к
Дмитрий Степаненко
ассистент кафедры экономики Белорусско-Российского университета
Инновационная активность субъектов хозяйствования
Анализ инновационной деятельности субъектов хозяйствования Беларуси представляет собой довольно сложную задачу, поскольку в республике до сих пор отсутствует обобщенная статистическая информация о состоянии исследуемых процессов. Так, Министерством статистики и анализа соответствующего рода отчетность была введена только в 2002 г. и лишь в отношении предприятий промышленности.
Согласно данным отчетности, инновационно активными в 2005 г. были определены 318 организаций [1], или 13,6% от их общего количества. Эти показатели превышают уровень 2004 и 2003 гг.—соответственно 292 и 314, но уступают уровню 2002 г. — 325 [2, 3, 4]. Наибольшее число инновационно активных структур республики занимается приобретением машин и оборудования, связанных с технологическими нововведениями, а также исследованием и разработкой новых продуктов (услуг) и методов их производства (передачи), новых производственных процессов. Так, указанными видами инновационной деятельности в 2005 г. занималось соответственно 71,4 и 48,1% инновационно активных субъектов хозяйствования Беларуси. С другой стороны, наименее популярным видом новаторской деятельности является приобретение новых технологий, что в 2005 г. было характерно лишь для 11% отечественных предприятий. Данное обстоятельство следует оценить
как негативное, поскольку именно новые технологии представляют собой ключевые инновации, играющие основополагающую роль в обеспечении прогрессивного поступательного развития народного хозяйства страны. Кроме того, нельзя не отметить, что в 2005 г. лишь 3,8% белорусских организаций приобретало высокие технологии посредством покупки прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности.
Исследования показывают, что по сравнению с 2004 г. в 2005-м наблюдалось увеличение численности отечественных субъектов хозяйствования, занимавшихся такими видами инновационной деятельности, как исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (на 6,3%), приобретение связанных с технологическими инновациями машин и оборудования (на 13,5%), новых технологий (на 25%), программных средств (на 10,4%), обучение и подготовка персонала инновационной сферы (на 13,6%), маркетинговые исследования (на 22,4%). Вместе с тем за этот период уменьшилось число белорусских организаций, занимавшихся производственным проектированием и другими видами подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (на 0,9%).
Статистика свидетельствует, что наибольшее количество инновационно активных организаций республики сосредоточено в Минске (23,4; 25,5; 27,7 и 23,3% от их общего числа в 2002—2005 гг. соответственно). Наименьшие масштабы новаторской активности присущи Могилевской области, где доля инновационно активных
предприятий составила в 2004 г. лишь 7,9%. Однако в целом по стране в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост количества указанных предприятий в большинстве регионов.
Как показывает анализ распределения инновационно активных субъектов хозяйствования в разрезе типов нововведений, в 2002—2004 гг. имела место тенденция сокращения количества фирм Беларуси, осуществлявших продуктовые инновации. Если в 2002 г. их было 181, в 2003-м — 167, то в 2004-м — всего 153. В то же время в 2005 г. число указанных организаций увеличилось по сравнению с 2004 г. на 5,9%, составив 162, и на 9% возросло количество отечественных предприятий, внедрявших процессные инновации. Обозначенная тенденция проявлялась в Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской и Минской областях.
Обобщенно оценивая масштабы реализации в республике продук-товыхипроцессных инноваций, следуетпризнать, чтоони невысоки. Так, в 2005 г. доля организаций, осуществлявших продуктовые инновации, среди субъектов хозяйствования промышленности составила лишь 6,93%, а % предприятий, реализовавших процессные нововведения, — лишь 9,32%. С одной стороны, это свидетельствует о том, что инновации двух типов реализуются менее чем на 10% отечественных промышленных предприятий. С другой — обозначенные цифры указывают на значительный ресурс развития, присутствующий в экономике страны благодаря расширению масштабов реализации вышеназванных видов нововведений на ее территории.
Исследования показывают, что наибольшую инновационную активность проявляют предприятия машиностроения и металлообработки. Число соответствующих данной отрасли субъектов хозяйствования в 2002 г. составило 44,3%, в 2003-м — 45,9, в 2004-м — 46,6, а в 2005-м — 45%. Удовлетворительные показатели новаторской активности характерны для пищевой, легкой, лесной промышленности, а также для производства строительных материалов, доли инновационно активных структур которых составили в 2005 г. соответственно 13,5; 7,9; 7,2 и 6,3%.
