаются видеофильмы и публикации в СМИ, ежеквартально издается региональный журнал «Инноватор» и прочее. Помимо этого, в сети Интернет доступна база данных инновационных проектов, раскрывающая возможности пензенских изобретателей перед потенциальными инвесторами. Положительная и устойчивая динамика развития вселяет уверенность в том, что в Пензенской области созданы все предпосылки стать регионом интенсивного развития.

На инновационное развитие экономики Пензенской области направлены мероприятия 47 региональных программ.

В основном, упор делается на создание новой импортозамещающей и экспортно-ориентированной наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. Кроме того, особое внимание уделяется повышению конкурентоспособности продукции за счёт технического перевооружения производства, внедрению инноваций, дальнейшему развитию инфраструктуры промышленности, повышению инвестиционной активности организаций промышленности и сельского хозяйства.

Для продвижения как России в целом, так и отдельных ее регионов, к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной кластерной политики. В первую очередь усилия органов государственной власти субъектов РФ должны быть направлены на распространение кластерного подхода в региональной промышленной и инвестиционной политики, стратегии и программы социально-экономического развития на среднесрочный период, а так же программы развития отдельных отраслей [12].

В результате рационального использования инновационного потенциала Пензенской области увеличился объем выпущенной инновационной продукции промышленными предприятиями на 6050,6 млн. руб. за 2008-2012 гг, а в 2013 г произошло почти двукратное сокращение (табли-

ца 2). При этом доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составила 4,3 %. За аналогичный период выполненный объем научных работ увеличился более чем на 250 %, что показывает эффективность использования инновационной инфраструктуры региона.

Развитие высокотехнологичных отраслей экономики является одной из стратегических задач региона. Руководство региона прилагает максимум усилий для того, чтобы вывести Пензенскую область в лидеры по показателю инновационной активности. Тот факт, что Пензенская область по итогам 2014 года поднялась на 7 позиций и вошла в десятку рейтинга инновационного развития согласно данным национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» подтверждает динамичное развитие высокотехнологичных отраслей экономики региона.

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике Пензенской области, ведущих к росту доли в валовом региональном продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы организационных, технических и бытовых услуг инновационного характера.

Это позволит вывести экономику Пензенской области на новый уровень, обеспечить конкурентоспособность производимых товаров и услуг на внутреннем рынке, способствовать интеграции во внешние рынки.

В рейтинге инновационной активности регионов, составленного Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в июле 2015 года, Пензенская область вошла в категорию регионов с «Высокой инновационной активностью», сохранив 13-е место [11].

В настоящее время уровень и динамика коммерциализации результатов инновационной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности должны стать одним из решающих факторов улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-

Таблица 2 - Реализация инновационного потенциала Пензенской области[11]

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Объем отгруженной продукции собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн руб. 60886,4 59129,5 71261,0 89289,9 89381,1 110429,2

Объем отгруженной инновационной продукции организациями промышленности, млн руб. 3062,9 3217,7 3554,9 3857,5 9113,5 4763,8

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг), % 5,0 5,4 5,0 4,2 10,2 4,3

Уровень новизны инновационной продукции от общего объема отгруженной инновационной продукции, % 48,5 62,5 46,6 57,2 28,2 59,6

Выполненный объем научных работ, млн руб. 3560,80 3843,1 4895,7 6857,9 11018,1 9066,2

экономической стабильности в Пензенской области.

