Научная статья на тему 'Инновационная политика России: к проблеме диалектической взаимосвязи мирового опыта и национальных возможностей'

Инновационная политика России: к проблеме диалектической взаимосвязи мирового опыта и национальных возможностей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / МИРОВОЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ЭКО НОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / STRATEGIC GOALS AND OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кононов Владимир Михайлович

В статье рассматриваются общие принципы государственной иннова ционной политики, а также институтов инновационного развития в условиях современных экономических и геополитических вызовов. С одной стороны, от мечаются негативные тенденции в инновационной политике ведущих держав Запада, связанные с переносом реального производства в другие страны, кото рые благодаря этому начинают конкурировать на рынке инноваций. С другой стороны, инновационная политика России испытывает влияние режима антикризисного управления, диверсификации партнеров, перехода в расче тах с рядом стран на национальные валюты и т.п. Для успешной реализации инновационной политики необходимо не только учитывать мировой опыт в ее осуществлении, но и опираться на внутренние возможности государства. Концепт национальной идеи должен быть дополнен идеей развития идеей конкурентоспособности экономики, конкурентоспособности государства, способности народа к уверенному и стабильному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s Innovation Policy: The Problem of the Dialectical Relationship of International Experience and National Opportunities

This article discusses the general principles of state innovation policy as well as those of the institutions of innovative development in the current period of economic and geopolitical challenges. On the one hand, the leading powers of the West have encountered negative trends in innovation policy associated with the transfer of real production to countries that have begun to compete in the innovation market. On the other hand, Russian innovation policy is influenced by the regime of crisis management, the diversification of partners, the transition to national currencies in calculations with some countries and other factors. For successful implementation of Russian innovation policy, it is necessary to consider international experience and to rely on the internal capabilities of the state. The concept of a national idea has to be complemented by the development of other ideas the idea of competitiveness of the economy, the competitiveness of the state and the ability of the people to move ahead with confidence and to secure stable development.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика России: к проблеме диалектической взаимосвязи мирового опыта и национальных возможностей»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 3

Владимир Михайлович Кононов,

кандидат философских наук, первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Российской Федерации (Россия), e-mail: rospolit.msu@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: К ПРОБЛЕМЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ МИРОВОГО ОПЫТА И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В статье рассматриваются общие принципы государственной инновационной политики, а также институтов инновационного развития в условиях современных экономических и геополитических вызовов. С одной стороны, отмечаются негативные тенденции в инновационной политике ведущих держав Запада, связанные с переносом реального производства в другие страны, которые благодаря этому начинают конкурировать на рынке инноваций. С другой стороны, инновационная политика России испытывает влияние режима антикризисного управления, диверсификации партнеров, перехода в расчетах с рядом стран на национальные валюты и т.п. Для успешной реализации инновационной политики необходимо не только учитывать мировой опыт в ее осуществлении, но и опираться на внутренние возможности государства. Концепт национальной идеи должен быть дополнен идеей развития — идеей конкурентоспособности экономики, конкурентоспособности государства, способности народа к уверенному и стабильному развитию.

Ключевые слова: Россия, инновационная политика, мировой опыт, экономические санкции, стратегические цели и задачи.

Vladimir Mikhailovich Kononov,

Kandidat of Philosophy, first deputy chairman of the Committee on Science and High Technology of the State Duma of the Russian Federation (Russia), e-mail: rospolit.msu@mail.ru

RUSSIA'S INNOVATION POLICY:

THE PROBLEM OF THE DIALECTICAL RELATIONSHIP OF INTERNATIONAL EXPERIENCE AND NATIONAL OPPORTUNITIES

This article discusses the general principles of state innovation policy as well as those of the institutions of innovative development in the current period of economic and geopolitical challenges. On the one hand, the leading powers of the West have

encountered negative trends in innovation policy associated with the transfer of real production to countries that have begun to compete in the innovation market. On the other hand, Russian innovation policy is influenced by the regime of crisis management, the diversification of partners, the transition to national currencies in calculations with some countries and other factors. For successful implementation of Russian innovation policy, it is necessary to consider international experience and to rely on the internal capabilities of the state. The concept of a national idea has to be complemented by the development of other ideas — the idea of competitiveness of the economy, the competitiveness of the state and the ability of the people to move ahead with confidence and to secure stable development.

