Научная статья на тему 'Инновационная школа: принципы и методы работы'

Инновационная школа: принципы и методы работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная школа: принципы и методы работы»

Н. Н. Семенова» Л. Б. Разумова, Н. В. Клюева

Инновационная школа: принципы и методы работы

В современных условиях Россия переживает эволюцию образа жизни, и в этой связи мы считаем, что образование может и должно стать источником социальной, интеллектуальной и культурной инициативы. Обозначая проблемы развития школы нового типа» мы задаем по крайней мере три вопроса:

— вопрос о целях педагогической деятельности (образование, обучение, воспитание);

— вопрос о содержании образования;

— вопрос о методах (формах организации) учебно-воспитательного процесса. Российская школа становится не только

многоликой, многовариантной, самоуправляемой, идет процесс ее гуманизации, под которой понимается полный отказ от авторитарной педагогики и выдвижение на первый план личности ученика, удовлетворение его запросов, способностей и дарований, развитие добродетелей.

Именно инновационная ориентация предполагает реализацию таких ценностей, как изменение, развитие, трансформации.

Средняя школа № 86 г. Ярославля начала свою работу в 1990 году как факультет довузовской подготовки ЯГТУ. В 1992 году был получен стагтус школы-лицея.

Наша школа может быть отнесена к школам инновационной ориентации, она обладает инновационными ресурсами, объективно заинтересована в повышении качества пе-

дагогической деятельности и обеспечивает учащихся новым содержанием образования.

Приоритетными направлениями в работе школы являются:

— личностно-ориентированное образование;

— формирование у учащихся глубокого интереса, любви и бережного отношения к истории и культуре;

— развитие у них навыков самостоятельной работы и творческих способностей;

— переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных телекоммуникационных технологий, вхождение в систему международного информационной пространства;

— привлечение в школу новых педагогических кадров — специалистов вузов, деятелей науки и культуры;

— усиление взаимосвязи педагогической деятельности с творческой инновационной и научной работой;

— участие в международных программах и проектах.

Таким образом, ценности развития для нашей школы являются более значимыми, чем ценности воспроизводства.

Начиная с 1994 года, школа участвовала в конкурсе «Школа года России» и трижды становилась ее лауреатом.

В настоящее время здесь обучается 856 учащихся в 34 классах (семь десятых и одиннадцатых классов), работают 74 учителя и 10 совместителей, среди которых 3 профессора, 7 кандидатов наук, один учитель совмещает работу в школе с учебой в аспирантуре.

Наше образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание учащихся,

ориентируя их на профессию инженера. Школа формируется в рамках комплекса «Лицей — ЯГТУ», что предполагает единство образовательных целей и принципов. Учебные планы для учащихся 10-11 классов, программы по математике, физике, химии, техническому черчению создавались совместно с преподавателями кафедр высшей математики, физики, химии, инженерной графики. Вместе с учителями школы обучение учащихся по этим предметам ведут преподаватели университета. На кафедрах инженерной графики и аналитической химии учащиеся 10 классов проходят летнюю практику. Выпускные экзамены в школе считаются вступительными экзаменами в ЯГТУ и принимаются в школе комиссией, в состав которой входят учителя школы и преподаватели университета.

Сотрудничество с ЯГТУ дает возможность учащимся 8-11 классов пользоваться библиотекой, физическими и химическими лабораториями университета.

Большое внимание в школе уделяется совершенствованию содержания методов обучения, внедрению новых образовательных технологий.

С 1995 года в школе работает научный центр, основными задачами которого являются: развитие интеллектуального потенциала детей; освоение учителями и детьми современных методов научного познания, формирование практических навыков исследовательской деятельности. Подготовка творческих и науч-но-исследовательских работ с учащимися ведется как преподавателями и научными сотрудниками вузов, так и учителями школы. В 1997-98 учебном году мы осуществляли совместную научную и учебную работу с кафедрой педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, кафедрами ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (неорганической химии и физики), кафедрами ЯГТУ (химико-технологического и машиностроительного факультетов). Ежегодным итогом такого вида учебной внеурочной деятельности является Неделя науки, в программу которой

входят интеллектуальные игры, лекции ученых, школьная научная конференция «Лабиринты науки». Конференция проводится по секциям. В марте 1998 года на пяти секциях с докладами выступили более пятидесяти лицеистов 7-11 классов.

Лучшие доклады компетентным жюри рекомендуются на городские, российские и международные научные конференции школьников; так, в 1996 году работа ученика 11 класса А. Дресвянкина была рекомендована и принята для участия в IV Российской научной конференции школьников «Шаг в будущее». Наше ежегодное участие в городской (теперь имеющей статус международной) научной конференции школьников »Открытие» приносит высокие награды (диплом I степени по секции истории в 1995 году, дипломы I, II степени по секции химии в 1996 году). В 1996-97 учебном году на конференции «Открытие» было представлено 19 работ (были получены дипломы I, II, III, IV степени на секции физики, III степени на секции химии). В 1997-98 учебном году — дипломы I, II степени на секции физики, II и Ш степени на секции математики.

