ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Инновационная модель развития мегаполиса
Яновский В. В.,
Бегунов А. Н
Ы М
03
м РР
ж Он
м V <2 «5
а
186
Валерий Витальевич Яновский — заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы, кандидат физико-математических наук, доцент.
Бегунов Александр Николаевич — соискатель Института региональной экономики Академии наук РАН.
^ыделить наиболее характерные черты XXI века очень трудно. Будет ли это информационное общество, глобальная паутина корпоративных сетей,технотронное общество, эпоха пост-постмодерна? Однако очевидно, что мировому сообществу пока не удалось в полной мере выбраться из переходного периода, и это определяет многочисленные дисбалансы и конфликты. Природу этого переходного периода однозначно определить еще труднее, но наиболее характерная черта переходного этапа — многовариантность развития. Переход страны в целом и ее мегаполисов в частности к экономике постиндустриального типа связывается, несмотря на множество окон возможностей, главным образом с экономическим ростом, который должен поддерживаться инновационным развитием во всех областях и необходимостью возможно более конкурентоспособного инвестиционного климата.
Россия сегодня — страна городов. В городах, занимающих всего 0,5 процента ее территории, живет почти три четверти населения, сосредоточена львиная доля капитала и хозяйственной жизни. На фоне общей урбанизации ведущая роль принадлежит самым большим городам-мегаполисам — федеральной и региональным столицам, которые в наибольшей сте-
1/2005
пени страдают от развития экономики страны по сырьевому пути. В 90-е годы мегаполисы России не выполнили главную из своих функций — быть лидерами структурной перестройки экономики. Анализ экономического и социального развития России позволяет сделать два вывода.
1. Процессы региональной реструктуризации в России приняли характер приспособления существовавшей еще в советские годы отраслевой и региональной структуры к запросам мирового рынка. От этого выиграли поставщики топлива и сырья на экспорт — Тюменская область с автономными округами, Красноярский край, Якутия и некоторые другие. Напротив, ни один из старых промышленных районов (Москва, Петербург, Нижний Новгород), в которых зарождалась обрабатывающая промышленность, не входит в группу ведущих промышленных районов России. Страна впервые в современной истории демонстрирует инверсию понятия «старопромышленный район»: в этой роли выступают не угольно-металлургические бассейны, а районы обрабатывающей промышленности, науки и техники.
2. В России сформировалась четырехполюсная система регионов, основанная на доминировании столичного торгово-банковского капитала (Москва) и районов добычи экспортного топлива и сырья (Северо-Восток) над стагнирующими «промышленным поясом» (от Санкт-Петербурга до Новосибирска) и аграрным Югом.
Сегодня фактически демонтирована индустриальная база страны,
созданная усилиями советского государства. При этом нужно учитывать, что образование структуры внутренних рынков, соответствующей западному стандарту эпохи массового потребления, запоздало еще больше. В этих условиях немалая часть населения, в первую очередь так называемые «новые» русские, стремится воспользоваться теми удобствами, которые предоставляет индустриальная модель на пике своего развития. С точки зрения общенациональных интересов консервация индустриальной модели расточительного производства и потребления — это консервация отсталости. Если страна останется в поздне-индустриальной системе координат, она не выберется из ловушки модернизации. Тем более что из-за удорожания факторов производства условия движения по прежнему пути становятся все более жесткими — высокая нынешняя цена на нефть вынуждает многие страны расходовать значительные средства на развитие альтернативных источников энергии. К тому же преобладание городского населения делает одним из главных императивов российской политики сохранение существующего жилищного фонда. Большая часть его размещена в мегаполисах, больших и средних городах. А это предъявляет вполне определенные требования к отраслевой структуре экономики, занятости, уровню доходов и образу жизни населения. По существу, именно система расселения (через ограничения дезурбанизации) накладывает «вето» на дальнейшую реализацию в России «сырьевого сценария».
ы ы 05
м РЧ
нС О |
<2
вой
а
187
1/2005
и м OS
83S
М PQ
Ж О | М W
<2
«S
>*Е £
188
1/2005
Несколькими годами раньше Иммануил Валлерстайн1 — признанный лидер теории миро-системной динамики — пришел к любопытным выводам. «Победа» либерализма и ослабление национальных государств, считает он, поставили под сомнение важнейший на сегодня способ получения дополнительной прибыли — экстеррито-риализацию издержек за счет экономии на создании инфраструктуры. Единственной оставшейся в этих условиях возможностью является сокращение издержек за счет «экономии» на природоохранных мерах, но это путь к экологической катастрофе. Через полстолетия это может стать причиной краха капиталистической ми-росистемы и глобальной революции «нарождающихся классов» (closes emergentes), после чего планета погрузится в социальный хаос. Непредсказуемые зачастую действия новых акторов в мировой политике уже сейчас заставляют прислушаться к предостережению Валлерстайна.
