Научная статья на тему 'Инновационная деятельность: экономикоправовая сущность, проблемы развития и регулирования'

Инновационная деятельность: экономикоправовая сущность, проблемы развития и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна

Реалии современного мира показывают и доказывают, что хозяйственная деятельность, нормальное функционирование экономических систем разных уровней, направлений деятельности, разнообразных по структуре детерминирована инновационной составляющей. Огромную роль в обеспечении интенсивности инновационного развития национальной экономики играет институт интеллектуальной собственности, через который осуществляется реализация инновационного потенциала экономических субъектов. В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации, выявлены противоречия существующего законодательства. Автором рассмотрен зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности, проведен анализ правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, выявлены возможности и обоснована предпочтительная модель регулирования инновационной деятельности. Реализация представленной модели способна решить вопрос необходимой и системной гармонизации законодательных актов в сфере инновационной деятельности; расширение государственной поддержки творческой деятельности и других мероприятий, в совокупности определяющих согласованные действия государства, бизнеса и образования в процессе создания и продвижения инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность: экономикоправовая сущность, проблемы развития и регулирования»

Инновационная деятельность: экономико-правовая сущность, проблемы развития и регулирования

Орлова Любовь Николаевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры Управления интеллектуальной собственностью ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Orlova.LN@rea.ru

Реалии современного мира показывают и доказывают, что хозяйственная деятельность, нормальное функционирование экономических систем разных уровней, направлений деятельности, разнообразных по структуре детерминирована инновационной составляющей. Огромную роль в обеспечении интенсивности инновационного развития национальной экономики играет институт интеллектуальной собственности, через который осуществляется реализация инновационного потенциала экономических субъектов.

В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации, выявлены противоречия существующего законодательства. Автором рассмотрен зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности, проведен анализ правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, выявлены возможности и обоснована предпочтительная модель регулирования инновационной деятельности.

Реализация представленной модели способна решить вопрос необходимой и системной гармонизации законодательных актов в сфере инновационной деятельности; расширение государственной поддержки творческой деятельности и других мероприятий, в совокупности определяющих согласованные действия государства, бизнеса и образования в процессе создания и продвижения инноваций.

Ключевые слова: инновационная экономика, правовое обеспечение инновационной деятельности, интеллектуальная собственность.

В Стратегии инновационного развития России до 2020 года определена необходимость формирования экономики лидерства и инноваций [1], что возможно за счет усиленного роста высокотехнологичных секторов национальной экономики, становления и развитие сектора интеллектуальноемких услуг, создание конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Цели, стоящие перед российской экономикой очень перспективны и амбициозны, такими же должны быть и средства их достижения. Однако, по данным международного исследования «Глобальный инновационный индекс 2015 «Эффективная инновационная политика для развития» в 2015 году по уровню инновационной активности Россия занимает 48 место в мире из 141 страны [2]. Традиционно высокие позиции Российская Федерация занимает по таким направлениям как человеческий капитал и разработки, знания и используемые технологии, деловая активность и развитие бизнеса. Проблемными сферами остаются институциональная (в том числе правовая) сфера, развитие кредитных и инвестиционных рынков и условия конкуренции. Модель интеллектуального превосходства и технологической слабости все еще остается проблемой развития национальной социально-экономической системы [3].

В целом социально-экономическая среда достаточно чутко реагирует на реализованную в законодательстве государственную политику инновационного развития. Правовая политика в данной предметной области должна быть направлена на гармонизацию общественных отношений во всех сферах социально-экономической жизни общества, учитывать часто противоречивые интересы и повышать инновационную активность его субъектов. Необходимо отметить, что формирование категориальной базы, основных теорий развития и методологии исследования инноваций более распространено в экономико-управленческих науках. В юридическом обороте имеются лишь отдельные терминологические решения, поскольку в правовом отношении инновационная деятельность (в отличие от других видов деятельности) представляет достаточно необычный вид деятельности. Часто законодатель намеренно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В правовом понимании инновационная деятельность представляется как иерархия различных правоотношений, возникающих на всех этапах «интеллектуального цикла»: от производства и воспроизводства научных знаний до создания и коммерциализации новых продуктов технологических процессов.

