Научная статья на тему 'Инновационная составляющая восстановительной формы лизинга'

Инновационная составляющая восстановительной формы лизинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЛИЗИНГА / ЛИЗИНГОВЫЙ ФОН / ОБЪЕМ ВОЗВРАТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / LEASING / REGENERATIVE FORM OF LEASING / LEASING BACKGROUND / VOLUME OF CHARGEBACKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Александр Сергеевич, Огнев Дмитрий Владимирович

Рассмотрена необходимость внедрения восстановительной формы лизинга, предложена инновационная методика расчета и формирования лизинговых платежей по данной форме. Предложена последовательность технико-экономического обоснования лизинга восстановительной техники. Инновационная составляющая данной методики заключается в том, что она позволяет определять зависимость количества возможных объектов лизинга от целого ряда параметров и показывает наиболее существенное влияние на нее размера лизингового фонда и объема возвратных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPONENT OF REGENERATIVE LEASING FORM

The paper considers the need to introduce a regenerative form of leasing, proposes an innovative procedure to calculate and form leasing payments according to a given form. The sequence of recovery machinery leasing feasibility is proposed. The innovative component of this procedure is the possibility of determining the dependence of the quantity of possible leasing objects on a number of parameters and indication of being most affected by the size of leasing fund and the volume of chargebacks.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая восстановительной формы лизинга»

клюющийся в создании страховых запасов сырья, денежных ресурсов, свободных производственных мощностей, заранее наработанных связей и контактов и т.п.;

- метод создания информационных резервов, заключающийся в регулярном прогнозировании и мониторинге социально-экономической обстановки и нормативно-правовой среды. В этом случае создаётся информационная база возможных партнёров для реализации инновационного проекта, даётся оценка возможных изменений в секторах рынка, связанных с реализацией инновационного продукта, и формируется предвидение возможных реакций конкурентов при появлении нового инновационного продукта на рынке;

- метод самосовершенствования, заключающийся в совершенствовании и использовании внутренних резервов инновационного предприятия. Сюда можно

отнести постоянное повышение квалификации и тренинг персонала, выработку специфической корпоративной культуры, а также реализацию программы социального развития предприятия;

- метод активной рыночной позиции, заключающийся в активном формировании у покупателей спроса на свою продукцию и предполагает использование самых современных маркетинговых технологий, а также постоянный анализ рынка, рекламу, анализ поведения конкурентов, разработку стратегии взаимодействия с ними и пр.

При выборе различных способов обеспечения безопасности инновационного бизнеса необходимо помнить, что нужно не только уметь зарабатывать деньги, но и сохранить и разумно тратить их. Но это уже тема для отдельного исследования.

Библиографический список

1. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник ИрГТУ. 2012. № 10. С. 322-330.

УДК 336.662

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ЛИЗИНГА

© А.С. Щербаков, Д.В. Огнев

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена необходимость внедрения восстановительной формы лизинга, предложена инновационная методика расчета и формирования лизинговых платежей по данной форме. Предложена последовательность технико-экономического обоснования лизинга восстановительной техники. Инновационная составляющая данной методики заключается в том, что она позволяет определять зависимость количества возможных объектов лизинга от целого ряда параметров и показывает наиболее существенное влияние на нее размера лизингового фонда и объема возвратных платежей. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: лизинг; восстановительная форма лизинга; лизинговый фон; объем возвратных платежей.

INNOVATIVE COMPONENT OF REGENERATIVE LEASING FORM A.S. Shcherbakov, D.V. Ognev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper considers the need to introduce a regenerative form of leasing, proposes an innovative procedure to calculate and form leasing payments according to a given form. The sequence of recovery machinery leasing feasibility is proposed. The innovative component of this procedure is the possibility of determining the dependence of the quantity of possible leasing objects on a number of parameters and indication of being most affected by the size of leasing fund and the volume of chargebacks. 2 sources.

Key words: leasing; regenerative form of leasing; leasing background; volume of chargebacks.

Мировой опыт показывает, что в последние десятилетия лизинговые формы инвестиций стали неотъемлемым инструментом стабилизации и развития эко-

номики во многих странах. Финансовая аренда (лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во

1Щербаков Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025102520, e-mail: odv1974@rambler.ru

Shcherbakov Alexander, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025102520, e-mail: odv1974@rambler.ru

2Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж внеоборотных активов и развитию финансовых механизмов, доступных предприятиям. Внедрение лизинга на рынок восстановленной техники является новым направлением в организации экономических взаимоотношений ремонтников и товаропроизводителей и может дать новый положительный импульс в развитии вторичного рынка техники. Исследование и обоснование этого направления становится объективной необходимостью.

