Научная статья на тему 'Инновационная политика и система: сравнительный анализ для стран средиземноморского партнерства'

Инновационная политика и система: сравнительный анализ для стран средиземноморского партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительный анализ / инновационные политики и системы / страны meda / интерактивный процесс взаимного обучения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика и система: сравнительный анализ для стран средиземноморского партнерства»

УДК 334.021:351

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СИСТЕМА:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ СТРАН СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Проделан сравнительный анализ инновационных политик и систем стран средиземноморского партнёрства с ЕС (стран MEDA). Показано, что регион MEDA может продвинуться гораздо быстрее в развитии своей региональной инновационной системы, если наладит более интенсивный интерактивный процесс взаимного обучения.

Ключевые слова: сравнительный анализ, инновационные политики и системы, страны MEDA, интерактивный процесс взаимного обучения.

Страны средиземноморского партнерства с ЕС (Mediterranean Association Agreement, MEDA) в последнее время от исключительно торгового сотрудничества переходят к разработке и построению собственных инновационных политик и систем. Сравнительный анализ научно-технического потенциала стран Среднего Востока и Северной Африки, в число которых входят все страны MEDA, проделан в работах12. Детальный анализ научно-образовательных систем ряда ведущих стран MEDA на основе данных статистики и опросов экспертов изложен в научном докладе3-.

В странах MEDA при поддержке европейских экспертов в рамках «Euromed Innovation and Technologies Programme» запущены MEDA Trend Chart и MEDIBTIKAR проекты. В рамках второго проекта создан одноименный специализированный англоарабский сайт: http://www.medibtikar.eu (в переводе с арабского «medibtikar» означает «инновации в странах MEDA»). В конце 2007 г. на этом сайте была размещена обширная информация об инновационных политиках и инновационных системах стран MEDA, на основе которой автором проделан анализ и предложены рекомендации по дальнейшему их развитию.

Алжир не имеет в настоящее время институционально оформленной научнотехнологической и инновационной политики. Разрабатывается стратегия научнотехнологического развития, в рамках которой «Национальное агентство по оценке результатов научных исследований» («Agence Nationale de la Valorisation des Resultats de la Recherche») устанавливает связи между наукой и бизнесом. Развиты некоторые элементы инновационной инфраструктуры. Создан один крупный фонд венчурного капитала FINALER и разрабатывается законодательство, которое позволит значительно улучшить условия для игроков на рынке этого капитала за счет доступности венчурного капитала для малого и среднего бизнеса. В стадии развития находится технологический парк и планируется создание Национального фонда поддержки научнотехнологического развития и инноваций. Уже созданы небольшая сеть научнотехнологических центров (для возобновляемых источников энергии, информационнокоммуникационных технологий и др.), Национальный институт промышленной соб-

1 Московкин В.М., Юсеф Б. Научно-технологический потенциал стран Среднего Востока и Северной Африки: межстрановые сравнения и меры по ускорению инновационного развития // Вестник Международного Славянского университета. Сер. Экономические науки.- 2004.-Т.7, № 2.- С.21-30.

2 Economic Trends in the MENA Region, 2002. The Economic Research Forum for the Arab Countries, Iran and Turkey.- Cairo-New York: An Economic Research Forum Edition. The American University in Cairo Press, 2002.- 114 p.

3 Borchart A.M. Research and education in resource-constrained countries (background report).- Hidelberg : European Molecular Biology Organisation, 2003. - 178 p.

БАДЕР ЭДДИН АЛЬХАДИД

Белгородский государственный университет

e-mail: Baderalhadid@yahoo.com

ственности, Национальный институт информационных технологий, Национальные агентства по научному и территориальному развитию.

Алжир отличается развитой сетью высших учебных заведений — двенадцать высших школ (по типу французских) и институтов, в основном, технического и сельскохозяйственного профилей, и двадцать шесть университетов. Весомую роль в алжирской промышленности и инновационной политике играют крупные промышленные конфедерации и союзы. Основными акторами алжирской инновационной системы являются Министерство малого и среднего бизнеса (Ministry for SME) и Министерство высшего образования и научных исследований (Ministry for Higher Education and Scientific Research).

