Научная статья на тему 'Инновационная направленность подготовки будущего учителя к формированию целостной картины мира у школьников''

Инновационная направленность подготовки будущего учителя к формированию целостной картины мира у школьников' Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / КАРТИНА МИРА / ОБРАЗ МИРА / МОДЕЛЬ МИРА / ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОСОЗЕРЦАНИЕ / МИРООЩУЩЕНИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Н. Г., Шеховская Н. Л.

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к формированию целостной картины мира у младших школьников. Автором представлено теоретическое обоснование реализации в практике начальной школы принципа единства и взаимодополнительности научного, художественно-эстетического и религиозного познания, выявляется система психолого-педагогических условий и средств формирования целостной картины мира у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность подготовки будущего учителя к формированию целостной картины мира у школьников'»

УДК 378

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ШКОЛЬНИКОВ'

Н. Г. Медведева1 Н. Л. Шеховская2

Курский государственный университет

e-mail:

[email protected]

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

[email protected]

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к формированию целостной картины мира у младших школьников. Автором представлено теоретическое обоснование реализации в практике начальной школы принципа единства и взаимодополнительности научного, художественно-эстетического и религиозного познания, выявляется система психолого-педагогических условий и средств формирования целостной картины мира у младших школьников.

Ключевые слова: инновации в педагогическом образовании, картина мира, образ мира, модель мира, целостная картина мира, мировоззрение, миросозерцание, мироощущение, целостность развивающейся личности, холистический подход, антропологический подход.

Современная образовательная практика - от начальной ступени обучения до высшего профессионального образования - вступила на путь реформирования, инновационных преобразований. Отличительной особенностью образовательного стандарта для начального звена школы является положение о том, что личность учащегося должна представлять собой целостное образование. До сегодняшнего дня обучение в школах продолжало оставаться узкопредметным, что не способствовало формированию в сознании школьников целостной картины мира и, как следствие, целостной личности. Традиционное разделение содержания школьного обучения на автономные учебные предметы уже в начальной школе приводило к тому, что знания так и оставались разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого младший школьник не воспринимал целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира, хотя младший школьный возраст является сенситивным периодом для «целостного схватывания реальности». Такая тенденция сопряжена с риском нарушения целостности личности, что неизменно ведет к тяжелым психологическим и духовно-нравственным потерям.

Однако в теории образования, научной педагогике и образовательной практике до настоящего времени не имеют должного разрешения психолого-педагогические условия и механизмы формирования целостной картины мира на различных ступенях обучения, включая и начальное звено школы; практикующий учитель начальной школы мало знаком с проблемой формирования целостного образа мира не только на теоретическом уровне, но и практически не владеет инструментарием, с помощью каких методик можно измерить, насколько целостно окружающий мир представлен в сознании ребенка, каково технологическое решение проблемы формирования у младших школьников целостной картины мира. Поэтому в данной статье мы ставим цель описать опыт подготовки будущих учителей начальных классов к формированию целостной картины мира у младших школьников в Курском государственном университете.

Нами был разработан курс для подготовки магистров «Технологии формирования целостной картины мира на начальной ступени обучения», включающий следующие разделы:

- раздел 1 «Философско-теоретические предпосылки формирования целостной картины мира в отечественной и зарубежной педагогике»,

- раздел 2 «Технологии формирования целостной картины мира у детей на этапе предшкола - школа»,

- раздел 3 «Возможности современных УМК в контексте формирования целостной картины мира у младших школьников».

* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. в рамках проекта «Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза», соглашение № 14.А18.21.0098.

Цель дисциплины - знакомство обучающихся с философско-научными взглядами, педагогическими условиями и средствами формирования целостной картины мира у детей на начальной ступени обучения в истории педагогики и возможностями их реализации в современном начальном образовании, а также подготовка будущих педагогов к работе по формированию целостной картины мира у детей на основе знания современных УМК.

Задачи дисциплины:

1) изучение теоретических основ формирования целостной картины мира у детей младшего школьного возраста (философские и психолого-педагогические основания формирования целостного образа мира; экскурс в историю педагогики и психологии; теоретические предпосылки современных и инновационных программ, ставящих задачу целостного освоения мира младшими школьниками);

2) деятельностное освоение обучающимися методов, форм, условий, средств, принципов и технологий формирования целостной картины мира младших школьников;

3) анализ содержания учебного материала в современных УМК в аспекте формирования целостной картины мира у детей младшего школьного возраста;

4) обоснование возможности использования изучаемого подхода в условиях современной общеобразовательной школы.

