Научная статья на тему 'Инновационная деятельность образовательной организации по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников'

Инновационная деятельность образовательной организации по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы / способы / средства / технологии инновационной деятельности / практический опыт по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников / forms / methods / means / technology innovation / practical experience in the formation of civic identity and patriotism of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.П. Зернова, А.В. Липатов

В статье рассматривается потенциал педагогической рискологии в инновационной деятельности по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников в образовательной организации. Также обосновывается необходимость формирования благоприятной эмоциональной среды, способствующей превращению единого воспитательного процесса в результативную созидательную работу по патриотическому воспитанию и формированию гражданской идентичности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the potential of pedagogical riskology in innovation in the formation of civic identity and patriotism in school students of an educational institution. Also the necessity of creating a favourable emotional environment conducive to the transformation of a single educational process in a productive creative work on Patriotic education and formation of civil identity of the students.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность образовательной организации по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма школьников»

�ения в ситуации неопределенности, самостоятельного приобретения знаний;

- формирование и оценку навыка сотрудничества. Подростки убеждаются на практике в том, что успех игры во многом зависит от дисциплинированности и слаженных действий всего отряда. Сознательное подчинение правилам игры приучает гимназистов к ответственному отношению к принятым на себя обязанностям и четкому соблюдению установленных правил.

Экскурсионно-краеведческая работа - форма организации учебной деятельности обучающихся на месте изучаемых объектов: музеев, выставок,

Циклограмма проведения военно-исторических викторин

Дата Название Тематика викторины

8 сентября Дорогами войны 1812 года День воинской славы России - день Бородинского сражения русской армии под командованием Кутузова с французской армией. История Отечественной войны 1812 года

10 ноября Дни воинской славы России Героические страницы нашей истории. Дни воинской славы России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в нашей истории

5 декабря Битва за Москву День воинской славы России - день начала контрнаступления советских войск в Битве под Москвой. Эта победа имела огромное международное значение: впервые во Второй мировой войне доселе непобедимый вермахт был остановлен и потерпел весомое поражение

27 января Героический Ленинград День воинской славы России — день полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа

2 февраля Оборона Сталинграда 2 февраля отмечается День воинской славы России. В этот день в 1943 году Советская армия Сталинградской битве разгромила немецкие войска, обеспечив начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны

15 февраля Воины-интернационалисты День памяти воинов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана

22 февраля «Профессия -Родину защищать» Эти слова в нашей стране давно стали крылатыми. Их произнес один из героев кинофильма «Офицеры». Современная армия -это армия высокоточного оружия, армия электронной техники и высоких технологий. Ей нужны сильные духом и здоровьем личности с фундаментальным образованием

12 апреля Звездный час Всемирный день авиации и космонавтики. Космонавт Ю.А. Гагарин на корабле «Восток-1» впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля

8 мая «Несокрушимая и легендарная» 1418 дней наша армия и все советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего Отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию. День Победы в войне над фашистской Германией является в России одним из самых важных, трогательных и славных праздников

воинских частей. Она позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью, решает учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, а также на формирование ценностно-смысловых установок.

Выделим три блока экскурси-онно-краеведческой работы: первый - посещение мест, связанных с историей героической защиты нашей страны; второй - посещение действующих воинских частей, проходящих там показательных выступлений и третий блок - посещение военно-исторических выставок.

Историко-художественный проект «Наша общая Победа». Осознавая все многообразие позитивных событий, связанных с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, мы решили реализовать историко-художественный проект «Наша общая Победа». Цель проекта - развитие интереса к военно-историческому прошлому России, гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.

Результатом совместной творческой деятельности стало создание стендов патриотического воспитания, а также победа в городском художественном конкурсе «Блокадный Ленинград». Стенды отражают основные этапы Великой Отечественной войны, наиболее значимые сражения (Битва под Москвой, блокада Ленинграда, Курская, Сталинградская битвы и др.) Особое место занимает стенд «Узники фашистских концентрационных лагерей». События, отображенные на стендах, это не просто этапы Великой Отечественной войны. Из них складывалась героическая история нашей страны, общая память о доблести и мужестве наших предков - пример для всех послевоенных поколений. Наш долг следовать ему, сохранять и передавать потомкам правду о войне и ее героях.