В настоящее время наука сформировала достаточно большое количество подходов к определению инноваций и инновационных процессов. Первая классическая интерпретация инноваций представлена Й. Шумпетером, который выделял: новое благо, новые источники сырья, новые методы производства и сбыта, новые методы организации бизнес-процессов (реорганизация). В исследованиях российских исследователей представлена систематизация основных терминов, классификация инноваций, достаточно

О £

ю

5

г 2

сч сч £

Б

а

2 о

широко и глубоко раскрывающая понятие «инновации» как экономическую категорию. По мнению С.Д. Ильенковой, В.И. Кузнецова, С.Ю. Ягудина специфическое содержание инновации проявляется в изменении [4]. В своей совокупности все виды, типы инноваций, уровни проявления образуют пространство инноваций, которое является основой развития национальных инновационных систем (табл. 1).

Инновациям, то есть коммерциализированным новшествам, предшествуют, так называемые инвенции. Под инвенциями в научной литературе понимаются научные открытия, базы данных, программное обеспечение, изобретение, представление некоторой идеи, которая позволяет решить возможные проблемы [5] (в привычной трактовке под данным определением понимаются новации).

Инновационная политика представляет собой совокупность или своеобразный сплав научной, технической и промышленной политики. Под национальной инновационной системой понимают сомножества институтов и потоков результатов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих прогресс развития всей экономической системе. Под инновациями понимаются изменения, носящие плановый характер, осуществление которых повышает эффективность деятельности экономических субъектов.

В теории инноваций классическая интерпретация жизненного цикла инноваций выглядит как плавный передох от стадии к стадии, главным образом от создания новаций к процессу их внедрения(инновационный процесс представляет собой преобразование через коммерциализацию научного знания в широкоиспользуемое нововведение и включает в себя стадии создания новаций или инвенций (фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструк-

Таблица 1

Пространство инноваций

Новое благо

Новые источники сырья

Классификация инноваций

Новые методы производства

Продуктовые инновации

Новые методы сбыта

Процессные инновации

Новые

методы

организации

бизнес-

процессов

(управления)

Уровни проявления общих характеристик Новые для микроуроня Новые для мезоуровня Новые для макроуровня

Общая характеристика инноваций НОВИЗНА

СООТВЕТСТВИЕ СПРОСУ И ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА _ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ_

торские и технологические работы), процесс внедрения инвенций на рынок, распространение инноваций, их широкое использование и устаревание). В реальной экономической жизни можно наблюдать разрывы между основными этапами создания новаций и их коммерциализацией. Этому можно найти достаточно практические объяснения: окончание бюджетного финансирования научных разработок, высокие риски инвестирования, отсутствие взаимодействия между наукой и бизнесом и т.п. То есть возникают разрывы между основными этапами инновационного процесса, которые приводят к замедлению развития экономических процессов, потере финансовых средств и экономических связей [6].

Мировой опыт показывает, что залогом успешного развития того или иного региона является использование инструментов как прямого, так и косвенного государственного воздействия, направленных на усиление взаимодействия крупного и малого инновационно-ориентированного бизнеса. Практика правового регулирования инновационной деятельности в разных странах мира не сформировала единого и общепризнанного концептуального подхода к законодательной модели регулирования правоотношений этой сфере. Положительный правовой опыт разви-

тия той или иной страны должен рассматриваться при построении эффективной системы правоотношений РФ в инновационной сфере, но этот опыт не должен быть заимствованным в полном объеме, так как каждая страна обладает уникальными чертами, предопределяющими ее развитие. Однако комплексный анализ лучших практик позволяет на системном уровне избежать основных противоречий инновационного развития.

