110
РЕЦЕНЗИИ, ОТКЛИКИ
ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЗЫВ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» (ПРОЕКТ)
Сидоров Виктор Александрович
доктор экономических наук, профессор,
ФГБО ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия. E-mail: sidksu@mail.ru
Аннотация. В статье дана авторская оценка проекта рабочей программы учебного курса «Экономическая теория», разработанного преподавателями финансового университета при Правительстве Российской Федерации, приведена аргументация в пользу актуализации положений экономической теории, пригодных для оценки качественных социально-экономических трансформаций, поскольку в современную эпоху интеграции науки и образования в общественной жизни принципиально важным становится акцентуация внимания на природе и закономерностях причинно-следственных связей хозяйственной жизни общества. Показаны позитивные и дискуссионные положения проекта программы, даны рекомендации и показаны возможности улучшения содержательной ее стороны, подчеркнута целесообразность внедрения в учебный процесс вуза.
Ключевые слова: альтернативы, учебный курс, программа, собственность, кризис, капитал. JEL codes: A10; A11; A22
Для цитирования: Сидоров , В.А. Инновационная парадигма образования. отзыв на рабочую программу учебного курса «Экономическая теория» (проект) / В.А. Сидоров . - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №8. - С.110-114. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 31.08.2021)
Журнал «Теоретическая экономика» является одним из профессиональных и читаемых электронных изданий в России, в нем публикуются как работы, предоставляющие оперативную информацию, так и материалы, представляющие бесценный научный архив. Не стал исключением третий номер журнала текущего года, в котором группой преподавателей финансового университета при Правительстве Российской Федерации опубликован проект рабочей программы учебного курса «Экономическая теория» [1]. Сказать, что данное выступление оказалось ожидаемым, - не сказать ничего. С момента отхода от высшего образования, выстроенного на специалитете, в профессиональных преподавательских кругах обсуждается пагубность курса, ориентированного исключительно на привитие профессиональных компетенций, в чем кстати, нет ничего плохого. Однако, как это часто случается, выбранный ориентир превратился в примат, исключающий какие-либо альтернативы. Как результат - отсутствие умений логично увязывать череду событий в хозяйственной жизни общества в единую систему. Причем этот феномен касается не только отечественных школьников, студентов, преподавателей, специалистов. Его можно трансплантировать на всю плеяду гуманитариев. Именно этим обстоятельством можно объяснить беспомощность экономической науки в предсказании экономических кризисов последних двух десятилетий. В этой связи вспоминается предсказание Д. Рикардо о невозможности экономических кризисов в капиталистической системе хозяйствования, поскольку каждый товар представляет собой рынок для другого товара. Как известно, спустя несколько месяцев после его кончины, разразился первый мировой кризис перепроизводства. Известен и другой случай, когда в преддверии кризиса 2008 г. Американская экономическая ассоциация отрицала его возможность. Эти примеры говорят о том,
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
111
что никакой догмат не является панацеей перед неизбежностью.
Увлечение неоклассической парадигмой при подготовке экономистов привело к формализации экономической теории, не оставляя места для рефлексии. Поэтому существующая множественность подходов к пониманию экономических проблем сводится к одному, построенному на аксиоматичности, по сути, порождая недоверие к сумме экономических знаний.
Полагаю, что представленный авторами контент проектарабочей программы в некоторой степени ликвидирует этот пробел, поскольку она ориентирована на синтез имеющихся лучших политико-экономических наработок. Ценностным элементом проекта программы является последовательная аргументация доминирующего способа производства сущностными его характеристиками и элементами. Неслучайно первичная акцентуация сделана на политэкономический базис экономической теории, ее основные теоретико-методологические платформы: производственно-продуктовую и психолого-поведенческую (Раздел I. Политико-экономические основы экономической теории). В их единстве раскрываются превратные формы глубинных процессов хозяйственной жизни общества, олицетворяющиеся в дефинициях, категориях, закономерностях и законах экономического бытия, выводя на первый план действительные связи отношений производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Тогда как наблюдателю со стороны представляется, что первичными в экономике выступают деньги, товары, капиталы, выворачивая хозяйственный мир наизнанку, демонстрируя его несуществующую форму. Кажется, что товар есть некая полезная вещь, а заработная плата - цена рабочей силы, рынок - высший идеал хозяйственной справедливости, а экономика в целом господствует над человеком.
Вне всякого сомнения, центральным звеном в этих отношениях являются отношения собственности, в авторской редакции этот вопрос звучит как «...системообразующий фактор в развитии экономики». Надо отметить, что в современной переводной учебной литературе эта сторона проблемы скрыта. В лучшем случае она подается как капиталистическая идеология (частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, роль личного интереса и пр.) [2]. Реальная же формула собственности звучит как присвоение дохода (по Прудону - кража) в рамках отношения двух сторон, субъектов общественного производства. Каналами связей в этих отношениях выступают уровни власти в различных сочетаниях пучка прав собственности, генерирующего различного рода ограничения, в том числе в рамках контроля за информацией, что отлично продемонстрировала последняя выборная кампания в США, не только отключив действующего президента от всех социальных сетей, но и представив махинации с голосами избирателей в качестве наивысшего достижения демократии. Эти процессы выходят далеко за рамки привычного менеджмента или внутрифирменных отношений, требуется осознание единства акторов отношений собственности.
