Научная статья на тему 'Инновационная деятельность библиотек педагогических вузов как условие профессионального развития будущих учителей'

Инновационная деятельность библиотек педагогических вузов как условие профессионального развития будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Г. Г.

В статье приводятся характеристики инновационного подхода в использовании потенциала информационно-образовательной среды научных библиотек педагогических вузов для повышения уровня профессионального развития будущих учителей. Обоснована необходимость транс­формации научных библиотек вузов в информационно-образовательные центры с активной разработкой и внедрением инновационных информационно-поисковых и образовательных технологий. Раскрыт опыт внедрения инноваций на примере научной библиотеки Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко. Приведены результаты исследований, проведенных среди пользователей библиотеки, относительно внедрения разного рода инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность библиотек педагогических вузов как условие профессионального развития будущих учителей»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© Макарова Г.Г.*

Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

В статье приводятся характеристики инновационного подхода в использовании потенциала информационно-образовательной среды научных библиотек педагогических вузов для повышения уровня профессионального развития будущих учителей. Обоснована необходимость трансформации научных библиотек вузов в информационно-образовательные центры с активной разработкой и внедрением инновационных информационно-поисковых и образовательных технологий. Раскрыт опыт внедрения инноваций на примере научной библиотеки Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко. Приведены результаты исследований, проведенных среди пользователей библиотеки, относительно внедрения разного рода инноваций.

Ключевые слова научная библиотека, информационно-образовательная среда, инновационная деятельность библиотек педагогических вузов, профессиональное развитие педагога, инновационные образовательные технологии.

Гуманитарная парадигма высшего профессионального образования в условиях информационного общества неизбежно влияет на изменения в содержании деятельности библиотек педагогических вузов. Их роль обусловлена значительными информационными ресурсами, работой по оказанию квалифицированной информационной поддержки педагогического процесса, необходимостью дополнительного образования для профессионального развития личности будущих учителей как конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

Сейчас перед библиотеками стоит задача их трансформации из пассивных «хранилищ книг» в информационно-образовательные центры с активной разработкой и внедрением инновационных информационно-поисковых и образовательных технологий. В постоянном процессе инновационного развития и эксперимента находится Научная библиотека Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко (ЧНПУ).

За свою почти 100-летнюю историю Научная библиотека стала одной из лучших в Черниговском регионе. Сегодня она представляет собой скоорди-

* Соискатель кафедры Профессионального образования и безопасности жизнедеятельности, директор научной библиотеки.

нированную локальную сеть из 10 отделов, основными функциями которых являются обеспечение учебно-воспитательного процесса и научной деятельности ЧНПУ

Книжный фонд библиотеки насчитывает почти 700 тыс. экземпляров, традиционные учебные издания дополняют электронные материалы. Библиотечный фонд полностью представлен в электронном каталоге. К услугам пользователей: 3 специализированных читальных зала, 3 абонемента и филиал. В читальных залах поддерживается Wi-Fi зона. Ежегодно библиотека обслуживает более 23 тыс. читателей разных категорий.

Университет постоянно развивается: открываются новые факультеты, специальности. Поэтому библиотека старается быть гибким динамическим подразделением, восприимчивым ко всему новому, быстро реагирующим на необходимость доукомплектования информационными ресурсами.

Сегодня главным является вопрос не количественного увеличения фонда, а улучшения его качественного состава с необходимой литературой для обеспечения учебно-воспитательной и научной миссии ЧНПУ Свидетельством этому могут быть кардинальные изменения в комплектовании литературы, которые начались в 2009 году. Заказ на литературу осуществляется путем мониторинга заявок кафедр и, непосредственно, в издательствах, отказавшись от предыдущей практики работы с посредниками. Налажены связи с тринадцатью крупнейшими издательствами Украины. Важную роль в процессах фондосоздания играет книгообмен с библиотеками Украины.

Информирование пользователей о новых поступлениях в Научную библиотеку осуществляется путем представления расширенной информации на сайте Библиотеки, организацией просмотров новой литературы, книжных выставок.

С 2008 года картотека книгообеспеченности ведется в электронном режиме, которая предоставляет информацию об обеспечении литературой всех дисциплин, преподаваемых в ЧНПУ, способствует улучшению приобретения и распределения учебной литературы, проведению анализа состава фонда.

На современном этапе европейские университеты уже отказываются от печатной учебной литературы, полностью переходят на электронные издания [1].