Например, одним из лидеров в области инновационной деятельности являются США, чему способствует законодательство об интеллектуальной собственности. Исходные положения, относящиеся к правам авторов и изобретателей изначально были сформулированы в Конституции США 1787, что указывает не только на значимость прогресса человеческой деятельности, но и понимание того, что патентная охрана является оружием в конкурентной борьбе за мировое экономическое лидерство. 1963 год -первый меморандум и заявление по правительственной патентной политике. При этом, правовой механизм в сфере научно-исследовательских работ имел гражданско-правовой оттенок в виде федеральной контрактной системы на выполнении НИР [7].

Опыт проведения реформ во Франции показывает их направленность на развитие пред-

принимательства и конкуренции. Такие существенные и последовательные изменения взаконодательстве как введение закон о модернизации,внесение поправок в налоговый кодекс, принятие Национальной инвестиционной программы реализованы для облегчения условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности страны [8].

В Австралии построение эффективной инновационной системы направлено на формирования политики инвестирования в инфраструктуру исследований и инноваций, на поддержку рабочих мест, усиление национальных преимуществ, коммерциализацию новых идей. Как говорится в австралийском национальном докладе «Powering Ideas. An Innovation Agenda for the 21st Century»: «Innovation is the key to making Australia more productive and more competitive», то есть инновации - это средства повышения продуктивности и конкурентоспособности национальной экономики. Это способ преодоления вызовов устойчивого развития: климатических, политических, социальных [9].

Изучение опыта регулирования инновационной деятельности в ряде стран мира позволяет выделить общие направления совершенствования национального законодательства, направленного на формирование эффективных национальных инновационных систем [10]:

- Распределение полномочий между общегосударственными и региональными органами власти в части реализации политики наибольшего благоприятствования инновационной деятельности и усиление роли последних;

- Предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющих инновационную деятельность;

- Развитие института интеллектуальной собственности, защищающего права создателей интеллектуального продукта и производителей инновационной продукции;

- Развитие взаимодействия между участниками социально-экономических отношений (государство, бизнес, образование), направленного на развитие инновационной активности.

Относительная неразвитость российского законодательства отражается на формировании конкурентоспособной инновационной экономики. Так, законодательного документа федерального уровня, регулирующего вопросы инновационной деятельности и инновационной политики пока нет, хотя необходимость принятие такого закона обсуждается в научных кругах уже давно.

К проблемам правового регулирования инновационной деятельности можно отнести:

- большое количество федеральных нормативных правовых актов, которые упоминают в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», но в то же время не отличаются единообразием и не содержат положений о субъектах и объектах инновационной деятельности, о механизме ее осуществления, о видах или формах такой деятельности и др.;

- отсутствие разграничения между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью;

- недостаточная проработка в законодательстве вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности

Вопросы регулирование инновационной деятельности в настоящее «разбросаны» по ряду нормативных актов, представленные в них нормативные положения относятся, как правило, к одной «узкой» сфере деятельности. Так, например Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [11] регулирует лишь первый этап инновационного цикла - инвенций, создания новаций. Вопрос коммерциализации новаций,действительно инновационной де-

ятельности реализованы декларативно (введение в текст закона понятий инновации и инновационная деятельность произошло только в 2011 году). Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [12] предполагает реализацию методов косвенного регулирования,создание и развитие институциональной среды, но только для субъектов малого бизнеса (закон направлен на регулирование вопросов в части оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления: создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций); содействия патентованию, государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности; создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [13 ]в рамках статьи 20 регулирует порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования. В рамках федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Скол-ково» [14] реализуются, в основном, нормативные положения материального и регламентного права.