Заслуживает быть отмеченным и раздел 4 «Экономические системы и концепции их эволюции. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, национальные модели». Экономика XXI века нуждается в качественном анализе социально-экономической трансформации моделей хозяйственной жизни общества. Что в этом направлении может предложить распространенный подход? Внешние эффекты, межвременное равновесие, исключение из правил, - пожалуй, здесь больше ничего обнаружить не удастся. Между тем, злободневными остаются вопросы о границах экономической системы, ее жизненном цикле, формах, в которых она существует, ее элементах, их развитии, связи, соподчинении, субординированности и т.д. Ничего подобного в нынешних учебниках и курсах теории экономики не обнаруживается. Напомню, что капиталистическая система хозяйствования в своем развитии прошла множество стадий: от капиталистической организации надомного производства и мануфактуры до господства знаниеинтенсивной экономики, в которой новые ценностные ориентиры смешаны с прежними: адаптивные корпорации и предпринимательство [3]; «неотчуждаемость» продукта творческого труда и товарный характер отношений купали-продажи, «непотребляемость» информации и износ.
112
В.А. Сидоров
В контексте рыночной системы хозяйствования нельзя не вспомнить обмен мнениями ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, ежегодно проходящий на платформе Международной научно-практической конференции по экономике, посвященной памяти известного ученого и крупного организатора экономической науки на Юге России и Средней Азии доктора экономических наук, профессора А.Ф. Сидорова [4, 5]. Авторы проекта программы активно принимают в ней участие. Отрадно, что результаты изучения различных сторон феномена рыночного хозяйства находят отражение в учебных материалах.
В этом разделе хотелось бы видеть более широкий обзор альтернативных экономических систем. В качестве обоснования данного предложения, можно привести в пример экономику Китая. В период пандемии COVID-19, потрясшей хозяйственные устои современного мира, на фоне падения общественного производства во многих странах мира, включая и Россию, Китай не просто сохранил достигнутые показатели, но и обнаружил устойчивую тенденцию к росту.
Большое значение в проекте программы отведено капиталу («Тема 6. Капитал как материальная основа воспроизводственного процесса»), наряду с содержательной стороной здесь отражены различные его концепции. Однако, в разнообразии подачи материала, не просматривается его сущностная сторона - беспощадная эксплуатация и хищническое присвоение всего и вся в погоне за прибылью. Недавно стало известно, что в России 500 человек обладают 40% состояния населения - это ли не подтверждение сути капитала [6]? Несмотря на постоянную трансформацию и метаморфозы капиталистических отношений, сущность его остается прежней. Готовить молодое поколение к тому, что за красивыми вывесками и как бы правильными словами скрывается совсем другая сущность, просто необходимо.
Есть в проекте программы другие оригинальные взгляды и находки, связанные с привычными концепциями (например, современные проблемы социализации капитала, неопределенность равновесия, выживание в долгосрочном плане и пр.). Есть и дискуссионные моменты. Однако надо понимать, что мы имеем дело с проектом, опубликованным с целью вызвать профессиональную дискуссию на предмет выбора единого подхода к преподаванию теории экономики. Хочется думать, что данное выступление принесет некоторую пользу в работе над усовершенствованием отдельных положений программы, что поможет ее скорейшему внедрению в учебный процесс вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альпидовская М.Л., Карамова О.В., Толкачев С.А., Юданов А.Ю., Терская Г.А., Соколов Д.П. Рабочая программа учебного курса «Экономическая теория» (проект)//Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2021. - № 3, С. 108-130. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru
2. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн ; пер. с англ. - 19-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. - XXVIII, 1028 с.
3. Тоффлер. О. Адаптивная корпорация / Новая постиндустриальная волна на Западе, под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999, 640 с.
4. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Синтез цифровых технологий и инновационных решений: сб. науч. тр. материалы IX междунар. науч.-практ. конф. по экономике (31 марта - 4 апреля 2021 г.) / под ред. д-ра экон. наук, профессора Сидорова В.А., д-ра экон. наук., профессора Ядгарова Я.С., канд. экон. наук, доцента Кузнецовой Е.Л. - Майкоп, издательство ЭлИТ- 2021.
5. Рыночные трансформации: новые бизнес-модели, инновационные технологии, практика решений: монография / под ред. д-ра экон., наук, профессора Сидорова В.А., д-ра экон., наук, профессора Ядгарова Я.С., канд. Экон. Наук, доцента Чапли В.В. - Лондон, издательство LSP- 2021.
6. Миллиардеры в России [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный^Нрэ:// www.tadviser.ru/index.php