Курс выстроен в русле комплексного сочетания исторического, персонифицированного, системно-структурного и контекстного подходов к рассмотрению проблемы формирования целостного образа мира. Персонифицированный подход позволяет изучить не только творчество конкретных персоналий, но и тенденции, заложенные в работах ученых, педагогов, философов, в разное историческое время занимавшихся рассматриваемой проблемой. Системно-структурный подход дает возможность представить творчество конкретного ученого как единую систему, включающую структурно-функциональные компоненты, и выделить наиболее значимые проблемы в его творчестве. Исторический и контекстный подходы позволяют рассмотреть изучаемую проблему относительно современных социальных, научных и образовательных реалий.

В теоретической части курс «Технологии формирования целостной картины мира на начальной ступени образования» направлен на знакомство обучающихся с инновационной парадигмой формирования целостного образа мира у младших школьников.

Практическая часть курса целиком ориентирована на деятельностное освоение обучающимися различных технологий формирования целостной картины мира у младших школьников.

Ведущими дискуссионными темами курса являются следующие:

- Как в сознании развивающегося человека происходит построение многомерного образа мира?

- Какую картину мира должна задавать ребенку школа?

- Как должны преодолеваться педагогом противоречия между той картиной мира, с которой ребенок приходит в школу, и той, что предлагает учитель?

- Как научить школьника самостоятельно строить образ мира в условиях, когда этот мир уже «обозначен», «препарирован» для него и навязывается системой СМИ как некая «картинка мира»?

- Какова специфика профессиональной деятельности учителя при формировании целостной картины мира в начальной школе?

-Каковы особенности диагностики сформированности целостного образа мира у младших школьников?

- Каковы возможности формирования целостного образа мира в условиях конкретных УМК?

- Каковы особенности прогнозирования и проектирования индивидуальной траектории формирования целостной картины мира ребенка в условиях школьного образования?

- Какова специфика организационных форм обучения; типология, структура и методика проведения различных типов занятий по формированию целостного образа мира младших школьников; возможности применения инновационных педагогических технологий?

Раскрывая концептуальное содержание каждого из изучаемых разделов, помимо современных исследований, мы обращаемся также к философско-педагогическому осмыслению проблемы формирования у учащихся «округленного миросозерцания», наиболее полно представленному в трудах К. Д. Ушинского. Кратко представим взгляды К. Д. Ушинского на проблему формирования в сознании школьников целостного образа мира, которые сегодня являются инновационными в психолого-педагогической науке.

В работе К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» проводится мысль о том, что целостная картина мира как систематизированное и целостное представление об окружающем мире выступает базовой системой ориентиров человека. Картина мира, в понимании К. Д. Ушинского, есть ментальная модель мира, которая хранится в памяти народа, его сознании, культуре как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и движущих силах развития, месте и назначении человека в мире. Системообразующим компонентом целостной картины мира выступает религиозная вера, христианское (евангельское) учение о сущности человека, его месте и назначении в мире. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему.

Картина мира в педагогической антропологии К. Д. Ушинского выступает как многомерный образ мира, что полагает особые свойства человеческого разума и души, способности «собственно человеческого» видения мира (восприятия), способности дифференцировать мир через познание его целостности. Она имеет сложную структуру и содержание, включает относительно целостную совокупность мыслей, верований, духовных установок и моделей поведения («идей», «генеральных понятий»), определяющих жизнедеятельность, существование и развитие данного общества. Центром формирования целостного образа мира выступает идея одухотворения, духовного развития человека.

По К. Д. Ушинскому, человек сам строит образ мира согласно потребностям своего собственного опыта. Он не просто фиксирует существующие в мире связи и отношения, но «конструирует» их, определенным образом «видит» и «строит» мир, что определяет выбор им стратегии поведения. Педагог подчеркивает: «Каковы бы ни были внешние обстоятельства, все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества». При этом «учение и воспитание в тесном смысле этого слова могут иметь большое влияние на идеи, чувства, нравственные и умственные» [2, с. 18 - 19].

Содержание целостной картины мира составляют, согласно К.Д. Ушинскому, чувственно-эмоциональные и волевые переживания человека в сочетании с его верой и знаниями, смысловой направленностью и познавательной устремленностью человека на конкретную предметную реальность. Вера выступает системообразующим компонентом целостной картины мира и процесса ее формирования у развивающегося человека. Вера образует в его мировоззрении «твердую опору, не подвергнутую сомнению», она «руководит поступками, оставляя при этом свободу мысли»; вера проявляется и удерживается, несмотря на противоречие опыта и ума, «святая вера ... дает место науке; признает свободу воли; хранит исторические предания» [1, с. 356].

