Научная статья на тему 'Инновационная политика России как основа повышения конкурентоспособности национальной экономики'

Инновационная политика России как основа повышения конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / институциональная инфраструктура / инновационная система / конкуренция / человеческий капитал / innovative technology / institutional infrastructure / innovation system / competition / human capital
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика России как основа повышения конкурентоспособности национальной экономики»

Клейнхоф И.А.

д.э.н., доцент, профессор Академии социального управления

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: инновационные технологии, институциональная инфраструктура, инновационная система, конкуренция, человеческий капитал.

Keywords: innovative technology, institutional infrastructure, innovation system, competition, human capital.

Глобализация мировых рынков товаров и услуг обусловливает ужесточение конкуренции и ускорение смены технологий. В конкурентной борьбе между государствами выигрывают мировые лидеры инновационного развития, такие как США, Финляндия, Швеция, Республика Корея, Германия. В условиях глобализации уровень инновационного развития во многом определяет позиции государства на мировых рынках высоких технологий, а соответственно, и его долю в глобальных цепочках добавленной стоимости. Как показывает зарубежный опыт, исходной предпосылкой инновационного развития является эффективное использование сравнительных преимуществ того или иного государства. Для России таковыми являются богатейший человеческий капитал и огромные объемы природных ресурсов. Российские ученые являются первооткрывателями во многих отраслях науки и технологий. Однако довольно часто изобретения отечественных ученых внедряют в производство зарубежные предприниматели, которые и получают добавленную стоимость и инновационную ренту.

Российские ученые впервые в мире разработали лазерную технологию, но до сих пор среди ведущих в мире компаний по ее промышленному использованию нет ни одной российской. В Российской Федерации 30,3% взрослого населения в возрасте 25-64 лет имеет высшее образование. Заметного превышения данного показателя достигли лишь немногие страны, такие как Швейцария - 41,2%, Люксембург - 38,3, Исландия - 37,7, Бельгия - 37,1% [1]. В то же время в нашей стране недостаточно развито непрерывное (lifelong education) образование. Доля граждан, охваченных непрерывным образованием, в Российской Федерации возросла с 24% в 2015 году до 29,5% в 2016 году [1]. Однако для приближения к мировым лидерам инновационного развития нужны более высокие темпы роста. В Швейцарии доля граждан, охваченных непрерывным образованием, в 2016 г. составила - 69%, в Швеции - 64, в Нидерландах - 64, в Австрии - 60% [1].

Учитывая быструю смену технологий, низкий охват населения непрерывным образованием грозит снижением международной конкурентоспособности отечественных специалистов и рабочих. Дефицит инженерных кадров в стране является одним из препятствий развития инновационных технологических компаний. Эффективное использование имеющихся сравнительных преимуществ России в глобальной конкуренции осложняется сложившейся структурой производства и экспорта, а также действующей институциональной инфраструктурой. Сырьевая модель экономики предопределяет преобладание углеводородов в структуре экспорта и обусловливает ограниченный спрос на инновационные продукты в сфере высоких технологий. Доля России в мировом высокотехнологичном экспорте составляет менее 1% [4].

Одним из препятствий к формированию конкурентной среды в российском бизнесе являе тся высокий уровень монополизации экономики. Слабое развитие механизмов конкуренции во многом объясняет недостаточное финансирование науки и образования в Российской Федерации. В 2016-2019 гг. государственные расходы на образование в России практически остались неизменными. По объему государственных расходов на науку Россия занимает десятое место, а по удельному весу затрат на науку в ВВП только 35 место в мире. Во многих странах расходы на науку продолжают расти. По суммарному объему затрат на науку Китай вышел на второе место в мире после США, а Респу блика Корея - на пятое [2]. В контексте международной конкуренции в сфере инновационного развития уместно отметить, что по суммарным затратам на науку Россия уступает США в 16,5 раз, Китаю - в 11 раз, Республике Корее - в 2 раза.

Согласно теории системного анализа, неэффективное функционирование даже только одной подсистемы неизбежно приводит к снижению эффективности работы системы в целом [6]. Применительно к Российской Федерации недостаточно эффективно работают несколько подсистем управления инновационной деятельностью. Оставляет желать лучшего координация и взаимодействие между отдельными подсистемами и элементами инновационной системы. Имеет место крайне низкий спрос на инновации со стороны преобладающей части российского бизнеса и государственных корпораций. В то же время наблюдается низкий уровень информированности бизнес -сообщества о технологических новшествах, разработанных отечественными вузами и научно-исследовательскими организациями. До сих пор не сформирована по -настоящему эффективная национальная система инновационного развития, в полной мере не преодолена обособленность инновационной деятельности в государственном и частном секторах. Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП Российской Федерации имеет тенденцию к сокращению и достигла

21,3% по итогам 2018 года [4]. Россия заметно отстает от мировых лидеров по наращиванию финансовой и материально-технической базы развития науки и образования.