Key words: Russia, innovation policy, international experience, economic sanctions, strategic goals and objectives.

В современном остроконкурентном мире с его новыми экономическими и геополитическими вызовами решающую роль в устойчивом национальном развитии приобретает качественно новый по сравнению с предшествовавшими историческими периодами механизм функционирования производства. Для выработки такого механизма необходимо рационально использовать имеющиеся и потенциальные возможности инновационной активности национальной экономики, гармонично сочетая их с применением широкого спектра технических решений и устройств. Осуществление инноваций при этом должно не только охватывать научно-техническую сферу, но и определять характер управленческих решений, задач и направлений структурной перестройки экономики, совершенствования политических институтов, внешнеполитической стратегии. Мир нуждается в четкой и выверенной инновационной политике.

Уже с 1980-х гг. в научных кругах получает распространение концепция «добродетельного круга», противопоставляемого «порочному кругу». Речь идет об эффекте, который английский исследователь Дж. Даннинг назвал мультипликатором техники. Сущность мультипликатора, или «добродетельного круга», заключается в интенсификации накопления достижений техники в странах, отраслях и фирмах, где сложились центры развития техники мирового значения, которые естественным образом стали привлекательными для все больших капиталовложений. Приток инвестиций, сопровождаемый притоком технических достижений, значительно усиливает преимущества передовых центров в развитии техники, тем более что приток идет в основном из других центров, близких по профилю и уровню. Одновременно наблюдаются встречные потоки капиталов и технических решений. Благодаря обильным «встречным» влияниям наиболее мощные центры усиливают свои позиции в создании

техники и технологий более высокого уровня, а слабые центры оказываются замкнутыми «порочным кругом» отставания1.

Для России перевод страны на рельсы инновационного развития, тем более в условиях осуществляемых сегодня Западом санкций, не просто становится жизненно важным, но и прямо переходит в разряд задач обеспечения национальной безопасности и национального суверенитета. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин, «страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального "пирога", которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров»2.

Вопрос тем более серьезный, что Россию начинают испытывать на прочность и в ее политических и духовных измерениях. Показательны в этом отношении статьи (практически это целый номер), опубликованные журналом «Pro et Contra». Позиция России в украинском кризисе характеризуется авторами однозначно негативно. Вполне определенно обозначаются и последствия для страны, ее модернизации, ее политического будущего шагов, предпринятых руководством государства в 2014 г.: «Реализуется генеральная линия на демодернизацию. Причем скорость движения вспять многократно превышает ту, с которой до недавнего времени шли модернизационные процессы: в одночасье оказалось разрушено то, что строилось долгие годы, и на смену медленному поступательному движению вверх пришло быстрое обрушение вниз... Разрушена тонкая пленка складывающейся новой нормальности, идет проседание страны и общества в топь — до старого сталинского советского фундаментализма»3. Отсюда ясной становится и вполне прозрачно формулируемая некоторыми влиятельными западными политиками цель — сокрушение существующего политического режима в России, отстранение от власти ее нынешнего политического руководства.

Что нам важно учесть в современных условиях?

Безусловно, режим санкций, заметное снижение цены на нефть, возрастающие расходы на обеспечение задач обороноспособности страны, политическое давление США и их союзников самым

1 См.: Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в. / Отв. ред. В.М. Ка-пицын. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 137.

2 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, Кремль, 12 декабря 2012 г. // Официальный сайт Президента России. 2012. 12 дек. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118

3 ПетровН. Россия в 2014-м: скатывание в воронку // Pro et Contra. 2014. Т. 18. Май — август. С. 58.

серьезным образом сказываются не только на сложностях в развитии социальной сферы, но и порождают существенные трудности в собственно экономическом и внешнеполитическом развитии. Важно иметь в виду и другое.