В 2014 году был принят Федеральный закон «О промыш-

0 3

Ю

S

г 2

сч сч £

б

а

2 о

ленной политике в Российской Федерации» (от 31.12.2014 № 488-ФЗ Статья 12) [15], который вступил в силу 30 июня 2015 года. Закон имеет перспективную цель: формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития. Закон регулирует отношения, «возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации». В рамках закона устанавливаются основные понятия: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), субъекты деятельности в сфере промышленности, меры стимулирования деятельности в сфере, отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная продукция, не имеющая произведенных в Российской Федерации аналогов, промышленная инфраструктура, инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности, индустриальный (промышленный) парк, промышленный кластер и др., а также полномочия Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти всех уровней в сфере промышленной политики. Меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, предусмотренные данным законом, предполагают закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках специального инвестиционного контракта (заключается на 10

лет и предоставляет гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора). Несомненно, данный законопроект является своевременным и нужным (особенно в условиях санкций), направленным на территориальное развитие промышленности. Но опять, регулирует вопросы инновационной деятельности лишь в одной сфере - промышленности. Тогда как регулирование инновационной деятельности, осуществляемой экономическими субъектами всехуровней,направлений деятельности, масштабов и видов, законодательно остается не системным. Политика регулирования данной сферы должна всесторонне учитывать интересы различных субъектов и быть направлена на снижение асимметричности развития национальной экономики.

Регулирование инновационной деятельности должно сочетать в себе действенную совокупность всех отраслей права: гражданского, налогового, бюджетного, экологического, административного. Многие исследователи сходятся во мнении, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности,на сегодняшний день в масштабе российского законодательства отсутствуют. Также, мнение многих экспертов в этой области связано с необходимостью принятия единого федерального закона, закрепляющего единые принципы, направления, приоритеты, меры государственной поддержки инновационной политики [16-18].

Поэтому долгое время в научных и деловых кругах обсуждался вопрос о необходимости принятия закона об инновационной деятельности. Так, в 2009 году в Государственную думу внесен законопроект № 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [19], в 2011 году -проект федерального закона № 495392 «О государственной

поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» [20]. Оба законопроекта не были приняты. В отношении проекта закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации, в частности, были даны следующие комментарии: «законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, большинство его положений носит общий, декларативный характер и направлено на определение задач, связанных с развитием инновационной деятельности, что не обеспечивает законодательного регулирования соответствующих правоотношений. Законопроектом предлагается введение новых понятий и терминов, характеризующих инновационную деятельность, однако их раскрытие не является однозначным и исчерпывающим, что может способствовать созданию условий для проявления коррупции» [21]. В рамках проекта закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» наряду с основными принципами и направлениями государственной поддержки инновационной деятельности предлагались и конкретные механизмы, предполагающие и косвенную и прямую форму регулирования. В частности в рамках законопроекта рассматривалось прямое бюджетное субсидирование инновационной деятельности предприятий, косвенные налоговые и таможенные стимулы (инновационный налоговый кредит, таможенное стимулирование), организационно-правовая поддержка (инновационный фонд, государственные целевые программы), информационная поддержка.

Однако, стоит отметить, что на региональном уровне вопрос регулирования инновационной деятельности является более проработанным. И, несмотря на то, что законодательство субъектов Российской Федерации в части регулирования инновационной деятельности не является унифицированным,

Таблица 2

Возможности реализации моделей регулирования инновационной деятельности

Прпнятис специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности

Принятие ряда специальных законов н внесение поправок в действующие законы в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности

Модель регулирования

инновационной _деятельности_

Применение данной модели регулирования в сложившихся условиях представляется нецелесообразным по ряду причин:

1. В настоящее время в РФ действует уже ряд законов, регулирующих инновационную деятельность. Принятие одного единственного закона требует существенных изменений в структуре и логике российского законодательства, отмены ряда работающих законодательных актов

2. Также существует вероятность недоучета и неотражения многих принципиальных моментов нормативного регулирования в одном единственном правовом акте.

3. Федеративное устройство России многообразно и сложно по своей структуре, субъекты РФ наделены равным правовым статусом, что влечет за собой изначально разный подход к регулированию инновационной деятельности на региональном уровне_

Принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных Специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности

Возможности реализации

В настоящее время, в Российской Федерации сделана попытка реализации данной модели в виде реализации ряда федеральных и региональных законов, регулирующих инновационную деятельность ( ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и другие).

