Научная статья на тему 'Инновации в современном российском авторском ювелирном искусстве'

Инновации в современном российском авторском ювелирном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный металл / ювелирное искусство / цифровая трансформация / культурная диффузия / диффузия инноваций / традиционные ремесла / формообразование / artistic metal / jewelry art / digital transformation / cultural diffusion / diffusion of innovations / traditional crafts / shaping

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Круглова Мария Геннадьевна, Ершова Людмила Викторовна

Целью настоящей статьи является изучение основных культурологических подходов к процессу развития инноваций в современном ювелирном искусстве. Важное место в формировании единого ценностно-смыслового пространства современного общества занимает художественный металл и одно из его трех основных направлений: ювелирное искусство. Структурные компоненты инноваций в ювелирном искусстве базируются на осмыслении современных задач цифровой трансформации и системы ценностей новой метакультуры, с одной стороны и, с другой на традиционной составляющей. Проведена систематизация направлений инноваций в ювелирном искусстве, их анализ и осмысление в научном поле культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in Modern Russian Author's Jewelry Art

The purpose of this article is to study the main culturological approaches to the process of innovation development in modern Russian jewelry art. Art metal and jewelry art, one of its three main directions, plays an important role in the formation of a unified value-sense space of modern society. The bases of structural components of innovation in jewelry art are, on the one hand, the comprehension of modern tasks of digital transformation and the new meta-culture value system, and the traditional component, on the other hand. The authors of the article also systematize the directions of innovations in jewelry art, their analysis and comprehension in the scientific field of cultural studies.

Текст научной работы на тему «Инновации в современном российском авторском ювелирном искусстве»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

М. Г. Круглова

Межрегиональное общественное объединение

«Союз кузнецов России»

Л. В. Ершова

Ивановский государственный университет,

Шуйский филиал

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ АВТОРСКОМ

ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ

Целью настоящей статьи является изучение основных культурологических подходов к процессу развития инноваций в современном ювелирном искусстве. Важное место в формировании единого ценностно-смыслового пространства современного общества занимает художественный металл - и одно из его трех основных направлений: ювелирное искусство. Структурные компоненты инноваций в ювелирном искусстве базируются на осмыслении современных задач цифровой трансформации и системы ценностей новой метакультуры, с одной стороны и, с другой — на традиционной составляющей. Проведена систематизация направлений инноваций в ювелирном искусстве, их анализ и осмысление в научном поле культурологии.

Ключевые слова: художественный металл, ювелирное искусство, цифровая трансформация, культурная диффузия, диффузия инноваций, традиционные ремесла, формообразование.

M. G. Kruglova

Interregional public association «Union of Blacksmiths of Russia»

(Moscow, Russia)

L. V. Ershova

Shuya branch of Ivanovo State University

(Shuya, Russia)

INNOVATIONS IN MODERN RUSSIAN AUTHOR'S JEWELRY ART

The purpose of this article is to study the main culturological approaches to the process of innovation development in modern Russian jewelry art. Art metal and jewelry art, one of its three main directions, plays an important role in the formation of a unified value-sense space of modern society. The bases of structural components of innovation in jewelry art are, on the one hand, the comprehension of modern tasks of digital transformation and the new meta-culture value system, and the traditional component, on the other hand. The authors of the article also systematize the directions of innovations in jewelry art, their analysis and comprehension in the scientific field of cultural studies.

Keywords: artistic metal, jewelry art, digital transformation, cultural diffusion, diffusion of innovations, traditional crafts, shaping.

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -4-33-43

Введение. Инновации в российском авторском ювелирном искусстве не поддаются адекватному описанию и анализу, без учета глобальных культурных трансформаций. Обращение к культурологическому подходу позволяет увидеть, что происходящие изменения характеризуются в техническом плане тотальной цифровизации, в социально-коммуникативном плане - всеобщей связанностью, в содержательном плане - глобальными культурными диффузиями. Новые синтезы обеспечивают не только развитие культуры, но и цивилизационную целостность, которая словами С. Хатингтона [18], определяется широким уровнем культурной идентификации личности. Культурные диффузии объединяют, связывают народы и культуры и это без сомнения отражается на современных художественных процессах. «Р. Диксон в книге «Построение культур» определяет диффузию инновации как непрерывный процесс» [15]. Как пишет Наймушина А. А.: «Первичная -изобретение, или открытие, распространяется среди социума изобретателя, оно не остается неизменным и может даже исчезнуть. Вторичная - распространение явления за пределами родного культурного ареала; при этом, каким бы путем инновации не распространялась, она, прежде всего, должна быть оценена социумом нового ареала» [14]. Наймушина А. Н. и Печерских Н. А. в процессе создания ювелирного искусства выделяют пять фаз:

• «первая - открытие или создание нового;

• вторая (диффузия) - распространение за пределы ареала ее возникновения;

• третья - укоренение заимствованной инновации;

• четвертая - переосмысление инновации и слияние её с традиционной культурой, образование нового содержания;

• пятая фаза - трансформации инновации (переход в другое качество) в соответствии с запросами общества и постепенное превращение в традицию, в канон» [16].