В своих лекциях в Московском университете, анализируя причины кризиса 2008-2010 гг., академик Е.М. Примаков обоснованно подчеркивал: было бы совсем неверным утверждать, что кризис у нас только потому и возник, что мы находимся в мировом хозяйстве, что причина кризиса лежит исключительно вне России. Он особо отметил, что при примерном равенстве доли экспорта в ВВП России и Китая темпы роста китайской экономики снизились в этот период всего на 2% (было 10, стало 8), в то время как у нас произошло физическое сокращение ВВП. Причина? Китай экспортирует в основном готовую продукцию, которую он смог перенаправить на внутренний рынок, увеличив платежеспособность населения; мы же в силу сырьевого характера экспорта такой маневр осуществить не смогли4. В результате Китай не только смог относительно безболезненно выйти из кризиса, но и сыграл во многом решающую роль в оздоровлении мировой экономики в целом, в то время как для нас этот кризис был более проблемным и сложным. И поэтому ближайшей стратегической целью для России становится не просто преодоление вновь возникших сложностей, но прежде всего решение задачи использования кризиса в целях инновационного развития, выработка конкретных механизмов, обеспечивающих устойчивый экономический рост. Для начала важно определить систему принципов осуществления экономической политики.

При ясном понимании необходимости преодоления избыточной зависимости от мировой конъюнктуры, большей опоры на собственные силы нужно избегать того, что иногда определяется как «обратное общее место». Громадный ресурсный потенциал страны, нерастраченные интеллектуальные возможности не должны, конечно же, вести к утверждению опасных иллюзий автаркического толка. Тяжелые уроки девяностых годов с их попытками механистического заимствования институций и образцов, взращенных на иной социокультурной почве, не дают тем не менее оснований для полного отказа от мирового опыта, от апробированных, проверенных временем оснований инновационного развития. Перевод страны на инновационные рельсы должен, следовательно, опираться на характерные для современного этапа общие принципы государственной

4 Более подробно см.: Примаков Е.М. Вызовы и альтернативы многополярного мира: роль России / Отв. ред. П.А. Цыганков, И.И. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. унта, 2014. С. 31-52.

инновационной политики, а также институтов инновационного раз-вития5. В их числе можно обозначить:

— отказ от узкоотраслевого подхода в пользу межотраслевого при определении приоритетов промышленной политики и инструментария их реализации с целью укрепления межотраслевых связей при осуществлении НИОКР и внедрении их результатов6;

— стимулирование инвестиций в фундаментальные исследования. Сохранение фундаментальной науки, наращивание ее производственного и технологического потенциала, совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров, усиление текущего и переход к новому научно-технологическому уровню развития науки;

— участие государства в регулировании рынка международных договоренностей. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 1883 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 1971 г., Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей, Кодекс поведения в области передачи технологий и т.п. документы представляют собой основу подобного регулирования;

— поддержка стартапов и венчурных проектов, поощрение предпринимательства, что предполагает создание и сохранение комфортной среды (прежде всего финансово-экономических условий) для роста инновационной деятельности, развития венчурного предпринимательства, инвестиционной активности, а также добросовестной конкуренции7;

— проведение политики протекционизма (формирование эффективной рыночной инфраструктуры, повышение инвестиционного спроса, финансово-кредитное подкрепление общенационального рынка инвестиций, расширение инновационных возможностей участников рынка);

— координация действий общенациональных органов исполнительной и законодательной власти, а также вертикальная координация действий уровней власти, направленные на формирование комплексного подхода к решению целей и задач инноваци-

5 Хозяйственные системы инновационного типа. Теория, методология, практика / Под общ. ред. А.Н. Фоломьева. М.: Экономика, 2011.

6 Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. М.: РОССПЭН, 2013. С. 292.

7 Шляхов М.А. Механизмы привлечения инвестиций в национальную инновационную систему России // Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала / Отв. ред. С.Н. Сильвестров, Н.А. Новицкий. М.: Ин-т экономики РАН, 2006. С. 81.

онного развития, поиску эффективной модели функционирования инновационной системы и действенных механизмов осуществления инновационной политики государства;

— стимулирование инновационной культуры;

— формирование сети «институтов развития», децентрализация государственной поддержки, сохранение многообразия в сфере инновационной политики с целью уменьшения управленческих рисков при неэффективности того или иного института, свертывании той или иной программы. Сохранение старых инновационных институтов с их встраиванием в новую систему или постепенным замещением новыми институтами. Создание новых институтов инновационной поддержки и формирование общественного доверия к ним.