Поэтому приоритетными направлениями инновационной политики в системе организационно-экономических мер по совершенствованию внедрения научных достижений в сельскохозяйственном производстве являются:

- государственная поддержка особо важных научных проектов и технологий, которые могут затрагивать интересы не отдельных сельхозпредприятий, а целых отраслей сельского хозяйства в масштабах страны;

- создание условий, необходимых для ускорения внедрения научно-технических достижений, из которых на первое место выходит материально-техническое оснащение сельского хозяйства в соответствии с необходимостью ведения производства на научной основе;

- создание технически оснащенной инженерной инфраструктуры агропромышленного производства (дилерские системы, фирменные технические центры, сервисные обслуживающиекооперативы и т. д.);

- совершенствование процесса стимулирования посредством создания побудительных интересов на всех уровнях разработки и внедрения в производство эффективных достижений науки и техники, ориентированных на решение социально-экономических проблем аграрного сектора экономики. При этом стимулирование должно охватывать все этапы инновационного процесса: от зарождения идеи и проведения фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в производство и получения определенного эффекта;

- совершенствование нормативного правового регулирования договорных отношений и обязательств между субъектами научно-технической и хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве;

- совершенствование организационного механизма внедрения достижений НТП, прогнозирования и планирования этого процесса, разработка и осуществление

различного рода специальных программ, направленных на его реализацию;

- для углубления и расширения интеграции науки и производства, создание межотраслевых научно-технических комплексов, научно-производственных объединений и систем, технополисов и технопарков;

- методическая, организационная, информационная, правовая, финансовая, кадровая и другие виды поддержки сельских товаропроизводителей при освоении инновационных проектов;

- совершенствование системы повышения кадрового обеспечения и интегрированных научно-производственных формирований, профессиональной ориентации сельской молодежи, как базы для формирования высокотехнологичного сельского хозяйства, ориентированного на использование перспективных форм экономических отношений и применение новейших научно-технических разработок;

- создание единого механизма государственного регулирования информационного обслуживания в сельском хозяйстве в области результатов научно-технических работ, лицензионного обмена, единой государственной информационной системы «банк инноваций» с подсистемой «банк лицензий»; изменить отношение к механизму лицензионной торговли научно-технической продукцией, сделать его необходимой частью научно-технической стратегии министерств и ведомств различного уровня управления АПК, научно-производственных объединений, сельхозпредприятий, учитывающей как интересы отдельного предприятия или отрасли, так и в целом интересы страны в повышении научно-технического уровня сельскохозяйственного производства.

Несомненно, ориентация на активизацию инновационной деятельности позволит стабилизировать экономическое положение в стране, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, создать необходимый потенциал для повышения качества экономического роста.

Литература

1. Давыдкина О. А. Интегральная оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства // Аграрная наука. 2008. № 1. С. 8-10.

2. Ильясова А. В., Батова В. Н. Совершенствование системы формирования и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных кооперативов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 296-301.

3. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. ЫЯЬ: http://minsvyaz.ru/ru/

References

1. Davydkina O. A. Integral estimation of resource potential of agriculture / Davydkina O. A. // agricultural science. 2008. No. 1. Pp. 8-10.

2. Ilyasova A. V. Batova V. N. Improving the system of formation and use of resource capacities of agricultural cooperatives // XXI century: the past and challenges of the present plus. 2013. No. 8 (12). Pp. 296-301.

3. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/ doc/?id_4=685#doc_save.

4. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. URL: http://www.snto.ru/chto/upload/ pdf/osnovi_politiki.

5. Кортов В. С. Основные задачи формирования инновационной системы региона. URL: http://www.uran.ru/reports/2005/3dic_2 004/plenar/ppp32.htm.

6. Резниченко С. М., Баталов Р. А. Инновации - фактор повышения эффективности агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 8. С. 34-35.

7. Захаров П. Н., Названова К. В. Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 33 (360). С. 35-47.

8. Рогожин Ю. В. Инновации как ускорители развития инновационной экономики региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2011. № 1 (75). С. 116-121.

9. Официальный портал Правительства Пензенской области. URL: http://www.penza.ru.

10. Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. URL: http: //mi rp. pnzreg. ru/invest/i nvest_ politika/invest_poslanie/investmessage.

11. Портал инноваторов Пензенской области. URL: http://www.inno-terra.ru/potential.

12. Козина Е. В. Региональный кластер как элемент внутренней среды региональной социально-экономической системы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 255-261.

