Научная статья на тему 'Инновации в военном образовании как условие формирования профессиональной компетентности'

Инновации в военном образовании как условие формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MILITARY EDUCATION / INNOVATIONS / HUMANIZATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоров С. Ю., Ойношев А. Э., Моисеев Д. А.

В статье рассматриваются инновации в военном образовании, под которыми понимаются новые методики преподавания, новые способы организации занятий, формирования содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with innovations in military education, which are understood as new methods of teaching, new ways of organizing classes, formation of the content of education (integration (intersubject) programs), methods for assessing the educational result.

Текст научной работы на тему «Инновации в военном образовании как условие формирования профессиональной компетентности»

ОБРАЗОВАНИЕ Григоров С.Ю., Ойношев А.Э., Моисеев Д.А.

ИННОВАЦИИ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: военное образование, инновации, гуманизация педагогического взаимодействия.

Аннотация: В статье рассматриваются инновации в военном образовании, под которыми понимаются новые методики преподавания, новые способы организации занятий, формирования содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата.

Keywords: military education, innovations, humanization of pedagogical interaction.

Abstract: The article deals with innovations in military education, which are understood as new methods of teaching, new ways of organizing classes, formation of the content of education (integration (intersubject) programs), methods for assessing the educational result.

В настоящее время образование имеет огромное значение в развитии современного общества. Поиск перспективных направлений его развития является актуальным вопросом, так как образование - это социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны. Следовательно, оно должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности.

Инновационная деятельность в сфере образования - предмет активного обсуждения в педагогической науке, где термин «инновации» используется многозначно.

В переводе с латинского языка понятие «инновация» означает «обновление, новшество или изменение». Впервые это понятие появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникает новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные

процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1].

В российской образовательной системе об инновациях заговорили с 80-х годов XX века. В это время проблема инноваций в педагогике и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Что касается высшего образования, то инновационные технологии в вузе - это, прежде всего, условие повышения качества образования, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг.

И так анализируя современное состояние высшего образования, можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество обучения [2-5]:

• во-первых, подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов;

• во-вторых, высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава;

• в-третьих, используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с инновационными.

Данные условия позволят соответствовать системе образования и потребностям современного общества.

Очевидно, что оценка эффективности в определении значимости того или иного нововведения характерна и для высшей военной школы. Нововведения должны способствовать достижению основной цели военного профессионального образования - подготовке для государства и его Вооруженных Сил профессионально грамотных, способных выполнить свой воинский долг военных специалистов, в наибольшей степени обладающих высокими нравственными качествами. Данные нововведения позволяют удовлетворить потребности обучающихся в интеллектуальном и культурном развитии, в приобретении профессионального образования определенного уровня и направленности в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Развития современного военного образования предполагает изменение требований к профессиональной подготовке будущих офицеров, оценке эффективности их воспитательной и познавательной деятельности в соответствии с инновационными тенденциями. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации взаимодействий и отношений между участниками образовательного процесса.

Методика современного преподавания учебных дисциплин испытывает потребность в реализации гуманистических подходов к взаимодействию между педагогом и учащимся, которое характеризуется не господством - подчинением, не подавлением и соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием, искренностью.

Рассмотрим основные направления гуманизации учебного процесса в высшей (в том числе и в военной) школе. При организации учебно-воспитательной работы в военном вузе преподаватели ориентируются на положения Государственного стандарта высшего профессионального образования, определяющего количественное и качественное содержание изучаемых дисциплин. При изучении дисциплин гуманитарного цикла возможно, не нарушая требований нормативных документов, добиваться вариативности подходов к реализации программ, планировать учебный процесс, использовать учебники и другие материалы в зависимости от интересов обучающихся.

Следует отметить, что изучение таких дисциплин в военном вузе многоцелевое. Овладение ими предполагает не столько активную работу с преподавателем, сколько интенсивную самостоятельную работу. При этом гуманистическая методология дает курсанту возможность «открыть» себя другим и других для себя, почувствовать себя значительным и равным [6].

Условием гуманизации обучения является подход к оценке эффективности усвоения знаний, который позволяет оценить способы учебной деятельности. Процесс обучения всегда связан с необходимостью оценки как текущих, так итоговых результатов учебной деятельности. Такая оценка проводится в вузе в форме тестов, экзаменов и зачетов.

Гуманистический подход к оценочной деятельности предполагает оценить не только конечный результат процесса обучения - знания, но и сам процесс овладения ими. Это помогает индивидуализировать и дифференцировать оценку умственной деятельности каждого отдельного курсанта.

Актуальными и значимыми являются эмоционально-гуманный и коммуникативный подходы, именно они обладают определенным потенциалом для становления гуманистической направленности у курсантов. Основные виды коммуникативной деятельности, протекающие в атмосфере сотрудничества при групповом взаимодействии курсантов, создают условия для активного перерастания учебных действий в методы научного познания.

Коммуникативный подход реализует диалогизм в обучении в системе субъект-субъектных отношений при активно-положительном стиле взаимодействия; подкрепляет мотивационно-потребностную сферу, создает условия для активного переноса умений и навыков курсантов в ситуации, приближенные к реальным условиям предстоящей социальной, профессиональной деятельности. Коммуникативная деятельность субъектов общения позволяют развивать активную деятельностную позицию. Ориентация современных методов на принцип коммуникативности предполагает широкое использование учебных ситуаций. Коммуникативный подход предполагает индивидуализацию в обучении, постановку познавательных задач, которые соответствуют потребностям личности. Это способствует адекватной реакции и становлению активности личности курсанта.

Таким образом, адекватное педагогическое общение преподавателя и курсанта является необходимой гуманистической составляющей их педагогического взаимодействия в условиях современного военного вуза.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что инновационная образовательная деятельность в военном вузе предполагает реализацию гуманизации педагогических взаимодействий на основе организации общения преподавателя и курсанта в процессе совместной деятельности и на этой основе становления гуманистических качеств личности обучаемых.

Список литературы

1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.

2. Альтиментова Д.Ю., Федосов А.Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 45-53.

3. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В

книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической

конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Дидактические средства обеспечения учебно -исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. -М.: АПК и ППРО, 2013. -154 с.

5. Сизова Т.В. Научное обеспечение профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 3. С. 27-29.

6. Барышникова Т.И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза (на материале изучения иностранного языка): Автореф. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. С. 21.

Казакова Н.Е.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Международный институт качества бизнеса

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное развитие, задачи воспитания, система образования, концепция воспитательного процесса, принципы деятельности педагога, духовные ценности.

Аннотация: Статья посвящена роли и месту воспитательной деятельности в современной системе образования, а также задачам, встающим в ходе воспитательного процесса как перед системой образования в целом, так и перед образовательным учреждением, педагогом в частности. В статье определяются принципы деятельности педагога, как воспитателя в его взаимодействии с воспитанниками.

Keywords: education, spiritual and moral development, problems of education, education system, concept of educational process, principles of activity of the teacher, cultural wealth.

Abstract: Article is devoted to a role and the place of educational activity in a modern education system, and also to the tasks rising during educational process both before an education system in general and before educational institution, the teacher in particular. In article the principles of activity of the teacher as tutor in his interaction with pupils are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.