Научная статья на тему 'Инновацинно-мотивацинный критерий развития венчурного предпринимательства'

Инновацинно-мотивацинный критерий развития венчурного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновацинно-мотивацинный критерий развития венчурного предпринимательства»

№ 2(19), 2009 г.

Если К < 1, значит, предприятие является реципиентом данного региона и реализует природоохранную политику, осуществляет социо-эколого-экономическое регулирование своей природохозяйственной деятельности в разрез с целями и интересами региональной социо-эколого-экономической системы и она должна быть в скором времени скорректирована..

Если К > 1, значит предприятие является донором региона и его природоохранная политика, социо-эколого-экономичекое регулирование природохозяйственной деятельности соответствует целям региональной социо-эколого-экономической системы.

Когда К = 1, регулирующая деятельность предприятия производится в соответствии с региональной политикой и ее можно считать хорошей, но следует обратить повышенное внимание на дальнейшее развитие хозяйственной деятельности данного предприятия и ее совмещения с целью развития социо-эколого-экономической системы.

Предлагаемая система методов оценки и критериев, социо-эколого-экономической безопасности предприятия, природохозяйственного комплекса охватывающего региональный уровень позволяет:

производить оперативный анализ и прогноз социо-эколого-экономической безопасности хозяйствующих субъектов, регионального природохозяйственного комплекса и самого региона как единой социо-эколого-экономической системы;

- осуществлять сравнительный анализ степени экологической безопасности предприятий региона;

- определять наиболее опасные для региона виды техногенного природохозяйственного воздействия;

- выявлять в регионе «критические» реципиенты воздействия и корректировать их деятельность в области социо-эколого-экономического регулирования своей деятельности.

Что, в своей совокупности, позволяет объективно оценивать процесс социо-эколого-экономического регулирования природохозяйственной деятельности проводимого отдельно взятым предприятием, а также проводимую им экологическую политику и адекватность принимаемых управленческих решений с учетом социо-экологической составляющей в соответствии с целями региональной социо-эколого-экономической системы, в котором оно функционирует.

1. См. Веснин В. Роль экологического фактора в общественном производстве.// Экономические науки. -1988. -№ 5. Гурман В.И., Кульбака Н.Э., Рюмина Е.В. Опыт социо-эколого-экономического моделирования развития региона./ / Экономика и математические методы. 1999. Т.35. -№3. Гусев А.А. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе прав собственности на природные ресурсы.// Экономика и математические методы, -1997, -Т. 33, вып. 3. Кучуков Р, Совко А. Приоритеты экологических ценностей в процессах устойчивого развития.// Экономист. 2001. -N°6. и др.

2. См. Гузев М.М., Василенко В.Н., Плякин А.В. Управление природохозяйственными системами территорий: стратегия, принципы, механизмы.: Препринт WR/2002/20. - Волгоград: Изд-во ВолГУ 2002. - 52 с. Колосов А.В. Экономические аспекты управления природопользованием в регионе.// Проблемы региональной экологии. -2001. -№3. с. 7-20. Лексин В., Швецов А., Фрейнкман. Региональные коллизии функционирования социальных объектов./ / Российский экономический журнал. -1996, -№ 8. и др.

КОТЛЯРЕВСКИИ А. А., ВОВКО В. В.

ИННОВАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙРАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мировое предпринимательство тратит, миллионы долларов, на создание know how «знайте как», среди которых ведущие торговые марки (Sony, Panasonic, Hitachi, Audi, Toyota, и т.д.) знакомые всем, но, как известно, процесс этот недешевый. Вложения в know how считаются едва ли не самыми рисковыми. Поскольку очень уж велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт, на выходе, окажется, просто, бесполезным - слишком дорогим или даже просто невостребованным потребителями. Как известно, на создание новинки могут уйти долгие месяцы кропотливой работы или даже годы. Поскольку вначале надо разработать идею, потом внедрить созданный товар в производство и, наконец, продвинуть на рынок.