Под лизингом восстановленной техники следует понимать аренду централизованно отремонтированных машин. Ремонтный фонд этих машин предлагается выкупать у хозяйств для восстановления с последующей передачей этим же или другим хозяйствам в лизинг. Реализация машин и оборудования после их восстановления широко практикуется за рубежом и завоевывает на мировом рынке всё более прочные позиции. В некоторых странах объём продаж достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. Так, в 1999 г. в Германии рынок восстановленного оборудования составил 11 млрд дол., в 2002 г. - около 14 млрд дол., а в США за 2006 г. объём продаж составил порядка 80 млрд дол [1, с. 17-25]. Хорошую динамику в данном направлении демонстрируют рынки Юго-Восточной Азии, Индии, Бразилии, Турции.

У промышленных предприятий ряда зарубежных государств объём механизированных работ, выполняемых восстановленной техникой, превышает 50-60%. На рынки подержанной техники эти машины поступают после 5-7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет. Экономически крепкие хозяйства, как правило, приобретают новые машины, которые через 5-7 лет эксплуатации реализуются экономически более слабым потребителям.

Эта тенденция хорошо просматривается, когда развитые страны Европы, Япония, США и другие после восстановления изношенных машин, станков, торгового оборудования реализуют эту продукцию развивающимся странам. Такая техника значительно дешевле, а по надёжности почти не уступает новым аналогам. Достигается это путём замены изношенных узлов и агрегатов на новые и высоким уровнем технологических процессов при ремонте техники.

Основными преимуществами такого рынка техники являются: короткие сроки поставок, низкие цены, увеличение объёма закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ремонтно-обслуживающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и пр.). При этом ремонтный фонд производственной техники относительно дешёвый и составляет не более 10% стоимости новой машины. В то же время спрос на технику огромный. Из-за почти полной остановки отечественных машиностроительных предприятий и резкого снижения качества новых машин предприятия стали покупать технику за рубежом, хотя она в 5-8 раз

дороже отечественной, к сожалению, не задумываясь о высоких эксплуатационных затратах. Следовательно, вместо одной новой машины появляется возможность на те же средства ввести в строй 5-7 восстановленных, а вместо одной импортной - не менее 12 отремонтированных машин, используя оптимальные варианты восстановления парка машин, не прекращая его обновления.

С появлением лизинга новой техники возможность восстановления не охваченных ремонтом машин ещё более расширяется. Особенно актуальной эта проблема становится, когда решается вопрос о приобретении дорогостоящих машин. Из-за отсутствия финансовых средств, даже в пиковые периоды, неотремон-тированными остаются 30-40% машин. Увеличение объёмов ремонта требует значительных дополнительных финансовых средств, которыми предприятия не всегда располагают. Ремонт техники в настоящее время осуществляют следующими методами:

- ремонт машин собственными силами: приобретение запасных частей, узлов и агрегатов или получение через технические подразделения отремонтированных в спецпредприятиях узлов и агрегатов;

- из двух или более машин сборка одной машины путём предварительной их разборки, дефектовки, комплектовки и вторичной сборки;

- ремонт машин на спецпредприятиях за полную или частичную стоимость с последующим возмещением долга в течение года.

В зависимости от наличия и оснащённости ремонтной базы, а также экономических возможностей восстановление техники может осуществляться в условиях самого хозяйствующего субъекта, в специализированных мастерских ремонтно-технических предприятий, в ремонтных заводах, а также в отдельных случаях - на заводах-изготовителях.

На выбор ремонтной базы для восстановления машин в настоящее время существенное влияние оказывает её удалённость от объектов ремонта. И здесь первостепенными факторами являются сложность организации сбора ремонтного фонда и транспортные расходы, обусловленные высокими тарифами.

Восстановление сложной техники в условиях хозяйств, особенно её капитальный ремонт, является проблематичным по следующим основным причинам:

- слабая техническая оснащённость хозяйствующего субъекта не всегда позволяет выполнить технологический процесс ремонта в полном объёме;

- отсутствие квалифицированных кадров ремонтников;

- отсутствие финансовых и материально-технических ресурсов не позволяет осуществлять в полном объёме даже агрегатный метод ремонта.

Восстановление техники в условиях специализированных ремонтных предприятий и ремонтных заводов имеет следующие преимущества:

- ремонтная база практически полностью приспособлена для осуществления капитально-восстановительного ремонта сложных машин и их агрегатов (в зависимости от специализации);

- относительно небольшие расстояния транспортирования ремфонда и отремонтированной продукции;

- реальная возможность эффективной загрузки мощностей ремонтных мастерских;

- удобство обеспечения гарантийного обслуживания восстановленных машин;

- оперативное решение организационных и финансовых вопросов.

Как в условиях хозяйств, так и в условиях специализированных ремонтных предприятий обеспечение потребностей в ремонте техники затруднительно из-за недостатка финансовых средств.

