ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 001.895 ББК 65
Аджиева С.А., к.э.н, доцент кафедры «Финансы и кредит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Adzhieva S.A., Ph.D., Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy.
ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
INNOVATIVE SPHERE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN: CONDITION AND PROBLEMS
В статье проведен анализ инновационного климата Республики Дагестан, выявлены основные проблемы, а также причины их возникновения, предложены меры, способствующие формированию инновационной системы в республике.
Ключевые слова: Республика Дагестан, инновации, инвестиции, инновационная сфера, инфраструктура, инвестиционные проекты, интеграция, интеграционные процессы.
The article analyzes the innovative climate of the Republic of Dagestan, identifies the main problems, as well as the causes of their occurrence, suggests measures that contribute to the formation of an innovation system in the country.
Keywords: Republic of Dagestan, innovations, investments, innovation sphere, infrastructure, investment projects, integration processes.
Вопросы развития и состояния инновационной сферы Республики Дагестан сегодня достаточны актуальны. Почему инновации настолько важны? Потому что они являются источником экономического роста, конкурентоспособности продукции и всё большего разнообразия экономики. Экономика, основанная на инновациях, создаёт хорошо оплачиваемые трудовые места и гарантию того, что будущие россияне будут жить лучше, чем сегодня.
Сегодня перед руководством Республики Дагестан стоят две стратегические задачи, которые будут определять развитие республики на ближайшие годы - это привлечение инвестиций и развитие инновационной экономики.
Решение этих задач нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, т.к. инновационную сферу невозможно развивать без привлечения инвестиций, а основными направлениями привлечения инвестиций в республику должны стать именно те отрасли и предприятия, в которых реализуются проекты с инновационной составляющей, направленные на реконструкцию и модернизацию производства, на выпуск новой конкурентоспособной продукции.
Таким образом, инвестиционная и инновационная сферы должны развиваться в комплексе, одинаково динамично.
В части развития инвестиционной сферы республики есть определенные положительные результаты:
- сформирована необходимая нормативная правовая база,
- накоплен опыт работы с инвесторами,
- сформирован реестр инвестиционных проектов, наиболее готовых к реализации;
- разработаны формы государственной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Республики Дагестан (налоговые льготы, налоговый кредит, льготы при аренде госимущества и т.д.),
- сформированы Залоговый фонд, имущество которого предоставляется инициаторам инвестиционных проектов для обеспечения обязательств по возврату кредитных средств, и Инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан (участки предоставляются инвесторам для реализации инвестиционных проектов),
- применяются различные механизмы государственно-частного партнерства,
- осуществляются работы по созданию инвестиционных площадок с необходимой инфраструктурой и др.
Работа в части создания благоприятного инвестиционного климата в республике продолжается.
При этом в инновационной сфере республики больше нерешенных проблем. Это связано с тем, что многочисленные попытки, предпринимавшиеся на государственном уровне для создания условий развития инновационной деятельности (от идей и исследований до производства и реализации), пока не принесли ощутимых результатов, хотя в предыдущие годы была проделана определенная работа по формированию законодательной базы и созданию инновационной инфраструктуры.
В целях активизации инновационной деятельности принят ряд нормативно-правовых актов, завершено создание законодательной базы по технопаркам.
- Закон Республики Дагестан от 17.03.2006 года № 17 «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан»;
- Закон Республики Дагестан от 9.03.2007 года «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан»;
- Закон РД «О технопарках в Республике Дагестан», постановления Правительства РД «Об организации технопарков в Республике Дагестан», «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению присвоения (лишения) статуса технопарка»).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 мая 2009 года № 135 утвержден Порядок субсидирования части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной сферы.
В Стратегии cоциально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года одним из основных направлений развития республики определен социально-инновационный комплекс.
Создана определенная инновационная инфраструктура:
По данным Дагестанстата, в настоящее время в республике действуют более 30 организаций различных форм собственности, занимающиеся инновационными и научными разработками.
Среди них Дагестанский научный центр Российской Академии Наук (имеющий в своем составе 11 научных учреждений), Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия, Дагестанский НИИ сельского хозяйства, Дагестанское отделение Каспийского НИИ рыбного хозяйства, Прикаспийский зональный научно-исследовательский ветеринарный институт и другие.
Созданы Инновационно-инвестиционный центр при Дагестанском государственном техническом университете, Центр высоких технологий при Институте физики ДНЦ РАН, Иновационно-инвестиционный центр при Дагестанском государственном университете, Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства.
Инновационная деятельность ведется на многих предприятиях республики: ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Завод Дагдизель», ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Избербашский радиозавод», ОАО «Сапфир», ОАО «Электросигнал», ОАО ДНИИ «Волна». Данными предприятиями подготовлены инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих производств.
В числе предприятий, чьи проекты получили статус приоритетных инвестиционных проектов и претендуют на получение налоговых льгот: ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Каспийский завод точной механики», ООО «НБТ Дагестан», ОАО «Электросигнал», ОАО «Дагфос» и др.
