Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЗЫВ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" (ПРОЕКТ)'

ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЗЫВ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" (ПРОЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВЫ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ПРОГРАММА / СОБСТВЕННОСТЬ / КРИЗИС / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Виктор Александрович

В статье дана авторская оценка проекта рабочей программы учебного курса «Экономическая теория», разработанного преподавателями финансового университета при Правительстве Российской Федерации, приведена аргументация в пользу актуализации положений экономической теории, пригодных для оценки качественных социальноэкономических трансформаций, поскольку в современную эпоху интеграции науки и образования в общественной жизни принципиально важным становится акцентуация внимания на природе и закономерностях причинно-следственных связей хозяйственной жизни общества. Показаны позитивные и дискуссионные положения проекта программы, даны рекомендации и показаны возможности улучшения содержательной ее стороны, подчеркнута целесообразность внедрения в учебный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидоров Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЗЫВ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" (ПРОЕКТ)»

110

РЕЦЕНЗИИ, ОТКЛИКИ

ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЗЫВ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» (ПРОЕКТ)

Сидоров Виктор Александрович

доктор экономических наук, профессор,

ФГБО ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия. E-mail: sidksu@mail.ru

Аннотация. В статье дана авторская оценка проекта рабочей программы учебного курса «Экономическая теория», разработанного преподавателями финансового университета при Правительстве Российской Федерации, приведена аргументация в пользу актуализации положений экономической теории, пригодных для оценки качественных социально-экономических трансформаций, поскольку в современную эпоху интеграции науки и образования в общественной жизни принципиально важным становится акцентуация внимания на природе и закономерностях причинно-следственных связей хозяйственной жизни общества. Показаны позитивные и дискуссионные положения проекта программы, даны рекомендации и показаны возможности улучшения содержательной ее стороны, подчеркнута целесообразность внедрения в учебный процесс вуза.

Ключевые слова: альтернативы, учебный курс, программа, собственность, кризис, капитал. JEL codes: A10; A11; A22

Для цитирования: Сидоров , В.А. Инновационная парадигма образования. отзыв на рабочую программу учебного курса «Экономическая теория» (проект) / В.А. Сидоров . - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №8. - С.110-114. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 31.08.2021)

Журнал «Теоретическая экономика» является одним из профессиональных и читаемых электронных изданий в России, в нем публикуются как работы, предоставляющие оперативную информацию, так и материалы, представляющие бесценный научный архив. Не стал исключением третий номер журнала текущего года, в котором группой преподавателей финансового университета при Правительстве Российской Федерации опубликован проект рабочей программы учебного курса «Экономическая теория» [1]. Сказать, что данное выступление оказалось ожидаемым, - не сказать ничего. С момента отхода от высшего образования, выстроенного на специалитете, в профессиональных преподавательских кругах обсуждается пагубность курса, ориентированного исключительно на привитие профессиональных компетенций, в чем кстати, нет ничего плохого. Однако, как это часто случается, выбранный ориентир превратился в примат, исключающий какие-либо альтернативы. Как результат - отсутствие умений логично увязывать череду событий в хозяйственной жизни общества в единую систему. Причем этот феномен касается не только отечественных школьников, студентов, преподавателей, специалистов. Его можно трансплантировать на всю плеяду гуманитариев. Именно этим обстоятельством можно объяснить беспомощность экономической науки в предсказании экономических кризисов последних двух десятилетий. В этой связи вспоминается предсказание Д. Рикардо о невозможности экономических кризисов в капиталистической системе хозяйствования, поскольку каждый товар представляет собой рынок для другого товара. Как известно, спустя несколько месяцев после его кончины, разразился первый мировой кризис перепроизводства. Известен и другой случай, когда в преддверии кризиса 2008 г. Американская экономическая ассоциация отрицала его возможность. Эти примеры говорят о том,

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

111

что никакой догмат не является панацеей перед неизбежностью.

Увлечение неоклассической парадигмой при подготовке экономистов привело к формализации экономической теории, не оставляя места для рефлексии. Поэтому существующая множественность подходов к пониманию экономических проблем сводится к одному, построенному на аксиоматичности, по сути, порождая недоверие к сумме экономических знаний.

Полагаю, что представленный авторами контент проектарабочей программы в некоторой степени ликвидирует этот пробел, поскольку она ориентирована на синтез имеющихся лучших политико-экономических наработок. Ценностным элементом проекта программы является последовательная аргументация доминирующего способа производства сущностными его характеристиками и элементами. Неслучайно первичная акцентуация сделана на политэкономический базис экономической теории, ее основные теоретико-методологические платформы: производственно-продуктовую и психолого-поведенческую (Раздел I. Политико-экономические основы экономической теории). В их единстве раскрываются превратные формы глубинных процессов хозяйственной жизни общества, олицетворяющиеся в дефинициях, категориях, закономерностях и законах экономического бытия, выводя на первый план действительные связи отношений производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Тогда как наблюдателю со стороны представляется, что первичными в экономике выступают деньги, товары, капиталы, выворачивая хозяйственный мир наизнанку, демонстрируя его несуществующую форму. Кажется, что товар есть некая полезная вещь, а заработная плата - цена рабочей силы, рынок - высший идеал хозяйственной справедливости, а экономика в целом господствует над человеком.