Компьютерные технологии и Интернет прочно вошли в практику работы нашей библиотеки, фонды постоянно пополняются электронными источниками информации. Библиотека в локальной сети поддерживает базу электронных документов (ЭД).

Начата работа над созданием репозитария трудов преподавателей Университета. Остается открытым вопрос передачи в Библиотеку электронных экземпляров всех изданий, авторами которых являются преподаватели ЧНПУ.

Библиотекой пройден путь от отдельных автоматизированных рабочих мест (АРМ) до создания локальной библиотечной сети с выходом в Интер-

нет. Сейчас библиотека имеет 40 АРМ. Все АРМ образуют локальную сеть Библиотеки, подключенную к локальной сети «Университет».

В глобальной сети Internet библиотека представлена web-сайтом в режиме круглосуточного доступа.

Создание базы данных «Вестника ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко», превратилось в организацию нового информационного ресурса - Internet-сайта научного журнала «Вестник ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко» с архивом выпусков с 2010 года.

Постепенный переход в работе библиотеки к автоматизированным информационным технологиям связывает производственные процессы комплектования, каталогизации и обслуживания в единую интегрированную автоматизированную систему. В 2009 году завершено создание электронного каталога на весь фонд Библиотеки, который постоянно редактируется благодаря штрих-кодированию фонда.

В своей работе библиотека использует автоматизированную библиотеч-но-информационную систему «Украинский фондовый дом / Библиотека», на основе которой автоматизированы все технологические процессы: запись пользователей, создание электронного формуляра, обработка потока документации, начиная с регистрации в системе и создании его библиографического описания, и заканчивая списанием.

Библиотекой разработан проект штрих-кодирования фонда и внедрение автоматизированной книговыдачи по электронным формулярам. Это модернизировало, в первую очередь, абонементное обслуживание: учет пользователей и их формуляров, запись в формуляр пользователя выданной литературы, контроль срока возврата книг.

Пользователям предоставляется новый пакет услуг: электронный заказ литературы, просмотр своего электронного формуляра, подбор литературы с помощью электронного каталога и электронной генеральной картотеки статей с домашнего компьютера.

Предварительный заказ литературы и статистическая обработка запросов студентов и преподавателей позволили повысить оперативность процессов, связанных с перемещением документов и проверкой книжного фонда, улучшило качество и эффективность работы Научной библиотеки в целом.

Психологический барьер и страх нововведений оправдал себя уже в сентябре 2011 года при выдаче комплектов учебников и методической литературы первокурсникам. Традиционное обслуживание группы первокурсников требовало от сотрудников более трех часов, автоматизированное - 1520 минут.

Компьютерная техника помогает избежать ошибок человеческого фактора, способствует борьбе с задолженностью. Задолженная литература автоматически выделяется программой и до ее аннулирования обслуживание автоматически прекращается всеми отделами библиотеки.

В читальном зале находится компьютерная техника с целью объединения традиционного и электронного обслуживания пользователей, предоставляющее возможность студентам и сотрудникам ЧНПУ пользоваться электронными изданиями локальной сети, готовиться к занятиям, заниматься самостоятельной работой.

Пользователям предоставляется полная информация о ресурсах библиотеки через справочно-библиографический аппарат, который состоит из системы каталогов и картотек (электронных и традиционных).

В Библиотеке проводится значительная научно-библиографическая и информационная работа. В электронном режиме поддерживается 14 тематических каталогов и картотек. Электронная библиографическая информация - это основной информационный ресурс Библиотеки и полная база, благодаря которой пользователи могут знакомиться с библиотечным фондом, находить информацию по темам.

Сотрудниками научно-библиографического отдела и отдела информационных технологий и компьютерного обеспечения читается курс «Формирование информационной культуры студента» для первокурсников. После прохождения данного курса среди студентов проводятся олимпиады по поиску необходимой информации в обычном и электронном каталогах. Оценивается не только скорость поиска, но и соответствие найденной информации определенным критериям.

Новый подход разработан к воспитательной работе. В социокультурной работе Библиотека использует как проверенные временем формы работы, так и внедряет новые подходы и направления культурно-массовой работы: диспуты, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», читательские конференции, тематические и литературные вечера, библиографические обзоры и обзоры лекций, презентации, экскурсии, интересные встречи, интеллектуальные дискуссии, мастер-классы.

С целью привлечения новых пользователей, помимо различных культурно-просветительских мероприятий, положено начало библиотечного кураторства в академических группах и экскурсии первокурсников в Библиотеку.