Смотры строя и песни - торжественные военно-патриотические мероприятия, которые на протяжении последних лет находятся в центре внимания городского телевидения. Подготовка к таким мероприятиям помогает обучающимся осознать свою сопричастность с образом «Наследники Победы», сформировать гражданскую позицию и чувство гордости за свою Родину. Самостоятельно принятое решение участвовать в смотрах уже является важнейшим критерием личностного роста молодого гражданина. Ребята сами тренируются для совершенствования навыков строевой подготовки. Каждый отряд имеет свою форму и эмблему. В соответствии с положением

[18)

История и педагогика естествознания

4■2016

Циклограмма проведения военно-патриотических игр

Дата Название Взаимодействие с социально значимыми партнерами

18 декабря Честь и доблесть Игра посвящена Дню работников органов безопасности России. Для организации военно-патриотической игры налажено взаимодействие с советом ветеранов, общественной организацией «Родное Подмосковье» и Ассоциацией ветеранов и сотрудников служб безопасности президента РФ

18 февраля Вера. Отечество. Честь. Игра проводится в рамках декады патриотического воспитания, посвященной празднованию Дня защитника Отечества. Взаимодействие с РВК, Московским областным сборным пунктом, советом ветеранов, Казачьим обществом

12 Наследники Победы Проводится в рамках декады патриотического воспитания, посвященной празднованию Дня Победы. Взаимодействие с советом ветеранов, Казачьим обществом, организацией «Родное Подмосковье»

Циклограмма проведения смотров строя и песни

Дата Название Тематика мероприятия

9 декабря Равнение на героев День героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Свою историю данный праздник ведет еще с XVIII века. Возрождение традиции празднования Дня героев - это не только дань памяти героическим предкам, но и чествование ныне живущих людей

20 февраля Сыны Отечества Смотр строя и песни посвящен празднованию Дня защитника Отечества - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 23 февраля. Дань памяти всем, кто защищал нашу страну

7 мая Наследники Победы Смотр строя и песни проводится в рамках Всероссийской акции «Вспомним всех поименно»

надо показать умения выполнять перестроения на месте и в движении, пройти строем под строевую песню.

Эффективность реализуемой модели проявляется в работе, основанной на систематически повторяющихся ценностных ориентирах, в которых гордость за

свое Отечество понимается как критерий и норма существования человека в обществе. Такое сотворчество и содружество создает атмосферу комфортности всем участникам образовательного процесса, благоприятный морально-психологический климат для всех гимназистов

(численность обучающихся в гимназии сегодня - 1739 человек).

Продуктивная деятельность педагога-организатора гимназии получила признание на всех уровнях педагогического сообщества от муниципального до федерального, позволив достичь качественно новых результатов инновационной деятельности образовательной организации по формированию гражданской идентичности и патриотического воспитания школьников: победитель всероссийских конкурсов «Безопасность человека - 2004» (журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни») и «Модель образования XXI века» (журнал «Учитель»). Призер конкурса Министерства образования Московской области на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи в номинации «Модель организации патриотического воспитания».

Достигнутые результаты говорят о высокой конкурентоспособности МБОУ гимназии № 11 как педагогической системы. В 2013 году МБОУ гимназия № 11 стала победителем в конкурсе «Социально активная школа» среди муниципальных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты. На наш взгляд, опыт работы гимназии поможет педагогам образовательных организаций воспитывать молодое поколение россиян, испытывающих гордость за нашу Родину, готовых к продолжению лучших традиций своего народа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л.Н. Педагогическая рискология: теория и история // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 24-30.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015. № 1493).

3. Закон Московской области от 13.07.2015 г. № 114/2015-0З «О патриотическом воспитании в Московской области».

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ «0 днях воинской славы и памятных датах России».

INNOVATIVE ACTIVITIES OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher. E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia) LIPATOV A.V., Teacher-organizer of Highest Category

MBOU Gymnasium № 11 (9, Collective-farm St., 143987, Moscow region, Balashikha, Russia). ABSTRACT

The article examines the potential of pedagogical riskology in innovation in the formation of civic identity and patriotism in school students of an educational institution. Also the necessity of creating a favourable emotional environment conducive to the transformation of a single educational process in a productive creative work on Patriotic education and formation of civil identity of the students.

Keywords: forms, methods, means, technology innovation, practical experience in the formation of civic identity and patriotism of students. REFERENCES

1.Antonova L.N. Teaching Riskology: Theory and History. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2010, no. 4, pp. 24-30 (In Russian).

2.Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsiina 2016-2020 gody» (utv. Postanovleniyem Pravitel'st-va Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2015 № 1493) [The state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation in 2016-2020" (approved. By Resolution of the Russian Government dated 30.12.2015 no. 1493)].

3.Zakon Moskovskoy oblasti ot 13.07.2015 №114/2015-0Z «O patrioticheskom vospitanii v Moskovskoy oblasti» [Law of the Moscow region from 13.07.2015 №114 / 2015-0Z "On the patriotic education in the Moscow region"].

4.Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law from 29.12.2012 no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"].

5.Federal'nyy Zakon ot 13.03.1995 g. №32-FZ «0 dnyakh voinskoy slavy i pamyatnykh datakh Rossii» [Federal law from 13.03.1995, no. 32-FZ "On the days of military glory and anniversaries of Russia"].

4■2016

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.