Однако «размытость» основных принципиальных положений правового регулирования по большому количеству нормативных актов не способствует их гармоничной реализации во всех сферах социально-экономической жизни общества ]и на всех уровнях национальной экономики._

Данная модель является наиболее оптимальной с точки зрения правоприменительной практики и повышения эффективности реализации инновационной составляющей национальной экономике:

Во-первых, данная модель согласуется со Стратегией инновационного развития РФ в части совершенствования законодательства но регулированию инновационной деятельности в разрезе основных отраслей права: налогового, бюджетного, таможенного, бюджетного, экологического и др.

Во-вторых, «размытость» терминологической базы данного направления требует единого понимания основных категорий инновационной деятельности, формирования единых принципов и методов регулирования, что возможно реализовать в рамках специального акта, регулирующего инновационную деятельность; В-третьих, законодательное регулирование инновационной деятельности на региональном уровне должно дополнять ее регулирование на федеральном уровне, а также носить процедурный, а не декларативный характер.

а в ряде регионов Российской Федерации отсутствуют нормативные акты, напрямую регулирующие инновационную деятельность, можно привести примеры эффективного регулирования инновационной деятельности. Наиболее полными с точки зрения возможности регулирования и повышения эффективности инновационной деятельности являются соответствующие законы Нижегородской области и Республики Татарстан.

Закон Нижегородской области от 26.01. 2006 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» [22] является одним из наиболее проработанных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность на региональном уровне. Помимо основных определения, целей, задач и приоритетов инновационной политики в законе подробно прописаны процедуры оценки приоритетных инновационных проектов, к числу которых относятся (ст. 6. пункт 4 Закона) рост производительности труда и снижение себестоимости инновационной продукции, социальная и бюджетная эффективность проектов, соответствие приоритетным направлениям науки. Список мер государственной поддержки в Нижегородской области расширен и включает помимо предоставления субсидий и гарантий такие действенные механизмы стимулирования как предоставление налоговых льгот, предоставление инвестиционного налогового кредита, предоставление грантов и освобождение от арендной платы (ст. 10, пункт 1). Положительными моментами Закона является:

А) проработанный механизм прогрессивного снижения ставки налога на прибыль в зависимости от размера выручки инновационного предприятия (ст. 11, пункт 2);

Б) регламентация деятельности инновационных и венчурных инновационные фондов (статья 13);

О À

es

S

i? 2

сч сч £

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

2 о

В) Процедуру и правила предоставления государственной поддержки инновационной деятельности (статья 7). Закон носит процедурный характер и направлен на реализацию действенных механизмов поддержки инновационной деятельности.

Закон Республики Татарстан № бЗ-ЗРТ от 2.08.2010 «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» [23] также как и Закон Нижегородской области носит полный характер, имеет ряд принципиальных развернутых положений, регулирующих инновационную деятельность. В Законе представлен широкий перечень понятий и определений(например,закон содержит определения таких понятий как технополис, технопарк, бизнес-инкубатор (ст. 2 Закона)); прослеживается стратегическая направленность Закона (содержание инновационной политики (статья 9), стратегия инновационного развития (статья 10), инновационный меморандум Республики (статья 11). Стратегия инновационного развития Республики Татарстан является основой для разработки целевых инновационных программ. Инновационный меморандум -документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов. Также в Законе определены основные требования, которые предъявляются к инновационным проектам, претендующим на государственную поддержку и (статья 14 Закона), а также прописаны формы и методы государственного регулирования и государственной поддержки инновационной деятельности (статьи 17, 18).

Обобщение мирового и национального опыта регулирования инновационной деятельности позволяет выделить три ва-

Фелера.тышн закон « О государственной поддержке инновационном деятельности»

Реализация парадигмы инновационного развития Формирование единого терминологического и понятийно -категориального аппарата

Формирование единых принципов государственного регулирования _инновационной деятельности_

Федеральные законы, регулирующие отдельные сферы проявления инновационной активности: ФЗ «О науке»* ФЗ О образовании», ФЗ «О промышленной политике» и др.

