Научная статья на тему 'Инновационная активность предприятий малого бизнеса республики Татарстан'

Инновационная активность предприятий малого бизнеса республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / INNOVATIVE ECONOMY / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев С. В., Стрекалова Г. Р., Нугаева Г. Р.

Рассмотрены базовые индикаторы развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан. Показана необходимость разработки эффективного механизма взаимодействия предприятий наукоемкого бизнеса, промышленности, научных организаций, органов власти и управления по использованию потенциала научно-технического комплекса в интересах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examined the basic indicators of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan. The necessity of developing an effective mechanism of interaction of high-tech enterprise business, industry, research organizations, government and administrative bodies to use the potential of scientific and technical complex for the country.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность предприятий малого бизнеса республики Татарстан»

УДК 338.012

С. В. Киселев, Г. Р. Стрекалова, Г. Р. Нугаева ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: инновационная экономика, предприятия малого и среднего бизнеса, инновационная активность,

инновационная деятельность, Республика Татарстан

Рассмотрены базовые индикаторы развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан. Показана необходимость разработки эффективного механизма взаимодействия предприятий наукоемкого бизнеса, промышленности, научных организаций, органов власти и управления по использованию потенциала научно-технического комплекса в интересах республики.

Key words: innovative economy, small and medium-sized businesses innovation activity, innovation, Republic of

Tatarstan

Examined the basic indicators of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan. The necessity of developing an effective mechanism of interaction of high-tech enterprise business, industry, research organizations, government and administrative bodies to use the potential of scientific and technical complex for the country.

Завершение реализации третьей пятилетней программы социально-экономического развития в 2010 году ознаменовалось построением новых траекторий развития Татарстана на последующее пятилетие и долгосрочные периоды, как с учетом происходящих трансформаций в глобальном экономическом пространстве, так и с учетом высоких темпов развития экономики республики.[1]

Сегодня Республика Татарстан динамично развивающийся субъект Российской Федерации, отличающийся серьезной научно-исследовательской базой и

диверсифицированной промышленностью, имеющий хорошие шансы на успешный переход к инновационной экономике. [2]

Переход к инновационной экономике связан с решением таких задач, как создание цивилизованного рынка технологий, правовая охрана результатов интеллектуального труда, гармонизация нормативной правовой базы, и, конечно же, развитие малого бизнеса, представленного предприятиями, занимающимися инновационной деятельностью. [3]

Малый бизнес сегодня - это огромная сила, всего в сфере малого и среднего бизнеса занято 737,7 тыс. человек, что составляет 40,9 % занятых в республике. На малых и средних предприятиях республики в 2010 году работало 362 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 376 тыс. работников. По сравнению с 2009 годом прирост занятых в сфере малого бизнеса составил 26,3 тыс. человек или 3,7 %. В 2010 году по сравнению с 2009 годом в Татарстане наблюдался рост по всем базовым индикаторам развития малого и среднего предпринимательства. В частности, оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году в Республике Татарстан составил 490 млрд. рублей, что на 8,67 % больше чем в

2009 году. Объем валового регионального продукта малого и среднего бизнеса в натуральных показателях в 2010 году составил 248,8 млрд. рублей, что на 19 % больше, чем в 2009 году. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в

2010 году составила 25 %, что на 1,2 процентных пункта больше, чем в 2009 году.[4]

В 2010 году в Татарстане осуществляли деятельность свыше 170 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 14,3 % больше, чем в 2009 году. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2009 годом выросло на 11,7 % и составило 128,1 тыс. человек. Особенно важно, что в 2010 году наблюдался существенный рост налоговых отчислений в консолидированный бюджет Татарстана. Если в 2009 году объем

данных отчислений составлял 22,8 млрд. рублей, то в 2010 году этот показатель вырос на треть - до 29,9 млрд. рублей. [4]

Деятельность малого бизнеса в РТ сегодня охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы, и обеспечивает дальнейшее развитие инфраструктуры и сферы услуг.[5]

Отраслевая структура малого бизнеса в Республике Татарстан по данным 2010 года характеризуется значительной долей числа малых предприятий, занятых в оптовой и розничной торговле, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, строительством, в добывающих и обрабатывающих производствах (рис. 1). [6]

Рис. 1 - Отраслевая структура деятельности предпринимательского

сектора РТ в 2010 году

Кроме перечисленных сфер деятельности субъекты малого предпринимательства доминируют в сфере деревообработки, производства мебели, в том числе и в сфере бытовых услуг (фотоателье, парикмахерских, туристские и юридические услуги), где около трёх четвёртых объема оказанных населению республики услуг принадлежит субъектам малого бизнеса [5].

Но инновационная экономика требует развития инновационно активных предприятий, то есть предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Субъекты малого и среднего предпринимательства могут стать здесь локомотивами развития, поскольку обладают рядом преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, например гибкостью восприятия изменений со стороны внешней среды и динамизмом принятия решений.

В таблице 1 представлены данные по числу предприятий, занимающихся инновационной деятельностью и их структуре [6].