Вместе с тем, организация ремонта техники заводами-изготовителями, особенно сложных машин, широкого распространения не получила. К числу основных факторов, которые являются существенным препятствием в организации восстановления техники на заводах-изготовителях, относятся следующие:

- сложность сбора и доставки ремонтного фонда: такая работа требует дополнительной численности исполнителей, транспортных средств в составе завода-изготовителя или их аренды у других организаций, что ведёт к значительному удорожанию ремонта;

- незагруженность производственных мощностей заводов-изготовителей приводит к повышению себестоимости восстановления машин и высокой отпускной цене из-за больших накладных расходов;

- для полнокомплектного ремонта техники необходимо создание дополнительных участков и рабочих мест (разборочный, моечный, дефектовочный, комплектовочный, восстановления деталей), что требует дополнительных капитальных вложений и других затрат;

- отсутствие номенклатуры запасных частей, производимых предприятиями-смежниками, вызывает необходимость их приобретения и транспортирования на головное предприятие малыми партиями, что ведёт к их значительному удорожанию;

- большие расстояния доставки ремонтного фонда требуют дополнительных затрат, значительно больших, чем у ремонтных предприятий, что также приводит к удорожанию продукции.

Организация ремонта техники на заводах-изготовителях представляется очень дорогостоящей, неоперативной, а потому и неприемлемой. Таким образом, подтверждается необходимость и целесообразность функционирования рынка восстановленной техники, основанная на инвестициях, направляемых на организацию ремонта машин с последующей их свободной продажей или передачей в лизинг. Это не требует больших затрат, но обеспечивает значительный экономический эффект за счёт восполнения парка машин, повышения уровня их готовности и увеличения объёмов механизированных работ.

Под восстановительной формой лизинга следует понимать аренду централизованно отремонтированных машин. Ремонтный фонд этих машин предлагается выкупать у хозяйствующего субъекта для восстановления с последующей передачей этому же или другому хозяйствующему субъекту в лизинг.

Работу по организации данной формы лизинга (сбор ремфонда, направление его на капитальный ремонт, получение восстановленной техники, передача её в лизинг, расчёты за ремонт техники и возврат денежных средств) должны выполнять организации-лизингодатели - посредники между ремонтными предприятиями и лизингополучателями. Технико-экономическое обоснование лизинга восстановительной техники необходимо проводить в следующей последовательности:

1) выбор объекта лизинга;

2) формирование исходных данных для технико-экономического обоснования;

3) определение среднего возраста объекта лизинга;

4) определение суммарного количества ремонтов объектов рассматриваемой марки;

5)определение количества отремонтированных объектов, передаваемых в лизинг;

6) вычисление затрат на восстановление и на лизинг отремонтированных объектов лизинга;

7) определение эффективности лизинга восстановленных объектов лизинга;

8) разработка рекомендаций по внедрению лизинга восстановленной техники.

Авторами предлагается инновационная методика расчёта и формирования лизинга восстановленной техники.

Количество восстановительных машин за счёт выделенных в лизинговый фонд денежных средств определяется по следующей формуле:

К =

( ЬЕ * К Л

V Суь + ^ь + ^т ]

где - количество восстановленных объектов основных средств, ед.; ЬЕ - лизинговый фонд, руб.; К - коэффициент использования лизингового фонда; С^ - стоимость восстановленного объекта лизинга на ремонтном предприятии, руб.; ^ - дополнительные затраты на лизинг восстановленного объекта лизинга, руб.; ^ - затраты на транспортирование объекта основных средств, руб.

При этом К рассчитывается по формуле

К = ЬЕ + УВ

ьу

где у - объём возвратных платежей за восстановленный предмет лизинга, руб., а ^ рассчитывается как сумма стоимости аренды предмета лизинга - СА, руб.; стоимости страхования техники - Ссг, руб., и затрат на предпродажное и гарантийное обслужива-

ние техники -Хпг , руб.

7 = С + С + 7

7Ь СА + ССТ + 7ПГ

Исследование функции

К = / {ЬЕ + Ув + СуЬ + 7Ь + Сст ),

определяющей зависимость количества возможных предметов лизинга от целого ряда параметров, показывает, что наиболее существенными её составляющими являются размер лизингового фонда ЬЕ и объём возвратных платежей ^ за предметы лизинга.

Уровень возвратных платежей - фактор управляемый, он предусматривается Порядком лизинговой деятельности, а также содержанием договорных от-

ношений между лизингодателями и лизингополучателями. То есть имеется возможность регулировать его в течение срока лизинга и даже в заданный промежуток времени.

Например, в течение года устанавливается несколько платежей. Это может оказаться удобным для лизингополучателя и в то же время повысит эффективность использования лизингового фонда.

Другие составляющие функции ЬЕ более предсказуемые, а потому и прогнозируемые. Так, отпускная цена С за отремонтированную технику согласуется изначально и остаётся неизменной на заданный промежуток времени. Дополнительные затраты, как правило, остаются постоянными на весь период лизинга, а транспортные расходы относительно небольшие.

Библиографический список

1. Бутенина Н.В. История развития лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки // Лизинг ревю. 2006. № 9/10.

2. Левицкий А.А., Огнев Д.В. Методические аспекты управ-

ления эффективностью лизинговой формы финансирования: монография. Ангарск: Изд-во АГТА, 2006. 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.