Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ) '

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / высшая школа / финансирование / механизм / инструменты / коммерциализация / innovation / higher school / financing / mechanism / tools / commercialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Д. Шитковская, О.Б. Воейкова

Инновации являются непременным и определяющим условием развития современного человечества, в силу чего возникновение, развитие и управление ими в системе высшего образования как одной из системообразующих основ общества, представляется весьма актуальным и важным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN HIGHER EDUCATION AND PROBLEMS OF ITS FINANCING (ON THE EXAMPLE OF AEROSPACE UNIVERSITIES)

Innovation is a necessary and decisive condition for the development of modern humanity, so that the emergence, development and management of these in higher education, as one of the systemic pillars of society, is very relevant and important.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ) »

УДК 336.6:347.72

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ВУЗОВ)

Н. Д. Шитковская, О. Б. Воейкова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vishnevskaynysha@yandex.ru

Инновации являются непременным и определяющим условием развития современного человечества, в силу чего возникновение, развитие и управление ими в системе высшего образования как одной из системообразующих основ общества, представляется весьма актуальным и важным.

Ключевые слова: инновационная деятельность, высшая школа, финансирование, механизм, инструменты, коммерциализация.

INNOVATION IN HIGHER EDUCATION AND PROBLEMS OF ITS FINANCING (ON THE EXAMPLE OF AEROSPACE UNIVERSITIES)

N. D. Shitkovskaya, O. B. Voyeykova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vishnevskaynysha@yandex.ru

Innovation is a necessary and decisive condition for the development of modern humanity, so that the emergence, development and management of these in higher education, as one of the systemic pillars of society, is very relevant and important.

Keywords: innovation, higher school, financing, mechanism, tools, commercialization.

Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) служит основой для английского слова innovation, которое в русском варианте имеет несколько значений - инновация, новшество, нововведение. Однако, по мнению некоторых исследователей новшество является результатом нововведения, что определяет существенное смысловое различие данных определений [1]. Инновационная деятельность - это вид деятельности, направленный на преобразование результатов научных исследований, разработок, иных научно-технических достижений в новые либо усовершенствованные продукты, востребованные рынком. В соответствии с этим определением процесс фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок, являющийся основой инновационной деятельности сам по себе таковой деятельностью не является, он ее только предвосхищает. Полученные результаты уже проведенных исследований и разработок являются началом отсчета именно такого понимания инновационной деятельности. И если появится возможность для воплощения этих результатов в том или ином виде либо каким-то способом, то только в этом случае начнется путь инновации, который ведет сначала к созданию новшества, а в последствии к его распространению. С понятием инновационного процесса зачастую связывают научно-технический процесс, принятый как главное обстоятельство экономического развития. В своем роде это единственный процесс, который объединяет экономику, науку, технику, предпринимательство.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Если обобщить имеющиеся толкования, инновационная деятельность - это деятельность, связанная с преобразованием идей (итоги научных разработок и изысканий либо других результатов научно-технических работ) в улучшенный или новый, с точки зрения технологий, продукт или услугу, внедренные на рынке, в улучшенный или новый технологический процесс, или способ производства, применяемый де-факто. Инновационная деятельность содержит комплекс мероприятий, включающих финансовые, технологические, научные, организационные и коммерческие инструменты, и именно в своем взаимодействии они приводят к инновациям. Инновационная активность показывает готовность к обновлению основных составляющих инновационной системы - знаний, коммуникационных и информационных технологий, условий их наиболее эффективного использования, технологического оснащения, а также восприимчивость к новшествам различного рода.

Инновационная деятельность является такой деятельностью, которая обеспечивает превращение идей в нововведение и формирует систему управления этим процессом. Помимо этого, ее можно охарактеризовать такими свойствами, как целостность, системность и интегративность.

Взаимосвязь основных и обеспечивающих компонентов системы поддерживается благодаря осуществляемому в вузе инновационному процессу, в основе которого лежат три «И»: инвенция (разработка) - инновация (внедрение) - имитация (тиражирование) инновационного продукта, что и обеспечивает его циклическое воспроизводство [2].

Инновационное развитие государства, построение национальной инновационной системы должно основываться на интеграции государства, бизнеса и науки. Однако процесс интеграции осложнен недостаточностью источников финансирования инновационной деятельности вузов. Успешная инновационная система должна обеспечивать последовательное, неразрывное превращение идеи в сделку: входной поток идей, разработок и компетенций команд, конвертацию их в активы, продажу активов.

Финансирование инновационной деятельности отечественных вузов больше чем на 90 % происходит за счет государства, и связано с крупными государственными проектами, в частности, Федеральными целевыми проектами (ФЦП), которые сфокусированы на стадии «запуска идеи», таблицу.

Доля различных источников финансирования научной работы, выполняемой исследователями НИИ и преподавателями вузов, % [3, 4]

Академические НИИ Отраслевые НИИ Вузовские НИИ Кафедры вузов

Федеральный бюджет 91,8 70,0 75,8 83,5

Местный бюджет 0,2 0,1 2,6 1,6

Российский грант 5,5 0,6 10,4 5,1

Коммерческий заказ 2,3 29,0 8,8 6,6

Спонсорские поступления 0,1 0,1 1,1 3,1

В России промышленность и вузы до сих пор предпочитают работать по двум основным моделям [3]:

- Подготовка кадров на базовой кафедре: распространенная с советских времен модель обучения будущих специалистов в профильном вузе. Вуз и предприятие работают в рамках учебных программ, разработанных совместно профильной кафедрой и представителями конкретного предприятия. Такое взаимодействие обеспечивает хороший информационный обмен - вуз получает информацию о текущих проблемах производства, а предприятие узнает о компетенциях и возможностях вуза.

- Выполнение заказных НИР и НИОКР по хоздоговорам: распространенная модель кооперации университетских разработчиков и промышленности. Подобной же формой взаимодействия с промышленностью пользуются не только вузы, но и НИИ.

Недостатки данных моделей в том, что [4]:

- Работа на базовых кафедрах ориентирована, главным образом, на подготовку кадров, а не на внедрение технологий.

- В случае заказных НИОКР разработчик мотивирован заключать договор напрямую, минуя вуз, чтобы избежать бюрократических издержек (хотя сейчас администрация вузов стремится вернуть финансовые потоки в вуз, в частности, ставя перед сотрудниками показатели отчетности по привлечению внебюджетного финансирования).

- Не создаются стимулы для развития иных форм трансфера технологий: лицензирование, стартапы.

Таким образом, в России не развиты современные инструменты коммерциализации: лицензирование и стартапы. Концепция привлечения грантов, ФЦП доминирует в ущерб концепции привлечения инвестиционного финансирования и средств коммерческого НИОКР. В результате формируется среда, препятствующая привлечению внешних инвестиций.

Библиографические ссылки

1. Слинкова O.K. Инновации в высшей школе в контексте проблемы мотивации // Проблемы Науки. 2016. №37 (79). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsii-v-vysshey-shkole-v-kontekste-problemy-motivatsii/ (дата обращения: 16.03.2020).

2. Дубонос С. М., Мироненко А. П. Инновационная деятельность преподавателя вуза // Молодой ученый. 2018. №30. С. 61-63. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/ 216/52212/ (дата обращения: 16.03.2020).

3. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.

4. Косушкин В.Г. Инновационная деятельность студентов в региональном техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 16.03.2020).

© Шитковская Н. Д., Воейкова О. Б., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.