В рамках критического осмысления полученных результатов необходимо отметить, что инновационно активные предприятия относятся, как правило, к третьему и четвертому технологическим укладам. В то же время в микробиологической промышленности, причисляемой к пятому технологическому укладу, инновационно активными в 2005 г. были лишь 2 предприятия, или 0,6%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что практика реализации инновационной деятельности в республике не ориентирована на первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей, относящихся к перспективным технологическим укладам.
Как свидетельствует статистика, по сравнению с 2004-м в 2005 г. увеличилось количество предприятий, осуществлявших продуктовые инновации, в цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, лесной, медицинской и полиграфической промышленностях. Применительно к фирмам, реализовывавшим процессные нововведения, рост наблюдался в электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении и металлообработке, производстве строительных материа-
лов, химической и нефтехимической, легкой, микробиологической, мукомольно-крупяной и медицинской промышленностях.
В 2005 г. предприятия машиностроения и металлообработки занимали в Беларуси доминирующее положение в структуре как субъектов хозяйствования, внедрявших продуктовые инновации (58,6%), так и организаций, реализовывавших процессные нововведения (39%).
Анализ распределения инновационно активных структур по формам собственности показывает, что количество соответствующих организаций, относящихся к государственной и частной собственности, в 2002 г. было соответственно 49,5 и 49,2%, в 2003-м — 48,4 и 50,3%, в 2004-м — 44,2 и 55,5%, в 2005-м — 41,5 и 47,2%. Наибольший уровень интереса к нововведениям характерен для предприятий республиканской собственности и собственности акционерных обществ с долей государственного участия, удельный вес которых в общем числе исследуемых структур в 2005 г. составил соответственно 36,5 и 41,2%.
Статистика свидетельствует также о незначительной инновационной активности функционирующих в республике субъектов хозяйствования, относящихся к смешанной и иностранной формам собственности. В 2002—2003 гг. новаторские подходы проявляли лишь 12 совместных и 4 иностранные фирмы, в 2004-м — соответственно 16 и 1, а в 2005-м — 14 и 4. Доли инновационно активных совместных и иностранных предприятий в 2005 г. выражены в 4,4 и 1,3%.
Затраты на технологические инновации в 2005 г. составили 2 362 063,1 млн руб., увеличившись по сравнению с 2004 г. на 29,4%.
Слагаемыми роста указанных финансовых объемов явились расходы на приобретение машин и оборудования на основе технологических инноваций (возросли на 13,1%), новых технологий (на 93,2%), программных средств (на 80,5%), производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (на 62,2%), обучение и подготовку персонала для работы с инновациями (на 78,9%), маркетинговые исследования (на 8,2%).
В структуре затрат на технологические нововведения преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, доля которых в общей сумме составляла в 2002 г. 62,02%, в 2003-м — 48,71, в 2004-м — 38,64, а в 2005-м — 33,77%. В то же время удельный вес средств, использованных на приобретение новых технологий, программных продуктов, соответствующее обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования, — менее 1%.
Главным источником финансирования инноваций в республике являются собственные средства предприятий, доля которых составила в 2002 г. 77,18%, в 2003-м — 63,84, в 2004-м — 74,88, а в 2005-м — 77,87%. Отметим, что в 2005 г. были привлечены и другие источники финансовой поддержки нововведений — средства республиканского бюджета (5,87%), иностранных инвесторов (1,13%), местных бюджетов (0,46%) и внебюджетных фондов (0,14%).
Объем реализованной белорусскими организациями инновационной продукции в 2005 г. был равен 7 003 571,1 млн руб., что на 61% больше, чем в предыдущем году. При этом 21,6% составила про-
дукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, 35,3% — за этот же период усовершенствованная, 43,1% — прочая.
Наибольший объем инновационной продукции в 2005 г. был реализован предприятиями Гомельской и Витебской областей и Минска, на долю которых пришлось соответственно 32,3; 27 и 18,2% от общего ее объема.
Исследования показывают, что среди отраслей промышленности в 2005 г. наибольший удельный вес составляла новая продукция, произведенная организациями топливной промышленности, машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, доли которых по республике оценены в 49,85; 26 и 12,46%. Таким образом, находит подтверждение сделанный ранее вывод о преимущественной концентрации новаторской активности в отраслях, не относящихся к высокотехнологичным.