Вопреки вульгарному представлению постиндустриальная экономика не сводится к взрывному росту на базе информационных технологий. Суть постиндустриального развития подразумевает переход на новую ступень цивилизации, где одной из основных составляющих является культурно-ми-
ровоззренческая, которая органично взаимосвязана с новыми экономическими возможностями. Однако о новой системе менеджмента и организации рабочего времени и пространства, о новых сетевых взаимосвязях практически никто не вспоминает — таково мнение экспертов из разных областей деятельности. Даже о решении экологических проблем, воспитании нового отношения к окружающей среде речь почти не идет. Между тем постиндустриальная экономика, в первую очередь, подразумевает здоровую среду обитания, здоровую пищу, новые виды топлива и транспорта. Все это должно существенно изменить взгляды на мир, экономическое развитие и развитие человека, свойственные индустриальной экономике. Иначе увлечение исключительно экономическими вопросами «оденет» Россию в постиндустриальную оболочку, оставив ее страной с индустриальным сознанием, которое позволяет пользоваться импортируемой новой реальностью, но не создавать ее. В этом случае она станет страной, обреченной на существование во «втором эшелоне». Следуя этой логике, попытаемся оценить открывающиеся перед крупными российскими мегаполисами, в первую очередь Санкт-Петербургом, возможности, постепенно продвигаясь к более отдаленному будущему.
Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб., 2001.
Экономическая и инвестиционная политика
Как можно ускорить экономический рост? Один из возможных путей — проведение такой экономической политики, в соответствии с которой региональные органы государственной власти имеют возможность направить ресурсы в перспективные для экономического роста отрасли.
Опыт развитых стран показал, что рыночных сил саморегулирования недостаточно для преодоления возникающих кризисов. Из анализа мировых кризисов возникло понимание того, что государство должно активно вмешиваться в экономический процесс. Государство, используя соответствующие средства (например, увеличение или сокращение денежной массы), может достичь поставленных социально-экономических целей (полная занятость или стабилизация уровня оптовых и розничных цен). Далее под экономической политикой понимается совокупность мероприятий органов государственной власти, посредством которых государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.
Экономическую политику формирует направление ресурсов в ту отрасль, которая считается перспективной. Это означает перемещение ресурсов из других отраслей, поэтому экономическая политика предполагает развитие одних отраслей хозяйства за счет других. Главная проблема здесь — определение критерия отбора приоритетной отрасли. В рыночной экономике некоторые отрасли будут развиваться, другие — сжиматься под влиянием кон-
куренции. Для того чтобы обосновать активную региональную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс происходит слишком медленно, т. е. необходимо обосновать вмешательство региональных органов государственной власти наличием дефекта рыночного регулирования.
Обычно аргументы в пользу той или иной экономической политики не обязательно упираются в дефект рыночного регулирования. Вместо этого они содержат надежные с виду критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для государственной поддержки. По-видимому, в общем случае органы государственной власти и управления мегаполиса должны способствовать развитию следующих отраслей:
- с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;
- играющих роль «связующего звена»;
- имеющих потенциал роста;
- позволяющих повысить интеграцию предприятий мегаполиса.
Любые экономико-социальные мероприятия направлены на достижение ряда целей. Для контроля их достижения используются соответствующие инструменты. При этом проектные задания и цели базируются на конкретной экономической ситуации. Фактически они отражают коридор возможностей, которые могут быть реализованы в данное время. Обозначим и проанализируем основные цели экономической политики.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
189
1/2005
и м 05
83§
м «
Ж О | м£Г
<2
«й
>*Е §
190
1) Высокий уровень занятости. В широком смысле слова под этим понимают полное использование всех факторов производства. В качестве средства измерения служит степень загрузки совокупного производственного потенциала. В узком смысле слова речь идет о полной занятости производственного фактора «труд». В широком — это экономическая и политическая независимость работающего по найму человека, формирование гражданского общества и среднего класса, обеспечивающего его стабильность, происходит уверенность граждан в возможности найти соответствующую их квалификации работу.
2) Равновесие внешних экономических операций. В экономических связях с другими регионами страны и зарубежными странами преследуется цель сбалансировать поступающие и расходные платежи так, чтобы все торговые партнеры могли оставаться платежеспособными. Только в этом случае можно на длительный срок обеспечить преимущества, которые вытекают из международного и межрегионального разделения труда. Кроме того, экспорт гарантирует рабочие места и является важной составляющей потенциала экономического роста.
3) Непрерывный и соразмерный экономический рост. Общий экономический рост — увеличение предложения товаров и услуг на душу населения. Экономический рост должен сопровождаться повышением качества жизни за счет улучшения окружающей среды, модернизации сис-
темы здравоохранения и обеспечения старости и т. д.
4) Стабильный уровень цен. Если цены на потребительскую корзину составляют какую-то часть средней зарплаты, то изменение ее стоимости должно происходить в таких же пропорциях, как и изменение заработной платы или даже меньшими темпами. В этом случае цены не будут фактором, влияющим на инвестиционные и инфляционные ожидания населения.
Следует подчеркнуть, что достижение одной из целей может быть связано с серьезным отставанием в достижении других. Например, в народном хозяйстве в период спада конъюнктуры затрудняется достижение: полной занятости, экономического роста и стабильных цен. В результате сокращения денежной массы сдерживается совокупный спрос, а следовательно, и рост цен. В то же время усиливаются тенденции спада, а значит, замедляется экономический рост и растет безработица. Односторонняя направленность экономической политики на полную занятость с помощью политики дешевых денег и высокой государственной задолженности с целью стимулировать совокупный спрос вызывает, как правило, инфляцию. Одновременно нарушается также сбалансированность внешнеторговых операций, если на внешнем рынке проводится политика стабилизации, так как тогда сокращается экспорт из страны и увеличивается импорт.
Для того чтобы разрешить конфликт целей, экономическая политика стремится на практике к компромиссам. Однако одним из основных направлений реализации экономической поли-
1/2005
Рис. 1. Динамика основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации за 2000-2004 гг. (2000 г. — 100 процентов). Источники: Росстат, Минфин РФ, Центробанк РФ, ЦМАКП, авторские расчеты.
