ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
Н. В. Добрынина
INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF HIGH-TECH ENTERPRISES OF THE ATOMIC INDUSTRY
N. V. Dobrynina
Аннотация. В статье рассмотрены приоритеты в области инновационной политики государства, цели и задачи госкорпораций, условия функционирования предприятий атомной отрасли, приведены основные стратегические цели государства и госкорпораций атомной отрасли.
Ключевые слова: инновация, атомная отрасль, госкорпорация, инновационная модель.
Abstract. The article considers the priorities in the state innovation policy, objectives and tasks of state corporations, the conditions of functioning of the enterprises of the atomic industry, presents the main strategic goals of the state and state corporations of the atomic industry.
Key words: innovation, the atomic industry, the state corporation, innovative model.
Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одними из ключевых факторов, обусловивших изменения в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран за последние 20-30 лет.
Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые можно отнести к следующим направлениям:
- инновационное поведение предприятий и организаций;
- инновационная политика государств.
Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, в технологические и организационные нововведения; в опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; в возникновении новых видов деятельности и т.д.
Эти соотношения и взаимозависимости характеризуют инновационную модель экономики. И наибольший интерес сегодня представляет то, как они трансформируются в конкретно исторических условиях стран и регионов; как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях. Актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса и т.д. [1].
Инновационная деятельность имеет специфические черты - неопределенность и отложенность результата; несовпадение социального и экономического эффектов от инноваций; неравномерное распределение информации среди исследователей, новаторов, потенциальных инвесторов, потребителей; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента, что усиливает значение инновационной «составляющей» в деятельности государства. Масштабы и механизмы поддержки науки и инноваций в каждой стране меняются по мере ее развития, изменения приоритетов и даже политической моды. Поэтому перед Россией на сегодняшний момент стоят следующие задачи:
- изучение основных тенденций и приоритетов инновационного развития нашей страны с учетом глобальных трендов и вызовов, формирующих его внешние условия и ограничения;
- анализ содержания и динамики показателей и индикаторов, характеризующих переход к инновационной экономике, а также направлений и инструментов государственной политики, нацеленных на ускорение развития;
- исследование контуров инновационной политики в зарубежных стра-
нах и в России, ключевых элементов современной модели организации и поддержки инновационной деятельности, адекватных социально-
экономическим и политическим задачам, стоящим перед нашей страной;
- характеристика современных форм и механизмов поддержки национальной инновационной системы, которые стали внедряться в нашей стране сравнительно недавно (механизмы стимулирования инновационной активности бизнеса; формирование и поддержка системы долгосрочных технологических приоритетов; создание государственных корпораций и др.);
- оценка перспектив развития отечественной наноиндустрии, возможностей и эффективности ее поддержки со стороны государства [2].
В России, несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он остался неизменным даже во время экономического подъема. Более того, под воздействием целого спектра объективных причин (зачастую внешних по отношению к промышленной деятельности) у компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса (исследованиям и разработкам, приобретению новых технологий, прав на патенты, патентных лицензий и т. п.).
Явный прогресс в данной области демонстрируют только высокотехнологичные сектора. К сожалению, их успехи - относительно более высокий уровень инновационной активности и результативности - пока не могут изменить реальный инновационный «облик» российской экономики. Их влияние ограничено и числом действующих предприятий, и численностью работников, и абсолютными объемами производимой продукции [3].
Создание российским государством крупных корпораций имеет своей целью поддержку и развитие тех областей, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где рейтинг страны постепенно снижается (судостроение, авиастроение). Функциональное назначение госкорпораций весьма разнообразно: от реализации отдельных проектов и программ, содействия отдельным
видам деятельности до управления конкретными отраслями и группами компаний. Деятельность таких корпораций, как «Роснанотех», «Ростехнологии», «Росатом», направлена на освоение высокотехнологичных отраслей и, соответственно, на модернизацию экономики страны [4].
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом») организована на базе Федерального агентства по атомной энергии.
В рамках реформы атомной отрасли на ГК «Росатом» возложены функции управления вертикально интегрированным госхолдингом «Атомэнерго-пром», который включает предприятия гражданского и оборонного сегментов отрасли. Основной задачей холдинга является формирование глобальной компании, успешно конкурирующей на ключевых мировых рынках.
В ГК «Росатом» вошли предприятия атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, НИИ и КБ, организации, работающие в сфере ядерной и радиационной безопасности. В завершенном виде ГК «Росатом» будет представлять собой структуру «полного цикла» - от добычи урана до производства электроэнергии и вывода АЭС из эксплуатации по окончании срока службы.
