Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в сфере производства бытовой холодильной техники'

Инновационная деятельность в сфере производства бытовой холодильной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суровцев Михаил Александрович

Приводится обзор российского рынка бытовой холодильной техники и тенденций завоевания данного рынка отечественными и иностранными производителями. Рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие рынка БХТ. Называются мероприятия, проведение которых должно повысить конкурентоспособность российских производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в сфере производства бытовой холодильной техники»

Михаил Александрович Суровцев

Ведущий юрист корпоративно-правового отдела правового департамента ОАО «Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (Москва)

Инновационная деятельность в сфере производства бытовой холодильной техники

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики.

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы; вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Основная роль в регулировании инновационной деятельности принадлежит государству. Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышения качества жизни населения; достижения экономического роста; развития фундаментальной науки, образования, культуры; обеспечения обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства. Предусматривается создание благоприятной экономической и правовой среды путем охраны, защиты интеллектуальной собственности и др. Предполагается совершенствование инновационной инфраструктуры.

Основные меры по реализации государственной политики в области развития инновационной системы:

1) организация мониторинга состояния внутреннего и мирового рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их развития, разработка прогнозов инновационнотехнологического развития страны;

2) формирование и развитие системы учета и контроля результатов научно-технической деятельности;

3) развитие государственной поддержки отечественных участников инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной продукции для государственных нужд и размещения государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для предприятий любой формы собственности;

4) развитие условий для стимулирования импортозамещения отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;

5) развитие государственной поддержки экспорта конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами на объекты интеллектуальной собственности;

6) развитие условий для создания государственно-частных партнерств в сфере инновационной деятельности;

7) содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности;

8) совершенствование системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования;

9) создание условий для долгосрочного кредитования и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих инновационную деятельность;

10) создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности;

11) развитие системы непрерывной подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

12) пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах Российской Федерации;

13) создание системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности по основным индикаторам развития инновационной системы.

Реализация указанных основных мер должна способствовать осуществлению к 2010 г. структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг. Сформированная инновационная система позволит вывести экономику страны из зоны преимущественно экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации, а также перехода к инновационному характеру развития.

Инновации становятся решающим фактором экономического роста. При этом научные достижения, проектные разработки и внедренные новшества создают устойчивые конкурентные преимущества. Нововведения открывают новые способы более эффективного использования ресурсов, а это, как известно, общечеловеческая проблема. В общемировой борьбе за дефицитные ресурсы требуются новые знания, высокоразвитые кадры. Новшества и инвестирование в них -один из метод преодоления ресурсных ограничений. В ходе использования научных знаний происходит увеличение потребительной стоимости и снижение стоимости единицы товара.

На рынке наукоемкой продукции определяющую роль играет не спрос, а предложение. Предложение инновационных товаров порождает потребительский спрос. Инновации формируют новые потребности, а также целые отрасли и направления деятельности.

Способность инноваций к интенсивному созданию доходов, экономии ресурсов и формированию новых рыночных ниш ведет к усилению роли и значения инновационной деятельности; инновационная актуальность - важнейшее конкурентное преимущество отдельных фирм и целых стран в любое время и при любом уровне развития НТП.

Признаки современного этапа НТП - увеличение количества инновационно актуальных субъектов, скорости разработки и внедрения новшеств, сокращение жизненного цикла нововведений.

Форма организации инновационного процесса «наука - производство» усложнилась и стала сетевой: наука - производство - образование - финансовая сфера. В инновационном пространстве происходит постепенная интеграция фундаментальной и прикладной науки. Характерной особенностью научной деятельности становится ее ярко выраженный локально-проектный характер, жесткая ориентация исследований на конкретный результат, наиболее современный, отражающий специфику НТП XXI века. Системный подход, организация изыскательской и инновационной активности по этому принципу обеспечивает выполнение главных требований современности: массовость инноваций, высокую скорость их реализации, направленность инновационных взаимодействий, целенаправленность исследований [1. С. 33].