Вместе с тем серьезнейшего осмысления требуют и те проблемные ситуации, те негативные тенденции, которые более или менее явственно начинают обнаруживать себя в инновационной политике ведущих держав Запада. Так, в частности, обращает на себя внимание тревога, звучащая в прогнозах ряда авторитетных экспертов о возможной (причем, во вполне обозримой перспективе) утрате лидирующей роли ведущих государств в экономическом развитии мира. Создавая новые технологии и перепоручая (в силу дешевизны рабочей силы и т.п. обстоятельств) реальное производство зарубежным агентам, они во многом утрачивают эту важную составляющую устойчивого развития, что в свою очередь ставит под вопрос и их лидерские возможности и качества. Под сомнением оказывается и современная геоэкономическая картина мира, где на роль ведущих игроков начинают все больше претендовать государства, не только уверенно осваивающие новые технологии, но и сумевшие создать развитое производство, воспитать квалифицированные кадры, все больше опирающиеся на собственные научные школы.

В качестве принципиально важного момента выделим следующее обстоятельство. Если общие принципы инновационной политики могут рассматриваться как некоторые универсалии, то ее приоритеты определяются всецело системой национальных интересов и потребностей. Более того, инновационная политика в каждой стране должна опираться на мощную национальную составляющую, включающую особенности социокультурной среды, характер отечественных традиций, конкретно-исторические обстоятельства, определяемые встающими перед страной вызовами. Это особенно актуально для современной России.

В российской политической повестке дня определен ряд основополагающих направлений инновационной политики. Среди них — ориентация на длительное и конструктивное развитие в рамках инновационной среды, повышение конкурентоспособности отечест-

венных инновационных товаров на мировом научно-техническом и технологическом рынке, создание наукоемких отраслей промышленности, направленных на развитие национальной экономической системы, и отход от сырьевого доминирования.

В центре внимания находятся задачи развития реального сектора экономики. Именно на это прежде всего следует направить усилия государства, научных подразделений, бизнес-структур российского общества. Одним из уроков предшествующего кризиса (2008-2010) являются, в частности, наши недостатки в банковской системе. Мы не сумели выстроить механизмы долгосрочного кредитования. Создавая «подушку безопасности», которая в принципе необходима и отчасти сыграла стабилизирующую роль в трудные годы, мы тем не менее осуществили ненужное смещение акцентов. Установка на то, чтобы свободные средства вкладывать в ценные бумаги США и других государств и ни в коем случае не тратить их внутри страны, оказалась серьезной ошибкой. И исправлялась она не сразу. Первые транши банкам, нацеленные на их спасение, не были оговорены необходимыми связующими условиями, и средства фактически ушли за рубеж. И без того подорванная либеральными реформами 1990-х гг. реальная экономика не получила должных стимулов к своему развитию. «...Накапливалась, — отмечает Е.М. Примаков, — отсталость России. Например, в машиностроении. Нового машинного оборудования у нас производится в 82 раза меньше, чем в Японии, в 30 раз меньше, чем в Германии, и в 31 раз меньше, чем в Китае»8. Поэтому, развивая сегодня постиндустриальный сектор, мы должны не меньшее внимание обратить и на цели реиндустриа-лизации. «Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества»9. На новой высокотехнологичной основе, с новыми высококвалифицированными и подготовленными кадрами — от инженера до рабочего за станком.

8 Примаков Е.М. Указ. соч. С. 34.

9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и развивающей ее положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены основные направления инновационной политики России в рамках долгосрочного планирования. Среди них—развитие человеческого потенциала в экономике, создание благоприятной среды для развития инновационных институтов, дифференциация экономики, расширение поля инновационных преимуществ России, активная инновационная деятельность в рамках международного сотрудничества.

Ситуацию заметно осложняют события последнего времени. Страна вынужденно переходит к режиму антикризисного управления. Стратегические основания инновационной деятельности (эту задачу ставит перед Правительством Президент Российской Федерации) должны быть существенно скорректированы. Заслуживают, в частности, особого внимания меры, которые мы осуществляем во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере. Диверсификация партнеров, многовекторность экономического сотрудничества, переход в расчетах с рядом стран на национальные валюты и т.п. шаги способны в огромной степени смягчить трудности переживаемого периода. Более того, они свидетельствуют о возможностях страны проявлять серьезные инициативы в движении к новому мироустройству, свободному от пороков однополярного мира.