Отдельные нормативны акты, уточняющие специфику реализации инновационной политики РФ

ФЗ «Об инновационном центре Сколково», ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Региональное законодательство, отражающее возможности и особенности регулирования инновационной деятельности в субъектах РФ

Е е & §

1 2 а I

1 * 5 I § 8 I 3

= " £ 5 ¡¡11

2 я и ™

| иа

Рис. 1. Модель правового обеспечения инновационной деятельности

рианта построения законодательной модели регулирования инновационной деятельности [24]:

1) принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности;

2)принятие какспециального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности;

3) принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности.

Выбор той или иной модели зависит от множества условий, которые в основном предопределены национальными особенностями правового регулирования инновационной деятельности. В таблице 2 автором проведен анализ возможнос-

тей реализации каждой модели правового регулирования инновационной деятельности исходя из особенностей фор-мирования,развития и функционирования правовой системы Российской Федерации.

На взгляд автора данной статьи, в рамках сложившихся условий функционирования национальной экономики и правового режима ее регулирования наиболее эффективной будет модель, реализующаяся в виде специального акта об инновационной деятельности (Закон о государственном регулировании инновационной деятельности), дополненного иными специальными законами и внесенными поправками в действующие нормативные акты.

Реализация третьей модели представлена на рис. 1.

В представленной модели главная роль в регулировании инновационной деятельности отводится федеральному закону «О государственной поддержке инновационной деятельности», в котором должны быть отражены следующие принци-

пиальные моменты: основные определения (инновационная деятельность (ИД), Инновации, Инновационная продукция, наукоемкая продукция,субъекты ИД, объекты ИД, инфраструктура ИД, инновационный проект, инновационная культура, коммерциализация научно-технических и научных результатов, инновационный фонд, инновационный венчурный фонд, технополис, технопарк, бизнес-инкубатор, офис коммерциализации разработок, инновационная восприимчивость организаций); принципы национальной инновационной политики; стратегии инновационного развития; цели и задачи инновационной политики; формы государственной поддержки (льготное налогообложение (субсидии, субвенции, гарантии правительства, кредиты и венчурное финансирование, гранты, государственные закупки); полномочия органов управления; международное сотрудничество; мониторингинновацион-ной деятельности.

На региональном уровне в нормативных актах должны находить отражения конкретные процедуры и направления государственного регулирования инновационной деятельности -региональная инновационная политика, региональные целевые инновационные программы, ответственность субъектов инновационной деятельности, процедура проведения экспертизы инновационных проектов, реестр инновационных проектов, реестр инновационно-активных организаций и т.д.

Совершенствование налогового законодательства должно быть направлено на сохранение действующих налоговых льгот и преференций в отношении инновационно-активных организаций, а также разработку прогрессивного стимулирующего налогообложения инновационной деятельности. Бюджетное законодательство должно быть направлено на повышение эффективности распределения средств финаисрования инновационной деятельности. Зако-

нодательство о техническом регулировании предполагает разработку, принятие и обновление региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики. Экологическое регулирование должно быть направлено на реализацию принципа экологичного хозяйствования при осуществлении инноваций всех видов и типов, ужесточение экологических требований реализации инновационных проектов при одновременной поддержке реализации «зеленых проектов». Совершенствование таможенного регулирования, механизмов экспортного и валютного контроля должно быть направлено на снижение барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий.

Таким образом, реализация представленной модели способна решить вопрос необходимой и системной гармонизации законодательных актов в сфере инновационной деятельности, совершенствования законодательной базы, регулирующей интеллектуальную сферу; расширение государственной поддержки творческой деятельности и других мероприятий, в совокупности определяющих согласованные действия государства, бизнеса и образования в процессе создания и продвижения инноваций.

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. -2 января. - №1, ст. 216.

2. Глобальный индекс инноваций . - URL: https: // www.globalinnovationindex.org/ userfiles/image/GII-Framework-2015.png

3. Леонтьева Л.С., Ильин А.Б., Конотопов А.И. Пространственные инновации как ресурс

социально-экономического развития // Бизнес-в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №6. - С. 204-207.