Вне всякого сомнения, центральным звеном в этих отношениях являются отношения собственности, в авторской редакции этот вопрос звучит как «...системообразующий фактор в развитии экономики». Надо отметить, что в современной переводной учебной литературе эта сторона проблемы скрыта. В лучшем случае она подается как капиталистическая идеология (частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, роль личного интереса и пр.) [2]. Реальная же формула собственности звучит как присвоение дохода (по Прудону - кража) в рамках отношения двух сторон, субъектов общественного производства. Каналами связей в этих отношениях выступают уровни власти в различных сочетаниях пучка прав собственности, генерирующего различного рода ограничения, в том числе в рамках контроля за информацией, что отлично продемонстрировала последняя выборная кампания в США, не только отключив действующего президента от всех социальных сетей, но и представив махинации с голосами избирателей в качестве наивысшего достижения демократии. Эти процессы выходят далеко за рамки привычного менеджмента или внутрифирменных отношений, требуется осознание единства акторов отношений собственности.

Заслуживает быть отмеченным и раздел 4 «Экономические системы и концепции их эволюции. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, национальные модели». Экономика XXI века нуждается в качественном анализе социально-экономической трансформации моделей хозяйственной жизни общества. Что в этом направлении может предложить распространенный подход? Внешние эффекты, межвременное равновесие, исключение из правил, - пожалуй, здесь больше ничего обнаружить не удастся. Между тем, злободневными остаются вопросы о границах экономической системы, ее жизненном цикле, формах, в которых она существует, ее элементах, их развитии, связи, соподчинении, субординированности и т.д. Ничего подобного в нынешних учебниках и курсах теории экономики не обнаруживается. Напомню, что капиталистическая система хозяйствования в своем развитии прошла множество стадий: от капиталистической организации надомного производства и мануфактуры до господства знаниеинтенсивной экономики, в которой новые ценностные ориентиры смешаны с прежними: адаптивные корпорации и предпринимательство [3]; «неотчуждаемость» продукта творческого труда и товарный характер отношений купали-продажи, «непотребляемость» информации и износ.

112

В.А. Сидоров

В контексте рыночной системы хозяйствования нельзя не вспомнить обмен мнениями ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, ежегодно проходящий на платформе Международной научно-практической конференции по экономике, посвященной памяти известного ученого и крупного организатора экономической науки на Юге России и Средней Азии доктора экономических наук, профессора А.Ф. Сидорова [4, 5]. Авторы проекта программы активно принимают в ней участие. Отрадно, что результаты изучения различных сторон феномена рыночного хозяйства находят отражение в учебных материалах.

В этом разделе хотелось бы видеть более широкий обзор альтернативных экономических систем. В качестве обоснования данного предложения, можно привести в пример экономику Китая. В период пандемии COVID-19, потрясшей хозяйственные устои современного мира, на фоне падения общественного производства во многих странах мира, включая и Россию, Китай не просто сохранил достигнутые показатели, но и обнаружил устойчивую тенденцию к росту.

Большое значение в проекте программы отведено капиталу («Тема 6. Капитал как материальная основа воспроизводственного процесса»), наряду с содержательной стороной здесь отражены различные его концепции. Однако, в разнообразии подачи материала, не просматривается его сущностная сторона - беспощадная эксплуатация и хищническое присвоение всего и вся в погоне за прибылью. Недавно стало известно, что в России 500 человек обладают 40% состояния населения - это ли не подтверждение сути капитала [6]? Несмотря на постоянную трансформацию и метаморфозы капиталистических отношений, сущность его остается прежней. Готовить молодое поколение к тому, что за красивыми вывесками и как бы правильными словами скрывается совсем другая сущность, просто необходимо.

Есть в проекте программы другие оригинальные взгляды и находки, связанные с привычными концепциями (например, современные проблемы социализации капитала, неопределенность равновесия, выживание в долгосрочном плане и пр.). Есть и дискуссионные моменты. Однако надо понимать, что мы имеем дело с проектом, опубликованным с целью вызвать профессиональную дискуссию на предмет выбора единого подхода к преподаванию теории экономики. Хочется думать, что данное выступление принесет некоторую пользу в работе над усовершенствованием отдельных положений программы, что поможет ее скорейшему внедрению в учебный процесс вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альпидовская М.Л., Карамова О.В., Толкачев С.А., Юданов А.Ю., Терская Г.А., Соколов Д.П. Рабочая программа учебного курса «Экономическая теория» (проект)//Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2021. - № 3, С. 108-130. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

2. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн ; пер. с англ. - 19-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. - XXVIII, 1028 с.

3. Тоффлер. О. Адаптивная корпорация / Новая постиндустриальная волна на Западе, под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999, 640 с.

4. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Синтез цифровых технологий и инновационных решений: сб. науч. тр. материалы IX междунар. науч.-практ. конф. по экономике (31 марта - 4 апреля 2021 г.) / под ред. д-ра экон. наук, профессора Сидорова В.А., д-ра экон. наук., профессора Ядгарова Я.С., канд. экон. наук, доцента Кузнецовой Е.Л. - Майкоп, издательство ЭлИТ- 2021.

5. Рыночные трансформации: новые бизнес-модели, инновационные технологии, практика решений: монография / под ред. д-ра экон., наук, профессора Сидорова В.А., д-ра экон., наук, профессора Ядгарова Я.С., канд. Экон. Наук, доцента Чапли В.В. - Лондон, издательство LSP- 2021.

6. Миллиардеры в России [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный^Нрэ:// www.tadviser.ru/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.