Однако такой подход влечет за собой значительные риски, которые существуют с начала и до конца инновационного процесса. Система управления рисками представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, конечной целью существования которых является минимизация рисков.

Систему управления риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий

и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика наиболее часто используемых методов анализа рисков

Метод Характеристика метода

Вероятностный анализ Предполагает, что построение и расчеты по модели осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей, тогда как в случае выборочных методов все это делается путем расчетов по выборкам. Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициента рисков (отношение ожидаемой прибыли к объему всех инвестиций по проекту)

Экспертный анализ рисков Метод применяется в случае отсутствия или недостаточности объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков. Отобранная группа экспертов оценивает проект и его отдельные процессы по степени рисков

Метод аналогов Используется база данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод применяется, если внутренняя и внешняя среда проекта и его аналогов имеет достаточную сходимость по основным параметрам

Анализ показателей предельного уровня Определяется степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации

Анализ чувствительности проекта Позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета

Анализ сценариев развития проекта Предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) развития проекта и их сравнительную оценку. Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант

Метод построения деревьев решений проекта Предполагает пошаговое разветвление процесса реализации проекта с оценкой рисков, затрат, ущерба и выгод

Имитационные методы Базируются на пошаговом нахождении значения результирующего показателя за счет проведения многократных опытов с моделью. Основные их преимущества - прозрачность всех расчетов, простота восприятия и оценки результатов анализа проекта всеми участниками процесса планирования. Один из серьезных недостатков - существенные затраты на расчеты, связанные с большим объемом информации

Этапы управления риском: сбор и обработка данных; качественный анализ риска; количественная оценка риска; оценка приемлемости риска; оценка возможности снижения риска; выбор методов и формирование вариантов снижения риска; оценка возможности увеличения риска; формирование и выбор вариантов увеличения риска; оценка целесообразности снижения риска; оценка целесообразности увеличения риска; выбор варианта снижения риска; реализация проекта (принятие риска); отказ от реализации проекта (избежание риска).

Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности осуществляется в соответствии с классификатором ОКВЭД, исходя из назначения основных средств, т.е. той сферы деятельности, в которой они будут функционировать.

В 2005 г. затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составили 0,3% общего объема инвестиций в нефинансовые активы. Начиная с 1995 г. внутренние затраты на исследования и разработку возросли во всех секторах деятельности (табл.

2).

Таблица 2

Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности, млн р.; 1995 г. - млрд р. [2. С. 314, 319]

Сектор деятельности 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2000/1995 2004/2000

Всего, млрд р. В том числе по секторам деятельности: 12 149,5 76,7 105,3 135,0 169,9 196,0 2,6 раза

государственный 3 165,4 18 748,6 25 580,3 33 020,0 42 944,9 49545,3 6 раз 2,64 раза

предпринимательс

кий 8 323,9 54 288,8 73 976,2 94 336,3 116 247,9 135 408,7 6,5 раза 2,5 раза

высшего

образования 657,4 3 489,3 5 487,7 7 322,9 10 297,7 10 696,1 5,3 раза 3,06 раза

частный

бесприбыльный 2,7 170,4 216,5 325,3 371,9 389,8 63 раза 2,3 раза

Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие показатели: инвестиции в основной капитал, в нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловая репутация организации и т.д.), инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции в другие нефинансовые активы (затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов), затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Основное место в системе показателей, характеризующих объемы и структуру инвестиций в нефинансовые активы, занимают инвестиции в основной капитал, которые представляют собой совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д.).

С развалом Советского Союза началось и до 1996 г. продолжалось непрерывное падение отечественного производства бытовой холодильной техники (БХТ), вызванное не только отсутствием капитальных вложений на развитие, разрушением сложившихся экономических связей и вхождением в рыночные отношения, но и падением платежеспособности населения РФ и стран ближнего зарубежья.

