Инновационная политика как элемент системы региональной модернизации
Аннотация: В статье рассмотрено содержание инновационной политики, формирование региональной инновационной политики как системы действий, направленных на развитие и структурно-технологическое совершенствование региональных хозяйственных комплексов. Главным элементом инновационной политики выступают возможности государства воздействовать на поведение субъектов рынка.
Ключевые слова: инновационная, государственная, политика, модернизация, экономика, инновационный процесс, регион.
Magomedovа A.G., Abdusalamov T.A. Innovative policy as element of system of regional modernization Abstract: The paper considers the content of innovation policy, a regional innovation policy as a system of actions aimed at the development and structural and technological improvement of regional economic complexes. The main element of innovation policy are the ability of the state to influence the behavior of market participants Key words: innovative, state, politics, modernization of the economy, innovation process, region.
В условиях модернизации экономики инновации становятся объективным условием создания предпосылок устойчивого социально-экономического развития страны. Они являются эффективным инструментом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку, завоевывают новый рынок сбыта. Использование новейших технологий позволяет экономить около 80% природных ресурсов, сырья, материалов, топлива в процессе производства. Данная проблема остро стоит для регионов России, так как в них имеются все предпосылки и условия для создания и освоения самых передовых инновационных технологий.
Согласно проекту Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» под инновацией понимается конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте. [1]
Инновационный процесс охватывает все виды человеческой деятельности, все сферы общества. Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
В современном механизме инновационного процесса возрастает роль региональной составляющей. Региональный уровень становится все более важным в силу целого ряда объективных обстоятельств, имеет свои, присущие только этому уровню цели, задачи, механизм формирования и реализации инновационной политики, инновационную инфраструктуру и т.д.
Инновационная политика все в большей мере становится прерогативой регионального уровня, где инновационные проекты получают непосредственное воплощение и конечную коммерциализируемую продукцию: технологии, продукты, услуги.
Вместе с тем регионализацию инновационной деятельности нужно рассматривать как явление относительное, реализуемое в русле более глобальных и сложных связей - как в масштабах России, так и межстрановых взаимодействий.
Формирование региональной инновационной политики как системы мер и действий, направленных на развитие и структурно-технологическое совершенствование региональных хозяйственных комплексов — это сложный процесс, обусловленный теми противоречиями, которые свойственны сегодняшнему состоянию экономики нашей страны. Инновационная политика на региональном уровне управления находится на стадии становления. Как отмечают специалисты, формирование полноценной региональной политики непосредственно зависит от разрешения четырех противоречий: [2]
Магомедова А.Г.
ДГУ
Г. Махачкала [email protected]
Абдусаламов Т.А.
ДГУ
Г. Махачкала [email protected]
Первое. Несоответствие между сложившейся в дореформенный период системой территориального разделения труда, ярко выраженной отраслевой специализацией регионов — и новыми принципами хозяйствования, поставившими субъекты Федерации в неравные стартовые условия при формировании рыночных отношений.
Второе. Сохраняющийся преимущественно отраслевой подход к инвестированию — и резко возросшая заинтересованность субъектов Федерации в наиболее эффективном развитии региональных хозяйственных комплексов, способных обеспечить рост благосостояния населения.
Третье. Ограниченность средств федерального бюджета на капитальные вложения — и слабая сглаженность организационно-экономических мер и механизмов по мобилизации собственных инвестиционных ресурсов субъектов Федерации.
Четвертое. Острая потребность в структурно-технологическом совершенствовании региональных хозяйственных комплексов при продолжающемся разрушении инновационного и интеллектуального потенциала России.
Региональная специфика инновационной деятельности заключается в том, что у всех у них имеются совершенно разные условия и предпосылки для ее развития. Регионы, даже обладающие относительно скромным техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода. [3]
Таким образом, инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.
Инновационное развитие в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, предпринимателей, науки и общества; каждый из партнеров выполняет свои функции в этом развитии.