тики региона является инвестиционная политика.
Цель инвестиционной политики вполне очевидна — создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду. Основной критерий для инвестора — ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение бюджетной эффективности экономики региона. Повышение бюджетной эффективности региона — положительное изменение регионального бюджетного сальдо, то есть инвестиции должны привести либо к росту доходов, либо к снижению
расходов регионального бюджета. Укажем основные, на наш взгляд, условия, привлекательные для инвесторов:
- доступная, в том числе через Web-сайты, и полная информация об объектах;
- установленная и законодательно регламентированная процедура получения прав, четкие критерии определения победителей тендеров;
- прозрачный механизм оценки стоимости прав;
- государственный институт регистрации прав;
- государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.
Необходимо отметить, что сам объект инвестиций, при «распыленности» управления и отсутствии достоверной информации у собственников, не застрахован от недобросовестности или скрытого мошенничества со стороны как отечественного, так и ино-
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
191
1/2005
и м 05
83§
м «
Ж О | м£Г
<2
«й
>*Е §
192
1/2005
странного инвестора. Очерченные проблемы объясняют тенденцию снижения инвестиционного финансирования как зарубежного, так и из федерального и региональных бюджетов в реальный сектор экономики.
Отсутствие четкой экономической политики, а не отход российских властей от либеральных принципов в политике и экономике пугает иностранных инвесторов. Они теряют интерес к нашему рынку, потому что не уверены в сохранении стабильности в России даже в среднесрочной перспективе. Быть уверенным в сохранении экономико-политической стабильности в России, считает большинство инвесторов, можно только в краткосрочной перспективе. На долгосрочную и даже среднесрочную перспективу никто не решается делать каких-либо прогнозов. А ведь подавляющее большинство инвестиционных проектов рассчитаны на срок минимум три года. Таким образом, дело не в том, что руководство России, выстраивая президентскую вертикаль, начало уходить от либерального курса. В принципе, инвестору все равно, вкладывать ли деньги в проекты, реализуемые в стране с монархическим устройством или демократической республике, — главное, чтобы деньги вернулись. С точки зрения инвесторов более важно не то, насколько режим либеральный, а то, насколько он предсказуемый. Отсутствие у нынешнего руководства страны четкой экономической политики — даже большее зло, чем наметившийся отход от либеральных позиций в политике и экономике, считают представители бизнес-сообщества.
Ключевая проблема для западных инвесторов сегодня — отсутствие экономической идеологии у российских властей. Ситуация осложняется тем, что помимо России в последние годы появился ряд других стран, инвестиции в которые представляются иностранным компаниям перспективными. В первую очередь, это Китай с его быстро развивающимися технологиями и дешевой рабочей силой. Россия же тем временем, напротив, дорожает. Раньше участие в различных проектах, бесспорно, окупалось, теперь же многие фонды думают, что выгоднее вкладывать средства в Турции, в Китае, поскольку рынок в России сегодня крайне волатильный — любая негативная информация дает неадекватно негативный эффект и провоцирует отток инвестиций. Поэтому не исключено, что через несколько лет интересы иностранных инвесторов будут лежать вне российских проектов. Если Россия выпадет из этого процесса, никто и не заметит, а некоторые только обрадуются.
Роль мегаполисов в технологическом прогрессе сегодня становится более серьезной, чем во времена СССР2. До конца 1980-х гг. политика регионального развития СССР следовала принципу выравнивания уровня индустриализации территорий за счет государственной модернизации их промышленного потенциала. Перелом в развитии страны, как известно, произошел в 1990-е гг. Прежняя государственная инновационная политика себя исчерпала. Основные причины: неконкурентоспособность технологий; преобладание не имеющей современ-
Самсонов Н. Конец эпохи выживания // Эксперт-Сибирь. № 27 (41). 27.09.04.
ных ключевых квалификаций рабочей силы; отсутствие рынков сбыта продукции; неясность конкурентных преимуществ на глобальном рынке и т. п. В снабжавших отечественную индустрию сырьем регионах произошло закрепление сырьевой специализации, уже в масштабе мировой экономической системы. При этом производства в этих регионах чаще всего стали выступать в качестве «хвостов», развернутых за границами России технологических цепочек. Отсюда — большие объемы экспорта сырья, а также специфическая направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. В этой ситуации ставится под вопрос сам принцип комплексного и взаимосогласованного индустриального развития регионов и страны в целом. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны. Однако разрастание экспортно-ориентированного сырьевого сектора экономики практически не дает импульсов развитию ее несырьевых регионов. В лучшем случае слабо стимулируются процессы развития инфраструктуры вывоза, инструментального и технологического обеспечения сырьевых производств. При этом государство явно не справлялось с функцией развития регионов.
Разделение экономики на экспортный и внутренне ориентированный сектора стало окончательным, «ловушка рентабельности» захлопнулась. В результате разрыв в доходах 10 процентов наиболее богатого и бедного населения в 2004 году вырос до 14,4 раза. «По Леваде», за 2004 год покупа-
тельная способность выросла у 18 процентов населения, снизилась — у 39 процентов.
