Научная статья на тему 'Инновационная система воспитания в экстремальных условиях'

Инновационная система воспитания в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волов Вячеслав Теодорович

Представлены результаты проекта по высшему профессиональному образованию в пенитенциарной системе России. В результате лонгитюдных психолого-педагогических исследований вскрыт механизм перевоспитания осужденных, получающих высшее образование на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения. Показано, что спутниковые телекоммуникационные технологии обучения являются наиболее эффективными при обучении в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная система воспитания в экстремальных условиях»

Еще одним условием эффективного развития творческой активности дошкольника является постепенное усложнение творческих заданий, предоставляющих ребенку возможность действовать на пределе своих возможностей.

Другим важным условием развития творческой активности можно назвать соответствие психолого-педагогического инструментария поставленной цели, а также возрастным особенностям ребенка. Так, например, метод проблемных ситуаций может быть использован лишь фрагментарно, в качестве же основного целесообразнее избрать игровое моделирование, поскольку именно игра для ребенка дошкольного возраста является естественной, органичной частью его жизни. Причем формы игр могут быть самыми разнообразными: творческая игра-концерт, игра-конкурс, игра «Творческая мастерская», игра-драматизация, игра-сказка и др. Игровое моделирование предполагает выбор игры определенного вида, специальное ее построение, интересно подобранный художественнотворческий материал, выбор и использование конкретных общих и специальных методов, индивидуальный подход педагога к каждому ребенку.

Следующим условием продуктивного развития творческой активности дошкольников является разработка программы ближайшего и перспективного развития личности воспитанника, поскольку исследуемый процесс предполагает не эпизодическую, спонтанную работу, а планомерное, постоянное движение к конкретной цели.

В качестве еще одного условия выделим профессиональное мастерство и личностное обаяние педагогов ДОУ. Развитие творческой активности ребенка не терпит дилетантского подхода, ориентации воспитателей лишь на быстрое обучение детей, резких отрицательных оценочных суждений в адрес воспитанников, приверженности к самоограничению, штампам, стереотипному мышлению и т. п. Важно, чтобы педагог ДОУ, побуждающий дошкольников к проявлению творческой активности, вызывал у детей доверие и уважение. Такое взаимопонимание возможно лишь при условии не только профессиональной компетентности воспитателя, но и соблюдения им норм психологической культуры и этики. Немаловажное значение име-

ет и умение педагога ДОУ включаться в эмоциональное сопереживание того или иного произведения искусства, создавая обстановку непринужденного общения. Смех, радость, восхищение прекрасной музыкой, замечательными картинами мы рассматриваем как стимулы к преодолению дошкольником возможных барьеров творческой активности.

Литература

1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. М., 1916.

2. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: прогр.-метод. пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. М.: Владос, 2003.

3. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. М.: Акад. проект, 2006.

4. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004.

5. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1993.

В.Т. ВОЛОВ ( Самара)

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены результаты проекта по высшему профессиональному образованию в пенитенциарной системе России. В результате лонгитюдных психолого-педагогических исследований вскрыт механизм перевоспитания осужденных, получающих высшее образование на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения. Показано, что спутниковые телекоммуникационные технологии обучения являются наиболее эффективными при обучении в экстремальных условиях.

Как известно, одной из важнейших социальных проблем развития общества является преступность. В разные эпохи общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер

© Волов В.Т., 2008

лишь усугубляло положение и не снижало социальной напряженности. В последние несколько десятилетий руководство многих государств пришло к выводу, что проблему преступности невозможно решить жестокостью по отношению к преступнику, следует скорее заботиться о его перевоспитании. Важное значение в процессе перевоспитания преступника играет реабилитационный период, во время которого он должен вновь адаптироваться к нормальным условиям жизни и найти свое место в общественной структуре. Однако многие из отбывших срок вновь идут на преступление именно из-за того, что не могут найти себе достойного применения в обществе, не обладают достаточным уровнем знаний и профессиональных навыков, становятся жертвами социального стереотипа, сводящегося к тому, что вышедший из тюрьмы человек является потенциальным преступником. Следовательно, общество должно создать особые механизмы социальной реабилитации преступника, к которым относятся, во-первых, институты, обеспечивающие приобретение профессиональных навыков, во-вторых - СМИ, могущие изменить социальные стереотипы, характеризующие личность бывшего заключенного в массовом сознании. Задача изменения социальных стереотипов особенно актуальна для нашего общества, т. к. психологи, социологи, юристы отмечают появление такой негативной тенденции, как криминализация общества и криминализация массового сознания. Причины криминализации общества являются достаточно глубокими и во многом связаны с его переходным состоянием.