Активное участие в подготовке научных работ приняли преподаватели лицея О. В. Большакова, Т.В.Харунова, В.Л.Горячева, О.Н.Мирошкина, А. Б. Разумова, О. Ю. Пакушина, Е. Л. Батасова, Е. Б. Игнатьева, И. Л. Котова, Н. В. Панина, С. В. Урываева, Н. А. Мусина.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей осуществляется также через участие детей в проектных международных программах Ассоциации Европейских школ. ,

1. В 1994-95 учебном году учащиеся принимали участие в международной экологической конференции школьников в ФРГ, с 1995 года в течение трех лет мы работаем по экологической программе «Исследование загрязненности проточных водоемов», включающей экологические экспедиции, международный семинар школьников (октябрь 1996 г.,

Ярославский педагогический вестник. 1999. Na 1 (19)

г. Ярославль), выступление на областной экологической конференции (работа заняла второе место, информация вошла в сборник Российско-Американского центра экологического образования «Экологическое образование в России»).

2. Проект «Тоталитаризм — угроза современной демократии» касался изучения проблем современной демократии и включая дискуссию со школьниками партнерских стран. Итогом стала конференция в г. Крайсау (Польша), на которой ребята представили доклады, схемы, графики по изучаемой проблеме.

3. Естественнонаучные проблемы включают проекты «Вторичные источники тока», «Экономия электроэнергии» и новый проект, работа над которым толькр начинается: «Наш регион». По заранее принятому плану дети обмениваются информацией с помощью INTERNET, решают экологические проблемы.

4. «Истории, живущие в памяти», координатор проекта — школа г. Дублина (Ирландия). Дети по системе INTERNET обмениваются страшными, смешными, фантастическими историями^

5. «Журнал европейской молодежи» — школьники составляют, оформляют с помощью программ журналы, а координатор проекта — школа г. Лос (Швеция) рассылает их партнерским странам.

6. Проект, касающийся изучения немецкого и русского языков, в котором участвуют школы г. Глабенбаха (ФРГ) и г. Ярославля, длится уже третий год. Группы школьников обмениваются письмами и визитами, в течение которых проходит интенсивное изучение языка.

Об этих работах и жизни школы рассказывается в школьной газете «Лицей».

Учебные программы, составленные совместно с преподавателями ЯГТУ, а также внеурочная деятельность позволяют достигать

хороших результатов на олимпиадах. Школьники ежегодно принимают участие в Соросов-ских олимпиадах, олимпиадах МФТИ, математических боях, проводимых ЗМПШ при ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Все это, безусловно, сказывается и на том, что после окончания лицея 98-99% учеников поступают в вузы не только г. Ярославля, но и г. Москвы и С.-Петербурга.

Большая развивающая программа осуществляется для преподавателей лицея. В конце ноября 1996 года школа по конкурсу, объявленному фондом Д. Сороса (Институтом «Открытое общество»), получила грант на проведение семинара с международным участием, его тема «Управленческое и психологическое обеспечение профессионального и личностного роста педагогов». В семинаре приняли участие директора, завучи, педагоги и психологи инновационных школ г. Ярославля и области, г. Вологды и Киева, ученые института планирования образования при президенте РФ, института философии РАН (г. Москва), Яр-ГУ им. П. Г. Демидова, специалисты департамента образования г. Ярославля и области, немецкие коллеги.

Такая многопозиционность позволила рассмотреть суть инновационных процессов, протекающих в образовании. Цель семинара — анализ, осмысление и обобщение опыта по развитию педагогов в инновационных школах России и Европы.

Логическим продолжением семинара стало участие наших педагогов в Пастуховс-ких чтениях, также посвященных инновационным тенденциям в образовании.

В 1996-98 годах школа участвовала в международном проекте Ассоциации Европейских школ «Влияние стиля педагогической деятельности на формирование автономной, компетентной, ответственной и психологически здоровой личности». В проекте принимали участие педагоги семи стран Европы.

Школа-лицей—образовательное учреждение, имеющее политехническую направлен-

ность. Администрация поддерживает все программы, нацеленные на повышение статуса политехнического образования. Школа стала участником IV Российской конференции молодежи и школьников «Шаг в будущее», а именно научно-педагогического симпозиума «Проблемы молодежного научного творчества». Опыт организации исследовательской работы, создание внутришкольного научно-методического центра, работа администрации с педагогами вызвали огромный интерес коллег.

В школе-лицее активно работает психологическая служба, основными задачами которой являются:

— создание условий для развития психологического здоровья детей, обучающихся в школе;

— приобщение субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся, управленцев) к психологическим знаниям;

— оказание помощи и психологической поддержки участникам образовательного процесса в решении возникающих проблем;

— информирование учителей и родителей об индивидуально-психологических особенностях детей;

— психологическая экспертиза управленческих решений.