Целями ГК «Росатом» являются:
- проведение государственной политики, осуществление нормативноправового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций отечественных атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, поддержка международного сотрудничества;
- создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями отрасли;
- обеспечение проведения государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.
В число предприятий атомной отрасли входят не только предприятия по отработке ядерного топливного цикла (ЯТЦ), но и крупные генерирующие мощности в электроэнергетике, предприятия тяжелого машиностроения, развивающийся горнорудный комплекс по добыче урана и сопутствующих минералов как на территории России, так и за рубежом. В мировой практике нет примеров объединения в рамках одной управленческой системы широкого набора активов компаний ядерной энергетики и ЯТЦ.
С учетом того, что национальные мощности ЯТЦ могут быть загружены только в рамках мирового рынка, ГК «Ростатом» нацелена на формирование тактических и стратегических альянсов с основными участниками рынка. Долгосрочная стратегия развития атомной энергетики России предусматривает создание крупномасштабной отрасли, улучшение обеспечения энергетических потребностей общества в электричестве, теплоснабжении, производстве водорода, опреснении воды, промышленных технологиях, а также удовлетворение потребностей в радионуклидах с широким спектром их использования в медицине, сельском хозяйстве и других областях [5].
Важный элемент стратегии развития атомной энергетики - снижение издержек эксплуатации АЭС за счет уменьшения численности персонала и повышения эффективности использования топлива, что предполагается осуществить на базе внедрения инновационных разработок. Также намечается увеличить экспорт вырабатываемой электроэнергии в страны Восточной Европы и Азии, что потребует модернизации систем передачи энергии, например на основе наноструктурных сверхпроводников. В настоящее время ключевыми инновационными технологиями, формирующими конкурентоспособность российской атомной отрасли на мировых рынках, являются технологии ядерной системы производства пара, серийного сооружения АЭС и создания газовой центрифуги [1].
Одна из основных задач инновационного развития ГК «Росатом» - это повышение конкурентоспособности продукции и услуг на атомных энергетических рынках за счет модернизации существующих технологий и технического перевооружения производственных мощностей. В своей деятельности ГК «Росатом» использует различные формы реализации инноваций. Также применяется инновационное развитие в кооперации с внешними производственно-технологическими партнерами, в реализации совместных проектов. Наконец, в ряде случаев используется приобретение патентов, лицензий на различные технологии, привлечение и интеграция игроков на рынке [6].
Корпорация делает ставку на основные ключевые проекты, в которые будут инвестированы значительные ресурсы. Это проекты, связанные с созданием реакторов нового поколения на быстрых нейтронах, со строительством реакторов малой и средней мощности, с разработкой технологии производства топлива и обогащения урана, с созданием сверхпроводников и опытного экспериментального варианта по термоядерному синтезу. Заметную выгоду государству, обществу, бизнесу могут принести разработки в области ядерной медицины, высокопрочных материалов, проект «Чистая вода» и др. [1].
Опыт динамично развивающихся и экономически развитых стран подтверждает эффективность перехода к инновационной модели экономического роста. Несмотря на ряд кризисных явлений в мировой финансовой сфере и в экономике ряда крупных стран, ставка на инновационное развитие остается важнейшим фактором долгосрочного устойчивого развития и решения большинства глобальных проблем [3].
Предприятия атомной отрасли призваны решать задачу государства в создании условий для перехода экономики России на инновационную модель развития за счет реализации перспективных инновационных проектов, расширения доли рынка высокотехнологичной продукции, увеличения инновационного потенциала при поддержке государства.
Список литературы
1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России. Национальный доклад.
2. Индикаторы инновационной деятельности. 2008 : стат. сб. / И. Имамутдинов [и др.]. - М. : ГУ-ВШЭ, 2008.
3. Конкурентоспособность в глобальной экономике / А. Дынкин, В. Кондратьев [и др.]. - М. : Наука, 2003.
4. Делягин, М. Государственные корпорации как фактор модернизации России / М. Делягин. - иКЬ: www.rspp.su/articles/03.2008.
5. Лазаревский, А. Диагноз института госкорпораций / А. Лазаревский // ЭЖ-Юрист. -2008. - № 23.
6. иКЬ: http://www.rosatom.ru/
Добрынина Наталья Владимировна аспирант,
кафедра приборостроения,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Dobrynina Natal'ya Vladimirovna postgraduate student,
sub-department of instrument engineering, Penza State University
УДК 338.26 Добрынина, Н. В.
Инновационная модель развития россии на примере высокотехнологичных предприятий атомной отрасли / Н. В. Добрынина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 34-38.