Перевоспитание преступника во время отбывания им наказания является на данный момент самой убедительной гарантией его дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе, куда он попадает с выходом на свободу. В ориентированности мер пресечения на такое перевоспитание заключается практическая ценность тезиса, который активно пропагандируется международными организациями разных рангов (ЮНЕСКО, Комитет по защите прав человека при ООН и др.): высшей ценностью является человек и его права. Именно этот тезис заложен в основу конституций практически всех передовых демократических государств современного мира.

В последние несколько десятилетий в странах Западной Европы и в Америке заключенным предоставляется возможность получить профессию по месту отбывания наказания. В 1989 г. в Ирландии была организована Европейская ассоциация образования в тюрьмах (ЕРЕА), в состав которой входят более 35 стран (Европа, США, Австралия). В Германии активно практикуется обучение заключенных навыкам программирования, работы с персональным компьютером, предоставляется возможность овладеть иностранным языком, основами какой-либо профессии. В США в некоторых тюрьмах заключенные могут обучаться по программе колледжа или получить высшее образование посредством использования мобильных систем и современных информационных технологий. Однако нигде в мире не практикуется обучение осужденных по программе высшей школы непосредственно на месте отбывания наказания, причем на основе долгосрочных договорных отношений вуза и тюрьмы.

В рамках эксперимента с 1999 г. в Самарском филиале Современной гуманитарной академии (СФ СГА) реализуется авторский проект, заключающийся в предоставлении осужденным возможности получить высшее образование.

Реализация проекта стала возможной благодаря использованию информационнотелекоммуникационных технологий обучения (Современная гуманитарная академия) и организационной помощи ГУФСИН России при поддержке администраций г. Самары и Самарской области.

В настоящее время в Самарской области в рамках проекта обучается свыше 200 человек в десяти исправительных учреждениях (ИУ).

Основная цель проекта выражается следующей формулой: «Через высшее образование - борьба с криминализацией общества, движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования».

Обучение в исправительных учреждениях проводится по очно-заочной форме, в его основе - новейшие информационнокоммуникационные технологии, связанные с применением современных интерактивных средств обучения, таких как:

• спутниковые лекции, слайд-лекции, видеофильмы (индивидуальный и групповой просмотр);

• 1Р -хелпинг - обратная связь «экстерриториальный профессорско-преподавательский состав - студент» через Интернет, позволяющая виртуально осуществлять помощь обучающимся при подготовке домашних работ, контрольных заданий;

• компьютерный тренинг (по следующим программам: супертьютор; профтью-тор; комплей; R-тьютор; имитационный профтьютор);

• коллективный тренинг (семинарские занятия) в форме круглого стола, деловой и ролевой игры;

• систематическая проверка усвоения материала посредством тестирования.

Использование современных технологий в процессе обучения осужденных позволяет им не чувствовать себя оторванными от окружающего мира (ведь некоторые осуждены на 10 и более лет).

У студентов развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается уровень их интеллекта. Воспитание и развитие таких качеств у осужденного имеет большое значение для его становления и самоутверждения как личности. Ведь, как правило, основной контингент осужденных составляют люди, не имеющие четкой социальной идентификации, что и является причиной их агрессивной настроенности по отношению ко всему социуму, их неспособности вести нормальную жизнь, соблюдая законы общества. Единственная возможность помочь таким людям самоидентифицироваться заключается в развитии их сознания, что наиболее успешно возможно сделать именно через максимальное использование возможностей телекоммуникационного обучения.

Немаловажную роль играет здесь отношение самих студентов-осужденных к учебе. Преподаватели, проводившие занятия в ИУ Самарской области, свидетельствуют, что обучающихся здесь отличают энтузиазм, восприимчивость, прилежание, творческая активность. Они больше не мыслят себя просто преступниками, отбывающими наказание. Такая изначальная целенаправленность способствует получению знаний высокого качества. Уже сейчас эти студенты имеют четкую мотивацию, в чем они значительно выигрывают по сравнению со студентами, обучающи-

мися на свободе. Ведь заключенные сделали свой выбор в пользу высшего образования вполне осознанно, без давления со стороны родителей, родственников, друзей и пр. Важно, что именно благодаря преимуществам телекоммуникационной системы обучения, по сравнению с традиционной системой, возможна скорейшая выработка тех качеств и социальных навыков, которые будут необходимы для нормальной жизни после выхода из тюрьмы. Причем выработка таких качеств не менее важна для социальной адаптации, чем высшее образование.