В стенах Библиотеки проводится научно-исследовательская и научно-методическая работа, постоянно разнообразится издательская продукция.

В работе используются инновационные подходы и к решению проблем повышения профессиональной компетентности библиотечных специалистов. Особое место в системе обучения библиотекарей занимает овладение современными информационными технологиями. Учебный процесс ведется непосредственно в практической деятельности, профессиональном общении, путем самообразования и повышения квалификации.

Положительно зарекомендовали себя как формы профессионального общения ежегодные научно-практические конференции, которые организуются на базе библиотеки.

С 2001 года Научная библиотека ЧНПУ является методическим центром библиотек высших учебных заведений Черниговского региона. Как методический центр, Научная библиотека университета координирует деятельность библиотек вузов области, изучает, обобщает и распространяет передовые формы и методы работы, помогает коллегам во внедрении инновационных и информационных технологий, проводит научно-практические конференции, семинары, методические консультации, повышение квалификации библиотечных работников.

Библиотека имеет фонд редкостной литературы, фонд, который в этом году переместили в новое книгохранилище и создали читальный зал редкостных изданий на 20 мест. Раритетные издания прошлых веков приближены к пользователю и созданы комфортные условия труда для ученых. В планах -формирование фонда оцифрованных изданий, в первую очередь, раритетов, которые нуждаются в особом уходе.

Таким образом, все вышеперечисленные возможности информационно-образовательной среды научной библиотеки могут быть эффективно использованы для повышения уровня профессионального развития будущих учителей. С целью более детального исследования данной проблемы нами был проведен эксперимент среди преподавателей и студентов ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко, который заключался в изучении поведения пользователей научной библиотеки как потребителей информации. Нами были выбраны следующие индикаторы: мотивы и частота обращения к информации, каналы получения профессиональной информации, лучшая форма информации [3].

Результаты экспериментальной работы демонстрируют: поводом для обращения респондентов в библиотеку есть конкретные учебные и научные задания - подготовка к лекционным и практическим занятиям, обработка учебно-методических материалов, материалов мероприятий и т.п. С целью выявления литературы по теме в библиотеку обращаются 74,3 % опрошенных, 49,8 % - для получения конкретного документа, 23,8 % - за фактографической информацией. 7,8 % респондентов приходят в библиотеку, чтобы поработать в Интернете.

Ознакомление с новыми поступлениями в библиотеку служит одним из способов получения профессиональной информации, и с этой целью университетскую библиотеку посещают 60,8 % опрошенных. Система массового библиографического информирования, основными мероприятиями которой являются традиционные и виртуальные выставки и бюллетени, предназначена для продвижения информационных ресурсов библиотеки и новых поступлений.

Информационные технологии позволяют экономить время и, не выходя из дома, получать профессиональную информацию. Несмотря на то, что большая часть респондентов имеет домашний компьютер с доступом в Интернет, только 27,6 % из них просматривают размещенные на сайтах научных

библиотек педагогических вузов бюллетени новых поступлений, 16,9 % -бюллетени периодических изданий, 7,2 % - виртуальные книжные выставки. 54,5 % получают информацию о новых поступлениях в библиотеку университета при общении с коллегами.

Сайты научных вузовских библиотек можно использовать для получения информации по профилю деятельности. На них могут быть размещены полнотекстовые ресурсы, а также информационная продукция, раскрывающая собственные фонды. Сайты научной библиотеки своего вуза посещают

34.5 % респондентов; сайт Научной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского - 29,2 %; Государственной научно-педагогической библиотеки Украины имени В.О. Сухомлинского - 22,3 %; сайты других библиотек - 6,0 %. Полученные данные свидетельствуют, что сайты библиотек как источник профессиональной информации наши респонденты используют недостаточно активно.

При проведении исследования мы также учитывали частоту обращения к информации. Информационная активность пользователей характеризуется систематичностью обращения к новой информации. Не реже одного раза в месяц абонементы учебной и научной литературы посещают 50,1 % респондентов.

Большинство опрошенных понимают, что даже самый богатый локальный библиотечный фонд ограничен и на его основе невозможно полностью удовлетворить потребности пользователей в информации. 65,7 % респондентов учитывают лавинообразный рост информации и действие закона рассеяния информации и считают нормальной ситуацию, когда приходится обращаться в фонды других библиотек. Они, по сравнению с теми своими коллегами, которые считают, что вся литература в помощь учебному процессу и научных исследований должна быть в фонде библиотеки университета, принимают более активные действия для получения нужной информации.

