Научная статья на тему 'Инновационная система РФ: анализ ОЭСР'

Инновационная система РФ: анализ ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПАТЕНТЫ / PATENTS / НАУЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / SCIENTIFIC OUTPUT / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / R&D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томпсон В.

Данный доклад сделан в рамках «Интерры-2011» на симпозиуме «Региональные инновационные системы в национальной инновационной политике». Он содержит краткое изложение результатов исследования «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», проведенного экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по заказу правительства РФ. Целью выполненных обзоров был анализ существующей российской инновационной системы и определение ее мирового инвестиционного рейтинга в сравнении с другими странами с использованием единой методики ОЭСР. Ниже представлены фрагменты выступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Томпсон В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This presentation was made within the framework of the Symposium on Regional Innovation Systems and National Innovation Policy at the Interra-2011 Forum, and it presents a summary of the OECD Reviews of Innovation Policy prepared by the experts of the Organization for Economic Cooperation and Development at the RF Governments request. A goal of the Reviews is to analyze a current innovation system in Russia and to compare its world investment rating with those of other countries through applying a common OECD technique. Some fragments of the presentation are citied.

Текст научной работы на тему «Инновационная система РФ: анализ ОЭСР»

ЭКО. - 2011. - №11

Данный доклад сделан в рамках «Интерры-2011» на симпозиуме «Региональные инновационные системы в национальной инновационной политике». Он содержит краткое изложение результатов исследования «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», проведенного экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по заказу правительства РФ*. Целью выполненных обзоров был анализ существующей российской инновационной системы и определение ее мирового инвестиционного рейтинга в сравнении с другими странами с использованием единой методики ОЭСР.

Ниже представлены фрагменты выступления.

Ключевые слова: инновации, патенты, научная продукция, исследования и разработки, национальная инновационная система

Инновационная система РФ: анализ ОЭСР

В. ТОМПСОН, руководитель отдела Организации экономического сотрудничества и развития

Модель функционирования экономики, которая обеспечивала достаточно быстрый рост России в первом десятилетии XXI в., исчерпала свои возможности. В последние годы Россия все больше зависела от быстро меняющихся факторов, особенно от условий внешней торговли, прежде всего, от цен на нефть и газ. Кризис показал, что уязвимость российской экономики вследствие высокой зависимости от сырьевых секторов остается очень серьезной проблемой роста. Об этом знали давно, но кризис сделал очень большой акцент на этой проблеме. Как ни парадоксально, первоначальной реакцией российского правительства на кризис во многом стала ориентация на спасение прежней модели, а антикризисные меры были направлены на поддержку существующих предприятий отрасли.

Есть, по крайней мере, три вызова, которые еще больше вынуждают обратить внимание на необходимость инновационного роста в России. Это не только потребность в диверсификации

* Полные тексты исходных обзоров ОЭСР на русском языке размещены на сайте Ассоциации инновационных регионов России. Статья основана на предоставленной автором версии доклада для выступления на «Интерре» в Новосибирске. Полная версия доклада, содержащая богатый табличный и графический материал, находится в редакции журнала ЭКО.

экономической активности, но и демографические тенденции, и проблемы охраны природы. Последнее, может быть, самое главное.

Демографические проблемы указывают на настоятельную необходимость перехода к инновационному пути развития. В России существует особое сочетание демографических тенденций, характерных как для развитых, так и для развивающихся стран. В первом случае - это снижающийся уровень рождаемости, уровень же смертности, напротив, характерен для стран с гораздо меньшими доходами на душу населения. Несмотря на значительный уровень иммиграции, общая численность населения России сократилась за период между 1991 г. и 2010 г. примерно на 6,4 млн чел. Высокий уровень смертности (в 2008 г. он был на 30% выше уровня 1990 г.) и снижение рождаемости приведут к уменьшению численности населения в трудоспособном возрасте на 14% к 2030 г.

Инновации необходимы также для улучшения экологических показателей и рационального использования энергии. Существует ряд долгосрочных экологических проблем, с которыми страна столкнется в течение ближайших двух десятилетий. Среди них - рост потребления энергии, загрязнение воды, угроза биоразвитию, жизнеспособность лесных ресурсов и др.

В последнее десятилетие инновационное развитие России отмечено несколькими положительными моментами в области формирования новых институтов, инновационной системы, развития определенных секторов, особенно софта. Однако в целом в России уровень использования инноваций остается еще слишком низким не только в сравнении с возможностями имеющихся человеческих ресурсов и традиций науки, но также с позиции необходимости долгосрочного повышения эффективности во всей экономике.

Многие стандартные индикаторы эффективности инновационной деятельности (затраты на НИОКР, продажи высокотехнологичной продукции, результаты научной деятельности, количество патентов и др.) подтверждают наличие некоего «инновационного разрыва», отражающего как недостаточный уровень инвестиций в сферу производства знаний, так и отдачу от них.

70

Данные по странам ЕС взяты из CIS 2006, данные по странам -не членам ЕС - за 2008 г.

Рис. 1. Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве промышленных предприятий в 2008 г., %

Снижается доля России в мировой научной продукции. По показателю количества научных статей на миллион жителей Россия занимает 39-е место среди 45 развитых и развивающихся стран, по количеству патентов ситуация еще хуже. Также и по уровню научной активности среди стран мира Россия находится не там, где могла бы быть. Российская наука медленно встраивается в быстро растущие глобальные научные сети. За последнее десятилетие доля публикаций, которые учитываются в мировых индексах цитирования, и статей в соавторстве с зарубежными авторами осталась на уровне 1998 г., в то время как данный показатель в Китае увеличился многократно.

