Научная статья на тему 'Инновационная политика как фактор повышения конкурентоспособности вузов'

Инновационная политика как фактор повышения конкурентоспособности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика как фактор повышения конкурентоспособности вузов»

тальных вложений. Стоимостной анализ проекта. Но в условиях высокой инфляции не всегда является достаточным для принятия правильного решения. К тому же уровень инфляции невозможно уверенно спрогнозировать на будущие периоды, как, например, в российской экономике. В таком случае необходимо дополнять стоимостный анализ техническими и социальными оценками и расчетами с тем, чтобы выявить реальную ситуацию.

3. Принцип начальной свободы в выборе объектов инвестирования. Работа в инвестиционной сфере связана со свободой в принятии первоначального решения и выбора объекта инвестирования. При этом инвестор вступает в полосу рисков, на которой следует учитывать множество факторов, влияющих на инвестиционный проект.

4. Принцип адаптационных издержек. К адаптационным издержкам относят все издержки, которые связаны с приспособлением или адаптацией к новой инвестиционной среде. Их можно измерять как в денежном выражении, так и в объеме недовыпуска продукции.

Одним из решений данной проблемы может быть включение адаптационных издержек при расчете цены, по которой будет продаваться новая продукция. И, следовательно, необходимо подбирать такой вариант инвестирования, при котором разница между продажной ценой товара и полной себестоимостью будет максимальной при соответствующем спросе. Рыночная практика показывает, что инвестирование более эффективно тогда, когда спрос превышает предложение в большей степени, причем как можно дольше.

5. Принцип мультипликатора. Данный принцип основывается на взаимосвязи различных отраслей и производств в экономике. В наиболее упрощенном виде этот принцип можно описать таким образом: рост спроса в одной отрасли автоматически будет вызывать рост спроса в другой отрасли или нескольких отраслях, которые технологически связаны между собой. В общем виде эффективность в сопряженных отраслях может измеряться через мультипликатор по следующей зависимости:

п

Э = I М Э1 1=1

где Э — суммарный эффект от вложения инвестиций;

М — мультипликатор;

Э1 — вторичный эффект в >той отрасли от вложения инвестиций в базовую отрасль;

п—количество отраслей, в которых получается эффект от вложения инвестиций в базовую отрасль.

На фондовых биржах этот принцип уже давно известен и ис-

пользуется посредством вычисляемых коэффициентов корреляции между отраслями, находящимися в одной технологической цепочке. К примеру, зная такие множители для отраслей промышленности, по которым гипотетически намечается подъем котировок акций, можно заблаговременно просчитать мультипликационный эффект для отраслей, связанных с промышленностью, и соответственно наметить приобретение акций наиболее перспективных в этом отношении предприятий.

Эффект мультипликатора будет возрастать по мере снижения государственного регулирования в виде государственного контроля над промышленностью и торговлей, что ведет к росту значения таких институтов, как товарно-сырьевые и фондовые биржи.

6. Принцип прогрессирующей специализации. Регион, который определился в специализации, в дальнейшем будет углублять ее. При неверном выборе развития специализации в структуре экономики начнутся перекосы и как результат расслоение населения по доходам.

8. Принцип пропорциональности. На основе балансов материальных потоков необходимо определить те направления инвестиционной деятельности, которые обеспечат рост экспортной составляющей региона и снижение импортной составляющей. В этом случае даже при тех же технологиях эффект практически гарантирован за счет снижения транспортных издержек.

9. Принцип дифференцированного инвестирования. Инвестиционная деятельность связана с финансовыми рисками. В этой связи для снижения инвестиционных рисков необходимо рассеивание инвестиций как по формам, отраслям, так и по типам воспроизводства: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение приоритетных (базовых) отраслей.

Преодоление инвестиционного кризиса и восстановление нормального воспроизводственного процесса в стране - сложная общеэкономическая задача, которая требует максимальных совместных усилий и Центра и регионов для создания благоприятных условии инвестирования в реальный сектор.