Религиозная вера и наука, научное познание в педагогической системе К. Д. Ушинского выступают как инвариантное (вечное) и временное (изменяющееся, развивающееся). Наука и научное образование призваны дать знание законов внешнего и внутреннего мира, развить ум, сознание и самосознание человека. Но научное образование не есть «сама жизнь», оно не дает полного представления о мире, причинах и источнике его существования и развития. К. Д. Ушинский высоко оценивал значимость науки как особой человеческой деятельности для развития человека и общества. Особую роль в умственном и нравственном развитии педагог отводил естествознанию. «Учение Дарвина. есть, по нашему суждению, не только такое учение, которое придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности, но и заключает в себе глубокий нравственный смысл, оно фактически показывает нам, что мы живем посреди великого процесса творчества и вечного совершенствования, двигателем которого является неведомая, но чувствуемая нами причина, перед которой и самый гордый ум склонится с благоговением» [2, с. 379].

Однако развивающее и облагораживающее влияние науки возможно лишь в том случае, если ее цели не сводятся только к прагматическим. Наука, в понимании К. Д. Ушинского, становится фактором духовного становления человека, если выступает в высшем, «бескорыстном» значении как особая, высшая и благородная деятельность-служение.

К. Д. Ушинский рассматривает науку как «способ чтения в книге природы воли Творца». Познание, считает педагог, - это процесс приближения к истине. Человек в своей познавательной деятельности идет от незнания к знанию, на основе уже познанного проникает в новые тайны природы, мира и человека, удивляясь, постигает их богатство, что в свою очередь укрепляет его в вере. Вера и наука выражают целостность, единство и неделимость человеческой природы, единство разума и чувства, интеллекта и аффекта. Их единство и гармоничность

позволяют человеку осознать себя частью и «живым органом мирового духовного развития человечества».

Религиозная вера и научное знание в педагогической системе К. Д. Ушинского соотносятся по принципу взаимодополнительности и гармонизации. Он утверждает, что «человеку одними знаниями не прожить, и потому вера нужна ему как дополнение знаний», поскольку «поле потребностей жизни человеческой» не ограничивается познанием, оно значительно шире. Дети, по мысли педагога, обладают способностью «врожденности веры», и эту способность необходимо «облагородить и развить чувством эстетического и морального, чувством христианства, и тогда сбудется изречение апостола: «сердцем верится в правду» [3, с. 356].

Художественно-эстетическое мировосприятие выступает необходимой предпосылкой формирования целостной картины мира у ребенка на начальной ступени обучения. В формировании эстетической картины мира наибольшую значимость, по мнению ученого-педагога, имеют труд, восприятие природы, изучение родного языка, религия, а также «сама жизнь» (отношения и поступки человека), «заряженные» высокой нравственно-эстетической силой. Идея целостного и гармонического художественно-эстетического мировосприятия и миропонимания пронизывает учебные книги К. Д. Ушинского, определяет их структуру и характер самого содержания материала в книгах.

В основе учения К. Д. Ушинского о человеке и его педагогической системы лежит холистический подход, истоки которого восходят к идее христианского целеполагания. Мир есть высшая всеохватывающая целостность, обнимающая собой области физического, биологического, психологического, рационального и метафизического. Человек целостен, его «бытие и благоденствие» обусловливаются целостным миром. Человек есть часть мира, а его целостность обусловливается религиозным началом, выступающим тем стержнем, который объединяет разрозненные понятия и представления в целостною картину мира - единство Бога, человека и мира.

Целостность личности человека и его души задана его природой (тварной и вечной, божественной). Образ Божий дает человеку начало личности, ее целостности. Творец наделил человека и способностями ее обретения: способностью самосознания, самовидения, самопола-гания, даром слова, свободой воли, разумом. Духовная, душевная и телесная ипостаси человека едины, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Человек только «задан», ему «дана» способность развиваться, совершенствоваться, облагораживаться. Он наделен «творящей жизненной силой» и способен стать «человеком духовным» благодаря возможности к непрерывному и прогрессивному развитию. Именно духовность в человеке определяет начало его цельности и органической иерархичности. Целостность, «неразделенность» атрибутов души (разум, чувство, воля, совесть) есть условие ее развития и обогащения.