В своей работе психологическая служба школы реализует четыре основных аспекта:

1. Научный (проведение научных исследований по проблемам психологии образования, публикация работ по этим исследованиям).

2. Прикладной (участие психологов в построении программ обучения и воспитания, сотрудничество с администрацией, педагогами при составлении учебных планов и программ).

3. Практический (реализация идей педагогической психологии в практике образования).

4. Организационный (создание условий для интеграции психологической службы и работы школы). Работу психологической службы осуществляют кандидат психологических наук Н. В. Клюева, психолог школы О. В. Медвед-чук.

На базе школы проходят практику студенты факультета цсихологии ЯрГУ (специальность «педагогическая психология»), проводят исследовательские работы в ходе написания курсовых и дипломных проектов.

В осенние, зимние, весенние каникулы приглашаются ведущие ученые и практики для проведения психолого-педагогических тренингов.

Стали традиционными такие формы работы психологов, как:

— психолого-педагогический семинар (раз в четверть);

— участие психологов в подготовке педагогических советов;

— консультации для учащихся, родителей, учителей и администрации;

— проведение занятий по психологии общения и развитию творческих способностей в школе раннего развития (ШРР) для детей 6-летнего возраста и уроков психологии в старших классах;

— проведение психолого-педагогических консилиумов (по готовности к переходу из начальной школы в среднюю, по сложным ситуациям и т. д.);

— исследование взаимоотношений в классах;

— выступление психологов на родительских собраниях в средних и старших классах, проведение семинаров для родителей учеников ШРР и начальной школы;

— участие психологов в аттестационном процессе педагогов. Воспитательная работа в школе строится с учетом специфики данного учебного заведения. Она направлена на создание в школе

Ярославский педагогический вестник. 1999. № 1 (19)

атмосферы доброжелательности, взаимоуважения, доверия, заботы, на создание условий для разностороннего развития личности учащихся и педагогов, реализации их творческого потенциала.

С первого года в школе действует совет старшеклассников, который формируется из учащихся 9-11 классов на выборной добровольной основе. Члены совета планируют и организуют различные мероприятия и становятся их активными участниками. Совет старшеклассников является неформальным, инициативным органом ученического самоуправления. Он имеет право принимать решения, касающиеся внеурочной жизни, выносить отдельные вопросы на педсовет, ведет летопись школы.

В целом внеклассная работа в школе отличается оригинальностью содержания и разнообразием форм. Наряду с общепринятыми праздниками, которые всегда проходят на высоком уровне, в школе созданы свои традиции: посвящение в школяры, посвящение в лицеисты, День рождения школы, «Новогодний звездопад», бизнес-шоу и т. д.

Яркими страницами жизни школы стали музыкально-драматические композиции «Последнее письмо с войны», «А песни ходят на войну», спектакли «Катя + Алеша...», «Сказ про Федота-стрельца.,.», созданные старшеклассниками и выпускниками школы.

В школе регулярно проводятся «Уроки этикета», «Этический театр» в начальной школе, «Дни здоровья», спортивные соревнования и праздники, «Дни рекордов», «День безопасности», «Недели здоровья и борьбы с вредными привычками», работают много спортивных секций для учащихся с 1 по 11 классы, два детских театра, хор.

В школе действует шахматный клуб, в котором занимаются все учащиеся начальной школы. Команда школы уже несколько лет является чемпионом области по шахматам, входит в двенадцать лучших команд России, в

1996 году заняла 1 и 2 места на международном шахматном турнире европейских школ.

Старшеклассники школы активно сотрудничают с областным центром по делам молодежи и достойно представляют лицей в молодежном движении города и области. В этом году начата работа по созданию клуба старшеклассников «Андеграунд», где ребята с учителями и психологами обсуждают молодежные проблемы, дискутируют.

Таким образом, можно отметить, что отличительной чертой лицея как образовательного учреждения нового типа может стать формирование атмосферы творческого поиска, глубокого научного подхода к изучаемым проблемам, связи учебных предметов с передовыми научными технологиями. Работа в лицее ориентирована на поддержку талантливых детей, умеющих не только грамотно решать поставленные задачи, но и самостоятельно формулировать гипотезы, находить варианты решений, отстаивать позицию. В лицее созданы условия для интересной и разнообразной творческой жизни учащихся и учителей, которые позволяют получать моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.

О. В.Лукьянова

Художественно-просветительские аспекты развивающего обучения в фортепианной педагогике

Обучение игре на клавишно-струнных инструментах — клавире, а впоследствии фортепиано — с давних пор служило целям универсального музыкального воспитания и об-разования. Будучи одним из признанных, действенных средств общей профессиональной подготовки музыкантов различных специальностей, оно одновременно имело и другой ас-

Сар. 234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.