научно-методический электронный журнал
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13061
УДК 338.436.33
Соломаха Светлана Ивановна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры информационных технологий и моделирования института экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается значимость инновационных процессов в сельском хозяйстве, специфика сельского хозяйства в процессе инновационной деятельности. Показана классификация инноваций и примеры инновационного развития в аграрном секторе Омской области.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельское хозяйство, инновации, аграрная политика.
Категория устойчивого развития является определяющей для любой среды, однако устойчивое развитие сельского хозяйства достигается, если в течение длительного времени обеспечивается в единстве и взаимодействии воспроизводство производственного потенциала, человеческих ресурсов и природной среды. Решающую роль в обеспечении сбалансированности экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития отрасли играет социальноэкономическая и аграрная политика государства.
Аграрная политика большое внимание уделяет достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности, как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечивает стабильные темпы роста производства, способствует повышению его эффективности и социальному развитию деревни, защищает экономические интересы представителей аграрного сектора.
Ресурсное обеспечение и производственный потенциал аграрного сектора во многом определяют результаты производства и экономическое состояние производителей сельскохозяйственной продукции. Обеспеченность аграрных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования - это важные факторы, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения работ, а, следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние организации. Поэтому в новых экономических условиях необходимо ускорение инновационных процессов в сельском хозяйстве.
Инновационное развитие аграрного производства предполагает использование высокопродуктивных и устойчивых к неблагоприятным факторам внешней среды сортов растений и пород животных, осуществление в нем комплексной механизации и автоматизации, повышение квалификации, условий труда и быта работников, переход на интенсивные экологически чистые и ресурсосберегающие технологии производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение интеграции науки с производством. При этом здесь важно строго учитывать требования техникотехнологических, естественно-биологических и технологических законов.
Сдерживающими факторами инновационного развития сельского хозяйства являются отраслевой диспаритет цен, технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность аграрного производства, недостаток квалифицированной рабочей силы, дефицит финансовых ресурсов, высокая ставка коммерческого кредита, мед-
Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm
научно-методический электронный журнал
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13061
УДК 338.436.33
ленные темпы внедрения в производство достижений аграрной науки и передового опыта. Так, в АПК России используется не более 5% научных достижений, в то время как в развитых странах мира коммерциализуется свыше 80% научных разработок. Неудовлетворительное состояние экономики отрасли требует её коренной модернизации на основе инновационной деятельности.
В процессе инновационной деятельности надо учитывать специфику сельского хозяйства, где воспроизводство основано на использовании земли, растений и животных, на обеспечении единства техники и биологии, экономики и экологии. Здесь инновационная деятельность должна быть направлена на обеспечение эффективного экономического роста на основе использования интенсивных ресурсосберегающих технологий производства агропродукции, биологизации и экологизации производственных процессов, сохранение почвенного плодородия и других природных ресурсов. Поэтому в сельском хозяйстве наряду с традиционными направлениями инновационной деятельности (технологическими, организационными, социальными) используются селекционно-генетические, мелиоративно-экологические и биотехнологические направления, предусматривающие создание новых высокопродуктивных и устойчивых к внешней среде сортов и гибридов сельскохозяйственных растений и пород животных, применение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий обработки почвы и производства агропродукции, создание биологических средств для защиты животных и растений, а также биологической продукции для нужд перерабатывающей промышленности АПК.
Специфика применения основных понятий теории инноваций к сельскому хозяйству заключается еще и во вплетении ее технологических процессов в процессы, происходящие в природной среде, в участии в производстве живых организмов, которые могут также являться объектами инноваций. В соответствии с данным определением существует классификация инноваций в аграрном секторе экономики по целевой направленности, которая основывается на учете специфики внутренних и внешних взаимодействий агропроизводственной системы и содержит три группы аграрных инноваций [1]:
- инновации, совершенствующие объекты производственных процессов;
- инновации, совершенствующие взаимодействия внутри агропроизводствен-ной системы;
- инновации, совершенствующие взаимодействия с внешней средой функционирования сельского хозяйства.
В омской области в рамках долгосрочной целевой программы омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия омской области (2013-2020 годы)» разработана подпрограмма «Инновационное развитие и информационное обеспечение».