Сейчас в стране происходят объективные процессы, через которые прошли все индустриально развитые страны мира. Точная наука непопулярна среди молодежи мегаполисов. Для юных в мегаполисах и крупных городах существует огромный рынок труда в более престижных сегментах экономики. Ни в США, ни во Франции, ни в Англии в мегаполисах нет крупной науки, там она децентрализована. Не исключено, что скоро в мегаполисах останутся только юристы, экономисты, менеджеры, программисты и медики. Инновации будут рождаться в вынесенных в чистое поле научных центрах, основными партнерами которых станут компании, работающие непосредственно на рынке и нуждающиеся в укреплении своих конкурентных позиций. В Москве и Санкт-Петербурге наука практически не сохранилась, молодежь в нее не идет. Зато она сохранилась в Поволжье, в Томске, Новосибирске — здесь наблюдается практичный подход, особенно в малом инновационном бизнесе. Зачем приватизировать учебные заведения, готовящие специалистов? В Америке, как известно, имеется не только знаменитый Гарвард, но и тысячи частных (совершенно ничтожных университетов), подготовка в которых осуществляется намного хуже, чем в былых техникумах СССР!
Подход к научно-исследовательскому сектору, обслуживающему бизнес, у нас и на Западе отличается. У любой западной корпорации есть исследовательский центр, который хорошо осна-
ы ы 05
м РЧ
нС О | <2
а
193
1/2005
и м 05
83
м «
Ж О | м£Г
<2
«й
>*Е §
194
щен и бюджетируется. Процесс объединения бизнеса и науки у нас идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Процесс объединения осложнен конкуренцией иностранных компаний, предлагающих готовые пакетные условия. Фактически это означает старый принцип «патефона и пластинки». Покупая сложный ком-плекс-«патефон» подешевле, покупатель полагает, что заключил выгодную сделку, а на самом деле он попадает в полную зависимость от продавца! Ему придется постоянно покупать «пластинки».
Факторов, сдерживающих развитие науки как инновационного комплекса бизнес-системы, несколько. Россия все еще остается страной одношаговой сделки. Акционерный капитал не работает, дивиденды платятся в редчайших случаях, не затрагиваются проблемы комплексных инноваций. В финансовом секторе, например, банки, страдая от избытка денег, не могут их разместить. Логика банкиров понятна: они не работают с «длинными» деньгами, не вкладываются на сроки 3-5 лет. Однако объективно невозможно с момента открытия финансирования построить химический завод за два-три года, на что согласились бы банкиры. Плюс сроки окупаемости больших проектов, порой превышающие десяток лет, достаточно высокие разовые капитальные затраты. Если
речь заходит о финансировании проекта на сумму свыше 10 млн долларов, банки демонстрируют консервативный и очень осторожный подход. Проводятся сложные процедуры согласования, и период рассмотрения заявки легко может затянуться на неопределенное время. В результате интересы и возможности технологического и финансового секторов не совпадают.
Другой вопрос касается малых инновационных структур. На них сфокусировано особое внимание со стороны государства, и позитивный опыт внедрения инноваций почему-то связывается в основном с деятельностью малых предприятий в связке «наука-производство». Малые инновационные предприятия получают поддержку от муниципалитетов, от того же Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника3), пользуются некоторыми льготами при налогообложении и кредитовании. Конечно, такая поддержка необходима. К примеру, разработан небольшой прибор, который имеет свою нишу на рынке. Да, его может делать фирма со штатом в двадцать человек. Но это другой калибр науки и бизнеса. По масштабам он сильно отличается от строительства завода, на котором работают тысячи специалистов, производится продук-
Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65 в форме государственной некоммерческой организации. По существу своей деятельности и в соответствии с ФЗ «О государственной научно-технической политике» Фонд, как один из трех государственных научных фондов, является государственным научным учреждением. Правительством России установлено, что в Фонд ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. При образовании Фонда эта величина составляла 0,5 процента. По мере развития деятельности Фонда, признания ее научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в Правительстве и Государственной Думе Российской Федерации эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5 процента.
1/2005
ция на миллиарды рублей, изначально внедряются сотни инноваций — именно здесь формируется инновационный облик экономики в целом. Поэтому необходимо предоставлять налоговые льготы всем, кто движется в этом направлении.
Фундаментальная наука никогда бизнесом не станет, она всегда будет финансироваться государством. Поисковая наука, то есть разработки, нацеленные на существенное опережение, когда еще нет прямого заказчика, обычно также кредитуется государством. В поисковых исследованиях нужно делать пилотные установки, что очень дорого. Но система целеуказаний возникает уже здесь: вопрос в том, в какой области следует вести разработки. В прикладной науке все трагичнее. Ее сейчас почти нет, а именно ее должен финансировать бизнес. Если раньше отечественному бизнесу вообще было неинтересно работать с новыми технологиями, то сейчас ситуация постепенно меняется. Менеджмент крупных компаний, обладая весомым капиталом, начинает вкладываться в отраслевую науку. Инвестиции пошли, и прикладная отечественная наука постепенно восстанавливается. При этом бизнес вряд ли будет вкладывать деньги в такие громоздкие структуры, какими являются большинство научных институтов. Крупным бизнесменам удобнее работать с малыми высокотехнологичными фирмами, у которых затратная часть ниже, а управляемость и скорость принятия решений выше.