Государство определяет стратегию инновационно-технологического развития, выбирает его приоритеты и осуществляет селективную инновационную политику, обеспечивающую реализацию этих приоритетов; поддерживает базисные инновации в рыночном секторе и финансирует инновации в нерыночном секторе; формирует благоприятный инновационный климат, поддерживает малый и средний инновационный бизнес; развивает научно-техническую и инновационную инфраструктуру; использует для проведения этой политики часть инновационной сверхприбыли (технологической квазиренты), собираемой с помощью прогрессивного налога и таможенных платежей.
Предприниматели осуществляют за счет собственных и привлеченных инвестиций улучшающие инновации, подхватывают и распространяют результаты освоения с помощью государства базисных инноваций, обеспечивают повышение конкурентоспособности своих товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; терпят потери и банкротство при отставании в инновационном развитии, особенно в кризисной фазе цикла; вознаграждаются частью технологической квазиренты при осуществлении эффективных инноваций.
Наука является первоисточником открытий и изобретений, базисных и улучшающих инноваций; ученые, конструкторы, проектировщики призваны активно участвовать в освоении инноваций. Общество активно участвует в инновационном процессе на основе творческой активности ученых, изобретателей, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, менеджеров общественных и неправительственных организаций. С помощью образования и средств массовой информации формируются инновационная атмосфера, творческий дух, который меняется по фазам научно- технических циклов и создает массовую базу инновационного прорыва.
Инновационная активность хозяйствующих субъектов проявляется также через механизм рыночного саморегулирования и действие объективных экономических законов. Однако в условиях дезинтегрированности российской экономики, когда связь науки с производством разорвана
79
вследствие институциональных преобразований, возможности рынка в решении проблемы научно-технического развития недостаточны. Поэтому одной из задач экономической политики государства является его участие в восстановлении воспроизводственных цепочек, результатом которых станет создание конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, под инновационной политикой следует понимать совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
Реализация региональной инновационной политики должна быть направлена на повышение вклада научной и инновационной деятельности в научно-технический прогресс страны, в развитие экономики региона и улучшение качества жизни его населения.
Ядром механизма реализации инновационной политики является система правовых, финансово-экономических и организационно-технических мер поддержки субъектов инновационной деятельности и обеспечения благоприятных условий для протекания и воспроизводства инновационных процессов. В своей совокупности эти меры образуют механизм государственной поддержки инновационной деятельности.
В соответствии с проектом закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» государственная инновационная политика формируется и реализуется исходя из приоритетности инновационной деятельности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. [1]
Согласно проекта закона, государственная поддержка инновационной деятельности, в том числе и инновационной политики субъектов Российской Федерации, осуществляется в следующих формах:
- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенного для практического применения;
- финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
- нормативно-правовое обеспечение развития инновационной деятельности;
- размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
- предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
- установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной российскими производителями, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами;
- предоставление в установленном порядке права использования принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.
Основной целью инновационной политики является формирование условий повышения конкурентоспособности как резидентов экономики, так и всей экономики в целом. Главным элементом инновационной политики выступают возможности государства воздействовать на поведение субъектов рынка. Данным элементом задаются цели и задачи подобного воздействия, направления взаимодействия со смежными инструментами макроэкономического регулирования, такими, как промышленная политика, инвестиционная политика, регулирование наукой и образованием, экспортное регулирование и т.д.
Таким образом, задача формирования инновационной политики как инструмента воздействия на экономику с региональной точки зрения сводится к обоснованию ее осуществления, учету наиболее значимых факторов воздействия, определению технологических и инновационных связей для уточнения территориальных границ комплексного развития и созданию условий инновационного предпринимательства.
Каждый регион в силу своего своеобразия должен вырабатывать свою собственную инновационную политику, которая должна быть направлена на создание максимально-благоприятных условий для развития инновационной деятельности предприятий и организаций, размещаемых в регионе, на привлечение инновационного и научно-технического потенциала, инвестиционных ресурсов, на решение главных целей и приоритетных проблем социально-экономического развития регионов.
Литература
1. Текст проекта федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. - Государственная Дума [сайт]. URL: http://iam.duma.gov.ru (дата обращения: 12.03.2013).
2. Гохберг Л.М., Иванова Н.И., Михайлов Н.В. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года [сайт]. URL: www.e-dag.ru, www.av-group.ru
4. Арсланов Ш.Д. Повышение инвестиционной привлекательности региона // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №3 с. 188-191