Изменение спроса ухудшило положение старых заводов. В конце 1970-х годов на долю выпускаемых ими холодильников емкостью до 200 л приходилось более 70% продаж, а в 1999 г. менее 10%. В условиях острой конкуренции было остановлено производство холодильников: в 1995 г. - «Океан» (220 л) Уссурийского завода, в 1997 г. - «Иней» (200 л) Московского завода и в 1999 г. - «Полюс» (260 л) Златоустовского завода. Многие другие заводы сократили объемы выпуска в 10 раз.

Исключением стал Минский завод холодильников «Атлант», который в самые неблагоприятные годы продолжал совершенствовать свою продукцию и наращивать объемы производства. В начале 2000 г. семейство «Атлантов» насчитывало 20 базовых моделей холодильников и морозильников емкостью от 200 до 375 л. В зависимости от комплектующих принадлежностей и дизайна одна базовая модель имеет до 9 различающихся по стоимости исполнений, что позволяет покупателю сделать выбор с учетом своих предпочтений и финансовых возможностей.

Падение производства БХТ в России было замедлено в 1993 г. пуском крупнейшего завода современных холодильников «Стинол» с проектной мощностью 1 млн шт.

С 1993 по 1997 г. выпуск холодильников «Стинол» увеличился в 11 раз - с 79 тыс. до 862 тыс. шт. Далее происходило увеличение ассортимента и наращивание темпов производства.

С точки зрения качества товара холодильники и морозильники марок «Стинол» и «Атлант» по техническим показателям соответствуют евростандартам, идет постоянный поиск путей улучшения качества продаж, новых услуг (различные варианты цветовых решений холодильников; сервис, позволяющий по телефону оценить неисправность холодильника и выехать к клиенту еще до полной поломки БХТ).

Основной проблемой в развитии производства БХТ в РФ является соответствие международным стандартам. Так, с 1985 г. в стране был принят ряд документов по результатам подписания СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола (1997 г.) по веществам, разрушающим озоновый слой.

Вещества R12 и R11, используемые российскими производителями БХТ в качестве хладагента и вспенивателя при изготовлении теплоизоляции, - озоноразрушающие. По озонобезопасным хладагентам работали многие коллективы: ассоциация и ОАО

«ВНИИхолодмашхолдинг», экспертная группа Миннауки России и др. Определялся принцип и все аспекты замены R12 на R134а. Было доказано, что прямая замена без значительной доработки конструкции компрессоров и холодильных агрегатов невозможна из-за значительного (10-20%) ухудшения энергетической эффективности работы компрессоров и холодильников.

Ассоциация посчитала, что переход на R134а заводов-производителей обойдется (на 1996 г.) более 25 млн дол. А кроме того, переход на R134а потребует замены большинства применяемых электроизоляционных материалов (ЭИМ).

Была разработана новая система электроизоляционных материалов, включая двухслойные эмаль-провода и другие элементы, стойкие в среде R134а и синтетического смазочного масла. В условиях дефицита оборотных средств были разработаны альтернативные R134а озонобезопасные хладагенты, требующие принципиально меньших затрат при переходе на их применение в производстве БХТ. Это смесовые хладагенты, базирующиеся на веществах так называемой «переходной» группы (приложение С к Монреальскому протоколу). Был разработан и внедрен хладагент СМ1 (ТУ 95 2654-97), который совместим с минеральным смазочным маслом ХФ12-16 и негорюч. Это было сделано своевременно, так как Киотский протокол к Рамочной конвенции об охране климата отнес все фторпроизводные, в том числе и R134а, к группе «парниковых газов». Более сложной проблемой стал поиск альтернативы по запрещенному R11.

Другой, не менее важной проблемой являлось и является по настоящее время снижение энергоемкости производства БХТ и энергопотребления при ее работе. Госстандарт России в 2000 г. разработал стратегию перехода на европейскую систему регламентации энергетической эффективности БХТ, основанную на международных стандартизованных методиках. Производитель обязан информировать потребителя путем применения обязательной «этикетки эффективности», на которой указываются класс энергетической эффективности и годовой расход электроэнергии изделия.