Из данных табл. 1 следует, что имеет место положительная динамика роста предприятий Республики Татарстан, занимающихся инновационной деятельностью, в большей степени за счет положительной динамики роста средних предприятий. Следует отметить снижение числа особо крупных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Если рассматривать структуру предприятий по численности, то следует заметить ее изменение в сторону увеличения числа малых и средних предприятий с 42,86% в 2006 году, до 50,42 % в 2007 году, 53,28 % в 2008 году и 51,61% в 2009 году. Это еще раз подтверждает тот факт, что инновационная деятельность является привилегией малого и среднего бизнеса. Если рассматривать предприятия по видам экономической деятельности, то из 124 предприятий занимающихся инновационной деятельностью в 2009 году 87 сосредоточены в обрабатывающей промышленности, 18 из которых в производстве пищевых продуктов, 10 в производстве машин и оборудования, 10 в производстве транспортных средств, 10 в производстве электроэнергии, газа и воды [6].

Таблица 1 - Инновационная активность предприятий занимающихся инновационной деятельностью по Республике Татарстан

Показатели Число предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью (шт.) и их структура (%) по годам

2006 2007 2008 2009

Всего 112 100 117 100 122 100 124 100

Прирост предприятий - - +5 - +5 - +2 -

из них численностью:

до 49 (мелкие) 11 9,82 8 6,83 9 7,38 8 6,45

Прирост мелких

предприятий - - (- 3) - +1 - (- 1) -

от 50 до 499

(средние) 4 5 45,9 4 6

37 33,04 51 56 56

Рост числа средних

предприятий - - +14 - +5 - 0 -

от 500 до 999

(крупные) 21 18,75 18 15,38 18 14,75 23 18,55

Прирост крупных

предприятий - - (-3) - 0 - +5 -

от 1000 > человек

(особо крупные) 43 38,39 40 34,19 39 31,97 37 29,84

Прирост особо

крупных предприятий - - (-3) - (-1) - (-2) -

Таблица 2 - Динамика инновационной активности предприятий РТ

Показатели уровня инновационной активности 2006 2007 2008 2009

Удельный вес предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью в общем числе обследованных предприятий Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров инновационно-активных предприятий (промышленности и сферы и услуг) 12,8 27,9 14,1 23,5 14,3 22,9 14,5 25,2

Согласно таблице 2, в которой представлены данные по уровню инновационной активности предприятий Республики Татарстан имеет место положительная динамика увеличения числа предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в общем числе обследованных предприятий Республики Татарстан.

Динамика инновационной активности предприятий Республики Татарстан

представлена графически (рис.2) с полиномиальной линией тренда. Согласно коэффициентам корреляции (К2 = 0,997, К2 = 0,965) можно сказать, что исследуемые параметры взаимосвязаны, то есть увеличение числа предприятий малого бизнеса, занимающихся

инновационной деятельностью способствует росту инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, произведенных инновационно-активными предприятиями.

Рис. 2 - Динамика инновационной активности предприятий Республики Татарстан

Таким образом, следует, что Республика Татарстан должна активизировать работу в направлении роста предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в этой связи особо усилить работу по развитию малого и среднего бизнеса, ставшего на инновационные рельсы. По результатам последних исследований отечественных экспертов, по уровню инновационной активности Татарстан уступает Белоруссии, Польше и Болгарии, но зато превосходит Венгрию и Чехословакию - этих общепризнанных «флагманов» технологической культуры производства среди стран с формирующимися рынками. Как следствие, в экономической системе республики функционируют так называемые, «глобальные

инноваторы» - их чуть более 5%, и компании, регулярно осуществляющие нововведения в масштабах России - их удельный вес достигает 34%. Примерно 10% татарстанских компаний завершило перевооружение производства в соответствии с самыми современными требованиями мирового технологического контекста, а более 30% избрало инновационный сценарий в качестве единственно приемлемой модели поведения [4].

Анализируя основные итоги функционирования инновационной сферы в экономике республики за 2009 - 2010 годы, следует отметить, что глобальная экономическая нестабильность не оказала столь заметного негативного воздействия на динамику развития инновационных процессов в республике. На сегодняшний день только в столице Республики Татарстан г. Казани функционируют 6 технопарковых и инновационно-технологических структур: Технополис «Химград», ОАО «Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ», Научнотехнологический парк ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Технопарк «Форсайт»), Научно-технологический парк «Центр инновационной деятельности КГУ», Инновационно-технологический центр ОАО «КНИАТ» и Научно-технологический парк КГТУ им. А.Н.Туполева. Все это инфраструктурные факторы поддержки и развития малого и среднего инновационного бизнеса. В Республике Татарстан, наряду с нефинансовыми инновационными структурами, широко представлены и финансовые институты инновационного развития. К числу таковых относятся государственные некоммерческие организации: Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан и Залогово-страховой фонд Республики Татарстан, ООО «Лизинговая компания малого бизнеса», Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций (далее - ЗПИФВИ), Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (ЗАО «УК «Тройка-Диалог»), ЗПИФВИ

280

«Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» (ООО «УК «Ак Барс Капитал») и другие учреждения с аналогичным профилем деятельности, суммарный капитал которых превышает 10 млрд. рублей.