Однако особенностью дагестанских предприятий, относимых к инновационно-активным, является то, что большинство предприятий в основном являются имитаторами, заимствуя технологии, но не разрабатывая ничего принципиально нового.
Одним из основных показателей инновационной активности является показатель выданных патентов на изобретения. По патентной активности (по числу поданных заявок на изобретения) Республика Дагестан лидировала в сравнении с регионами СКФО, но по объемам инвестиций в инновационную сферу мы находимся на одном из последних мест.
Также наблюдается снижение следующих показателей: доля организаций, осуществляющих технологические инновации, от общего числа обследованных организаций; доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность от общего числа промышленных и научно-образовательных, объем затрат организаций (за счет собственных средств) на технологические, маркетинговые и организационные инновации.
Снижение соответствующих показателей связано с ростом цен на ресурсы, низкой эффективностью использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.
Здесь необходимо отметить, что важнейшей проблемой при проведении анализа состояния инновационной сферы является отсутствие реальной статистики науки и инноваций. Статистические данные, предоставляемые Дагестанстатом и отражающие ключевые
параметры инновационного развития, становятся доступными с лагом в несколько месяцев. Кроме того, требуют тщательной перепроверки показателей, что приводит к некорректности проводимого на основании статистических данных анализа состояния инновационной сферы. По определенным показателям развития инновационной деятельности информация отсутствует.
Таким образом, Республика Дагестан, имея определенную научно-техническую базу в виде научных и образовательных учреждений, исследовательских институтов, предприятий, которые занимаются инновациями, в технологическом отношении находится на начальной стадии внедрения инноваций.
В связи с чем, назрела необходимость проанализировать и учесть причины, по которым не в полной мере использованы возможности рыночной экономики и научного потенциала, имеющегося в нашей республике.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в инновационной сфере республики есть как минусы, так и плюсы. К наиболее острым проблемам можно отнести:
1. Разрозненность субъектов инновационной деятельности, т.е. отсутствие тесной взаимосвязи между государством, наукой и производством.
Ликвидированы многие институты, обеспечивающие проведение единой государственной научно-технической политики, взаимодействие науки и производства, т.е. отсутствует целостность инновационной системы. Недостаток координации между ведомствами разного уровня усугубляет вышеперечисленные проблемы, порождая дублирование мер поддержки и распыление ограниченных ресурсов, что в конечном счете подрывает эффективность государственного регулирования.1
К примеру, если ранее органом государственной власти, координирующим вопросы развития инновационной экономики в Республике Дагестан, было Министерство промышленности и научно-технического развития РД, что позволяло увязывать инновационные процессы в соответствии с потребностями реального сектора экономики, то в настоящее время единой структуры, реально обеспечивающей проведение скоординированной научно-технической политики на государственном уровне, в республике нет.
Нет взаимодействия цикла «наука - производство - потребление». То есть, предприятиям для выпуска инновационной продукции необходимы новые идеи, новые проекты и разработки, в свою очередь, научные учреждения нуждаются в внедрении их разработок и исследований в производство.
Для решения этой проблемы и обеспечения руководителей предприятий, госучреждений и потенциальных инвесторов информацией
0 научно-технических разработках и инновационных проектах был сформирован и размещен на сайте Реестр инновационных проектов и разработок научных учреждений и ведомств республики, в которую вошли аннотации законченных научных исследований, рекомендуемых для внедрения в народное хозяйство. Однако интерес к инновационным проектам и разработкам со стороны государственных структур,
1 Куценко, Евгений Сергеевич. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации / Е. Куценко, Е. Исланкина, А. Киндрась // Форсайт. -2018. - № 1. - С. 25-45.
инвесторов и коммерческих предприятий не был проявлен. К отмечает специалист в области теории инновационного развития, научной и инновационной политики и экономического прогнозирования Наталья Иванова «сам рынок подает довольно слабые сигналы для создания условий, способствующих появлению у фирм новых технологий и их внедрению»2.
2.Это говорит об отсутствии внутреннего платежеспособного спроса на отечественную инновационную продукцию, как со стороны государства, так и негосударственного сектора, что отрицательно влияет на инновационную активность предприятий. Нет спроса, значит нет и предложения. В этих условиях предприятия в первую очередь сокращают производство наукоемкой продукции, заменяя ее на более простую и дешевую.
В результате, несмотря на то, что на некоторых предприятиях республики возникли новые производства с новыми технологиями и многие предприятия провели техническое перевооружение, в последние годы снизилось количество разработанных на данных предприятиях инвестиционных проектов, направленных на освоение современной конкурентоспособной продукции.
Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на потребности внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой импортной интервенцией, спад объемов производства в этих отраслях продолжает расти. Перелом тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности.