4. Ильенкова С.Д., Кузнецов

B.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебно-методический комплекс / под ред. профессора, д.э.н. Ягудина

C.Ю.[Текст]. - М.:МЭСИ. -2009. - 192 с.

5. Попов Е.В., Власов М.В. Институциональные циклы инвенций [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. -№3. - С.37-43.

6. Орлова Л.Н. Нематериальные факторы устойчивого развития экономических систем // Транспортное дело России, 2013. - №5. - С.157-159

7. Волынкина М. Правовое регулирование инновационных отношений: опыт зарубежных стран // Авторское право и смежные права, 2011. - №10.-С. 57-66.

8. Инвестиции во Францию // отдел Информации/ Экспертизы Агентства по инвестициям во французскую экономику [Текст], Январь 2011 г.

9. Национальный доклад Правительства Австралии «Powering Ideas. An Innovation Agenda for the 21st Century» URL: http://sydney.edu.au/documents/ about/higher_education/2012/ 20120308%20PoweringIdeas.pdf

10. Костенко М.А. «Правовые основы инновационной деятельности»: учебное пособие -Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ. -2012. - 72 с.

11. Федеральный закон от

23 августа 1996 № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О науке и государственной научно-технической политике»: (принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации года 7 августа 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - 26 августа. - № 35, ст. 4137

12. Федеральный закон от

24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изме-

О

3

ю

S

г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

нениями и дополнениями): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 года // Российская газета. - 2007 год. - 31 июля. - №164.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): дринят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 31декабря. -№ 5976

14. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Скол-ково»: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 сентября 2010 г., одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сентября 2010 г.) // Российская газета. - 2010 год. - 30 сентября.

15. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»: Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 декабря 2014 г., Одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 декабря 2014 г., вступает в силу 30 июня 2015 г. // Российская газета. - 2015. - 12 января. -№ 6572

16.Грибанов Д.В.Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере инновационного развития // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 3. -С. 64 - 69.

17. Грибанов Д.В. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности // Инновационная деятельность. -2008. - № 2. - С. 9-13.

18. Мухамедшин И.С. Создание бюджетными учреждениями инновационных хозяйственных обществ // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права, 2011. - №4. - С. 47-57.

19. Проект Федерального закона № 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации (ред., внесенная Гос. Думу Рос. Федерации, текст по состоянию на18 марта 2010 г.).

20. Проект Федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации (ред., внесенная в Гос. Думу Рос. Федерации, текст по состоянию на 2 февраля 2011 г.).

21. Заключение правительства РФ от 16 марта 2010 г. №№ 1127п-П8 на проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

22. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 января 2006 г. N 1815-III «О принятии Закона Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» // Нижегородские новости. -2006. - 25 февраля. - №33.

23. Закон Рт от 2 августа 2010 г. N 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» (с изменениями и дополнениями)// «Республика Татарстан». - 2010. - 6 августа. - № 159

24. Гутников О.В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности // Законодательство и экономика. - 2006. - № 10. -С. 9-13

Innovative activity: economical and legal essence, problems of development and regulation Orlova L.N.

Plekhanov Russian University of

Economics The economic activity and normal functioning of different levels economic systems are determined by an innovative component. It's realities of the modern world. Emergence of new products, technologies, methods of business is linked with process of new knowledge generation in economic, social and political life of society. There is an important role of intellectual property in the innovative development of national economy. Intellectual property promotes the realization of innovative potential of

economic subjects.

In the article questions of legal support of innovative activity in the Russian Federation are considered, contradictions of the existing legislation are revealed. The author considered foreign experience of regulation of innovative activity. Analysis of legal support of innovative activity in the Russian Federation at the federal and regional levels is carried out; opportunities are revealed and the preferable model of innovative activity regulation is proved. Realization of the presented model is capable to resolve an issue of necessary and harmonization of acts in the innovative field. Expansion of the state support and other actions defining coordinated actions of the state, business and education in the course of creation and advance of innovations.