Российской ассоциацией БХТ постоянно ведутся работы в области:

поиска и исследования новых более энергетически эффективных хладагентов, в основном среди углеводородов и их смесей;

совершенствования схем холодильных агрегатов для реализации преимуществ смесевых зеотропных хладагентов, в том числе смесей углеводородов;

совершенствования холодильных приборов на основе применения системы плавного регулирования холодопроизводительности компрессоров, что обеспечит оптимизацию энергозатрат и расширит функциональные возможности холодильников в целом.

Дальнейшее продвижение отечественного производства лежит в области применения экологически чистых и энергетически более совершенных углеводородов и их смесей. Это требует огромных затрат, в связи с чем состояние, динамика развития и регулирование инвестиционной деятельности выходит на первый план в политике производства БХТ.

Производство бытового холодильного оборудования и вся инфраструктура имеет глубокие исторические корни. Более ста лет идет динамичное целенаправленное развитие.

В условиях командно-административного управления осуществлялось семи- либо пятилетнее планирование. Система жесткого централизованного планирования и контроля при целевом государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров давала свои положительные результаты: динамичные темпы прироста, выпуск всех видов холодильного оборудования (от крупного промышленного до минимального по объемам домашнего), полностью обеспечивая потребности страны. Почти все компоненты выпускаемой БХТ были отечественного производства. Международная помощь присутствовала минимально (см. рисунок).

Политические перемены повлекли за собой экономические: с 1992 г. произошло падение объемов производства на предприятиях, которые осуществляли полный цикл от разработки (НИР, НИОКР) до серийного выпуска. Образование большого количества малых предприятий по выпуску БХТ, в первую очередь для торговли, которые работали на 90% импортных комплектующих, положило начало развалу отечественной индустрии БХТ и привело к появлению в РФ предприятий «отверточной сборки». Государственная экономическая политика в области машиностроения в этот период отсутствовала.

—*— Объем импорта в Россию —■— Объем производства в России (РСФСР)

Динамика объемов производства холодильников и морозильников в РФ и импорта в Россию

Все в совокупности привело к нежелательным последствиям: на рынок РФ хлынул поток импорта, сведя «на нет» отечественное производство, в то время ставшее без инвестиций неконкурентоспособным. Зарубежные производители завоевывали рынок: на первом этапе -продажа оборудования по низким, демпинговым ценам; на втором - насыщение рынка таким оборудованием и получение постоянной прибыли от дорогих запчастей, комплектующих, расходных материалов, привязка потребителей к конкретной фирме.

Основные причины неблагоприятной ситуации заключались в следующем: дефолт 1998 г. и его тяжелые последствия; «обнуление» оборотных средств; спад производства; резкое удорожание продукции; нехватка специалистов перспективного возраста; недофинансирование (либо отсутствие финансирования) целевых программ.

Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» в рамках реализации Федерального закона «Об энергосбережении» не действует ряд лет (2003-2006 гг.), предполагается ее финансирование с 2007 г.; не действуют при отсутствии госфинансирования другие программы и планы (например, План мероприятий по остаточному потреблению озоноразрушающих веществ в РФ, утвержденный Минприроды России в 2005 г.). Положение усугубляется еще и тем, что с 2000 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2000 г. № 1000 прекратилось производство R12 - основного хладагента для промышленного холодильного оборудования (его используют более 85% холодильных установок), торгового холодильного оборудования и бытовых холодильников.

Отсутствие финансирования НИОКР в области холодильного машиностроения со стороны государства и со стороны предприятий холодильной промышленности, находящихся в крайне сложном экономическом положении, привело к сокращению перспективных разработок и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Существенное преимущество имеют проникающие на российский рынок иностранные фирмы, входящие в мощные транснациональные корпорации, которые обеспечивают финансовую поддержку своих членов при завоевании новых рынков. Кроме того, в целом ряде стран существует государственная поддержка экспортеров машиностроительной продукции, в том числе холодильной техники, что позволяет им удерживать низкие цены на продукцию, делая ее конкурентоспособной на зарубежных рынках.