Следует отметить, что в странах с развитой инновационной экономикой более половины ассигнований на развитие науки и образования приходится на долю негосударственного сектора. В России основной объем расходов на научные исследования приходится на долю государства. В условиях высокой степени монополизации экономики ч а-стные компании недостаточно мотивированы в финансировании науки и образования. По этой же причине в России не получило развитие взаимодействие между крупными компаниями и малым бизнесом, что могло бы дать значительный эффект в виде новых инновационных продуктов. В этой связи следует особо отметить ряд характерных особенностей одного из драйверов инновационного развития - российского венчурного бизнеса. Данный рынок демонстрировал рост в 2018 году и в первом полугодии 2019 года вырос на 161,1% относительно того же периода предыдущего года [3]. Национальный венчурный рынок представлен преимущественно ГГ-сектором. Так, в первом полугодии 2019 года доля инвестиций в ГТ-секторе составила 99% суммарных инвестиций в венчурный бизнес [3]. Сфера биотехнологий практически не освоена нашими венчурными инвесторами. Подтверждением вышеуказанному служит тот факт, что в первом полугодии 2018 года было заключено лишь 2 соответствующих договора, а за тот же период 2019 года 5 [3]. Вышеуказанное свидетельствует о дисбалансе различных инновационных секторов применительно к «ангельским инвестициям». При этом предпочтение отдается состоявшимся зарубежным ГТ -проектам. Крайне недостаточно развито финансирование отечественных инновационных проектов на ранних стадиях, включая посевную и стадию стартапа.

Недостаточно эффективная инновационная инфраструктура является основной причиной низкой эффективности использования интеллектуального потенциала России. Об этом свидетельствует низкая доля внедрения инноваций в производство. До стадии коммерциализации доводится в среднем лишь 3% инновационных технологий. Приток инвестиций в инновационный производственный сегмент осложняет неблагоприятный инвестиционный климат, избыточная бюрократизация патентной службы, неудовлетворительная защита прав интеллектуальной собственности.

Необходима релевантная подсистема правового обеспечения для инновационного развития страны. При этом имеется в виду защита прав интеллектуальной и иных форм собственности, антимонопольное и природоохранное законодательство, регулирование различных форм партнерства между государственными и муниципальными органами власти и иными стейкхолдерами.

Глобализация обусловливает необходимость формирования новых и видоизменения действующих подсистем управления инновационным развитием. При оценке эффективности произво дства инновационных продуктов, наряду с экономическими, следует учитывать экологические и социальные составляющие. В настоящее время инновационные компании Германии, Швеции, Финляндии и других развитых стран уделяют повышенное внимание производству инновационных товаров для населения с низкими доходами. Обострение конкуренции при сокращении сроков жизни технологий и роста технологической сложности инноваций требует совершенствования целостной системы управления инновационной деятельностью. Создание сложных инновационных продуктов, технология производства которых может быть тиражирована на весь мир, требует формирования многонациональных команд из ученых и специалистов разных отраслей и стран. Обеспечение эффективного взаимодействия между всеми участниками подобных команд становится одной из важнейших задач инновационной деятельности [5]. Улучшение сотрудничества между основными игроками таких команд обеспечивает синергетический эффект и повышает конкурентоспособность экономики. Финансовое обеспечение НИОКР применительно к сложным инновациям часто оказывается не под силу даже крупным компаниям. Для решения проблемы применяются различные организационные формы взаимодействия в составе региональных администраций, университетов, производственных структур и научно -исследовательских организаций. Широкое распространение приобрела кластерная форма организации инновационной деятельности.

Достижение мирового лидерства в сфере высоких технологий требует решения комплекса институциональных, экономических, организационных и иных задач. Одна из первых среди них заключается в ускорении структурной перестройки экономики, направленной на неуклонный рост удельного веса товаров и услуг, производимых на основе высоких технологий. Для решения названной выше задачи необходимо: создание правовой и экономической базы формирования конкурентных рынков в промышленности и сфере услуг, в том числе совершенствование антимонопольного законодательства; создание релевантных условий для коммерциализации инноваций; обеспечение реализации гарантий прав собственности, включая интеллектуальную; интенсификация роботизации производства; внедрение рыночных принципов в сфере природопользования, изменение принципов финансирования научно -исследовательских организаций на основе достигнутых результатов с разработкой системы транспарентных показателей; стимулирование венчурных организаций финансировать российские инновационные проекты, и в приоритетном порядке на ра н-них стадиях. Вышеотмеченное позволит в полной мере использовать основную движущую силу рыночной экономики - механизм конкуренции и богатейший человеческий капитал нашей страны.

Конкурентная среда существенно повысит спрос отечественных предприятий на разработку инновационных технологий и усилит их заинтересованность в модернизации системы образования и научных исследований.

Увеличение ассигнований частных предприятий в человеческий капитал ускорит синтез образования, науки и инновационного сектора, обеспечит конкурентный на международном уровне размер оплаты труда ученых и специалистов, что предотвратит утечку мозгов и стимулирует привлечение талантливых ученых и специалистов из других стран. Высокая инновационная активность стимулирует экономический рост, что в конечном счете обеспечивает высокие социальные стандарты для населения и конкурентоспособность национальной экономики.

Список лите ратуры

1. Индикаторы образования: 2Ql8: статистический сборник / HB. Бондаренко, Л.М. Гохберг, H.В.Ковалева и др.; Hац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - M.: H^ ВШЭ, 2Ql8. - 4QQ с.

2. Индикаторы науки: 2Ql7: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, HB. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; H^. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: HИУ ВШЭ, 2Ql7.

3. PwC, АО «РВК», ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTree™: навигатор венчурного рынка» за 2Ql8 год и первую половину 2Ql9 года. - www.pwc.ru/moneytree

4. РБК: «Доля высоких технологий в экономике России снизилась до уровня 2Ql5 года». - https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/ 5c598ccb9a7947731eea7477

5. Eagar R. The Future Innovation Management: Five Key Steps for Future Success - https://innovationmanagement.se/2011/10/25/the-future-of-innovation-management-five-key-steps-for-future-success/

6. Karlsson M., Magnusson M. The Systems Approach to Innovation Management // The Routledge Companion to Innovation Management. 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.