Keywords: innovative economy, legal support of innovative activity, intellectual property.

Reference

1. Strategy of innovative development

of the Russian Federation for the period till 2020 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. -2012. - 2 janvarja - №1, st. 216.

2. Global innovation index. - URL: h t t p s : / / www.globalinnovationindex.org/ userfiles/image/GII-Framework-2015.png

3. Leontieva L.S., Ilin AB., Konotopov

AI. Spatial innovations as resource of social and economic development // Biznes v zakone. -2014. - №6. - P. 204-207.

4. Il'enkova S.D., Kuznecov V.I., Jagudin

S.Ju. Innovative management. uchebno-metodicheskij kompleks . - M.:MESI. - 2009. - 192 p.

5. Popov E.V., Vlasov M.V. Institutional

cycles of inventions // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2014. - №3. - P.37-43.

6. Orlova L.N. Non-material factors of a

sustainable development of economic systems // Transportnoe delo Rossii, 2013. - №5. - P.157-159

7. Volynkina M. Legal regulation of the

innovative relations: experience of foreign countries // Avtorskoe pravo i smezhnye prava, 2011. - №10.- P. 57-66.

8. Investments into France // otdel Informacii/ Jekspertizy Agentstva po investicijam vo francuzskuju jekonomiku, Janvar' 2011 g.

9. Powering Ideas. An Innovation Agenda

for the 21st Century URL: http:// sydney.edu.au/documents/about/ higher_education/201 2/ 20120308%20PoweringIdeas.pdf

10. Kostenko M.A legal bases of innovative activity: uchebnoe posobie - Taganrog: izd-vo TTI JuFU. - 2012. - 72 p.

11. Federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike»: // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. -1996. - 26 avgusta. - № 35, st. 4137

12. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v

Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta - 2007 god. - 31 ijulja -№164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ»Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. -2012. - 31dekabrja -№ 5976

14. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 sentjabrja 2010 g. № 244-FZ «Ob innovacionnom centre «Skolkovo» // Rossijskaja gazeta - 2010 god. - 30 sentjabrja.

15. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ «0 promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta - 2015. - 12 janvarja -№ 6572

16. Gribanov D.V. Foreign experience of legal regulation of the relations in the sphere of innovative development // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. -2011. - № 3. - P. 64 - 69.

17. Gribanov D.V. Problems of legal regulation of innovative activity // Innovacionnaja dejatel'nost'. - 2008. - № 2. - P. 9-13.

18. Muhamedshin I.S. Creation of innovative economic societies by the budgetary institutions // Patenty i licenzii. Intellektual'nye prava, 2011. - №4. - P. 47-57.

19. Proekt Federal'nogo zakona № 344994-5 «Ob innovacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii (red., vnesennaja Gos. Dumu Ros. Federacii, tekst po sostojaniju na18 marta 2010 g.).

20. Proekt Federal'nogo zakona № 495392-5 «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii (red., vnesennaja v Gos. Dumu Ros. Federacii, tekst po sostojaniju na 2 fevralja 2011 g.).

21. Zakljuchenie pravitel'stva RF ot 16 marta 2010 g. №№ 1127p-P8 na

proekt Federal'nogo zakona «Ob innovacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii».

22. Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobranija Nizhegorodskoj oblasti ot 26 janvarja 2006 g. N 1815-III «O prinjatii Zakona Nizhegorodskoj oblasti «O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel'nosti v Nizhegorodskoj oblasti» // Nizhegorodskie novosti. - 2006. - 25 fevralja. - №33.

23. Zakon RT ot 2 avgusta 2010 g. N 63-ZRT «Ob innovacionnoj dejatel'nosti v Respublike Tatarstan» (s izmenenijami i dopolnenijami)// «Respublika Tatarstan». - 2010. - 6 avgusta. - № 159

24. Gutnikov O.V. Comparative analysis and assessment of legislative models of regulation of innovative activity // Zakonodatel'stvo i jekonomika - 2006. - № 10. - P. 913

© À

es

S

i? 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.