И последнее. Решающим фактором всякого государственного строительства является психология, «дух» народа-строителя, о чем писал И.Н. Солоневич. Это особенно важно в России и для России. В условиях беспрецедентного давления на нашу страну, учащающихся выплесков прямой русофобии, прямых заявлений о «неспособности» русского народа к историческому творчеству стратегия инновационного развития немыслима без мощной духовной составляющей. Концепт национальной идеи, основывающейся на ценностях отечественных традиций, должен быть дополнен идеей развития — идеей конкурентоспособности экономики, конкурентоспособности государства, способности народа к уверенному и стабильному развитию. Сильное государство сегодня — это государство, подкрепляемое инициативами гражданского общества, государство с сильной социальной политикой, с развитой духовностью и высокой культурой, — другими словами, с основаниями, расширяющими границы и возможности действенных субъектов инновационного процесса10. В утверждающееся многополярное сообщество народов Россия может и должна войти не только как страна, обладающая

10 Более подробно см.: Современная российская политика: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Коваленко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 432-440.

огромными природными богатствами, не только как энергетическая держава, но как государство, задающее мощные инновационные импульсы, как страна с высокотехнологичным производством, высокой духовностью и передовой наукой.

Движение России по пути формирования эффективной национальной инновационной системы, могущей адекватно отвечать на имеющиеся вызовы современности и предотвращать негативные последствия потенциальных угроз обозримого будущего, — это не только стратегический курс российского общества и государства, но и важнейшее условие их устойчивого развития в XXI столетии.

ЛИТЕРАТУРА

Гражданин. Общество. Государство: Россия в XXI в. / Отв. ред. В.М. Капицын. М.: Политическая энциклопедия, 2014.

ПетровН. Россия в 2014-м: скатывание в воронку // Pro et Contra. 2014. Т. 18. Май — август. С. 57-72.

Примаков Е.М. Вызовы и альтернативы многополярного мира: роль России / Отв. ред. П.А. Цыганков, И.И. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014.

Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. М.: РОССПЭН, 2013.

Современная российская политика: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Коваленко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.

Хозяйственные системы инновационного типа. Теория, методология, практика / Под общ. ред. А.Н. Фоломьева. М.: Экономика, 2011.

Шляхов М.А. Механизмы привлечения инвестиций в национальную инновационную систему России // Инновационная экономика России: проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала / Отв. ред. С.Н. Сильвестров, Н.А. Новицкий. М.: Ин-т экономики РАН, 2006.

REFERENCES

Kapitsyn, V.M. (ed.) Grazhdanin. Obshhestvo. Gosudarstvo: Rossija v XXI veke. Moscow: Politicheskaja jenciklopedija, 2014.

Petrov, N. "Rossija v 2014-m: skatyvanie v voronku." Pro et Contra, Vol. 18, May — August, 2014, pp. 57-72.

Primakov, E.M. Vyzovy i al'ternativy mnogopoljarnogo mira: rol'Rossii, eds P.A. Tsygankov, I.I. Kuznetsov. Moscow: Moscow University Press, 2014.

Seleznev, P.S. Innovacionnye proekty sovremennosti: politiko-jekonomicheskij opyt dlja Rossii. Moscow: ROSSPEN, 2013.

Kovalenko, V.I. (ed.) Sovremennaja rossijskaja politika: Uchebnoe posobie. Moscow: Moscow University Press, 2013.

Folom'jov, A.N. (ed.) Khozjajstvennye sistemy innovacionnogo tipa. Teorija, metodologija, praktika. Moscow: Ekonomika, 2011.

Shljahov, M.A. "Mehanizmy privlechenija investicij v nacional'nuju innovacionnuju sistemu Rossii." Innovacionnaja jekonomika Rossii: problemy razvitija innovacionno-investicionnogo potenciala, eds S.N. Sil'vestrov, N.A. Novickij. Moscow: Institut Ekonomiki RAN, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.