Средний балл успеваемости спецконтин-гента оказался выше, чем у обычных сту-дентов-заочников (4 - 4,5 балла) (рис. 1 - 2).

Как известно, лишение свободы и тяжелые условия отбывания наказания в пенитенциарной системе являются серьезным дистрессом для человека. Агрессивная среда, жесткие условия и ограничения жизнедеятельности, почти полный разрыв основных социальных связей - все это является психотравмирующими факторами.

В связи с этим, а также для оценки эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы с начала реализации образовательного проекта параллельно шло лонгитюдное психолого-педагоги-ческое исследование студентов, которое коснулось основных психологических характеристик и сфер личности. Прежде всего, это интеллект, черты характера и личностные свойства. Также была исследована сфера ценностей и проведен мониторинг подсознательной сферы.

В исследовании использовался комплекс психологических методов исследования (тестирование, наблюдение, опрос, анкетирование), применялись проективные методы.

Были выявлены отдельные закономерности изменения личностных, мотивационно-ценностных и интеллектуальных качеств обучающихся в условиях пенитенциарной системы. Социально-психологический мониторинг в рамках пилотного (пробного) проекта выявил новые методологические и методические проблемы обучения в экстремальных условиях.

В результате психодиагностики были получены следующие данные.

1. Изменяется уровень интеллектуального развития. Средний балл ^ абитуриента - 103. Через год обучения он состав-

Рис. 1. Средние оценки по дисциплинам

ляет уже 109 баллов. При этом повышаются нижние и верхние границы интеллекта в группе (у абитуриента - 71 и 130, через год - соответственно 81 и 135).

2. Отмечается переоценка жизненных ценностей. Наблюдается снижение ценности материального благополучия и престижа. При этом повышается ценность образования, семьи, общественной жизни и физической активности. Меняется и направленность личности. Так, имеет место повышение гуманистической направленности за счет повышения ценности саморазвития, духовной удовлетворенности, социальных контактов и творчества.

3. Происходят значительные позитивные изменения в поведенческой сфере: манеры, речь, общение. То же наблюдается и в сфере интересов студентов: литература, философия, психология, религия.

Таким образом, в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса отмечаются закономерный рост интеллекта, переоценка жизненных ценностей в гуманистическом и творческом ключе. Выявлена активация сублимирующих механизмов в отношении повышенных агрессивных и сексуальных тенденций.

При обследовании мужчин, отбывающих срок наказания в исправительно-трудовых учреждениях Самарской области и поступивших на обучение, были выявлены общие тенденции свойств аффективно-эмоциональной сферы и характерные механизмы психологической зашиты. Это наиболее общие результаты социально-психологического мониторинга, отражающие изменения личности, познавательной, мотивационной, поведенческой и ценностно-ориентационной сфер, происходящие в процессе обучения у студентов в пенитенциарной системе.

Полученные позитивные результаты, выявленные в психологическом исследовании, связаны с тем, что образовательный процесс, проводимый в экстремальных условиях пенитенциарной системы, реализуется дистанционно на базе современных телекоммуникационных технологий. Именно такие формы обучения, организационно и технологически избегающие выявленных психологических защит и эмоционально-аффективных блоков, выводящие образовательный процесс за рамки межличностного взаимо -действия и восприятия (также искаженного и деструктивного), уходящие от тра-

Рис. 2. Компьютерные занятия в ИУ № 5

диционных менторских методов управления учебным процессом, соответствуют принципу конгруэнтности в образовании [2].

В такой ситуации, когда знания передаются напрямую, тесты и экзамены проводятся в электронном виде, минуя «посредников» в форме экзаменаторов, минуя социально-психологический барьер, психические блоки и последствия пенитенциарной блокады, педагогический процесс создает уникальную образовательно-коррекционную ситуацию. Студент-осужденный как бы возвращается в ситуацию далекого прошлого и подсо -знательно входит в роль ученика. Таким образом, реализуется программа позитивного регресса - в противовес патологической форме защиты по регрессивному типу. У студента активизируется интеллектуальная деятельность, управляемая виртуальными средствами и направляемая учебными задачами. Таким образом, развитая система психологических защит переводится в здоровое русло. Телекоммуникационные технологии и многочисленные учебные программы (слайд-лекции, телелекции, обучающие компьютерные программы и др.) создают канал для утилизации неотреагированных чувств и переживаний, спроецированных на других. Новые впечатления, образно и эмоционально окрашенный учебный матери-

ал телекоммуникационных пособий и учебных программ активизируют перцептивные каналы и воображение, учебная информация привносит свежую струю в эмоционально-аффективные переживания и сознание осужденных. С учетом социально-психологических факторов и конгруэнтных форм и методов обучения в экстремальных условиях формируется образовательно-коррекционная среда, решающая проблемы развития и исправления личности.