Поиск и экспертизу перспективных разработок сегодня проводят журнал «Эксперт», организовавший Кон-
курс русских инноваций, и Фонд Бортника. Это очень затратная и трудоемкая работа, которую за рубежом выполняют сами инвестиционные компании. Российским же бизнесменам остается только выбрать разработки, уже выделенные из общей массы, и оценить их. Но из-за отсутствия специалистов, способных грамотно проанализировать перспективность проекта, даже прошедшего предварительную экспертизу, компании с этим пока справляются слабо. Фонд Бортника через программу «Старт» проводит адресное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям во всех научных областях. Обязательным условием такого финансирования является организация малых предприятий, юридически выделенных из основной организации или института. Проект должен содержать четко изложенную научно-исследовательскую составляющую, базирующуюся на интеллектуальной собственности, принадлежащей малому предприятию — заявителю. В проекте должны быть указаны пути и способы коммерциализации научной идеи, обоснован коммерческий эффект проекта. После проведения НИОКР предприятием оно должно выйти на новый уровень своего развития.
Очевидно, что союз науки и бизнеса будет успешным, если сохранится экономическая стабильность в России. Только тогда у инвестора на подсознательном уровне не будет включаться красный сигнал светофора, когда он услышит предложение о вложении «длинных» денег в научные разработки. Необходим также рост
ы ы 05
м РЧ
нС О | <2
а
195
1/2005
и м OS
М PQ
Ж О | М W
<2
«S
£
196
профессионального уровня менеджеров компаний, занимающихся поиском и внедрением высокотехнологичных разработок. Наряду с разработкой технологий формирования инновационных предприятий нужно наладить механизм эффективного взаимодействия частного капитала и государства в научно-образовательной деятельности. У нас же образовательный процесс пока, как правило, не предполагает симбиоза науки и бизнеса, он несистематический. Хотя сегодня будущим ученым знания в области управления просто необходимы.
В соответствии с этими условиями сформулируем основные задачи инвестиционной политики:
- повышение общей инвестиционной привлекательности региона;
- формирование новых источников налоговых и рентных платежей;
- образование новых рабочих мест;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры региона;
- формирование конкурентной среды;
- поддержание экологического равновесия в регионе;
- создание условий для развития малого бизнеса.
Термин «виртуализация экономики» относится не только к российской экономике за присущие ей бартер и неплатежи. В последние годы в мировой научной литературе появляется все больше работ, посвященных важнейшему качественному изменению ВСЕЙ мировой экономики, приобретению ею виртуального характера.
Первооткрывателем того, что современная экономика приобретает новые качественные черты, и все более отдаляется от традиционного хозяйствования, считают Джорджа Сороса4. В 1980-е гг. он не только уловил эту тенденцию, но и предложил теорию, объясняющую характер происходящих перемен, показал, как прогнозировать поведение субъектов рынков в период кризисных явлений.
Под виртуализацией экономики будем понимать:
- спад производства в условиях роста цен (отмечено впервые в развитых странах в 70-е гг.);
- самоподдерживающийся рост обменных курсов валют или падения котировок ценных бумаг, которые по законам спроса и предложения должны были постепенно останавливаться, а рынок сбалансировать-ся, но этот процесс не остановился;
- финансовый рынок все менее и менее связан с реальным сектором;
- увеличивается количество ситуаций, когда валютные курсы не зависят от объективных показателей — роста производства, сбалансированности бюджета и даже от спроса и предложения на валюту;
- складываются радикальные изменения на рынке акции, курсы акций перестают зависеть от финансового положения их эмитентов, от экономической и политической ситуации в стране.
Что же такое виртуальная экономика? Главной ее особенностью явля-
Soros G. The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered. — PublicAffairs, 1998; СоросДж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. — М.: ИНФРА-М, 1999.
1/2005
4
ется резкое ослабление обычных причинно следственных связей, прежде всего на финансовом рынке. Принципы неопределенности все сильнее проявляются в экономике, и детерминизм (философское учение объективной закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений), все чаще уступает место своей противоположности — индетерминизму.
Развитие виртуальной экономики связано с необычно быстро усиливающимся влиянием людей, их представлением и мыслительным процессом на реальные процессы, происходящие в экономике. Мышление людей становится одним из главных ценообразующих факторов, имея в виду, прежде всего, курсы валют и котировки ценных бумаг и, в гораздо меньшей степени, товарные цены. Мышление людей становится одним из условий, формирующих рыночный спрос на товары и услуги. Иными словами, мыслительная
деятельность субъектов рынка становится одним из объективных рыночных процессов, влияющих на ускорение или замедление экономического роста, образование тех или иных особенностей рынка в различных странах.
Это новые тенденции в развитии мировой экономики. Для России, с ее пока еще слабой интеграцией в мировую экономику, в том числе и в международные финансовые институты, такая «слабость» может превратиться в перспективнейшее КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО. Отечественные экономисты должны превратить это направление в ведущее в своих исследованиях. Для инвестора, как уже отмечено, самое важное — стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с ними можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться.
Инновационные центры
В нашем отечестве зарубежные программы технической помощи, как правило, воспринимаются неоднозначно. Так было и с проектом Европейского союза Tacis Finrus 9BG4 «Innovation Centers and Science Cities». Проект не был первой инициативой Tacis, предназначенной помочь структурным изменениям в отечественной науке и содействовать коммерциализации технологий5. Ранее, с 1995 г. по январь 199B г.,
финансировался проект «Развитие науки и технологии в российской рыночной экономике», предоставивший помощь для развития способностей к управлению сотрудников в четырех инновационных центрах — в Новосибирске, Томске, Самаре и Зеленограде. Особенностью проекта являлось то, что попытки повлиять на изменения, происходящие в научно-исследовательских институтах, не только не предпринимались, но
5 Медведев Ю. Вложить рубль, чтобы получить пять // Российская газета. 26.11.2002.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
197
l/2005
и м 05
83
м Й
Ж О | м£Г
<2
«й
>*Е §
198
и не входили в задачи проекта. Однако российские НИИ и научно-производственные образования и территории,то есть «города науки», испытывали острую потребность в компетентном управлении, чего не заметить было попросту невозможно. Глобальной задачей следующего проекта — «Инновационные центры и наукограды» — стало создание условий для эффективного функционирования научно-исследовательской деятельности в научных городах в рыночном экономическом окружении.