Однако самая продуманная инвестиционная политика может дать эффект только вместе с совокупностью изменений в государственной бюджетной, налоговой, промышленной политике, и с этой точки зрения акценты должны быть смещены на федеральный уровень.

Литература:

1. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. С.1008.

2. Газета “Деловая Россия” №22 2005г.

3. . Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Н.С. Сусова, Московский банковский институт, руководитель центра маркетинга и развития

Значимым фактором конкурентоспособности каждого высшего учебного заведения на современном этапе является инновационный характер его деятельности, ориентация на постоянное внедрение самых актуальных и востребованных рынком тенденций.

Инновационная политика развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях. Если ранее вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода вуза из режима функционирования в режим развития.

В своей политике инновационного развития каждому вузу необходимо определить, зачем и каким образом он должен развиваться в настоящее время, чтобы реализовать видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. Стратегическая инновационная политика как бы осуществляет видение долгосрочной перспективы, взгляд «из будущего в настоящее». Стратегия определяет «что изменить» и «как изменить». Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Сущность инновационной политики развития вуза состоит в предвидении изменений его научно-педагогической деятельности, выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие.

Следовательно, такая стратегия должна опережать спрос на научнообразовательную деятельность.

Одной из причин снижения конкурентоспособности отдельных высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки инновационной стратегии, или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п.

В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности и перспектив и т.д.

Стратегия инновационного развития вуза должна опираться на результаты обширных исследований и фактических данных, разрабатываться с точки зрения перспектив развития вуза, а не его учредителей и формироваться так, чтобы не только оставаться целостной

в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкой. По мере необходимости стратегия может подвергаться модификации и переориентации, так как конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная среда неизбежно требуют своевременного внесения необходимых корректировок.

Решение о внедрении новой образовательной услуги принимается на основе комплекса требований. Во-первых, данная услуга должна соответствовать как стратегическим, так и тактическим целям развития вуза. Во-вторых, вуз должен обладать необходимым научным, методическим, кадровым, материально-техническим и финансовым потенциалом для освоения данной услуги. Наконец, реализация новой услуги должна привести к позитивным экономическим результатам. Поэтому нами предлагается система требований для оценки предложений о развитии новых видов услуг (таблица 1).

Некоторые из перечисленных в таблице составляющих носят качественный характер, и для принятия решений при альтернативном выборе необходимо использовать процедуру экспертной рейтинговой оценки.

В целях поиска адекватных инструментов разработки инновационных стратегий следует выделить организационные, технологические и продуктовые инновации.

Организационные инновации способствуют росту объемов продаж за счет освоения новых сегментов рынка, причем указанный рост во многих случаях достигается без существенного увеличения загрузки учебнолабораторной базы и потребности в преподавательских кадрах.

Технологические инновации в обучении способствуют повышению эффективности педагогической деятельности и качества образования, ведут к прямому снижению себестоимости оказываемых вузом. В частности, оценка мировых образовательных систем говорит о том, что дистанционное обучение обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования. Это достигается за счет существенного сокращения объема аудиторных занятий, увеличения доли самостоятельной работы студента с использованием электронных учебников, обучающих программ и других информационных учебных продуктов.

В аспекте продуктовой инновационной политики для сферы образования новшества могут принять форму новых учебных программ, учебных планов и учебно-методических материалов, новых педагогических, информационных и организационных технологий или их совокупности, образовательных технологий, статуса организации и пр. Причем для вуза важна не только разработка новшеств (получение результатов НИР, разработка программ и т.д.). Главное — внедрение новшества, превращение его в форму инновации, т. е. завершение инновационной деятельности и получение положительного результата.

Построение системы эффективного управления инновационной деятельностью в вузе предполагает выявление всех компонентов этой системы и их взаимосвязей, а также причин, побуждающих к ведению инновационной деятельности.

Рассматривая факторы, побуждающие вуз к инновационной деятельности, можно выделить внешние и внутренние.