Целостность человека, его души обусловливают и характер образовательного процесса, воспитания и обучения ребенка, которые должны рассматривать «человека всего», во всех его проявлениях и состояниях, чтобы помочь «дитяти» реализовать как природные силы и способности, так и духовное начало. Целостность развивающейся личности ребенка в учении К. Д. Ушинского рассматривается как «психический закон» детской души, которому должна соответствовать и система обучения. В «Письмах из-за границы» («Педагогическая поездка по Швейцарии») К. Д. Ушинский подчеркивает, что первоначальное обучение призвано построить в душе ребенка «прочное здание ясного, живого и верного миросозерцания», «стройный образ мира», «живое» представление о мире: природе, истории страны, человеке. При определении содержания обучения в общеобразовательной школе, включая прежде всего начальную ступень, необходимо «иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в ее целостности и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие». Не науки, подчеркивает педагог, должны «схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». «Каждый класс, начиная с самого младшего, - пишет педагог,- должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников, и в центре этого мира, отразившегося в детской душе, должна блестеть, как солнце, все освещая и согревая, нравственная, гуманная христианская идея» [4, с. 137 - 138].

Таким образом, единство и взаимодополнительность научного образования, художественно-эстетического познания и религиозной веры выступают в педагогике К. Д. Ушинского определяющим принципом в формировании целостной картины мира у ребенка на начальном этапе обучения. Этот принцип является конкретным выражением триединства основоположений педагогики К.Д. Ушинского (православие, народность, антропологизм) и определяет содержание и метод (технологии) формирования целостного образа мира у учащихся.

Развивая идею народности, К. Д. Ушинский раскрывает содержание образования на начальном этапе, ориентированное на ценностно-смысловые приоритеты, поскольку главное в образовании - «внутреннее устроение души и духа», а не «формальное развитие рассудка». Он подчеркивает, что в жизни ребенка есть короткий период (начальное обучение), когда педагогу следует обогащать его душу, и «тратить это время исключительно на, так называемое, развитие рассудка было бы величайшей ошибкой и виною перед детством; а эта ошибка не чужда новейшей педагогике» [2, с. 386].

Основу «строя души» составляет «духовная память», или «память развития», которая и есть собственно человеческая память, становящаяся функцией духовного развития человека. Ядром строя души, средоточием всех душевных явлений и первым проявлением душевного стремления являются переживания, «чувствование». Содержанием образования ребенка, формирования у него целостной картины мира выступает культура (народная культура), которая составляет «собственно человеческое» измерение, включая систему ценностных ориентиров, идей и понятий. В такую систему входят родной язык, история, вера, философия, наука, религия, литература, традиции, образ мысли, образы родины, природы, человека, переживания и модели поведения человека, семья. Формирование целостной картины мира становится возможным, согласно К. Д. Ушинскому, если образование ребенка осуществляется в языке народа, науке, религии, истории страны, традициях, литературе.

Основным источником развития целостной личности, формирования целостной картины мира у развивающегося человека К. Д. Ушинский считал родной язык. Слово он рассматривает как духовный архетип, несущий энергию, способную подчинять себе реальное, порождать особое состояние души и мысли. Слово есть духовное, внутреннее орудие, которое является главным средством человеческого развития. Слово аккумулирует в себе духовный, культурный и социальный опыт нации, установку на правильное понимание смыслов, выстраивание связной системы понятий об окружающем мире, образы мира, аффективно-смысловые образования, традиции, нормы морали. Родное слово, в понимании К.Д. Ушинского, есть эффективное средство развития детей, ключ к пониманию духовной жизни народа. Родной язык является одним из предметов, который с точки зрения его воспитательных возможностей ни с чем не сравним.

Основу технологии формирования целостного образа мира в педагогике К. Д. Ушинского составляет метод. Особенность технологического решения проблемы состоит в том, что дидактический метод К.Д. Ушинского не игнорирует живую, развивающуюся, целостную детскую душу. Процесс познания в начальной школе осуществляется в единстве индуктивно-дедуктивного, интуитивного и логического способов движения мысли ребенка. Наиболее органично такое единство реализуется через организацию познавательной деятельности ребенка в книге «Родное слово. Год третий. Первоначальная практическая грамматика с хрестоматией». Здесь К. Д. Ушинский показывает метод, с помощью которого ребенок под руководством педагога «открывает тайны» возникновения, развития и существования языка и слова как высшей способности человека. Это научный метод, который в современной научной терминологии определяется как «анализ через синтез». Суть дидактического метода К. Д. Ушинского составляет руководство самостоятельной исследовательской работой учащихся. Сократический метод, по убеждению педагога, должен быть основным, поскольку он пробуждает самостоятельную мысль школьника, а суть этого метода состоит в том, что педагог своими вопросами обостряет противоречия между имеющимися у ученика фактами и мыслями, вводя их «в светлый круг сознания», «сталкивает» их, что приводит к формированию разумной мысли.