Этот проект Тао1з стал в своем роде уникальным экспериментом. Основная цель — разработка моделей, показывающих, каким образом может осуществляться экономическое развитие на территориях с высоким научным потенциалом. С октября 1999 г. по октябрь 2001 г. проходил первый этап работ, который имел два основных направления — работы на местном и на федеральном уровне. На федеральном уровне (сначала — с Министерством науки и технологий Российской Федерации), велась разработка методологий для поддержки научных городов (наукоградов). В работе на местном уровне был сделан фокус на поддержке четырех научных городов, их администраций, научных коллективов и предпринимателей. Согласно рекомендациям экспертов были отобраны Обнинск, расположенный в Калужской области (город в 2000 году первым получил статус наукограда); Реутов и Троицк Московской области; Кольцо-во, близ Новосибирска, на территории которого находится не только Государственный научный центр «Вектор», но и Академгородок-10. Работы, проведенные в этих научных городах, были
направлены на поддержку местной власти, научных сообществ и интерфейсных организаций (в основном инновационных центров). Конечная цель в том, чтобы показать возможности развития научных городов с оптимизацией их потенциала и превращением его в экономические активы. В силу обширности темы акцент был сделан на коммерциализации знаний, накопленных в НИИ, создании новых фирм, базирующихся на высоких технологиях и распространении инноваций в уже действующих компаниях. Работа велась по пяти направлениям, не считая генерального: федеральная политика; содействие развитию наукоградов; развитие научно-исследовательских институтов и организаций, ориентированных на рынок; коммерциализация продуктов; инновационная инфраструктура. По-видимому, благодаря основательной подготовке и тесному сотрудничеству с местными и федеральными властями, в рамках одного проекта удалось достичь ощутимых результатов.
Развитие интерфейса между НИИ и промышленностью — третье приоритетное направление проекта, заслуживающее специального внимания. С этой целью был проанализирован и адаптирован к отечественным реалиям европейский опыт, главный акцент был на активном укреплении связей между европейскими и российскими инновационными центрами. В городах появилось несколько новых инновационных центров, например в Обнинске — РИТЦ (Региональный инновационный центр). В Реутове и Троицке оказано содействие реориентации двух инновационных центров, а в Кольцово была подготовлена и реализована новая для
1/2005
России концепция комбинации инновационного центра и Агентства регионального развития, что включает разработку стратегического видения, бизнес-планирование, анализ рынка. Два центра (Кольцово и Троицк) прошли процедуру «сертификации» и включены полноправными членами в сеть EBN (европейская сеть бизнес-инновацион-ных центров).
Отдельного упоминания заслуживает Кольцово, где местные власти не только словом, но и деньгами поддержали предложения экспертов. В качестве успешных примеров можно привести коммерциализацию новых лекарств «Ридостин» и «Полибациллин», передачу опыта международной стандартизации качества производства и лабораторных исследований медицинских препаратов (GMP/GLP) и подготовку планов реализации $ 11 млн для финансирования проектов GMP. включая, например, активатор эритроцитов «Эритропен». С организа-
циями US Defence Threat Reduction Agency и Turner Nunn Nuclear Threat Initiative прошли обсуждения и консультации по использованию «Вектора» как регионального бизнес-инкубатора и были установлены первые связи с европейскими био-технологическими организациями. Более того, учебные программы, разработанные в рамках проекта, приняты Министерством здравоохранения РФ и Академией медицинских наук для повышения осведомленности о международных стандартах качества.
Главным итогом работы стало понимание того, что в России нельзя делать слишком сильный упор на развитие концепции научных городов в противовес регионам. С одной стороны, это приводит к непримиримым противоречиям между городскими и региональными властями, с другой стороны — неэффективно для решения основного вопроса — экономического благополучия территорий.
Понятие конкурентоспособности мегаполиса
Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России — это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал. Однако последние десятилетия не могли не сказаться на образованности и квалификации населения — в Российской Федерации появились граждане, не умеющие ни читать, ни писать.
Государственное управление является определяющим фактором развития, особенно в период трансформа-
ции экономики и общества. Длительный опыт национализации и денационализаций, различные режимы функционирования хозяйственных организаций в течение последних двух столетий достаточно наглядно выявили связь между величиной государственного экономического вмешательства и уровнем развития факторов производства (производительных сил), или, иными словами, уровнем технологического развития страны6. В конце XIX века Адольф Вагнер выдвинул гипотезу, в которой утвержда-
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
199
1/2005
и м 05
83
м Й
Ж О | м£Г
<2
«й
>*Е §
200
лось, что промышленное развитие сопровождается ростом доли государственных расходов в ВВП7. Вагнер назвал три главные причины этого процесса:
- Относительный рост затрат на государственное управление, законность и порядок, а также на регулирование экономической деятельности по мере развития общества.
- Рост эластичности спроса на культурную и благотворительную деятельность государства по доходу, поскольку спрос на эти услуги растет быстрее роста доходов.