Результаты анализа распределения конечного инновационного продукта по формам собственности свидетельствуют о том, что в 2005 г. 66,6% его было реализовано частными предприятиями, а 33,3%—государственными. На весьма незначительном уровне находился объем отгрузки продукции совместными и иностранными предприятиями, доли которых в общей величине составили соответственно 0,8 и 0,1%.
Экспорт инновационной продукции предприятиями Беларуси составил в 2005 г. 5 811 896,3 млн руб., что в сравнении с уровнем предшествующего года на 59,9% больше. Вместе с тем в 2002— 2005 гг. имели место негативные сдвиги в его структуре. Это выразилось в том, что доля экспорта продукции вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, в совокупной его величине в 2002 г. составляла 48,9%, в 2003-м — 60,9, в 2004-м — 25,4, в 2005-м — 20,3%.
Анализируя статистические данные об экспорте белорусской инновационной продукции, необходимо обратить внимание на достаточно высокую степень экспортной ориентации новаторской деятельности отечественных предприятий, поскольку в 2005 г. на экспорт было поставлено 83% от общего объема реализованной инновационной продукции. Но абсолютная величина ее экспорта невелика и в совокупном объеме составила в 2002 г. 9,4%, в 2003-м — 9,6, в 2004-м — 12,2, в 2005-м — 16,8%. Однако зафиксированная тенденция роста позволяет сделать вывод о наличии существенных резервов увеличения экспорта предприятиями республики за счет более активного осуществления инновационной деятельности.
В рамках технологических обменов организациями Беларуси в 2005 г. было приобретено 832 технических достижения, что на 3,7% меньше, чем в 2004 г. При этом исследования показывают, что в структуре новых закупок превалирующее положение занимает оборудование (в 2002 г. — 69,43%, в 2003-м — 70,37 , в 2004-м — 75,58, в 2005-м — 79,45%). Кроме того, в 2005 г. доля результатов исследований и разработок составила 9,86%, приема на работу квалифицированных специалистов — 3, прав на объекты интеллектуальной собственности — 2,52, ноу-хау и соглашений на передачу технологий — 1,8%.
Существующая структура приобретения технических достижений не может считаться рациональной, поскольку в ней доминирующее место занимает воплощенная в новом оборудовании материальная часть производственных фондов, в то время как в современных условиях все большая роль отводится результам интеллектуальной деятельности, часто не имеющим материального воплощения. Значит, в рамках реализации государственной инновационной политики должно быть увеличено количество приобретаемых предприятиями Беларуси прав на объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау, результаты исследований и разработок.
Следует также учесть, что из общего количества используемых субъектами хозяйствования технологий только 38% разработано на ее территории. Более того, применительно к ряду сфер деятельности (в частности речь идет о легкой промышленности) все используемые технологии созданы за пределами Беларуси. Чтобы не допустить технологического отставания, нашей стране необходимо обеспечивать своевременную закупку за рубежом новейших технологий отраслями, критически зависимыми от импорта технологий.
В 2005 г. предприятиями Беларуси было передано 21 техническое достижение, что на 60,4% меньше, чем в 2004 г. При этом результаты исследований свидетельствуют о крайне незначительных масштабах реализации белорусских новых технологий за пределами страны. В частности, было экспортировано технических новинок в 2002—2005 гг. соответственно 6, 4, 13 и 7 единиц. В структуре переданных технических достижений в 2005 г. продажа оборудования составила 57,1%, результаты исследований и разработок— 14,3, права на объекты интеллектуальной собственности — 19, ноу-хау и соглашения на передачу технологий — 9,5%.
Статистика говорит о том, что в 2005 г. 161 организация республики приобретала технические нововведения, что составляет 6,9% от общего количества субъектов хозяйствования промышленности страны. 128 фирм приобрели новое оборудование, 31 — результаты исследований и разработок, 11 — права на объекты интеллектуальной собственности, 9 — ноу-хау. Приведенные цифры — еще одно подтверждение того, что покупка нового оборудования является ведущей позицией в рамках приобретения технических достижений.
В 2005 г. передачу технических новинок осуществляли всего 7 организаций промышленности Беларуси, или 0,3%, а соответствующим экспортом, в свою очередь, занимались лишь 4 предприятия.
