Секция ««Инновационная деятельность промышленных предприятий»
УДК 338.1
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ
Е. Б. Пацук Научный руководитель - О. В. Пацук
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Экономическое развитие возможно при создании инновационных товаров и услуг, которые могут не только расширить существующие рынки сбыта, но и создать принципиально новый высокотехнологический рынок, выход на который поможет занять лидирующие позиции на международном уровне. Развитие инновационной экономики возможно за счет своевременных инвестиций в инновации, как со стороны государства, так и со стороны частных компаний.
Ключевые слова: инновационная экономика, инвестиции, экономическое развитие.
INNOVATIVE ORIENTATION OF INVESTMENTS
E. B. Patsuk Scientific Supervisor - O. V. Patsuk
Reshetnev Siberian State Space University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: [email protected]
Economic growth is possible during creation of innovative goods and services which can not only expand the existing markets outlets, but also create essentially new high-tech market, an exit to which will help to take the leading positions at the international level. Growth of innovative economy is possible due to timely investments into innovations both from the state, and from the private companies.
Keywords: innovative economy, investments, economic growth.
В настоящий момент важным вопросом становится инновационная направленность инвестиций в России, так как необходима технологическая модернизация промышленности и структурная перестройка экономики. Доля инвестиций в инновациях довольно маленькая из-за слабой хозяйственной интеграции в разных видах деятельности. Развитие экономики возможно за счёт научно-технических достижений в производстве, создании новых или недостающих с использованием таких технологий, которые поспособствуют сохранению природы и поднимут жизненный уровень населения [1].
В результате введения санкций против России экономика страны оказалась в кризисной ситуации: с одной стороны до сих пор преобладает рыночная экономика, когда спрос определяет предложение, с другой стороны возникает потребность в инновациях, то есть переход на инновационную экономику. Кризис заключается в том, что производимые товары в Росси не конкурентоспособны с теми же товарами из Китая, соответственно, чтобы не оставаться только экспортерами сырья, необходим новый инновационный продукт, с которым можно выйти на международный рынок.
Инновационная направленность инвестиции затруднена в России из-за неправильно построенной пирамиды инноваций. В идеале, последовательное становление инновационное экономики проходит через следующие этапы:
1. Среда (основание пирамиды):
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
1.1 институты,
1.2 знания,
1.3 культура,
1.4 инфраструктура,
1.5 рынки.
2. Деньги (вершина пирамиды):
2.1 финансирование исследований,
2.2 финансирование бизнес-проектов.
Пирамида инноваций характеризуется такими показателями, как защита интеллектуальной собственности, качество высшего образования, престиж профессии ученого, инновационные территории, количество венчурных фондов, гранты на исследования, инновационные государственные заказы, количество стартапов, выпуск инноваций и реальный рост ВВП. В отличие от идеальной пирамиды инноваций, применяемая стратегия инновационного развития экономики в нашей стране имеет перевернутую форму пирамиды. Здесь, в первую очередь со стороны государства поступает много заявок на исследования и НИОКР, происходит их финансирование, но, при этом, сохраняется «слабый» фундамент с недостаточно развитой наукой и неблагоприятной инновационной средой [2].
В период кризиса институт статистических исследований и экономики знаний проводил анализ данных инновационной активности компаний сектора интеллектуальных услуг России. В результате было выявлено, что во время кризиса преобладают маркетинговые инновации, а не технологические (процессные и продуктовые). Это объясняется тем, что у предприятий остался товар, который необходимо продать, чтобы произвести новый, а у потребителей в настоящее время существует недостаток денежных средств, в связи с чем, снизилось потребление, поэтому создаются новые рекламные ролики, привлекательный дизайн, то есть используются новые стратегии продвижения товаров и услуг, чтобы покупатель захотел и купил данный товар [3].
Австро-американский экономист Йозеф Шумпетер ввел термин «инновации», который обозначает не только совершенно новый продукт или услугу, но также старый продукт с новыми функциями или произведенный с помощью новых технологий. К тому же к инновациям относится новый рынок сбыта, новый источник сырья, и проведение реорганизации предприятия.
Основными типами инноваций для России являются радикальные, архитектурные и подрывные. Радикальные инновации позволяют создать новые технологии и выйти на дополнительные рынки сбыта. Архитектурные инновации используют существующие технологии для выхода на новый рынок, а подрывные инновации позволяют на существующем рынке создать новые технологии. Наилучшим вариантом для России будет применение архитектурных инноваций, так как необходимы новые рынки сбыта, где бы отечественные товары были конкурентоспособными.
Согласно данным национального доклада об инновациях России, сделанных Российской венчурной компанией (РВК), государственный бюджет страны выделяемый на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет до 80% от всей суммы инвестиций и сравним с бюджетами стран-лидеров инноваций (Южная Корея, Израиль, Япония), но частные расходы на НИОКР минимальны - всего 20%, и находятся на уровне беднейших стран ОЭСР (Аргентина, Греция, Польша) [4].
Для разрешения кризисной экономической ситуации и выхода на новый международный высокотехнологический рынок по указу Президента РФ создана долгосрочная комплексная программа национальной технологической инициативы (НТИ). Переход к новому технологическому укладу приведет к формированию в мире в течение ближайших 10-20 лет совершенно новых крупных рынков, предлагающих потребителям передовые технологические решения и принципиально новые продукты и сервисы. Акцент идет на беспилотное управление, сетевые рынки сбыта, цифровую экономику и цифровые фабрики.
По результатам форсайта, проведенного в 2015 году, были выделены следующие рынки сбыта: EnergyNet (распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city), FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды), SafeNet (новые персональные системы безопасности), HealthNet (персональная медицина), AeroNet (распределенные системы
Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»
беспилотных летательных аппаратов), MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа), AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя), FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты) и NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики) [5].
Таким образом, согласно проведённому исследованию можно сделать вывод, что Россия в настоящий момент, не смотря на активное продвижение национальной технологической инициативы и государственных инвестиций в инновации с помощью РВК не сможет в ближайшее время позиционировать экономику страны как экономику инноваций, так как преобладает рыночная экономика. В связи с этим необходимо в большей степени уделять формированию фундамента идеальной пирамиды инноваций, проводить политику привлечения инвестиций от частных компаний, формировать новые рынки сбыта, так как маркетинговые инновации значительно отстают от продуктовых и процессных инноваций.
Библиографические ссылки
1. Patsuk O.V. Design of the regions' economic development strategy // PERSPECTIVES OF INNOVATIONS, ECONOMICS AND BUSINESS (PIEB) / International cross-industry research journal (Professional & Innovative Research Publications). - Prague, Czech Republic, Volume 5, Issue 2, 2010. - P 82-85.
2. Торкановский Е. П. Коллективные инвестиции в инновационной экономике: значение и перспективы // Экономика и экономические науки. 2017. №1 (65).
3. Пацук О. В. Обновление требует вложений [Текст] // Креативная экономика. 2011. № 10.
4. Invest Rating [Электронный ресурс]. URL: http://www.invest-rating.ru (дата обращения 09.04.2017).
5. Национальная техническая инициатива [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru/nti (дата обращения 04.04.2017).
© Пацук Е. Б., 2017