Научная статья на тему 'Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ'

Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В июне 2017 года в Санкт-Петербурге по инициативе АО «Российская венчурная компания» на базе Университета ИТМО была организована программа повышения квалификации для преподавателей экономики российских вузов по теме «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» (https://www.innovationeconomy.ru). В программе приняли участие 57 человек из 32 вузов и 23 регионов РФ от Владивостока до Калининграда. Участники получили знания и навыки в области преподавания данной дисциплины, направленной на подготовку кадров для инновационной экономики. В дальнейшем полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых во многих вузах страны. Основная задача этого проекта развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки в российских вузах, как столичных, так и региональных. Вниманию читателей журнала «Инновации» предлагается интервью с Филиппом Казиным, руководителем проекта, деканом факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ»

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

Инновационная экономика и технологическое предпринимательство войдут в программы вузов РФ

В июне 2017 года в Санкт-Петербурге по инициативе АО «Российская венчурная компания» на базе Университета ИТМО была организована программа повышения квалификации для преподавателей экономики российских вузов по теме «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» (https://www.innovationeconomy.ru). В программе приняли участие 57 человек из 32 вузов и 23 регионов РФ от Владивостока до Калининграда. Участники получили знания и навыки в области преподавания данной дисциплины, направленной на подготовку кадров для инновационной экономики. В дальнейшем полученные знания должны лечь в основу аналогичных курсов, преподаваемых во многих вузах страны. Основная задача этого проекта — развитие предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки в российских вузах, как столичных, так и региональных. Вниманию читателей журнала «Инновации» предлагается интервью с Филиппом Казиным, руководителем проекта, деканом факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.

о с^

ю сч

О!

< СО

о

— В чем, на Ваш взгляд, состоят основные особенности разработанного курса?

— Отличительной особенностью курса является разработка студентами в течение семестра сквозного группового проекта, предложенного реальным бизнесом и проходящего через весь курс. Интерактивные проектные методики обучения делают более эффективными освоение материала и, в первую очередь, технологий коммерциализации инноваций. Командная работа будущих преподавателей над проектами в ходе программы повышения квалификации показала, что акселератор в рамках учебного процесса — это реально. Главное, чем отличается этот курс от всех прочих — это то, что акселерационная составляющая вписана в канву учебного процесса. Интерактивность и динамика — также важные составляющие этой программы.

Слушатели программы, также как и их будущие студенты, сами выбирают интересные для них проекты. Из двенадцати предложенных нами проектов, слушателями было выбрано девять, из разных сфер от медицины до информационных технологий.

Сами проекты, которые разрабатываются в рамках занятий — это проекты из реального бизнеса, основанные на перспективных разработках вузовских лабораторий и научных коллективов. Слушатели подошли к работе над ними очень серьезно. Многие заданные в рамках учебных проектов бизнес-модели, маркетинговые решения, финансовые планы претерпели существенные изменения, оставаясь при этом нацеленными на реализацию коммерческого потенциала предложенных разработок.

— Это ваш первый проект сотрудничества с ОАО «РВК»?

— В 2015 году мы в Университете ИТМО по инициативе РВК вместе с ведущими профессорами Масачуссетского технологического университета реализовали программу «Коммерциализация инноваций», которая вызвала большой интерес как у российских вузов, так и у бизнеса. Поэтому в прошлом году мы с энтузиазмом взялись за создание нового, но уже российского курса — «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство».

— Что включает в себя разработанный учебно-методический комплекс?

— В течение 6 месяцев, начиная с декабря 2016 года, командой проекта был создан учебный комплекс, включающий учебник для студентов, методическое пособие для преподавателей, слайды для презентаций, рекомендации по внедрению курса в учебные планы вузов России. В июне была проведена программа повышения квалификации и сейчас мы работаем над одноименным дистанционным курсом, который осенью текущего года будет размещен на платформе «Открытое образование». В состав группы разработчиков вошли представили АО «РВК», сотрудники факультета технологического менеджмента и инноваций и других подразделений Университета ИТМО, сотрудники экономического факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

^РВК

•я VÖK *** ^ УРВК

ö ÄS.0»

„™гка УРВК Ws*^

* v

ЧЙ ФМСПЬТЕТ УНИВЕРСИ —

ö> * \

УРВК

© УРВК

©

vpbk

© t'PBK

УРВК

УРВК

&

УРВК

В ходе реализации программы нам очень помогли наши коллеги из высокотехнологичных компаний «RexLexNova» (Константин Окунев), «Квантовые коммуникации» (Артур Глейм) и BIOCAD (Александра Глазкова), основой бизнеса которых являются инновационные разработки. Хотелось бы особо их поблагодарить за прекрасные мастер-классы, проведенные для наших слушателей.