- Экономическое развитие будет в дальнейшем сопровождаться ростом промышленных монополий, что объективно потребует государственного контроля.
Эти идеи подвергались сокрушительной критике со времени их появления, и не случайно: они обосновывали необходимость государственного контроля над деятельностью частного капитала, который всегда стремился к полному освобождению от контроля со стороны государства. Можно утверждать, что нет убедительных доказательств, что частная собственность — абсолютное благо, точно так же, как не является абсолютным благом государственная собственность. Между ними в разных странах, в зависимости от множества различных факторов, должно быть установлено оптимальное соотно-
шение, только в этом случае национальная экономика будет работать эффективно. Соотношение между частным и государственным секторами во всех странах имеет конкретный оптимум. Основное влияние на соотношение между государственным и частным предпринимательством оказывают такие факторы как территориальная протяженность страны, климатические условия, развитость производственной инфраструктуры, плотность населения.
Сегодня отсутствие четкой законодательной границы между властью и бизнесом приводит к сращиванию капитала и власти, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики, что приводит к ее несоответствию общественным интересам. Государственные органы управления фактически выполняют только фискальную и контролирующую функции относительно мелкого и среднего предпринимательства, рядовых граждан. Все остальные функции выполняются плохо, либо вообще не выполняются. В российской экономике есть группа компаний, продукция которых обладает внешней конкурентоспособностью. Они принадлежат к мировой экономике. Дело не только в принадлежности к отрасли (нефть, газ, металлы), но еще и в качестве менеджмента, который смог использовать доступные конкурентные преимущества.
Основные индикаторы этого понятия: а) производительность труда, б) ВВП (или ВНП) на душу населения, в) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Адольф Вагнер (1835-1917) — немецкий экономист и политический деятель. Профессор политической экономии и финансов. Занимал кафедры в университетах Фрейбурга, Берлина и др. городов. Под влиянием своего учителя К. И. Родбертуса подчеркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий. Один из основателей «Союза социальной политики» (1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих. Эти меры Вагнер называл государственным социализмом.
1/2005
Есть вторая группа — компании, достигшие внутренней конкурентоспособности. Иногда их успех обусловлен характером продукции: стройматериалы или продукты питания накладно в массовом порядке везти из Германии в Россию. После дефолта 1998 г. эти компании воспользовались «окном возможностей», возникшим в результате девальвации рубля, и укрепили свои позиции на внутреннем рынке. И до сих пор существует третья категория предприятий нерыночного сектора, которые сохраняются постольку, поскольку «присосались» к бюджету, к льготам или иным способам государственного субсидирования, прямого или косвенного. Задача политики конкурентоспособности состоит в том, чтобы повысить планку требований к эффективности предприятий, ликвидировать третью группу. Точнее, нижний сегмент эффективности будет всегда, но в нем не должно быть иждивенцев, приносящих убытки. Как и повсюду в мире, в него входят предприятия с рентабельностью ниже средней, которые хозяева подумывают продать, реконструировать или ликвидировать, потому что есть иные, более выгодные объекты вложения капитала.
Политика местных властей — один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы (по уплате налогов,
подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако картина по РФ весьма пестрая. Чаще всего органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления своими актами и действиями препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех выявленных антимонопольными органами нарушений) и необоснованно предоставляют льготы отдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов нарушений).
Нет нужды говорить о необходимости определения места региона в экономическом пространстве такой обширной страны как Российская Федерация. Для определения потенциальных возможностей и перспектив развития субъекта Федерации или мегаполиса необходимо использование таких категорий как «конкурентоспособность». В научной литературе анализу конкурентоспособности на разных уровнях интеграции — от предприятия до страны, уделено большое внимание. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов8.
Современные концепции по-разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Подход к оценке конкурентоспособности региона и мегаполиса (в дальнейшем в рамках данного рассмотрения понятия мегаполис и регион будем считать взаимозаменяемыми), можно сформулировать, опираясь, например, на концепцию конкурентоспособности страны, предложенную М. Портером9. Конкурентоспособность региона — эффективность
8 Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. — Теис. 2004; Панк-рухинА. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 99.
9 Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.
ы ы 05
м РЧ
нС О і
<2
вой
а
201
1/2005
и м OS
М PQ
Ж О | М W
<2
>*Е £
202
использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами. Именно конкурентоспособность преобразуется в величину валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамику. Некоторые ученые вообще предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона — обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни с перспективой роста. Способность региона сделать это зависит от эффективности использования имеющихся совокупных ресурсов, его продуктивности. При этом эффективность может быть выражена как стоимость отдачи от единицы труда или капитала. В конечном счете, эффективность — главная определяющая уровня жизни в регионе, поскольку в ней — основной источник дохода на душу населения. Эффективность людских ресурсов определяет их заработную плату, а эффективность использования капитала — доход, который получают его владельцы. Естественно, концепция конкурентоспособности на уровне региона может основываться на эффективности использования ресурсов.
В мировой практике, как правило, оценивается конкурентоспособность экономики страны. Международные экономические организации, такие как Мировой банк, оценивают конкурентоспособность экономики страны по 330 критериям, выделяя ряд определяющих факторов:
- совокупный экономический потенциал;
- степень участия в международной торговле и инвестиционных потоках;
- правительство (стимулирующая роль государства);
- функционирование рынка капиталов и качество финансовых услуг;
- инфраструктура (соответствие базовым потребностям бизнеса);
- наука и технология (потенциал и результативность НИОКР);
- люди (численность и качество трудовых ресурсов).
