Научная статья на тему 'Инновационная экономика и подготовка кадров в вузах для управления инновациями'

Инновационная экономика и подготовка кадров в вузах для управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ТЕКУЩЕЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / CURRENT AND STRATEGIC PLANNING PROCESSES OF INNOVATION / INNOVATION AND ENTERPRISE AND INNOVATION PROJECT / TRAINING OF SPECIALISTS FOR INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев Виктор Артемьевич

В статье рассмотрены проблемы подготовки специалистов и бакалавров для управления инновационными процессами на предприятиях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ECONOMY AND TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR INNOVATION MANAGEMENT

The article considers the problems of training specialists and bachelors for the management of innovative processes at the enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и подготовка кадров в вузах для управления инновациями»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ВУЗАХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Виктор Артемьевич Журавлев

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. 8-913-892-85-10, e-mail: j vikar@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы подготовки специалистов и бакалавров для управления инновационными процессами на предприятиях в России.

Ключевые слова: инновации, управление инновациями, текущее и стратегическое планирование инновационных процессов, инновации и предприятие, инновационный проект, подготовка специалистов для инновационных проектов.

INNOVATIVE ECONOMY AND TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR INNOVATION MANAGEMENT

Victor A. Zhuravlyov

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof., Department of Land Management and Real Property, tel. 8-913-892-85-10, e-mail: jvikar@yandex.ru

The article considers the problems of training specialists and bachelors for the management of innovative processes at the enterprises in Russia.

Key words: innovation, innovation management, current and strategic planning processes of innovation, innovation and enterprise and innovation project, training of specialists for innovative projects.

В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности и развитии человеческого капитала.

Кондратьев Н.Д. 1930-е годы выдвинул идею, обосновывающую существование долгосрочного механизма периодических колебаний всего капиталистического хозяйства: коренное, революционное обновление его технологической базы, совершающееся с определенной периодичностью.

С его именем связано понимание технологических укладов развития мировой экономики, так сегодня мировая экономика (страны с развитой экономикой) проходит завершающий этап пятого и входит в шестой технологический уклад.

По существующим оценкам, в развитых странах рост ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным "мотором" развития всех секторов промышленности и сферы услуг.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества, и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели.

Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.

В своем послании (ноябрь 2008 года) Федеральному Собранию президент Российской Федерации Д. Медведев отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции "5И": институты, инвестиции, инфраструктура, инновации, интеллект.

Приоритетом является производство новых знаний, технологий и передовой культуры, что обеспечит стране лидирующие позиции в науке, образовании, искусстве.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р [1], сказано, что для обеспечения желаемых темпов роста российской экономики необходима концентрация ресурсов в образовательной, научной и инновационной сферах.

Именно вузы формируют "креативный класс" предпринимателей, исследователей, инженеров, управленцев, создают новый формат взаимодействия образования, исследований и бизнеса, в конечном счете -обеспечивают конкурентные преимущества страны в современном мире.

В приоритетное место в инновационном развитии страны отводится знаниям, призванным обеспечить расширенное воспроизводство интеллектуального капитала, генерацию новых знаний и новшеств, их преобразование в новые продукты, услуги и технологии, распространение и потребление рынком [2].

Основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли в общемировой экономике лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности в продуктовой политике и развитии человеческого капитала.

Проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы -нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требует кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях[3].

Инновационная активность предприятий заметно сдерживается недостатком специалистов, владеющих современными инструментами управления инновационными проектами.

Это характерно как для всех видов экономической деятельности -промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - так и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых.

При этом самой востребованной для промышленных предприятий группой специалистов, по которым отмечается и наиболее значительный дефицит, являются специалисты по разработке новых и совершенствованию выпускаемых видов продукции, а так же по внедрению новых технологий [2].

Вариативная модель подготовки кадров позволит обеспечить возможности опережающего развития профессионального образования в отраслевых сегментах, вследствие составления прогнозов потребности в высококвалифицированных работниках, а также актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией ее на международные требования к квалификации специалистов.

Так, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на основе новейших образовательных и информационных технологий разработаны

и внедряются инновационные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, что позволяет существенно повысить качество их подготовки.

В декабре 2008 Министерством образования и науки Российской Федерации к обсуждению представлена модель инновационного образовательного комплекса, адаптированного к требованиям современности.

Сегодня остро стоит задача определить порядок взаимодействия при кадровом обеспечении инновационного развития в общегосударственном масштабе создать эффективный механизм взаимодействия предприятий отраслей промышленности и образовательных учреждений системы профессионального образования по следующим направлениям:

- привлечение профильных специалистов отраслей к организации и проведению образовательного процесса;

- организация совместных стажировок специалистов отраслей и работников вузов и колледжей;

- проведение мероприятий по обмену информацией между представителями предприятий отрасли и образовательных учреждений;

- участие специалистов отрасли в экспертизе образовательных стандартов и учебных программ по профильным отраслевым специальностям;

- создание новых образовательных структур, совместные образовательные институты, в том числе на основе государственно-частного партнерства).

Для обеспечения решения этой задачи с учетом специфических векторов развития регионов в рамках государственной концепции инновационного

развития экономики можно предложить формирование на их территориях региональных общественных ассоциаций по координации:

- по формированию системы связей предприятий и вузов для прохождения студентами практики на всех стадиях учебного процесса;

- дать возможность предприятиям влиять на состав дисциплин в специальной ориентации выпускников вузов;

- получить инструмент оценки фактического качества подготовки кадров в вузах работодателями;

- необходимости бюджетной государственной поддержки подготовки кадров для инновационной деятельности с учетом специфики и потребности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

2. Титова О.В. Взаимодействие бизнеса и образования в процессе формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника в условиях инновационной экономики // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: сб. материалов Междунар. научно-метод. конф., 3-7 февраля 2014, Новосибирск. В 4 ч., ч. 2. -Новосибирск: СГГА, 2014. - С. 46-50.

3. Журавлев В.А. Качество выпускника высшей школы // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: сб. материалов Междунар. научно-метод. конф. Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2013. - С. 61.

© В. А. Журавлев, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.