Марокко имеет четкую инновационную политику, находящуюся в компетенции нескольких министерств, особенно тех, которые отвечают за промышленное, экономическое и научно-технологическое развитие. Эта политика является результатом инициатив, предпринятых Министерством торговли, промышленности и экономического развития (Ministry of Trade, Industry and Economic Development) для налаживания диалога по инновационным проблемам с Министерством высшего образования и научных исследований (Ministry for Higher Education and Scientific Research), Национальным советом по исследованиям в науке и технологиях (National Council for Research in Science and Technology, CNRST), марокканским офисом по коммерциализации промышленной собственности (OMPIC) и марокканской ассоциацией по исследованиям и разработкам (Moroccan R&D Association). Каждая организация сейчас инкорпорирует инновации в свою собственную стратегию и внедряет их через сеть собственных институтов. Министерство торговли, промышленности и экономического развития через Национальное агентство малого и среднего бизнеса (National Agency for SME) создало сеть из 16-ти региональных инвестиционных центров, которые в партнерстве с государственными фондами промышленного развития (Public Funds for Industrial Development) поддерживают развитие венчурного бизнеса, а также нового бизнеса в традиционных и возникающих областях. Это же министерство создало сеть из 12-ти бизнес-инкубаторов, а также сеть торговых и промышленных палат. Последняя сеть действует, в свою очередь, через сеть консалтинговых бюро (сеть из 6о Advisory Help Desks). Вышеуказанное министерство через Офис поддержки обучения и занятости (Office for Training and Employment Promotion, OFPPT) решает проблемы подготовки специалистов и их трудоустройства для множества марокканских профессиональных ассоциаций, а через сеть CREFACE (сеть обучающих центров стартового бизнеса) обучает студентов-предпринимателей и помогает создавать им малые фирмы (к 2004 г. пять таких центров обучили 209 студентов и помогли создать им 64 новые компании, планируется создание еще четырех таких центров). Это же министерство через OMPIC организует обучающие семинары по правам интеллектуальной собственности.

Министерство высшего образования и научных исследований работает в тесном взаимодействии с CNRST, Академией наук имени Хасана 11, Парламентом и Межминистерским комитетом по научным исследованиям и технологическому развитию. Оно координирует деятельность марокканской ассоциации по исследованиям и разработкам и через нее взаимодействует с Министерством торговли, промышленности и экономического развития, а также формирует марокканскую исследовательскую инфраструктуру (Moroccan Research Infrastructure). Последняя состоит из марокканской системы научной информации, 19-ти университетов и других вузов, 75-ти университетских исследовательских подразделений, 15-ти государственных научноисследовательских институтов, 20-ти научных обучающих центров и 15-ти тематических сетей и центров превосходства. На основе этой инфраструктуры в кооперации с Министерством торговли, промышленности и экономического развития создана система университетско-промышленного сотрудничества, включающая пять центров по научному и техническому обслуживанию, сети промышленного инжиниринга и трансфера технологий, сеть из четырех промышленно-технических центров и шесть центров по университетско-промышленным связям, находящихся в пилотной фазе. Отметим, что сеть трансфера технологий была создана при поддержке французского

Посольства. Правительство Марокко сейчас развивает новую сеть под названием «Network for Innovation and Creativity».

Все вышесказанное является результатом действия стратегии, целью которой является создание благоприятной для инноваций среды и соответствующей программы радикальных изменений для допуска промышленности к исследовательской инфраструктуре, ноу-хау, технологиям и информации. Эта программа вовлекает в развитие новые университетско-промышленные связи, вводит инновации в марокканскую рамочную программу по исследованиям и технологическому развитию (PROTARS) и устанавливает сеть университетских инкубаторов (7 инкубаторов).

В систему высшей школы Марокко входит более пятидесяти высших специализированных школ и институтов по типу французских (строительство и архитектура, шахтное дело, сельское хозяйство, инженерное дело, почта и телекоммуникации и т.д.) и около пятнадцати университетов.

Отметим, что практически все успехи в создании национальной инновационной системы в Марокко были достигнуты в течение последних десяти лет. С помощью Еврокомиссии в Марокко (единственной из стран MEDA) была произведена всеохватывающая оценка ее научно- исследовательской системы, результаты которой обсуждались 26-27 мая 2003 г. в Рабате на «Национальном семинаре по исследованиям в Марокко»4. Этот опыт является хорошим примером и для остальных стран региона.