Как видим, инновационный сектор - один из самых опасных и рискованных в мире бизнеса. В условиях рыночной среды функционирования, каждая компания в мире стремится производить свой уникальный продукт, который не имел бы аналогов у конкурентов. Ориентируясь при этом на тот факт, что продукт должен быть дешевле и, главное, пользоваться популярностью у конечного потребителя. На сегодняшний день ежегодно появляются миллионы новых товаров и технологий. Компании самостоятельно инвестируют в разработку и научные исследования, а также на внедрение созданной новинки.

Обусловленным фактором является то, что для возможности ведения инновационного бизнеса необходимы значительные ресурсные затраты, внедрение дорогостоящих, порой и узкоспециализированных технологических процессов, а так же использование новейших достижений науки, техники и технологии. При этом ошибка возможна на каждой стадии. Например, снабжение может оказаться столь дорогим, что сделает невыгодной даже самую

51

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

удачную инновацию, да и сроки окупаемости бывают достаточно длинными. При этом отказаться от расходов на know how нельзя - ведь иначе можно отстать и от конкурентов.

В условиях России, в силу отсутствия налоговых льгот для компаний, практически отсутствуют инвестиции в инновации, поэтому они и опаснее в разы. Как свидетельствуют мировые стандарты, российский бизнес характеризуется относительно низкой активностью.

На сегодняшний день сфера функционального применения выделяет технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения (3, 4).

Российские компании, независимо от форм и видов предпринимательской деятельности, работают приблизительно по одной схеме. Принципиальные отличия лишь в объеме оборота денежных средств, которые направляют на новые разработки. На сегодня главная проблема инвестиций в know how - никогда не знаешь, сколько денег от тебя потребует создание готового продукта. Но при этом учесть все расходы на начальном этапе становится практически невозможно в силу воздействия различных факторов.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития, России необходимо сформировать условия для привлечения частного российского капитала. Расширить возможности частного бизнеса в участии и организации инновационного процесса, венчурном финансировании. Создать благоприятные условия способствующие повышению привлекательности инвестиций.

Накопленный опыт венчурного инвестирования свидетельствует, что это специфический финансовый инструмент, призванный быть катализатором развития отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью и динамично растущими (новыми) рынками. К особенностям венчурного инвестирования можно отнести следующие положения:

- инвестиции производятся в обмен на долю акционерного капитала в компании на ранних стадиях ее развития;

- инвестиции поступают в компанию (а не другим акционерам) и финансируют проект ее роста и развития;

- задачей инвестора является обеспечение быстрого роста стоимости и капитализации бизнеса;

- инвестор, становясь акционером, не требует залогового обеспечения своих вложений, принимает на себя все риски успешной реализации проекта наряду с другими акционерами, но при этом ожидает высокую доходность;

- срок «пребывания» инвестора в компании - от 2 до 5 лет;

в дополнение к инвестициям компании используют опыт, компетенции и связи инвесторов;

- возврат средств осуществляется в конце инвестиционного периода в виде возросшей в цене доли инвестора в компании, которая должна быть продана на публичном рынке или стратегическому инвестору.

Объективно сложившейся тенденцией в венчурном инвестировании сферы частного предпринимательства является тот факт, что для содействия росту конкретного бизнеса или реализации инновационного проекта применяется процесс предоставления определенной суммы денежных средств.

Практика показывает, также, что на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Россия входит в стадию инновационного развития. Происходит развитие новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Взяв курс на реализацию стратегии инноваций, российское предпринимательство сталкивается с необходимым осознанием того, что инновационная деятельность, как и предпринимательская вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой. Высока степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов. При этом следует отметить, что нововведения делят на материальные (которые могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые) (1).

Также следует отметить, что при осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:

- риски отторжения инновации рынком;

- риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации;

- риски несоответствия фактических параметров новшества плановым показателям;

- риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;

- риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;

- риски потери ноу-хау компании.

Условиями для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, являются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование.

На сегодняшний момент наиболее распространенным способом минимизации рисков является страхование. При страховании ответственность за неблагоприятное событие и обязательства по компенсации убытков берет на себя страховая компания (страховщик), а фирма-страхователь перечисляет страховые взносы. При наступлении

52

№ 2(19), 2009 г.