Проблема высшего образования в пенитенциарной системе связана не только с реализацией прав личности, но и с потребностями высшего порядка, удовлетворение которых определяет совершенствование и самореализацию личности, а значит, исправление. По сути, высшее образование в пенитенциарной системе является одним из действенных механизмов борьбы с криминализацией общества, а также управления этим процессом в тюремной среде. Перевоспитание преступника во время отбывания им наказания является на данный момент самой убедительной гарантией его успешной социальной адаптации в обществе. И образование выполняет здесь несколько функций. Прежде всего, это функция перестройки и роста личности.

Помимо психодиагностики, практикующими психологами вуза параллельно про-

водилась индивидуальная психокоррекционная работа. Психологическая помощь оказывалась адресно, с соблюдением конфиденциальности и деонтологических принципов.

Проблему исследований можно сформулировать следующим образом: каковы методологические основы и психолого-педа-гогические условия системы воспитания в экстремальных условиях?

Цель проекта - это разработка инновационной системы воспитания в экстремальных условиях обучения при использовании информационно -коммуникационных технологий.

Для достижения цели проекта необходимо решение следующих задач:

1) накопление опытного материала по психолого-педагогическим характеристикам обучающихся (объекта педагогического процесса в экстремальных условиях на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения) в мотивационной, поведенческой, интеллектуальной, личностной, ценностно-ориентационной, подсознательной сферах;

2) исследование социально-педагогических аспектов перевоспитания в экстремальных условиях;

3) обобщение полученных результатов, разработка рекомендаций по системе воспитания и перевоспитания в экстремальных условиях на базе информационно-коммуникационных технологий.

Научно-методологической и инструментальной базами выполнения проекта стали: эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование); квалиметрический метод оценки качества обучения (В.И. Андреев, А.И. Субетто, Г.Г. Азгальдов); качественный анализ результатов эксперимента; статистические методы обработки полученных результатов; системно-синергетический метод исследования сложных систем (Л. Берталанфи, И. Пригожин, Г. Хакен); принципы педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоц-ци, А. Дистервег); инновационные принципы системы образования (принцип конгруэнтности, принцип экстремальности).

В настоящее время реализуется проект в 29 регионах России, где в общей сложности сегодня получают высшее профессиональное образование 1500 осужденных. Результаты реализации пилотного проекта неоднократно докладывались на всероссийских и международных конференциях.

В 2002 г. в Комитете обороны и безопасности Совета Федерации автором настоящего исследования был сделан доклад о результатах реализации проекта в пенитенциарной системе. Данный проект получил высокую оценку и был признан одним из лучших образовательных проектов, имеющих важное социальное значение. Участие российской неправительственной делегации в Международной конференции (ЕРЕА) «Образование в тюрьмах» в Дублине (июнь 2007 г.) показало, что Россия является безусловным лидером в области высшего профессионального образования в пенитенциарной системе.

В октябре 2007 г. было проведено выездное заседание ПО РАО (председатель -академик Г.В. Мухаметзянова) в г. Самаре в ИУ №6. Пилотный проект получил высокую оценку ПО РАО. Был сделан вывод о необходимости дальнейших исследований под эгидой РАО.

Хотелось бы подчеркнуть, что результаты исследования по предлагаемому проекту будут важны не только для образования в условиях социальной, профессиональной и валеологической напряженности, но и, с определенной корректировкой, для обычного, «неэкстремального» образования, т.к. отработка инноваций в системе образования, в соответствии в принципом экстремальности [1; 2], наиболее эффективна в экстремальных условиях.

Литература

1. Волов, В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т. Волов // Педагогика. 2007. № 7.

2. Волов, В.Т. Принцип экстремальности исследования инноваций в системе образования / В.Т. Волов, В.В. Волов // Образование и наука. 2007. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.