Ребенок не просто получает знание, научные сведения, он овладевает научным методом, что принципиально отлично от простого усвоения информации. В дидактико-методической системе К. Д. Ушинского метод есть «душа» знания, опыта, фактов, изучаемых законов. Школьник овладевает методом познания не ради получения некой информации, а для «более глубокого начала», выходящего за пределы того, что преподается. Обучение методу научного знания означает побуждение ученика к самостоятельной мысли, ее движению, к порождению нового, высшего, целостного знания. Метод осваивается ребенком в процессе «живого применения» к данным опыта. В связи с этим наблюдение и самонаблюдение К. Д. Ушинский рассматривает в качестве ведущих методов познания, образования и развития ребенка на начальном этапе обучения. Наблюдение явлений окружающего мира, природы, событий и жизни людей, собственных душевных проявлений становится необходимой предпосылкой формирования целостного представления о жизни и мире. Оно позволяет ученику увидеть мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается только физической и психической действительностью, что, кроме этого, существуют и другие его грани и измерения: область ценностей и смыслов, веры и религиозного опыта, что представлено и реализовано через учебные книги К. Д. Ушинского.

Проведенный нами анализ педагогического наследия К. Д. Ушинского позволяет от-рефлексировать педагогические условия, которые обеспечивают формирование целостной картины мира у школьников на начальном этапе обучения.

Во-первых, обеспечение целостности педагогического процесса в образовании ребенка, что достигается системностью его компонентов: цели-ценности, содержание, средства, метод, формы организации, критерии оценки эффективности, результат. Отличительной особенностью подхода К. Д. Ушинского является то, что воспитание - основа образования и развития личности. Обучение есть средство, «могущественнейший орган» воспитания.

Во-вторых, ребенок, его личность и душа обладают способностью к саморазвитию, творческой самостоятельной активности. Учитель призван организовать его деятельность, «дать средства» для развивающей, творческой, самостоятельной деятельности. К ним относятся включение школьника в исследовательское познание, сопровождающееся «чувством открытия истины» и предполагающее: расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе; овладение ребенком научными методами познания (анализ через синтез, наблюдение, самопознание, самонаблюдение, системно-функциональный анализ явлений языка и мира, понимание, интерпретация); развитие интеллектуальной и личностной рефлексии; единство интуитивного и логического способов движения мысли ученика в учебном познании.

В-третьих, одушевление и одухотворение всего образовательного процесса начальной школы, что обеспечивается как содержанием образования, его методами, так и характером и способами взаимодействия ребенка с миром, культурой, другим человеком, самим собой.

В-четвертых, развитая личность учителя, его вера, характер, психологический такт, увлеченность наукой, способность быть посредником в культуре, науке и образовании.

Реализация всех названных условий позволит, по выражению К. Д. Ушинского, в сознании «дитяти» сформировать «целостный (хоть и не вполне) образ мира». Воспитывая у ребенка разностороннее освоение действительности (научное, духовное, эстетическое), можно эффективно решать задачи формирования представлений и понятий о единстве мира, его познаваемости и многогранности. Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» вводят детей в науку как в «живое изъяснение мира», способствующее тому, что в голове ученика укладываются знания и идеи, сообщаемые науками; эти идеи «органически выстраиваются в светлый и обширный взгляд на мир». Содержание учебных книг дает «округленное» миросозерцание, в центре которого «блестит нравственная, гуманная христианская идея».

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Вопрос о душе в его современном состоянии / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - Т. 3.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. - Т. 8.

3. Ушинский К. Д. Религия как историческая форма функционирования человеческой психики: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. -М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950. - Т. 10.

4. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - Т. 3.

INNOVATIVE ORIENTATION IN FUTURE TEACHER TRAINING AIMED AT FORMING INTEGRAL

WORLDVIEW AT SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of future primary school teacher training aimed at forming integral worldview at primary school schoolchildren. The author gives theoretical substantiation of realization of the principle of unity and complementarily of scientific, artistic, educational and religious outlook. The system of psychological and educational conditions and means of forming integral worldview at primary schoolchildren is revealed.

Keywords: innovations in education, world view, world image, world model, integral worldview, world outlook, world seeing, world perception, integrity of a developing personality, holistic approach, anthropological approach.

N. G. Medvedeva1 N. L. Shehovskaya2

1) Kursk State University e-mail:

[email protected]

2) Belgorod National Research University

e-mail:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.