страхового случая страховщик выплачивает страховое вознаграждение (так могут быть минимизированы, например, риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, риски потери ноу-хау компании).

Лимитирование - снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации.

Метод может использоваться банком - инвестором инновационных проектов (минимизация финансовокредитных рисков).

Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту (5).

Общим мерилом современного экономического развития выступает коренное изменение в технологическом способе производства в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления (3).

Существующие современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социальноорганизационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной “технологической рациональности”, способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.

Взяв за основу подход с точки зрения технологического детерминизма, раннее индустриальное развитие происходило под лозунгом “свобода предпринимательства”. Центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая “свобода нововведений”.

Реализуемые радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации определяющих его факторов. “Свобода нововведений” неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки и научных знаниях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационноуправленческих инноваций. Радикальные сдвиги назревают именно в подходах к источникам и ресурсам экономического роста.

Сложившимся фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. Поэтому с точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-техническою развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка.

В условиях российской действительности обусловленная инновационная направленность экономических процессов, присущая современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления (инновационный менеджмент).

Авторы научных трудов, уделяя значительное внимание инновационному менеджменту, как функциональной системе управления, выводят ее в “самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов” (6).

На самом деле функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. При этом задачей инновационного менеджера будут являться обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.

Выбранный современным предпринимательством инновационный тип экономического развития предприятия означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Но при этом высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В силу объективных факторов положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. И как обусловленное значение соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

При этом следует отметить, что важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления, важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. Так, стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе

53

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию ее конкурентных преимуществ.

В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных достоинств. Главные достоинства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менеджмента, опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых технологий, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров (6).

Следует также отметить и тот факт, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Мы считаем, что одной из причин снижения эффективности инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научно-технических проблем в этих странах имеет общую основу - активное участие государства в проведении инновационной политики (1).

Нами отмечено, что осуществление инновационной деятельности представляет огромную значимость для развития экономики каждой страны, именно от того какая форма инновационной деятельности является преобладающей, зависит прогнозирование экономического развития национальных экономик всех стран мира.

В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

- несовершенство законодательной базы;

- недостаточное количество проектов с высоким экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;

- низкую активность банков, пенсионных фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании;

- недостаточную надёжность механизмов защиты прав инвесторов;

- отсутствие налоговых стимулов перехода малых и средних предприятий на инновационный путь развития;

- отсутствие развитой системы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности;

- недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.

Сложившаяся в большинстве российских регионов инфраструктура венчурного инвестирования, либо слабо развита, либо полностью отсутствует. Кроме того, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, способных управлять венчурными проектами.

Обобщая, изложенный материл, можно утверждать, что венчурный бизнес - относительно новое направление экономики для нашей страны, и его механизмы недостаточно отработаны. Вместе с тем зарубежные и отечественные инвестиционные институты проявляют высокий интерес к его становлению. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что сформировался устойчивый политический и предпринимательский интерес, благоприятный для венчурного и прямого инвестирования. Предпринимаемые государственными структурами различных уровней и предпринимательским сообществом шаги в плане инноваций и их венчурного финансирования будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса. А это, в конечном итоге, поможет развитию российской экономики в целом. Развивая инновационную индустрию, правительство России одновременно улучшает одно из самых слабых мест нашей экономики - законодательную базу, что оказывает положительное влияние на экономическое состояние нашей страны и поднимает ее статус в глазах иностранных инвесторов.

1. Инновационный менеджмент. / Медынский В.Г. -М.: Инфра-М, 2005.

2. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации. Учебное пособие. / Илышев А.М. и др. -КноРус, 2005.

3. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. -М. 2005. -617 с.

4. Басовский Л.Е. Экономический анализ: Учеб. Пособие. -М.: РИОР, 2008.

5. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. -М.: Азимут-центр, 2002. - С. 316-318.

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Орловой. -М.: Инфра-М, 2004, -238 с. -(Высшее образование).

7. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. -СПб.: Питер, 2004. -189 с.: ил. -(Серия «Учебное пособие»).

8. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. -Консультант директора. -2006. -№23. -С. 15-18.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.