Анализ результатов деятельности предприятий показывает, что еще незначительное число предприятий республики осуществляет инновационную деятельность. Из общего числа предприятий, осуществляющих технологические инновации наиболее активны предприятия машиностроения (41,5%), нефтехимии (9,8%) и пищевой промышленности (14,6%). В других отраслях промышленности такая работа ведется всего в одном-двух предприятиях.

Проблемы малого предпринимательства, сгруппированные по опросу 100 представителей малого и среднего бизнеса, представлены на рисунке 3 [4].

Рис. 3 - Проблемы малого предпринимательства в РТ

Как следует из данных рис.3 среди основных проблем, мешающих полноценному развитию данного сектора экономики можно выделить следующие негативные факторы, влияющие на деятельность малых предприятий в нынешних условиях:

Во-первых, это отсутствие доступа к дополнительным финансовым возможностям. Проблема недоступности банковских кредитов сегодня общеизвестна. И особенно остро ее прочувствовали на себе представители малого бизнеса, работавшие с небольшими региональными банками, которые, по понятным причинам, испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью. Кроме того, банки начали поднимать процентные ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам. В такой ситуации есть опасность, что предприниматели будут привлекать заемные средства с нелегальных кредитных рынков.

Во-вторых, высока зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Большинство предпринимателей удовлетворяют потребности населения и крупных предприятий внутри региона. Но поскольку крупные компании уменьшают заказы, соответственно, страдает и малый бизнес. Да и граждане, как отмечают предприниматели, посещают магазины, когда для этого имеют средства. На многих макропредприятиях продолжается процесс оптимизации персонала, уволенные по сокращению люди не получают заработную плату, следовательно, гораздо реже пользуются услугами малого бизнеса.

В-третьих, сейчас для малых предприятий становится проблематичным работать с крупными производителями и поставщиками по предоплате. Сегодня ситуация такова, что без предоплаты товар никто не отпускает, а деньги на это есть не всегда. Впрочем, и сами предприниматели не хотят кому-либо отгружать продукцию в рассрочку.

В-четвертых, кризисные явления могут спровоцировать уход малого бизнеса в теневой сектор. Дело в том, что в условиях нехватки средств налоговые службы начинают наиболее активно собирать платежи для пополнения бюджета. Надзорные органы все чаще проводят проверки, идет административное давление на малый бизнес, который в обстановке кризиса старается снижать расходы, минимизировать налоги. В конце концов, укрывать собственные доходы.

Как правило, создание малых предпринимательских структур осуществляется в следующих формах [6]:

- выделение из крупных, средних отраслевых институтов и учреждений высшей школы дочерних малых групп, имевших «замкнутый» характер проводимых исследований и малую степень кооперации с другими подразделениями материнской фирмы;

- создание новых структур, как «рыночных дублеров» или групп внутрифирменного предпринимательства, в противовес работающим традиционно структурным подразделениям; создание новых структур инициативными научными работниками под авторский проект производства конкурентоспособной продукции, ориентированный на коммерческий успех на рынке;

- создание новых структур сферы научного обслуживания, ориентированных на правовое, организационное, экономическое, маркетинговое и кадровое сопровождение инновационных проектов.

Сегодня предприниматели, занятые в производственной сфере (особенно находящиеся на этапе становления, развития и освоения новых видов продукции), сталкиваются с недостаточностью оборотных средств, большим риском и организационными сложностями в создании новых продуктов и технологий на «чужих» производственных площадях, способствуют утечке мозгов.

Несмотря на перечисленные негативные препятствия для развития малого и среднего бизнеса, в целом можно отметить, что малое предпринимательство является фактором, способным активизировать инновационную деятельность в регионе.

Актуальной при этом становится задача разработки механизма взаимодействия предприятий наукоемкого бизнеса, промышленности, научных организаций, органов власти и управления по использованию научно-технического потенциала в интересах республики. [5] В этой связи необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи - устойчивого экономического роста в регионе. Это будет возможным при запуске механизма развития цивилизованного рынка интеллектуальной и промышленной собственности, обучения инновационному менеджменту персонала предприятий, создание информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для продвижения собственных инновационных продуктов и технологий и их успешной коммерциализации.

Литература

1. Отчет о деятельности Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан за 2009 год http://aspredrt.ru http://www.aspredrt.bancorp.ru

2. Краснова О.М. Развитие инновационных процессов в РТ / О.М. Краснова // Экономический вестник РТ. -2007. - № 4. - С. 19-24.

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. - 2007.- № 31. - Ст. 4006.

4. Шагивалеев, Т. Итоги работы Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ в 2010 году Источник: ИА «Татар-информ» ( http://www.tatar-inform.ru/ )

5. Авилова, В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективные направления совершенствования научных, экономических исследований в сфере управления инновационным развитием /В.В. Авилова, М.В. Егорова, А. И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 4. - С. 250-267.

6. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. Татарстанстат, Казань, 2010. - 279 с.

© С. В. Киселев - д-р экон. наук, проф., директор ВШЭ КНИТУ; Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доц. каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности КНИТУ; Г. Р. Нугаева - канд. экон. наук, доц. той же, strekalova-9@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.