— География участников и программа впечатляют, но насколько серьезны намерения вузов по внедрению данного курса в учебный процесс?

— Программа была представлена университетскому сообществу в марте-апреле 2017 года на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М. В. Ломоносова и на Московском международном салоне образования. Участники обсуждения подтвердили актуальность инициативы и необходимость развития предпринимательских компетенций у студентов технических и естественнонаучных направлений в российских вузах, как столичных, так и региональных. По мнению экспертов, всей стране в рамках преподавания экономических дисциплин часто не хватает интерактива, практических заданий, проектов, взаимодействия с бизнесом, все это мы даем в нашем курсе. По словам Георгия Гоголева, директора департамента коммуникаций АО «РВК», этот проект даст возможность студентам технических специальностей открыть новые карьерные траектории. То есть базовые знания по ведению бизнеса, которые

эта программа дает инженерам, помогают им сделать выбор в пользу предпринимательства.

Очень показательны слова слушателя программы Владимира Ершова, и. о. первого проректора Костромского государственного университета, который в своем мотивационном письме отметил: «Перед вузом стоит задача развивать инновационную инфраструктуру и технологическое предпринимательство в регионе, так что я буду внедрять полученные знания непосредственно на практике».

— Так что, изучив данный курс студенты-инженеры превратятся в предпринимателей?

— В основе предпринимательского мышления лежат три качества: инициативность, креативность и ответственность. Данные качества развиваются только в рамках практико-ориентированного обучения, основанного на конкретных кейсах, высокой мотивации студентов и совместном творчестве преподавателей и обучающихся. Для формирования предпринимательских личностных качеств и компетенций, необходимо погружение студента в определенную среду (или экосистему) предпринимательского университета. Поэтому дисциплина «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» является элементом формирования в вузах комплексных инновационных экосистем, позволяющих развивать у студентов практические навыки, и превращать их в устойчивые предпринимательские компетенции.

Предлагаемый авторами подход к преподаванию экономических и предпринимательских дисциплин состоит в том, что они являются частью комплексной системы предпринимательского обучения студентов, который начинается на 1 курсе, продолжается на уровне бакалавриата и магистратуры и, далее, осуществляется в рамках работы студентов в бизнес-инкубаторах и акселерационных программах университетов.

— Какие конкретные рекомендации вы даете преподавателям вузов России по внедрению данного курса в учебные планы?

— Логика включения данной дисциплины в основные образовательные программы предполагает

h-о

CN

ю

CN

сч h-

<

со О

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

ее изучение на 3 курсе бакалавриата и представляет собой элемент знакомства обучающегося с основными свойствами современной инновационной экономики и процессами технологического предпринимательства. Дисциплина рассчитана на 3 зачетных единицы или на 108 часов общей трудоемкости; состоит из 17 тем, которые последовательно раскрывают сущность инновационной экономики и технологического предпринимательства. Конкретное положение данной дисциплины по отношению к другим дисциплинам, которые изучаются в рамках основных профессиональных образовательных программ естественнонаучных направлений подготовки бакалавров, определяется в учебном плане каждым вузом самостоятельно и является элементом комплексной системы предпринимательского обучения студентов естественнонаучных и технических специальностей. С рекомендациями по внедрению, как и всеми другими материалами по курсу, можно подробно можно ознакомиться на сайте https://www.innovationeconomy.ru.

— В итоге, как бы Вы сформулировали главную проблему, которую решает данный курс?

— По моему мнению, внедрение таких курсов, как «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» в вузах России поможет повысить уровень образованности молодежи в сфере современной экономики и предпринимательства, позволит использовать передовой педагогический опыт с тем, чтобы формировать и следовать новым трендам образования и цифровой экономики, предполагающим ориентированность на практику, воспитание личной ответственности и осознанности, активной жизненной позиции обучающихся. Тем самым программа будет способствовать созданию инновационной экономики, ориентированной на развитие России.

Подготовила М. Е. Лебедева

о

ю сч

<

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.