Целями подпрограммы в 2013-2020 годах являются:
- обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- оказание консультационной помощи СХТП;
- устойчивое развитие сельскохозяйственного производства с увеличением объема производства и переработки сельхозпродукции, повышение ее конкурентоспособности за счет внедрения научных разработок.
Мероприятия, предполагаемые данной подпрограммой представлены в таблице (табл. 1) [2].
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm
КОНТ TF.TTT
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос' рег Эл № ФС 77-49965. ISSN 2304-120X.
ART 13061 УДК 338.436.33
Таблица1
Мероприятия, предлагаемые правительством Омской области в программе инновационном развития сельского хозяйства в регионе
N п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители
1 Развитие информационнотелекоммуникационной сети органов управления АПК 2013-2020 годы Министерство
2 Субсидии местным бюджетам на обеспечение функционирования муниципального сегмента информационно-телекоммуникационной сети органов управления АПК 2013-2020 годы Министерство, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)
3 Субсидии местным бюджетам на оказание консультационной помощи СХТП 2013-2020 годы Министерство, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)
4 Научно- исследовательские и опытноконструкторские работы 2013-2020 годы Министерство, организации
5 Субсидии СХТП (кроме граждан, ведущих ЛПХ) на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов 2014-2020 годы Министерство
Выполнение подпрограммы позволит обеспечить к 2020 году:
- оказание СХТП за период реализации Программы 95,2 тыс. консультационных услуг;
- повышение качества оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- качественное и оперативное автоматизированное управление процессами, реализующими условия для равного доступа органов управления АПК и СХТП к информации о состоянии АПК, для формирования необходимого уровня продовольственной безопасности Омской области;
- внедрение СХТП научных разработок (современных технологий, высокотехнологичных машин и оборудования).
В результате реализации мероприятий подпрограммы будут сформированы информационно-телекоммуникационные ресурсы АПК, повысится качество принятия управленческих решений.
Также, согласно утвержденному плану действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2012 год можно говорить о том, что в омской области закладываются комплексные преобразования, включающие усиление инвестиционной и инновационной составляющей экономики, развитие человеческого потенциала, дальнейшая реализация приоритетных национальных проектов в сфере агропромышленного комплекса.
Модернизация АПК в Омской области идет путем реализации комплекса инвестиционных проектов в рамках создания территориально-производственных кластеров, способствующих структурной диверсификации экономики Омской области и росту ее конкурентоспособности.
Создаются агропромышленные биокластеры: вывод на проектную мощность двух свиноводческих комплексов в Омском и Кормиловском муниципальных районах Омской области мощностью 100 тыс. голов каждый, первой очереди комбикормового завода в Омском муниципальном районе Омской области; ввод в эксплуатацию пер-
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm
научно-методический электронный журнал
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13061
УДК 338.436.33
вой очереди мясоперерабатывающего комбината; начало строительства птицекомплекса, завода по глубокой переработке зерна и биомассы в Омском муниципальном районе Омской области и др.
Разрабатываются и реализуются программы производства продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, направленной на обеспечение потребностей агропромышленного биокластера в сырье местного производства.
Создаются условия для модернизации и устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе создания новых и технического перевооружения действующих сельскохозяйственных и перерабатывающих производств, роста конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Ключевыми индикаторами при этом являются:
- рост производства молока - на 5%, мяса - на 1,9%, яиц - на 1 %;
- рост поголовья коров к концу года не менее чем на 2000 голов или 1%;
- увеличение удельного веса прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе до 76,4%;
- увеличение объемов закупки молока в личных подсобных хозяйствах до 100 тыс. тонн;
- увеличение объемов закупки мяса в личных подсобных хозяйствах на 2,5%;
- увеличение коэффициента обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях до 3%.