Таможенные меры по защите российских производителей явно недостаточны. Государство, с одной стороны, заинтересовано в получении большего объема таможенных платежей за оборудование, которое ввозится в страну, а с другой стороны, должно бы поддерживать отечественного производителя путем снижения таможенных пошлин на комплектующие, которые не производятся в стране. Этот баланс интересов не всегда выдерживается. Имеет место пересортица по кодам ТН ВЭД, когда изделие подводят под более выгодный код, чтобы снизить пошлину, а также занижение стоимости декларируемой продукции. Чтобы избежать этого, был подготовлен специальный материал по холодильным компрессорам, дающий таможенным органам необходимые разъяснения по идентификации компрессоров и ориентировочной их стоимости. В то же время выдвинутая некоторое время назад инициатива таможенной службы по

получению от основных зарубежных производителей данных об отпускных ценах на продукцию (с целью пресечь декларирование по явно заниженным ценам) не нашла отклика.

Органы государственной статистики не могут точно отразить ситуацию на рынке холодильного оборудования, особенно торгового и промышленного малой производительности. Зачастую предприятия «отверточного» производства не отчитываются перед Госкомстатом за произведенную ими продукцию, что приводит к ошибкам в оценке реального наполнения рынка холодильной техникой. Как следствие, появляются решения правительства по созданию филиалов зарубежных фирм для развития производственных мощностей. Конкретный пример - создание условий для формирования дополнительного производства 2 млн ед. бытовой холодильной техники зарубежными фирмами («Vestel» в Александрове, «Bosch&Siemens» под Санкт-Петербургом, «LG Electronics» в Рузском районе), в то время как российские предприятия работают в среднем на 60% проектной мощности [3].

Для преодоления рекордного отставания в области развития новых технологий, инновационного бизнеса нужны финансовые ресурсы, квалифицированная рабочая сила, эффективные методы защиты интеллектуальной собственности, доступ к технологиям, к информации, развитая предпринимательская среда. Это основные необходимые компоненты для развития инновационного бизнеса.

Сегодняшняя скорость реализации преобразований в социальной и экономической сферах не обеспечивает поддержания устойчивых темпов экономического роста. Для ускорения экономического роста на передний план выдвигается проблема активизации структурных реформ в экономике, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, расширение возможностей для малого бизнеса, создание новых предприятий и освоение базисных инноваций.

В части внешних угроз для субъектов инновационного бизнеса особое значение имеет неблагоприятная конъюнктура мировых рынков, прежде всего в сегменте высокотехнологичных товаров и услуг, а также поток иностранных технологий на российский рынок. В части внутренних угроз - сжатие внутреннего спроса и его ориентация на иностранные потребительские и инвестиционные товары.

Недостаточный спрос на внутреннем рынке является барьером на пути расширения производства наукоемкой продукции. Только 38% инновационно-активных предприятий производили товары и услуги инновационного характера, причем доля продукции инновационного характера в среднем составила лишь 25,5% общих объемов выпуска. Здесь высока конкуренция с иностранными компаниями. Такая мера, как освобождение от налога на добавленную стоимость той наукоемкой продукции, которая является новой для российского рынка, с целью формирования и расширения спроса, в России не работает.

Для БХТ одним из важных направлений является развитие микроэлектроники, новейших высокоэкологичных материалов, технологий изготовления БХТ, отвечающих мировым стандартам.

Приборы микросистемной техники по стоимости, надежности, ресурсу, массогабаритным показателям, энергопотреблению, широте и эффективности применения значительно превосходят традиционные аналоги, поэтому созданная без использования микросистемной техники продукция в ближайшем будущем может оказаться неконкурентоспособной.

В настоящее время продолжается концентрация бюджетных средств для развития отраслевого центра коллективного использования по разработке изделий микросистемной техники и электронной компонентной базы в составе учебно-научного комплекса Московского института электронной техники (МИЭТ).