Высокий уровень координации марокканской инновационной политики обеспечивается Постоянным межминистерским комитетом по научным исследованиям и технологическому развитию, который был создан в 2000 г. под председательством премьер-министра. Кроме того, многие инновационные программы и сети имеют свои управляющие комитеты. Значительную помощь в инновационном развитии страны оказывают иностранные донорские организации (The EU Delegation in Morocco, USAID, German and Swedish overseas aid agencies).

Тунис имеет ряд политик, концентрирующихся на создании и развитии нового технологоемкого бизнеса, хотя отсутствует организационный механизм для координации инноваций. В последние пять лет был сделан большой прогресс в создании сектора венчурного капитала, системы инкубаторов и технологических парков, но предстоит сделать еще больше.

Зачатки формирования научно-технологической политики Туниса следует, по-видимому, приурочить к созданию первой Высшей инженерной школы (ENIT) в 1969 г.

В 80-х годах ХХ века в Тунисе встал вопрос, как планировать свое развитие и позиционировать себя в будущем, как обеспечить рост и процветание всего общества. В 1991 г. был принят 8-й национальный план развития страны, а также признана необратимость промышленного развития в мире и обязанность государства поддерживать промышленность, которая играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны. В это время только 17% населения Туниса было занято в промышленности в сравнении с 30% в развитых странах; промышленность давала вклад в ВВП Туниса на уровне 18% (среднемировой уровень — 35%). Целью первой промышленной стратегии было удвоение вклада промышленности в ВВП, несмотря на вызовы либерализации и глобализации мировой экономики. С этой целью в 1990 г. было создано Агентство по содействию промышленности (Agence pour la Promotion de la Industrie, API). Им развивался секторальный подход в промышленной политике, разрабатывались программы для поддержки реструктуризации и модернизации стратегических секторов и продвижения экспорта.

В начале 90-х годов ХХ века были запущены две программы по модернизации и реструктуризации экономики. Главная из них — «Программа национальной мобилизации» (PNM) — была запущена в 1992 г. и фокусировалась на шести секторах: сельское и рыбное хозяйство; окружающая среда и природные ресурсы; промышленность и энергетика; компьютерная техника и телекоммуникации; здравоохранение и фармацевтика; социоэкономические исследования. Эта программа была завершена

4 National Works on Research in Morocco.- Rabat, 2003, 26-27 May.

в 1998 г. и обеспечила поддержку 588 проектам общей стоимостью 19 млн евро, причем на сельское хозяйство, здравоохранение и фармацевтику пришлось 67% этих расходов.

В том же 1992 г. была запущена вторая программа, но уже по модернизации малых предприятий в контексте технологического аудита и исследований, предпринимаемых с целью обеспечения этих предприятий новыми технологиями, новым оборудованием и технической помощью.

В эти же годы начинает институционализироваться и научно-технологическая деятельность в стране. В 1991 г. под эгидой премьер-министра был создан Государственный секретариат по научным исследованиям и технологиям (SERST). Его миссия была достаточно широкой — от развития человеческих ресурсов в секторе высшего образования до использования научно-исследовательских инструментов в таких областях экономики, как сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность и окружающая среда. Деятельность этого секретариата носила межведомственный характер и была направлена на подготовку предложений для национальной научноисследовательской политики. Он же осуществлял и мониторинг исполнения этой политики. Слияние SERST с Министерством высшего образования и научных исследований произошло в 2002 г. Отметим, что за 5 лет до этого слияния в 1997 г. был создан Национальный комитет по оценке научно-исследовательской деятельности (CNEAR).

Первым крупным достижением SERST было принятие первого закона о научном и технологическом развитии (7 июля 2000 г.). Его исполнение позволило к 2002 г. создать 98 новых лабораторий и 317 научно-исследовательских единиц в 13-ти различных научно-исследовательских организациях. Он позволял беспрепятственно учреждать научные подразделения в университетах и НИИ, получать некоторое стартовое финансирование, которое позволяло персоналу этих подразделений участвовать в программах академической мобильности и международных научноисследовательских сетях.

Вслед за SERST для улучшения межминистерской координации в научнотехнологической сфере в 1992 г. был создан Высший совет по научным исследованиям и технологиям (Higher Council for Research and Technology, CSRST) под председательством премьер-министра, который собрал вместе руководителей министерств, профессиональных союзов, секторов промышленности и др. Аналогичный совет существует для координации промышленно-ориентированных инициатив (Higher Council for Enterprise Creation and for the Development of Innovative Projects, CSCE-DPI). Отметим, что на операционном уровне прямая координация между структурами различных министерств также существует. Например, в 1999 г. Агентство по содействию промышленности (API ) подписало соглашение с семью университетами по созданию университетских инкубаторов, которые сейчас успешно функционируют.

После подписания соглашения об Ассоциации средиземноморских стран с ЕС (Mediterranean Association Agreement) в феврале 1995 г. была запущена крупная инициатива по повышению технологического уровня малых и средних предприятий (Programme de Mise a Niveau, PMN).

Параллельно с PMN Министерство промышленности Туниса разработало в 1996 г. трехлетнюю программу «Total quality management» (TQM), которая имела цель внедрить систему TQM в 1500 компаниях и подготовить 600 специалистов в этой области.

Самой амбициозной промышленной инициативой, действующей и сейчас, является Программа модернизации промышленности (Programme de Modernisation In-dustrialle, PMI), финансируемая частично (50 млн евро) из MEDA фондов. Программа стартовала в 2004 г. и действует до 2008 г.

Вслед за программой PMI в 2004 г. под эгидой Министерства высшего образования и научных исследований была запущена программа PNRI с целью состыковки науки с экономическими целями страны. Она поддерживает промышленноориентированные исследования в таких областях, как деревообработка, текстильное производство, механическое и электротехническое производство, упаковка и строительные материалы.

Тунис делает большие усилия по популяризации науки и продвижению культуры знаний. Так, «Город науки» (Cite des Sciences), расположенный в четырех километрах от центра столицы, был открыт в 1995 г. В нем располагаются постоянные выставки по астрономии и водным ресурсам, проводятся мероприятия под названием «Наука и туризм».

К 2010 г. планируется довести общее количество тунисских технологических парков до 10. Помимо технопарков в Тунисе действует достаточно большое количество технополисов и сеть национальных инкубаторов.

Тунис имеет разнообразную систему фондов, поддерживающих инновационную деятельность, включая венчурные (Tuninvest — один из первых венчурных фондов в регионе MEDA), а также финансово-кредитных учреждений.

В стране действует около двадцати высших школ и институтов, в основном технологического профиля (по типу французских, как в Алжире и Марокко) и около пятнадцати университетов.

Египет имеет свою инновационную политику, внедряемую через меры по стимулированию инвестиций, развитию венчурного капитала и бизнес-инкубаторов, промышленной модернизации и поддержки малого и среднего бизнеса. Отсутствует формальная организация, координирующая инновационную политику. Как и в Тунисе, инновационная политика выполняется с помощью программ соответствующими министерствами, причем часто с помощью донорских организаций (The EU Delegation in Egypt, USAID in Egypt).

Важными полномочиями обладают Социальный фонд развития (Social Fund for Development, SFD), который финансирует бизнес-центры и инкубаторы, Программа промышленной модернизации (Industrial Modernisation Programme, IMP), стартовавшая одновременно с тунисской программой PMI и поддержанная из MEDA фондов, и Генеральное руководство по инвестициям (General Authority for Investment, GAFI).

Формирование научной и технологической политики в Египте началось с организации Академии наук и технологий в 1971 г. В 1998 г. научные и технологические проблемы получили большой политический вес благодаря введению должности государственного секретаря по научным исследованиям (Secretary of State for Scientific Research). В 2000 г. был создан Высший совет исследовательских центров (Supreme Council for Research Centers) для координации исследовательских усилий на национальном уровне между всеми министерствами.

Академия наук и технологий, созданная еще в 1971 г., продолжает играть ключевую роль в научной и технологической политике Египта. Она представляет Египет в WIPO и управляет работой ряда исследовательских советов, специализирующихся в областях энергетики и возобновляемых источников энергии, ядерных исследований и технологий, аэрокосмических исследований и национальных критических технологий. Академия имеет команду ученых, занимающихся технологическим прогнозированием. Она финансирует научные исследования и разработки в университетских лабораториях и исследовательских центрах. В целом имеется 116 научноисследовательских лабораторий в 12-ти университетах и около 70-ти исследовательских или технологических центров, принадлежащих различным министерствам.

Основным инструментом для трансфера ноу-хау в промышленность является «Fund of studies, technological and scientific research», управляемый государственным секретарем по научным исследованиям. Во многих отношениях его деятельность похожа на деятельность тунисской программы PIRD. В 2000 г. Академия наук и технологий запустила с помощью USAID инновационную программу (Academy Innovation Programme). Уже 70 компаний приняло участие в этой программе вместе с двумя тысячами ученых и специалистов.

Важную роль в Египетской инновационной системе играет «Mubararak Science City», созданный в 1993 г. в Александрии, в котором планировалось разместить 12 научно-исследовательских центров и институтов, сфокусированных на таких областях, как информационные технологии, генная инжинирия, тонкая химия, лазерные технологии, фармацевтика, новые материалы, развитие малого бизнеса и инжиниринг.

Под эгидой программы MEDA I Программа промышленной модернизации (IMP) сумела привлечь из фондов ЕС 250 млн евро. Египет один из первых в регионе MEDA признал важную роль информационных технологий в экономическом развитии страны и создал в 1985 г. при Кабинете премьер-министра Центр информации и поддержки принятия решений (Information and Decision Support Center). Он ответственен за создание информационной инфраструктуры страны. В 1993 г. этим центром запущена Программа технологического развития (Technology Development Programme, TDP). Она включала в себя ряд амбициозных проектов по созданию сети технологических парков.

Social Fund for Development (SFD) финансировал Программу развития предприятий (Enterprise Development Programme, PDF), а также инкубационную программу. Египетская ассоциация инкубаторов (Egyptian Incubator Association, EIA), созданная в 1995 г., служит исполнительным агентством для SFD.

При создании EIA планировалось, что она в течение 1997 — 2005 гг. создает сеть из 38 инкубаторов, промышленных, научных и технологических парков в различных территориальных образованиях (governorates) Египта.

Египет имеет одну из лучших университетских систем во всем регионе Среднего Востока и Северной Африки, и ряд его ведущих университетов входит в 500 лучших университетов мира согласно китайскому академическому ранжированию. Египет имеет около 30 государственных и частных университетов во главе со старейшим Каирским университетом (создан в 1908 г.).

Сирия имеет сформированную и институционализированную инновационную политику. Она касается всех министерств, но пока отсутствуют координирующий орган и система оценки выполнения. Политическими приоритетами являются информационные технологии, производство и сельское хозяйство. В 2003 г. в Сирии создан инкубатор для женского предпринимательства MAWRED с офисами во всех регионах страны. Он специализируется на сфере услуг (дизайн, трудоустройство и др.). С помощью Европейского инвестиционного банка (EIB) реализуется инициатива по созданию первого венчурного фонда с капиталом 40 млн евро. Созданы фонды по поддержке малого и среднего бизнеса и интегрированного сельского развития. Создается ряд инкубаторов информационно-коммуникационного профиля, а также запущен инкубатор сирийско-малазийского мультимедийного университета. Сирия имеет ряд научно-исследовательских центров, из которых выделяется Центр ядерных исследований. Имеется пять классических университетов, из которых самый крупный — Дамасский.

Большое влияние на развитие инновационной системы Сирии оказывают европейские донорские организации, формирование сети свободных экономических зон. При развитии своей научно-технологической и инновационной политики Сирия делает ставку на знания и опыт своих соотечественников, работающих за рубежом. В связи с этим создана сеть сирийских ученых, технологов и инноваторов за рубежом (Network of Syrian Scientist, Technologist and Innovators Abroad). Этот опыт может быть интересен для всех стран MEDA. Промышленно-академические связи пока еще очень слабые. В то же время создание в Сирии инкубаторов информационнокоммуникационного профиля, виртуальных университетов (помимо сирийско-малазийского мультимедийного университета, создан Сирийский виртуальный университет) и «электронной деревни» (Electronic Village) говорит о том, что эта страна делает серьезную ставку на информационно-коммуникационные технологии.

Иордания еще не имеет формализованной инновационной политики, хотя у руководства страны имеется хорошее понимание необходимости принятия согласованного подхода к ускоренному развитию инновационной политики и экономики различными ветвями власти. Высший совет по науке и технологиям (Higher Council for Science and Technology, HCST) занимается координацией всех научных и технологических инициатив в Иордании и играет важную роль в развитии национальной сети инкубаторов.

HCST прямым образом поддерживает инновационную деятельность в стране посредством:

• вкладов в национальный фонд поддержки предприятий (National Fund for Enterprise Support);

• вкладов в развитие сети инкубаторов;

• вкладов в развитие прикладных исследований через Фонд промышленных научных исследований и разработок (Industrial Scientific Research and Development Fund).

Последний фонд был создан HCST в 1994 г. с целью поддержания иорданского бизнеса и национальных компаний в деле инвестирования собственных НИОКР и обучающей деятельности. Фонд призван усилить конкурентоспособность иорданской промышленности.

Финансирование научно-технологической и инновационной деятельности происходит не только через HCST, но и через Министерство планирования и международного сотрудничества (Ministry for Planning and International Cooperation, MPIC), которое поддерживает некоторые университеты и большие компании. Государственно квотируемые компании обязаны инвестировать, по крайней мере, 1% от их чистого дохода в собственные НИОКР или в развитие человеческих ресурсов. Этот процесс контролируется Фондом научных исследований и профессионального обучения (Scientific Research and Vocational Training Fund, SRVTF) при Министерстве промышленности и торговли (Ministry of Industry and Trade, MIT). Если компания не выполняет это требование, то она, согласно иорданскому законодательству, обязана перечислять этот процент средств в SRVTF для поддержки иорданской научной и образовательной системы в целом.

Финансирование инновационной деятельности происходит также по линии донорских организаций, таких, как JICA (японская программа JJI DP), USAID (американская программа AMIR) и Еврокомиссия (программы EJADA и JUMP). Отметим также частно-государственное партнерство, используемое в рамках иорданской образовательной инициативы (Yordan Education Initiative, JEI). Все взаимодействия с донорскими организациями осуществляет Министерство планирования и международного сотрудничества.

Национальная научная и технологическая политика, проводимая HCST, основывается на консультациях с различными партнерами. Она находится под постоянным контролем и базируется на четырех основных блоках: информация; развитие человеческих ресурсов; трансфер технологий; исследования и разработки.

Стратегия научно-технологического развития (RTD strategy) на период с 2005 по 2010 г. предполагает интегрировать науку и технологии во все национальные планы и программы развития. Это будет иметь решающее значение для сокращения традиционных видов деятельности и фокусирования на новых материалах и нанотехнологиях, биотехнологиях и информационно-коммуникационных технологиях.

Политические дискуссии в Иордании сейчас сосредоточены, в основном, на таких областях, как предпринимательство, обучение и креативность, а также на создании и приложении знания для выгод промышленности и общества. Программы, имеющие дело с трансформацией предприятий и развитием человеческих ресурсов, делают весомый вклад в общую цель развития инновационного общества и поэтому могут рассматриваться в качестве инструментов инновационной стратегии.

Важной составляющей иорданской инновационной инфраструктуры является инкубационная система, а также сектор информационно-коммуникационных услуг.

Для развития информационно-коммуникационных технологий Иордания с помощью USAID в 1999 г. запустила программу REACH (пятилетняя стратегия для развития ICT-сектора) с целью обеспечения вхождения страны в глобальный рынок программного обеспечения и услуг. Эта стратегия была основана на частногосударственном партнерстве. Государство представляло Министерство информационных и коммуникационных технологий, а частный сектор — иорданская ассоциация по информационным технологиям (Information Technology Association of Jordan).

Иордания имеет хорошую университетскую систему, включающую около тридцати высших учебных заведений.

В заключение сделаем общие оценки развития научно-технологических и инновационных политик стран MEDA и их инновационных систем.

Алжир не имеет их как таковых, но разрабатывает стратегию научнотехнологического развития, в рамках которой Национальное агентство по оценке результатов научных исследований устанавливает связи между наукой и бизнесом. Собственно инновационная инфраструктура находится в зачаточном состоянии, в то же время в стране хорошо развиты система высшего образования и сеть научноисследовательских центров. На этой основе при поддержке правительства может быть создана эффективная система по коммерциализации знаний.

Марокко, на наш взгляд, имеет образцовую и лучшую в регионе инновационную политику. Каждое министерство и другие крупные организации инкорпорируют инновации в свою собственную стратегию и внедряют их через сеть собственных институтов. Отличительной чертой Национальной инновационной системы Марокко является наличие разнообразных сетей, в которых налажены хорошие внутрисетевые и межсетевые взаимодействия, а также хорошая координация всей инновационной деятельности в стране, которая осуществляется через Постоянный межминистерский комитет по научным исследованиям и технологическому развитию. При этом многие инновационные программы и сети имеют свои управляющие комитеты. Марокко имеет высокоразвитую и разнообразную инновационную инфраструктуру, построенную на сетевом принципе, и высокоразвитую систему высшего образования, состоящую из высших школ, институтов и университетов.

Тунис имеет научно-технологическую политику, но отсутствует единый организационный механизм для координации всей инновационной деятельности. За межминистерскую координацию в научно-технологической сфере отвечает Государственный секретариат и Высший совет по научным исследованиям и технологиям, а за аналогичную координацию в промышленно-ориентированных инициативах — Высший совет по созданию предприятий и развитию инновационных проектов. Большим достижением Туниса в развитии своей научно-технологической политики являлось принятие в 2000 г. соответствующего закона. Не имея единой инновационной политики, Тунис развивает ее составляющие с помощью принятия разнообразных программ. Страна имеет хорошую инновационную инфраструктуру, а также высокоразвитую систему высшего образования по типу марокканской и алжирской, которые построены, в свою очередь, по типу французской. Тунисская инновационная инфраструктура отличается хорошим развитием территориальных инновационных систем — технополисов и разнообразных финансовых структур, занимающихся финансированием инноваций, включая венчурные фонды.

Египет имеет собственную инновационную политику, но отсутствует ее координирующий орган. За координацию научно-исследовательской деятельности между всеми министерствами отвечает Высший совет исследовательских центров. Инновационная политика реализуется с помощью программ соответствующими министерствами. Одной из образцовых для всего региона MEDA является программа по развитию информационно-коммуникационных технологий. Египет отличается хорошим развитием территориально распределенной инновационной инфраструктуры (технополисы, наукограды). Система высшего образования в Египте является одной из лучших на Среднем Востоке.

Сирия имеет собственную инновационную политику, касающуюся всех министерств, но отсутствуют координирующий орган и система оценки достижения целей этой политики. Сильными сторонами инновационной политики Сирии являются акцент на развитие информационно-коммуникационных технологий (инкубаторы и университеты этого профиля), опора на соотечественников, работающих за рубежом, и поддержка женского предпринимательства. Но в целом инновационная инфраструктура страны остается еще слаборазвитой. Из всех стран MEDA Сирия имеет наименее развитую сеть высших учебных заведений.

Иордания пока не имеет формализованной единой инновационной политики, но у руководства страны имеется хорошее понимание необходимости принятия согласованных действий. Высший совет по науке и технологиям занимается координацией

всех научных и технологических инициатив в Иордании и играет важную роль в развитии национальной сети инкубаторов. Наука в стране имеет очень высокий приоритет.

Инновационная политика страны реализуется с помощью программ. Иордания имеет развитую инновационную инфраструктуру и сильную систему высшего образования.

В целом инновационная политика в регионе МЕРА активно развивается при поддержке ЕС, а также донорских организаций США, Японии и других стран, заинтересованных в доступе к ресурсам этого стратегически важного региона мира. Большое значение в финансировании инновационного процесса в этом регионе играют общие фонды МЕРА, контролируемые Евросоюзом. Регион МЕРА может продвинуться значительно быстрее в развитии своей региональной инновационной системы, если наладит более интенсивный интерактивный процесс взаимного обучения, например, на базе единой он-лайновой инновационной платформы.

INNOVATION POLICY AND SYSTEM: COMPARATIVE ANALYSIS FOR MEDITERRANEAN

ASSOCIATION AGREEMENT COUNTRIES

Belgorod State University

BADER EDDIN ALHADID

Comparative analysis of innovation policies and systems of MEDA-countries was made. It was shown, that MEDA region may advance much faster in developing of its regional innovation system in case of arrange of more intensive interactive process of mutual learning.

e-mail:

Baderalhadid@yahoo.com

Key words: comparative analysis, innovation policies and systems, MEDA-countries, interactive process of mutual learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.