К внешним можно отнести изменение внешнего окружения, конкуренция на рынке образовательных услуг, изменение запросов потребителей (индивидуальных, корпоративных), влияние заинтересованных лиц и организаций, к которым можно отнести собственников, учредителей, партнеров, спонсоров, ассоциации работодателей, министерства и т.д.

К внутренним факторам относятся изменение запросов ППС и других сотрудников вуза, стремление к достижению максимальной эффективности деятельности организации (жизнеобеспечение), стремление к оптимальному качеству деятельности (соответствие миссии), реализация потребности организации в собственной индивидуальности.

Диверсификация образования, нашедшая выражение в много-уровневости образования, многоступенчатости подготовки кадров, в гибкости и вариативности образовательных программ, обострила противоречия, всегда имевшие место на стыках двух уровней образования — среднего профессионального и высшего профессиональ-

ного. Разнообразие образовательных программ увеличило количество этих «стыков», обнажило различные специфические особенности разных уровней и ступеней образования, высветило дидактические, методические, психологические, правовые и экономические проблемы их преемственности.

Рассмотрим круг вопросов инновационного развития вузов применительно к процессу подготовки кадров для банковской сферы.

Основная задача, стоящая перед банковскими образовательными учреждениями, — наиболее полно и оперативно учитывать изменения, происходящие в экономике и во всем банковском сообществе, и максимально адаптировать к ним учащихся в ходе учебного процесса.

Сотрудничество банков и учебных заведений должно начинаться с самого начала организации и ведения образовательного процесса, т. е. с совместного составления учебных планов и программ, по которым будут обучаться будущие банковские специалисты. Только

руководители и специалисты кредитных организаций наиболее полно и объективно могут определить, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать конкретный специалист после прохождения обучения. Поэтому именно они должны выступать к качестве основных заказчиков в отношении образова-тельных учреждений, формулируя, в частности, свои требования к содержанию учебного процесса. В свою очередь, учебные заведения должны реализовывать эти требования в виде специализированных учебных курсов и программ.

Следует согласиться с мнением, что сертификация банковских образовательных программ может осуществляться Банком России совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации. Это можно объяснить тем, что Банк России — один из первых банков, который начал активную работу по подготовке своего персонала. Центр подготовки персонала Банка России является головным учебным центром в системе дополнительного профессионального образования персонала Банка России. Он организует и проводит учебные мероприятия для руководящих работников и специалистов центрального аппарата, учреждений и организаций Банка России.

Литература.

1. Громова Н.В. Инновационные подходы к управлению системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для российского банковского сектора: Сб.: Система бизнеса. Вып.2-М.: МФПА, 2006.

2. Самойлов В.А. Инновационное управление развитием образования в вузе: Сб. Система бизнеса. Вып.2-М.: МФПА, 2006.

3. Чарыкова М.А. Формирование модели вертикальной интеграции учебных заведений «колледж-вуз» как предпринимательская стратегия вуза: Сб.: Система бизнеса. Вып.1-М.: МФПА, 2005.

4. Конкурс высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»: описание программ.-М.: Логос, 2006.

5. Журналы «Обучение в России», «Обучение и карьера», «Где учиться?», «Столичное образование», «Платное образование» и др.

Система требований для оценки уровня инновационности образовательных услуг

Таблица1

Требования Основные составляющие

1. Соответствие стратегическим целям вуза Влияние на имидж вуза; Влияние на долгосрочные перспективы развития вуза

2. Наличие у вуза необходимых ресурсов Возможность качественного обновления профессорско-преподавательского состава; Наличие учебно-лабораторной базы; Наличие требуемых финансовых ресурсов для финансирования и стимулирования инновационных программ.

3. Прогнозируемые экономические результаты Предполагаемый объем продаж по инновационным прогграммам; Стабильность и устойчивость вуза на рынке образовательных услуг; Ожидаемая прибыль от инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.