Российская доля в высоких технологиях в мире остается относительно низкой среди 45 обследованных ОЭСР стран (42-е место), то же можно сказать и о приросте высоко-и среднетехнологичного экспорта, а по вкладу высокотехнологичных производств в торговый баланс промышленность России занимает предпоследнее место среди обследованных стран.

Российская инновационная система в настоящее время включает все составные элементы, которые считаются

принадлежностью полноценной современной инновационной системы:

• значительные объемы НИОКР;

• развитый общественный сектор научных исследований;

• инфраструктура, поддерживающая коммерциализацию науки общественного сектора, внедрение технологий, предпринимательство в сфере разработки технологий, инновационные кластеры;

• правительственные программы для продвижения частных и общественных НИОКР в приоритетных областях. Отличительными чертами российской инновационной системы являются:

• очень высокая степень государственного финансирования корпоративных НИОКР и очень низкая доля частного финансирования НИОКР, при недостаточной эффективности;

• доминирование конструкторских бюро и отраслевых исследовательских институтов в общественном финансировании корпоративных НИОКР;

• важная роль институтов РАН в рамках научных исследований в общественном секторе;

• высокая региональная концентрация НИОКР и инновационной деятельности при одновременном экономически проблематичном региональном распределении разработок в стратегических областях.

По сравнению со странами ОЭСР в России главные отличия в финансировании научных разработок - это высокая доля государства, незначительное и снижающееся за последние годы участие в финансировании инноваций частного бизнеса, организационное отделение исследований и разработок от производства в промышленном секторе. В международном контексте очевидна низкая степень участия российских вузов в инновационном процессе.

Сильные и слабые места российской инновационной системы общеизвестны. Но в мире не существует какой-то единой успешной национальной инновационной системы (НИС), подходящей для всех стран и на все времена. Эффективной считается та система, которая позволяет стране успешно развиваться на основе собственных, присущих ей

преимуществ, одновременно излечивая, избегая или обходя слабые стороны, с целью более полного использования потенциала для будущего сбалансированного экономического роста и социального благосостояния. Это означает, что национальные особенности российской экономики и исследовательской деятельности не должны рассматриваться как недостатки, которые следует устранить. Скорее, следует сформировать определенную базу из основанных на научных знаниях конкурентных преимуществ, которая могла бы использоваться лучше, если другие, более проблемные черты экономики и науки будут устранены.

В обзоре ОЭСР предложена основа такой диагностики сильных и слабых сторон российской инновационной системы. Среди ее преимуществ отмечены богатые источники природных ресурсов и огромный интеллектуальный капитал, высокий общий уровень образования населения и темп роста занятости в сфере науки и создания технологий (8&Т), давние традиции в накоплении научной и инженерной культуры, наличие многих научных центров с высокими и ведущими позициями на международной арене в ключевых областях науки и технологий, растущее число фирм, способных использовать новые возможности рынка через инновации, быстро развивающаяся и диверсифицированная инфраструктура инноваций, объявленный федеральным правительством курс на модернизацию и инновации и способность к мобилизации ресурсов в ключевых областях.

На фоне этих преимуществ отметим наиболее существенные угрозы, в частности, низкую долю инвестиций, множество недостатков системы ведения бизнеса, оказывающих де-стимулирующее воздействие, прежде всего - низкий уровень конкуренции и поведение, нацеленное на извлечение ренты, а не прибыли. Не сбалансированы международные связи. Некоторые сегменты общественной системы исследований не удовлетворяют критериям качества и/или актуальности.

Необходимо подчеркнуть, что в России требуются общегосударственный подход к инновациям, достижение макроэкономической стабильности, поддержка конкуренции и т.д. Но главный акцент следует сделать на необходимости улучшить общие условия ведения бизнеса. Программы государственной

поддержки инноваций не дадут ожидаемого эффекта, если эти условия останутся нестабильными, непрозрачными и просто плохими. Необходимо развивать спрос на инновации, потому что во многом текущая инновационная политика России характеризуется акцентом на предложение ресурсов, в то время как ее основой должен стать спрос на инновации.

В России есть потенциал для развития и большой самостоятельности регионов. Ограничивающий уровень налоговой бюджетной централизации заставляет регионы все время смотреть в сторону Москвы. Регионы ждут инициативы и ресурсов из столицы. Но критерии и приоритеты Москвы, федерального правительства не соответствуют возможностям и потребностям самих регионов. Поэтому больший акцент на региональный подход в инновационной активности был бы очень полезным.

В России преобладает широкое понимание инноваций. Как правило, инновацией считают деятельность, которая происходит в высокотехнологичной сфере. Но во многих регионах лучшие возможности все-таки существуют не в высокотехнологичной сфере. Полезно формировать спрос на создание знаний в сфере услуг, на низкотехнологичные производства и т.д.

Например, Швеция - страна с развитым сектором высоких технологий. Но в южной Швеции преобладающие в этом регионе обрабатывающие низко- и среднетехнологичные производства остаются конкурентоспособными. Не потому, что у них новейшая продукция - они в основном работают на субподряде с крупными компаниями. Изобретений, патентов, собственных лабораторий у них почти нет, но из-за конкуренции с продукцией Китая, Индии им приходится из года в год улучшать производственные процессы, повышать производительность труда. Я думаю, что во многих секторах экономики России очень важен именно такой подход.

В международном аспекте наблюдается слишком медленная интеграция России в мировую экономику, в процессы создания знаний, приобретения технологий из-за рубежа по сравнению со многими странами, в том числе группы БРИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.