3. Отсутствие спроса одна из основных, но не единственных проблем инновационной сферы. Основной проблемой инновационных предприятий является сложное финансовое положение: для большинства предприятий характерен дефицит собственных средств, затруднен доступ к кредитным ресурсам, стоимость кредитных ресурсов слишком высокая, частные инвестиции в высокотехнологичное производство отсутствуют, крупный капитал сконцентрирован в таких отраслях, как строительство, торговля, финансовая сфера.
Таким образом, можно констатировать как недостаточный объем, так и низкую результативность финансовых вложений в отечественные научные разработки.
Инновационные разработки связаны с риском, неизвестностью конечных результатов, что приводит к сложности принятия обоснованных управленческих решений, нежеланию инвесторов вкладывать средства в инновационные разработки и исследования; а предприятий - к внедрению инновационных разработок в производство.
В этом случае, страхование рисков (расширение перечня страховых рисков с включением в него рисков, связанных с реализацией инновационных проектов), создание венчурного фонда республики на
2 Иванова, Наталья Ивановна. Фундаментальная наука - системное основание инновационного процесса: интервью с заведующей отделом науки и инноваций, академиком, специалистом в области теории инновационного развития, научной и инновационной политики и экономического прогнозирования Натальей Ивановой / беседовала Ж. Комарова // Наука и инновации. - 2018. - № 2. - С. 814
условиях государственно-частного партнерства (участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии), принятие соответствующей нормативно-правовой базы - актуальные меры в решении данной проблемы.
В организации инновационного процесса ключевая роль принадлежит государству, которое само выступает крупным инвестором в новые технологии и одновременно создает с помощью различных финансовых и налоговых механизмов стимулирующие условия для привлечения инвестиций в новые технологии.
Наряду с созданием условий для инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое производство, необходимо расширение государственной поддержки для самих предприятий и организаций в период освоения ими инноваций, включая предоставление налоговых льгот инновационным предприятиям, кредитных гарантий, упрощение доступа к банковским кредитам, субсидирование расходов на исследования и разработки, в том числе, научным учреждениям, ВУЗам, предоставление грантов и др.
Действующая сегодня практика предоставления государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот предусматривает получение инвестиционным проектом статуса приоритетного инвестиционного проекта. Кроме того, сама процедура получения статуса требует определенного временного интервала.
В этой связи, полагается целесообразным рассмотреть возможность внесения в существующее законодательство изменений, предусматривающих упрощенный порядок предоставления предприятий и организаций в период освоения ими инноваций, льгот по отдельным видам налогов на основании реализации инновационного проекта, внедрения инновационных разработок в производство.
На крупных промышленных предприятиях республики имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, которые необходимо использовать как инвестиционные площадки для привлечения наукоемких технологий.
Содействие федеральной власти может способствовать развитию сотрудничества с крупными российскими компаниями, которые занимаются высокотехнологичным промышленным производством с целью получения дагестанскими предприятиями заказов на производство отдельных деталей и узлов, что позволит развивать коммерческое партнерство, а также прилагать усилия для увеличения объемов государственного оборонного заказа на дагестанских предприятиях ОПК.
Одной из проблем является отсутствие профессионально подготовленных специалистов по разработке и экспертизе инновационных проектов. В связи с чем, необходимо активное вовлечение представителей научной сферы Республики Дагестан к участию в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проводимых по инициативе федерального центра в области инновационной деятельности.
Для комплексного решения вышеуказанных проблем считаем целесообразным:
- создание единой организационной структуры или сосредоточение в рамках имеющейся госструктуры функций для
координации инновационных процессов в республике (государство должно стать связующим звеном между наукой и производством);
- разработка Стратегии или программы инновационного развития Республики Дагестан с привлечение специалистов академического сектора науки, ведущих ВУЗов и НИИ и с учетом опыта других регионов;
- расширение государственной поддержки для предприятий и организаций в период освоения ими инноваций, включая предоставление налоговых льгот инновационным предприятиям, кредитных гарантий, упрощение доступа к банковским кредитам, субсидирование расходов на исследования и разработки, в том числе, научным учреждениям, ВУЗам, предоставление грантов, целевые государственные закупки и др.;
- страхование рисков (расширение перечня страховых рисков с включением в него рисков, связанных с реализацией инновационных проектов);
-создание венчурного фонда республики на условиях государственно-частного партнерства;
- развитие сотрудничества с крупными российскими компаниями, которые занимаются высокотехнологичным промышленным производством
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать развитию научно-технического прогресса, обновлению и модернизации экономики, внедрению качественно новых решений в производство.
Список литературы:
1. Иванова, Наталья Ивановна. Фундаментальная наука - системное основание инновационного процесса: интервью с заведующей отделом науки и инноваций, академиком, специалистом в области теории инновационного развития, научной и инновационной политики и экономического прогнозирования Натальей Ивановой // Наука и инновации. - 2018. - № 2. - С. 8-14;
2. Куценко, Евгений Сергеевич. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации / Е. Куценко, Е. Исланкина, А. Киндрась // Форсайт. - 2018. - № 1. - С. 25-45;
3. Материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан.