Научная статья на тему '2002. 02. 023. Бранд Л. А. Женщины, государство и политическая либерализация: средний Восток и Северная Африка. Brand L. A. women, the State and political liberalization: middle Eastern and North African experience. N. Y. etc. : Columbia Univ.. Press, 1998. 320 P. bibliogr. P. 297-305. Ind.. P. 307-320'

2002. 02. 023. Бранд Л. А. Женщины, государство и политическая либерализация: средний Восток и Северная Африка. Brand L. A. women, the State and political liberalization: middle Eastern and North African experience. N. Y. etc. : Columbia Univ.. Press, 1998. 320 P. bibliogr. P. 297-305. Ind.. P. 307-320 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ИОРДАНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА МАРОККО / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ТУНИС / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ИОРДАНИЯ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МАРОККО / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ТУНИС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 023. Бранд Л. А. Женщины, государство и политическая либерализация: средний Восток и Северная Африка. Brand L. A. women, the State and political liberalization: middle Eastern and North African experience. N. Y. etc. : Columbia Univ.. Press, 1998. 320 P. bibliogr. P. 297-305. Ind.. P. 307-320»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2002.02.023. БРАНД Л. А. ЖЕНЩИНЫ, ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ: СРЕДНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА.

BRAND L.A. Women, the state and political liberalization: Middle Eastern and North African experience. - N.Y. etc.: Columbia univ. press, 1998. - 320 p. - Bibliogr.p.297-305. - Ind. p.307-320.

Лаура Бранд, американский политолог, анализирует материалы собственных обследований и статистические данные. Политическую либерализацию (ПЛ) автор определяет как «демократический переход, связанный с беспрецедентным расширением числа действующих лиц на политической сцене» (с.3).

ПЛ может происходить либо одномоментно, как своеобразный «общественный шок», либо постепенно, причем не всегда конечный баланс сил складывается в пользу более либеральных организаций. Все три исследуемые страны, где либерализация произошла в разное время -Тунис (два этапа - с конца 70-х годов до 1983 г. и с ноября 1987 до 1989 г.), Иордания (в середине 50-х годов) и Марокко (в последние 15 лет), представляют собой примеры плавного перехода. В Тунисе оба раза ПЛ разворачивалась на фоне экономического кризиса. В Иордании первые демократические эксперименты стали следствием сочетания региональной политической активности страны и «юности и неопытности короля». Марокканская ПЛ была продиктована желанием правящих кругов преодолеть экономические и политические трудности. Для ПЛ в этих странах имело также значение стремление руководства получить поддержку городского среднего класса и сблизиться с Европейским Союзом. Опыт других стран показывает, что постепенная ПЛ менее выгодна для женщин: «шоковый» переход обычно предоставляет им больше возможностей (но и больше опасностей).

В Марокко, где король «и царствует, и правит», ПЛ произошла под влиянием ряда факторов. Это и осознание необходимости модернизации политической системы, и давление извне (поддержка тех марокканских организаций, которые требуют большего уважения к правам и свободам человека), и негативный опыт соседнего Алжира. Продолжая заявлять о важности исламских ценностей, правящие круги Марокко одновременно ограничивают деятельность радикальных исламистских организаций.

Начало женского движения в Марокко было положено участием марокканских женщин в борьбе за независимость. Первые женские организации в стране появились еще в 40-е годы ХХ в. Со времени независимости (1956) деятельность женских организаций сошла на нет, и так продолжалось до мая 1969 г., когда по инициативе короля в Рабате собрались 300 представительниц высших семей Марокко, которые организовали Национальный союз марокканских женщин. Это была чисто придворная партия, не имевшая политического веса в стране.

Появление реального женского движения в Марокко автор датирует началом 80-х годов, когда политические партии начали проявлять интерес к положению угнетенных социальных слоев, в том числе женщин и молодежи. Появились 29 самостоятельных женских организаций, функционирующих вне политических партий. Большинство этих организаций существовало в форме женских клубов, где помимо чисто просветительской и образовательной деятельности, проводились также дискуссии и семинары по проблемам занятости, здравоохранения, репродуктивного поведения и планирования семьи и тому подобное. Постепенно информация об этих клубах распространялась по стране, что приводило к появлению новых аналогичных организаций. И хотя женщины всячески избегали политизации своей деятельности, тем не менее в 1986-1988 гг. все эти клубы прекратили свое существование (часть из них были лишены лицензий, часть просто исчезли).

На смену им, однако, пришли другие женские организации, первой из которых стала созданная в 1985 г. Демократическая ассоциация марокканских женщин, программа которой включала развитие общего и профессионального образования женщин, интеграцию их в экономическое развитие страны, борьбу с проституцией и т.п. Помимо ряда аналогичных организаций в разных районах страны, в 80-90-е годы появились специальные женские издания (журналы, серии книг, авторами которых были преимущественно женщины), освещающие социо-экономические и политические проблемы страны с учетом положения женщин. Война в Персидском заливе стала толчком для социальной активности марокканцев, следствием чего стало создание в 90-х годах многочисленных женских организаций, проповедующих равенство между полами во всех сферах жизни, в первую очередь, в области законодательства. Хотя в целом эти организации работали в разных условиях, все они были стеснены в средствах и потому не могли полноценно освещать свою деятельность

Женское движение в Марокко остается слабым и ограничивается исключительно городами, в первую очередь, Рабатом и Касабланкой. Все женские организации ориентированы исключительно на «относительно привилегированных» женщин. «В стране, где удельный вес неграмотных в целом превышает 60% (а среди женщин он еще выше) и большинство населения живет в относительной, если не абсолютной бедности, возможности и/или интерес вовлечения женщин в такую деятельность очень ограничены. Существуют также очевидные границы той степени, до которой более привилегированные женщины способны сократить пропасть между своими социо-экономическими условиями и положением широких слоев марокканского общества» (с.56).

Истоки женского движения в Иордании восходят к 40-м годам ХХ в., когда в стране были созданы первые общества солидарности женщин. Активность этих организаций, создаваемых женщинами из местной элиты, была, однако, направлена исключительно на исполнение женщинами своих материнских обязанностей, а не на изменение их социоэко-номического или юридического статуса. «Большая часть их времени отводилась на различные встречи и празднования; очень мало энергии тратилось на серьезную работу» (с.121).

Ситуация изменилась лишь в июле 1954 г., когда была создана Федерация арабских женщин Иордании (ФАЖИ), главой которой была избрана Эмили Бишарат - первая женщина-юрист в стране. Программа ФАЖИ включала: борьбу с женской неграмотностью, содействие в осуществлении женщинами своих гражданских прав, расширение возможностей занятости и повышение социоэкономического статуса женщины, а также установление связей с женщинами всего мира и в первую очередь с арабскими женщинами в соседних государствах. Постепенно, однако, деятельность ФАЖИ утратила прогрессивную социальную направленность, сосредоточившись исключительно на политических проблемах, особенно на борьбе палестинцев за создание своего государства.

Преемницей ФАЖИ стала созданная в августе 1974 г. Иорданская федерация женщин (ИФЖ), которую возглавила бывший президент ФАЖИ Эмили Бишарат. За шесть лет численность ИФЖ, программа которой мало отличалась от ФАЖИ, выросла со 100 до 3 тыс. человек, была создана сеть региональных отделений. ИФЖ была закрыта в 1980 г. под надуманным бюрократическим предлогом. Главные причины неудач в области женского движения в Иордании автор связывает как со строги-

ми ограничениями любой деятельности мусульманских женщин вне дома, так и со стремлением руководителей Иордании направить их исключительно на общегуманитарную деятельность, которую они считают «подходящей» для женщин.

Важным препятствием для организованного женского движения в Иордании автор считает также проблему руководства: как правило, лидерами женских организаций становились представительницы самых видных семей, не имеющие соответствующего организационного опыта и мало знакомые с условиями жизни иорданских женщин из менее привилегированных слоев населения.

В иорданской Конституции, где декларируется расовое, религиозное и языковое равноправие, до сих пор отсутствует запрет на дискриминацию по половому признаку, что, по мнению Бранд, закрепляет подчиненное положение женщин. Кроме того, многие деревни не имеют собственных школ, что затрудняет возможность получения девочками образования. В 1990 г., когда уже 72% 15-летних девушек умели читать и писать, удельный вес окончивших среднюю школу не превышал 13% (с.130).

Тунис был единственной страной из трех, где повышение статуса женщины стало одной из главных задач государства. Именно в Тунисе женщинам удалось сыграть важную роль в модернизации страны. Неудивительно, что «если хотят привести пример арабской или исламской страны, где юридический статус женщин наиболее высок, неизменно называют Тунис» (с.201).

Первая женская организация, которая появилась в Тунисе еще в 1936 г., ориентировалась исключительно на женское образование. Впоследствии в стране возникали одна за другой женские организации, которые ставили своей целью достижение «адекватного баланса» между вовлечением женщин в экономическую жизнь и гармонизацией семейных отношений, однако их влияние на социальное положение женщин оказалось минимальным. Тем не менее, к 1975 г., когда была принята первая настоящая программа модернизации страны, женщины составляли уже 19% рабочей силы (в 1966 г. - только 6,2%), а уровень женской грамотности повысился за этот период с 17 до 32% (с.220). Уже с начала 60-х годов, благодаря принятию Тунисом программ планирования семьи, женщины получили возможность ограничивать число детей в семье. Впоследствии в женском движении были периоды взлетов и падений (1980-е годы характеризуются как «золотое время» по сравнению с 1990-

ми), однако очевидно, что государство постоянно регламентировало деятельность женских организаций, не позволяя им выходить за установленные для них рамки. Таким образом, хотя участие женщин в политической жизни страны не было широким, некоторым из них удалось достичь довольно высокого положения.

Ситуация в Марокко и Иордании была другой. В Иордании, хотя и были серьезные попытки расширить социальную и образовательную инфраструктуры, повышение грамотности и образования (как среди палестинок, так и среди иорданок) не привело к значительному участию женщин ни в формальном секторе рабочей силы, ни в других аспектах общественной жизни. Образование женщин рассматривалось исключительно как средство подготовки женщины к «лучшему» браку, при котором у нее нет необходимости работать вне дома. «Консервативный характер общества, промышленная отсталость и подавление гражданской общественной активности значительно ограничивают участие женщин в так называемой общественной сфере этих стран» (с.250).

Как в Иордании, так и в Марокко, где женские организации имеют долгую историю, число вовлеченных в них женщин очень мало. Как правило, они не только не ориентированы на задачи либерализации, но и не стремятся к серьезным изменениям статуса женщин. При этом судьба женских организаций в Иордании не отличается от судьбы других гражданских организаций: все, что имеет привкус политики или вызова системе, обычно быстро закрывается, и никакие мобилизационные функции этих организаций не поощряются.

Реально ни в одном из этих случаев женское движение не могло диктовать свою волю режиму. Только в случае Туниса можно отметить некоторую роль женских групп в социальных изменениях. И если в Латинской Америке женщины после ПЛ смогли достичь определенного положения, то в странах Северной Африки и Ближнего Востока этого не произошло. Во всех трех исследуемых странах «женские организации, ориентированные исключительно на городскую образованную элиту (хотя обычно и не на самые богатые слои общества), были относительно слабыми» (с.258). Многие женщины просто не могут воспользоваться преимуществами ПЛ, поскольку мобильность вне дома остается под запретом. Кроме того, долгие годы авторитаризма отвратили население от политической деятельности.

Одно из важных препятствий для ПЛ женщин - воспитанный в них консерватизм: часто сами женщины противятся этому процессу, по-

скольку они не видят альтернативы старому порядку или не желают его менять.

Б.В.Лось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.