В этой связи представляется целесообразным при определении конкурентоспособности региона взять за основу критерии, характеризующие уровень и качество жизни населения. Как известно, подобный подход широко распространен в мировой практике. Например, Organisation for Economic Cooperation and Development (по-русски ОЭСР) определяет конкурентоспособность как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
В докладе комиссии, работавшей в 30-е годы по заданию президента США Франклина Рузвельта, конкурентоспособность определяется как степень, с которой страна при свободных и справедливых условиях рынка производит товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, формируя и увеличивая при этом доходы своих граждан10. Безусловно, уровень жизни населения неразрывно
10 Белова А., Попова Е. Когда рынок пасует // Эксперт. № 42 (349). 11.11.2002. С. 23. Кормнов Ю. П. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. № 1. С. 38.
1/2005
связан с функционированием экономики региона, активной и профессиональной деятельностью региональной власти, других институциональных структур, выражающих интересы граждан11.
Под конкурентоспособностью мегаполиса, как очевидно, следует понимать его роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достаточный уровень жизни населения и степень реализации имеющегося потенциала (финансового, производственного, трудового, инновационного и др.). Потенциал региона реализуется в результате функционирования рынка, вовлекающего в воспроизводственный процесс все ресурсы и эффективно их использующего.
Эксперты отмечают, что в отличие от других стран, политика которых направлена на активное развитие своих конкурентных преимуществ, Россия использует свои сильные стороны недостаточно эффективно. Например, при существующем относительно высоком уровне человеческого и инновационного потенциала показатели, которые характеризуют эффективность политики в области образования, науки, технологий и инноваций, находят-
ся на относительно низком уровне. При этом все возрастающую роль в повышении качества бизнес-климата территории могут играть региональные и муниципальные власти. Это касается вопросов образования, транспортнологистической инфраструктуры, инновационного климата, административных барьеров и ряда других. Россия — большая страна, каждый регион, мегаполис имеет свои специфические сильные и слабые стороны, поэтому многие возможности для улучшения существуют и лучше могут быть использованы именно на региональном уровне. В России пока еще существуют благоприятные условия для использования новых инструментов повышения конкурентоспособности.
Однако для многих компаний (особенно средних) сегодня проблемой является не только отсутствие финансовых средств, но и недостаток знаний о том, как можно развивать собственный бизнес, как можно выходить на новые рынки. Поэтому элементом системы повышения конкурентоспособности мегаполиса должны быть механизмы передачи и распространения управленческих знаний.
Заключение
В советские годы функцию инновационного развития фактически выполнял оборонно-промышленный комплекс. Поэтому сейчас, когда «девятка» ми-
нистерств, отвечавших за оборонную промышленность, ликвидирована, у России не осталось по существу структуры, способной отстаивать интересы
11 Кормнов Ю. П. Указ. соч. С. 38. Chubais A., Vishnevskaya M. Privatization in Russia: An Overview // Aslund Anders (Ed.). Economic Transformation in Russia. London: Pinter Publisgers, 1994. P. 94-100.
и м 05
83
м Й
Ж О | м£Г
<2 «5 §
204
1/2005
инновационного пути ее развития. Без проведения структурных реформ в стране рассчитывать на повышение темпов роста российской экономики не приходится. При этом под единой промышленной политикой подразумевается четкое определение приоритетов отраслевого развития экономики и стимулирования повышения конкурентоспособности мегаполисов исключительно экономическими методами. Не следует забывать о необходимости признания органами власти и управления на всех уровнях важности развития инновационных процессов.
Масштаб изменений, связанных с переходом к инновационному развитию, требует создания специальных органов программного управления, «переводящих» инвестиционные проекты на «язык территориального развития». Это обусловлено связью инновационного развития с процессом дезурбанизации — переходу к постиндустриальной трансформации мегаполиса. Когда основу такого развития закладывает организация в пригородных зонах промышленных и научно-технических «парков». Именно в них начиная с 50-х годов размещались на Западе новые производства и филиалы предприятий, выносимых из крупных городов. Неопределенность, быстрая смена перспективных направлений развития технологий в глобальной экономике будет вести к увеличению рисков, особенно для государственных инвестиций в конкретные производ-
ственные проекты. Решающую роль будут играть институты и культура. По сути, повышение конкурентоспособности до мирового уровня потребует их ощутимых изменений. Однако институты меняются медленно, и чрезмерные усилия и торопливость при их изменении порой вызывают обратную реакцию. Поэтому политика развития конкурентоспособности мегаполиса должна быть долгосрочной и проводиться последовательно, несмотря на смену политических взглядов и предпочтений лидеров. Сегодня важны не только экономические институты, но и демократические институты разделения властей и общественного контроля над деятельностью государства. Политика обеспечения конкурентоспособности — это не фрагмент общей экономической политики, как всегда мыслилась промышленная политика; это сама государственная экономическая политика, главная цель которой — повышение конкурентоспособности страны через повышение конкурентоспособности товаров и услуг, ресурсов и институтов, мегаполисов и малых городов.
Безусловно, невозможно создать широкий плацдарм для экономического роста за один-два года, однако начинать предпринимать шаги в этом направлении нужно уже сейчас. Ведь в сложившихся условиях перспективы развития промышленного сектора и экономики страны в целом в 2005 г. не выглядят оптимистично.