61,5 % опрошенных в случае отсутствия в научной библиотеке необходимой им литературы несколько раз в год обращаются в фонды других библиотек; в аналогичной ситуации 47,3 % пытаются получить информацию через Интернет; 27,0 % используют МБА и 9,4 % - ЭДД (электронную доставку документов). Самостоятельно, не прибегая к услугам научной библиотеки ЧНПУ имени Т.Г. Шевченко, заказывают электронные копии статей

26.6 % респондентов.

Среди электронных ресурсов наиболее востребованным является электронный каталог (ЭК) - к нему несколько раз в год обращаются 65,1 % опрошенных. К сожалению, приходится констатировать, что практически все библиографические и полнотекстовые базы данных востребованы недостаточно.

Данные исследования показывают невостребованность тестируемых и лицензированных иностранных электронных ресурсов. Так, к англоязычным базам данных EBSCO (крупнейшей в мире базы зарубежных научных

изданий), доступным через Интернет или в формате CD/DVD-ROM, никогда не обращались 77,4 % и 84, 8 % респондентов соответственно (исключение составляют преподаватели и студенты филологического факультета). Одна из причин невостребованности иностранных информационных ресурсов - невысокий уровень владения иностранными языками большинством респондентов (68,2 % опрошенных оценивают свой уровень как «чтение со словарем»).

Анализ частоты обращения к информации (посещение основных структурных подразделений библиотеки, пользования электронными ресурсами, БД и ЭК) позволил условно отнести более половины опрошенных (52,4 %) в группу пассивных «традиционалистов».

Пользователи признают потенциальную важность тех или иных предлагаемых библиотекой вуза ресурсов и услуг, однако не спешат ими воспользоваться. Результаты анкетирования и анализ статистики обращений показали, что остаются невостребованными большинство баз данных (БД). Дополнительный статистический анализ использования периодических изданий обнаружил невостребованность ряда научных журналов. Нечасто обращаются посетители к инновационным информационным услугам: ЭДД, бюллетеням, доступным на сайте библиотеки, и к другой информационной продукции.

Причинами невостребованности ряда ресурсов и услуг могут быть неразвитая мотивация обращения респондентов к информационным ресурсам и недостаточная информированность пользователей. Итак, библиотеке нужно активизировать продвижение ресурсов и услуг путем разработки буклетов и памяток, системы массового и группового библиографического информирования, через web-сайт, «бегущая строка» и т.п. [2].

Таким образом, мы исследовали опыт влияния информационно-образовательной среды научной библиотеки педагогического вуза на профессиональное развитие пользователей. Из которого следует, что основными возможностями научной библиотеки в плане профессионального развития студентов педагогических вузов является внедрение нового подхода в использовании потенциала информационно-образовательной среды библиотек вузов.

По нашему мнению, эти задачи можно решить с помощью таких видов деятельности научной библиотеки: обязательное изучение всеми студентами педагогических вузов пропедевтического курса «Основы информационной культуры студента»; взаимодействие библиотеки и всех учебно-воспитательных подразделений вузов по вопросам профильного формирования фонда с учетом книгообеспеченности; сотрудничество работников библиотеки с факультетами и кафедрами по проведению целенаправленных мероприятий; обновление и переосмысление методов предоставления информационных услуг, учет читательских пожеланий пользователей; методично обоснованное использование Интернет-сайта научной библиотеки; систематическая деятельность в обеспечении самостоятельной работы студентов;

проведение культурно-просветительской деятельности со студентами; целенаправленное использование методов педагогики сотрудничества.

И только систематическое внедрение и постоянное совершенствование данных методов воздействия информационно-образовательной среды научной библиотеки создаст все необходимые предпосылки для эффективного процесса профессионального развития будущих учителей и их личностного роста как квалифицированных специалистов педагогического дела.

Список литературы:

1. Гетта В.Г. Вимоги до створення електронних навчальних поабнишв / В.Г. Гетта, А.М. Гетта // Тавршський вкник освети. - 2008. - № 2. - С. 96-105.

2. Красикова Е.Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей / Е.Г. Красикова // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 6. - С. 26-37.

3. Лисенко Л.В. Вплив соцюлопчних дослвджень на формування шно-вацшно! полггики бiблютеки вищого навчального закладу [Текст] / Л.В. Лисенко // Бiблiотекознавство. Документознавство. 1нформолопя. - 2011. -№ 2. - С. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.