Для того чтобы российские производители могли занять паритетные с зарубежными компаниями позиции в данных быстро растущих высокотехнологичных сегментах мирового рынка, необходимо обеспечить рыночно ориентированную интеграцию имеющихся кадровых, научнопроизводственных, материально-технических и финансовых ресурсов на освоении широкой номенклатуры изделий, обладающих высоким потенциалом коммерциализации. Кроме того, для создания востребованной на рынке продукции необходимо повысить уровень конкурентоспособности отечественной электроники и микросистемотехники, обеспечить доступ предприятий к современным технологиям проектирования и производства, неразвитость которых на сегодняшний день является главным фактором, сдерживающим рост инновационной активности в данных высокотехнологичных сегментах.

В Программе развития центров коллективного пользования поддерживаются мероприятия, нацеленные на дальнейшее формирование необходимых технологических и инфраструктурных компонентов, подготовку кадров, освоение передовых технологий и выполнение перспективных

пилотных разработок в области микроэлектроники, развития отечественной электронной компонентной базы и микросистемной техники, которые обеспечат вклад в развитие отечественной микроэлектроники, электронного приборостроения и информационнотелекоммуникационных технологий.

Сложные задачи, стоящие перед отечественным производством, в первую очередь связаны с повышением конкурентоспособности производства и производимой продукции, что невозможно без обновления материально-технической базы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации по обновлению ОПФ - путь к повышению конкурентоспособности организаций. Наиболее действенной в обновлении ОПФ является амортизация. Как известно, амортизация - это:

1) перенесение стоимости постепенно изнашивающихся основных фондов на стоимость вырабатываемой продукции;

2) целевое накопление денежных средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов. В странах с развитой рыночной экономикой государство, определяя порядок амортизационных отчислений, позволяет предпринимателю через ускоренную амортизацию уменьшить сумму прибыли, подлежащую налогообложению, и стимулирует тем самым быстрое внедрение новой техники и технологии;

3) постепенное погашение долга лицом или организацией путем периодических взносов или выкупа обязательств.

При формировании потребностей в обновлении парка машин и оборудования следует учитывать не только их текущее состояние, но и перспективные направления производственнохозяйственной деятельности предприятия, рыночный спрос, конкурентную среду и др. Как правильно стимулировать работу по обновлению парка машин и оборудования? Основным источником технического развития является прибыль предприятия и амортизационный фонд. Дополнительными источниками служат выручка от реализации выбывшего, излишнего имущества и прочие ресурсы (кредиты, доходы от продажи акций, арендная плата и т.п.).

Использование современных методов управления значительно повышает конкурентоспособность предприятия, а «прозрачность» бизнес-процессов дает возможность руководству принимать правильные и своевременные решения по развитию своего предприятия. Чтобы добиться успеха, необходима точная и оперативная информация и эффективные инструменты ее регистрации, накопления и обработки. А это возможно только при наличии на предприятии информационной системы, способной решить всю совокупность задач планирования, учета и анализа деятельности предприятия. Общепризнанным стандартом, регламентирующим набор требований к программным средствам автоматизации управления бизнес-процессами производственного предприятия, является международный промышленный стандарт MRP-II. Этот стандарт предполагает наличие в информационной системе инструментов, реализующих функции планирования сбыта, составления сбалансированной производственной программы, планирования поставок сырья, материалов и комплектующих, ведение управленческого учета. Естественным дополнением к ним являются инструменты управления финансовыми потоками, решения задач бухгалтерского учета и анализа деятельности предприятия по различным аспектам.

Литература

1. Фатьянова, И. Формирование национальных инновационных систем в России: дис. ... канд. экон. наук / И. Фатьянова. М., 2006.

2. Россия в цифрах. 2006. М., 2007.

3. Бондарев, В. М. Проблемы развития холодильной промышленности России - пути решения / В. М. Бондарев, И. М. Калнинь и др. // Холодильная техника. 2005. № 9-10.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.