Среди методов защиты изобретений и научно-технических разработок наиболее популярны среди отечественных предприятий регистрация товарного знака и обеспечение конкурентных преимуществ в сроках разработки и выпуска. Первый из обозначенных методов в 2005 г. признали основным 170 субъектов хозяйствования, значительным — 320 организаций, а второй — соответственно 134 и 293. Вместе с тем таким способам защиты, как патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и охрана авторских прав, национальными предприятиями не уделяется должного внимания. Так, в 2005 г. патентование указанных объектов промышленной собственности 58 организа-
ций охарактеризовали как основной метод защиты изобретений и научно-технических разработок, 124 — как значительный и 151 — как незначительный. Охрана авторских прав в качестве названных методов защиты была обозначена соответственно 43, 145 и 162 предприятиями.
Организационно-управленческие изменения осуществлялись в 2005 г. 1298 субъектами хозяйствования, что на 9,4% превышает показатели 2004 г. Наиболее распространенными в этой сфере оказались такие новшества, как применение современных систем контроля качества и сертификация продукции (услуг) — реализовано на 951 промышленном предприятии Беларуси, а также организация и совершенствование маркетинговой службы, имевшие место в 730 отечественных организациях. Следует охарактеризовать положительно внедрение в 2005 г. на 393 фирмах современных методов управления, основанных на применении информационных технологий.
Среди источников информации об инновациях в 2005 г. потребители продукции (работ, услуг), выставки и ярмарки, современные правила и стандарты были оценены как основные соответственно 285, 250 и 247 отечественными организациями. В свою очередь, такие популяризаторы нововведений, как научно-исследовательские подразделения предприятий, консалтинговые и информационные фирмы, высшие учебные заведения, были охарактеризованы как незначительные 258, 492 и 485 субъектами хозяйствования.
В 2005 г. такие препятствующие нововведениям экономические факторы, как недостаток собственных денежных средств, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и высокая стоимость нововведений были обозначены как основные соответственно 1119, 421 и 455 организациями.
Подводя краткий итог анализа инновационной деятельности в Республике Беларусь, можно констатировать, что масштабы ее осуществления следует оценить как нуждающиеся в существенном увеличении. Вместе с тем необходимо отметить наличие в стране значительных резервов развития за счет обеспечения высокого уровня новаторской активности субъектов хозяйствования. Государству остается обеспечить их адекватную практическую реализацию, руководствуясь действенной инновационной политикой.
Литература
1. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2005 г. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006.
2. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2004 г. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2005.
3. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2003 г. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2004.
4. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2002 г. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003.
Белорусская экономика переходит
к интенсивному инновационному развитию
Нынешний год для экономики Беларуси характеризуется переходом к интенсивному инновационному развитию. Об этом сообщил на международной конференции «Инновационные технологии. Содействие межрегиональному развитию» начальник отдела развития инновационной инфраструктуры и трансфера технологий Государственного комитета по науке и технологиям Валерий Драгун.
Согласно проекту Госпрограммы инновационного развития Беларуси на 2006—2010 гг., главная цель — создание конкурентоспособной, социально ориентированной и инновационной экономики. За прошедшую пятилетку на каждый бюджетный рубль, вложенный в исследования и разработки, выпущено продукции на 18 рублей. За последний год на 5% в республике выросла численность работников науки. Создано 60 научно-технических центров в различных отраслях науки и народного хозяйства.
Вместе с тем только 14% предприятий страны являются инновационно активными, а для регионов этот показатель еще ниже. На большинстве не развиты современные формы инновационного менеджмента, особенно это касается малых и средних предприятий, — подчеркнул Валерий Драгун. Для реализации программы инновационного развития необходимо разработать нормативные правовые акты, создать государственную вертикаль управления и организации контроля исполнения, повысить инновационную восприимчивость малых и средних предприятий регионов, создать дополнительные механизмы стимулирования инновационной деятельности (премии и доплаты специалистам и ученым, расширенное строительство жилья для ученых, организация ежегодных областных конкурсов молодых специалистов). Затраты на исследования и разработки к 2010 г. должны увеличиться в 2,5—3 раза. Удельный вес промышленной продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами, должен возрасти до 70%, — сообщил начальник отдела развития инновационной инфраструктуры и трансфера технологий Государственного комитета по науке и технологиям.
Решением Комиссии по государственной научно-технической политике при Совете Министров Республики Беларусь Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и министерства экономики, финансов, юстиции вернулись к работе над проектом Закона об инновационной деятельности, поскольку ее развитие признано в нашей стране приоритетным направлением.
Доработанный третий вариант проекта должен быть внесен на рассмотрение в Совет Министров в декабре 2006 г.
По материалам прессы подготовила Марианна ВОЩУЛА