13. Воротников И. Л., Котельникова Е. А., Третьяк Л. А. Анализ инновационной макросреды АПК России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 108. С. 30-44.

14. Дудникова Е. Б., Третьяк Л. А., Душеви-на Е. М. Анализ инновационного потенциала работников села (на примере Саратовской области) // Островские чтения. 2015. № 1. С. 386-389.

15. Воротников И. Л., Дудникова Е. Б., Третьяк Л. А. Проблемы формирования инновационно ориентированных кадров на селе // Економiчнийчасопис-XXI. 2015. Т. 2. № 1-2. С. 20-22.

16. Трухачев В. И., Банникова Н. В., Тельно-ва Н. Н. Стратегическое планирование в сельском хозяйстве : теория и практика. Ставрополь, 2011. 128 с.

17. Винничек Л. Б., Зябликова О. А., Терзо-ва Г. В. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных организаций и эффективность его использования: монография. Пенза : РИО ПГСХА, 2015. 176 с.

18. Кусакина О. Н., Яковенко В. С. Концептуальные подходы к исследованию предпринимательской среды региона // European Social Science Journal. 2012. № 9-1 (25). С. 518-524.

4. The policy of the Russian Federation in the field of science and technology for the period until 2020 and further perspective. - URL: http://www.snto.ru/chto/upload/pdf/os-novi_politiki_2020_proekt.pdf.

5. Courts Century C. The main objectives of the innovation system of the region / C. S. Courts. - Mode of access: URL: http:// www.uran.ru/reports/2005/3dic_2 004/ple-nar/ppp32.htm.,free.

6. Reznichenko S. M. Innovation is the factor of increase of efficiency of agricultural production / S. M. Reznichenko. R. A. Batalov // Economics of agriculture of Russia. - 2007. No. 8. - Pp. 34-35.

7. Zakharov B. P., Nezvanova K. C. Regional economy: theory and practice. 2014. No. 33(360). Pp. 35-47.

8. Rogozhin Yu. Century Innovations as accelerators for the development of innovative economy of the region / South Century Rogozhin // Bulletin of the Altai state agrarian University. 2011. no. 1(75). Pp. 116-121.

9. Official portal of the Government of the Penza region - URL: http://www.penza.ru.

10. The Ministry of investment development and entrepreneurship of the Penza region - ttp:// mirp.pnzreg.EN/invest/invest_politika/in-vest_poslanie/investmessage.

11. Portal innovators of the Penza region - URL: http://www.inno-terra.ru/potential.

12. Kozina E. V. Regional cluster as an element vnutriny environment regional socio-economic system // XXI century: the past and challenges of the present plus. 2013. Vol. 2. No. 11 (15). P. 255-261.

13. Vorotnikov I., Kotelnikova E., Tretyak L. Analysis of external innovation environment of the agro-industrial complex of Russia // Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2015. № 108. Р. 30-44.

14. Dudnikova E. B., Tretiak L. A., Dushevi-na E. M. Analysis of the innovation potential of village workers (in the Saratov region) // read Ostrovsky. 2015. No. 1. pp. 386-389.

15. Vorotnikov I., Dudnikova E., Tretyak L. Problems of Innovation Oriented Manpower in Rural Areas Formation // Economic Annals-XXI. 2015. № 1-2 (2). Р. 20-22.

16. Trukhachev V. I., Bannikova N. V., Telno-va N. N. Strategic planning in agriculture : theory and practice. Stavropol, 2011. 128 p.

17. Vinnichek L. B., Zyablikova О. А., Terzo-va G. V. The resource potential of agricultural enterprises and the efficiency of its use: monograph. - Penza : RIO SAA, 2015. - 176 p.

18. Kusakina O. N., Yakovenko V. S. Conceptu-alnye approaches to the study of the enterprise tulskoi environment of the region // European Social Science Journal. 2012. No. 9-1 (25). P. 518-524.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.