Рост объемов производства продукции животноводства обеспечивается, в том числе за счет:
- реализации инвестиционных проектов по строительству (модернизации) не менее чем 4 животноводческих комплексов и 7 миниферм с внедрением инновационных технологий содержания крупного рогатого скота общей мощностью не менее 2000 голов;
- заготовки неконцентрированных кормов в зимний стойловый период 20122013 годов не менее 30-40 центнеров кормовых единиц в расчете на условную голову скота в зависимости от природно-климатической зоны;
- увеличения продуктивности коров в хозяйствах всех категорий до 4,5 тонны молока на 1 корову, с доведением продуктивности до 5 тонн в последующие годы;
- продолжения субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, осуществляющих производство и реализацию молока на переработку.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области во взаимодействии с органами местного самоуправления Омской области постоянно проводит мониторинг потребности рынка труда в квалифицированных специалистах и работниках массовых профессий на среднесрочный период; проводит мероприятия по привлечению в сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства не менее 100 квалифицированных молодых специалистов, предоставление единовременных подъемных пособий не менее чем 100 молодым специалистам, поступающим на работу; предоставление субсидии сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам на оплату труда молодым специалистам; профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий в количестве не менее 920 человек.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm
научно-методический электронный журнал
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13061
УДК 338.436.33
Техническая и технологическая модернизации сельскохозяйственного производства Омской области производится в том числе за счет:
- обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования для заготовки и производства кормов на сумму не менее 220 млн. рублей;
- доведения коэффициента обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях до 3 процентов;
- организации проведения Сибирской агротехнической выставки-ярмарки «Аг-роОмск - 2012»
Также, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области реализуется комплекс стимулирующих мер, направленных на создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе Омской области.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Омской области зарегистрировано 48 потребительских кооперативов, в том числе 19 - перерабатывающих, 10 - сбытовых, 6 - снабженческих, 9 обслуживающих и 4 - иных.
Фактически деятельность осуществляют 13 кооперативов, в том числе, 6 - перерабатывающих, 7 - снабженческо-сбытовых, что составляет 27% от общего их количества.
Членами кооперативов на отчетную дату являлись 374 пайщика, в действующих кооперативах - 156 пайщиков, число работающих в них - 272 человека. В основном в кооперативы входят люди, ведущие личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства.
За январь-сентябрь 2012 года закуплено 14 тыс. тонн молока, что на 28,9% превышает уровень соответствующего периода 2011 года, 127 тонн мяса, 250 тонн зерна. Кооперативами реализовано 3,8 тыс. тонн молока и молочной продукции (темп роста 133,1% к 9 месяцам 2011 года), 1380 тонн хлеба и хлебобулочных изделий (165,3%).
Наибольший вклад в развитие потребительской кооперации в текущем году внесли СППК «Маяк», ОСХПК «Ласточка», ПСПК «Тевриз», СППСК «Молочный», СПоК «Молсервис» (закуп и переработка молока), СПЗК «Тюкалинский хлеб» (производство и реализация хлебобулочных изделий), ССПК «Кристина» и ССПК «Дес-подзиновский» (закуп молока). На их долю приходится более 96% от общей выручки.
Анализ инновационной политики развития Омской области показывает, что в регионе создание условий для роста наукоемкого, высокотехнологичного производства, в том числе для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий в настоящий момент является главной целью, что, по-нашему мнению, является позитивной тенденцией в устойчивом развитии, как сельскохозяйственных предприятий, так и сельского хозяйства в целом. Важно понимать, что формирование комплексной инновационной политики в регионе и конкретных механизмов ее реализации позволит создать условия не только для ускорения экономического развития, но и для целенаправленного воздействия на процесс коммерческого использования достижений науки и техники.
Ссылки на источники
1. Шафронов А. Д., Шидловская Е. В. Роль инновационной деятельности в развитии аграрного производства // Бизнес в законе. - 2011. - № 6. - С. 289-293.
2. Постановление Правительства Омской области от 28 ноября 2012 г. N 243-П Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия омской области (2013-2020 годы)».
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm
КОНТ ТЕПТ
Соломаха С. И. Инновационная аграрная политика как основа устойчивого развития предприятий АПК // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13061. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13061.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал
ART 13061 УДК 338.436.33
SoIomakha Svetlana,
Candidate of Economic Sciences, senior teacher of chair of information technologies and modeling of institute of economy and finance of OMGAU, Omsk [email protected]
Innovative agrarian policy, as basis of a sustainable development of the agrarian and industrial complexes enterprises
Summary. In article the importance of innovative processes in agriculture, specifics of agriculture in the course of innovative activity is considered. Classification of innovations and examples of innovative development in agrarian sector of the Omsk region is shown.
Keywords: sustainable development, agriculture, innovations, agrarian policy.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013503
http://e-koncept.ru/2013/13061.htm