«Информационная и технологическая оснащенность, стимулируя тотальную миграцию смысловых значений и ценностей» [17] сегодня во многом упрощает маршруты диффузий. Эти процессы расширяют палитру современного мастера, который вынужден переосмысливать пути развития ювелирного искусства, через сознательное принятие и отказ. Пространство информационной избыточности на новых основаниях актуализирует обращение ювелиров к традициям, в том числе и тем, которые заложены в материальном и нематериальном культурном наследии русской цивилизации, в ее особенном «культурном коде».

В своей статье доктор педагогических наук, профессор Червова А.А. пишет: «Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях», что «ювелирное искусство, с одной

стороны, как наиболее инертный вид декоративно-прикладного искусства (это связано со сложностью применяемых технологий и высокой стоимостью материалов), играет существенную роль в процессах сохранения культурной памяти человечества, его коллективной памяти; базируется на мировоззренческом комплексе исторических, национально-этнических и культурных особенностей и взаимодействий, удерживающим единство отечественной культуры» [9]. С другой стороны - ювелирная отрасль является высокотехнологичной креативной индустрией, активно применяет и развивает инновационные подходы и научные разработки. «В соединении этих инновационной и традиционной составляющих и образуется ценностносмысловое ядро современной метакультуры, ее духовная пространственновременная основа» [8].

Мы подробно исследовали функции ювелирных украшений. «Функции ювелирных изделий остаются неизменными на протяжении всей истории человечества и относятся к общекультурным, мировоззренческим аспектам, которые наиболее устойчивы в социуме: эстетическая (функция красоты и гармонии) - использование в качестве украшения; охранительная -использование в качестве оберега и талисмана; сакральная, выразитель верований - использование в сакральных ритуалах и практиках; социальная -использование в практиках утверждения престижа и культурного статуса; использование в качестве даров и трофеев; инертность к изменениям позволяет сегодня проследить межкультурные связи, предоставляя дополнительный доступ к пониманию культур и специфике исторических процессов.

Ювелирное искусство реализует себя в пространстве внутренних и внешних культурных коммуникаций общества. Оно используется в качестве средства накопления и платежа. В межкультурных взаимодействиях ювелирные изделия играют роль в процессах сохранения культурной памяти человечества и диалоге поколений. Они являются маркерами культурной диффузии. Характеризуют уровень технологического развития общества. Указывают на ареалы использования техник и технологий, сюжетов и образов с единой иконографией, символикой и орнаментальным строем, по которым можно определить распространение той или иной культуры на протяжении многих веков» [8].

Осмысливая понятие «ювелирное искусство», следует выделить следующие тематические разделы: ювелирная отрасль (авторское ювелирное искусство; ювелирная мода); ювелирное оформление изделий (оружие, предметы интерьера и др.); камневая отрасль (бриллианты и драгоценные камни и их имитации; поделочные и полудрагоценные камни; глиптика и камнерезное искусство); часовая отрасль (авторское часовое искусство; часовые бренды). Определяя искусство как «часть глобального познавательного процесса, выражающее заключенные в природе человека эстетические потребности человека в истине, красоте, гармонии, порядке и реализующее творческую самоактуализацию» [13] на благо общества, можно поделить искусство на авторское - создается конкретными людьми, выражающими свое видение жизни, красоты, гармонии в интересах элит (правящих групп), как

инновация (принципиальное значение в этом случае имеет личность автора, его способность к самореализации на благо общества. На базе инновации формируется канон); и народное - формируется как традиция в рамках канона анонимными творцами и коллективами (этносами, стратами и т. д.), существует вне времени на конкретной территории. Мода же - это сформированная определенной социальной группой потребителей новая эстетическая норма, предписывающая потребление в данный момент времени; механизм группового самоуправления потребительским поведением. Мода носит коммерческий характер, отражает социальную иерархию (статус), существует ограниченное время. Мода формирует ювелирные бренды. Мода «от-кутюр» - имеет узкую (элитарную) аудиторию, обладает высокой художественной ценностью; мода «прет-а-порте» (массовая) - имеет широкую аудиторию, обладает низкой художественной ценностью; мода локального характера - субкультуры (в т.ч. бижутерия и имитации), диффузные и бридж-бренды и др. Рассчитана на конкретный социум (группу, страту).

Структурные компоненты инноваций в ювелирном искусстве таковы: технико-технологические (приемы и методы обработки (в том числе современное осмысление традиционных техник); тотальная цифровизация технологических процессов (технологии 3D, AR, VR, NFT, Arduino, ML и др.), в том числе применение искусственного интеллекта, аддитивных технологий, использование цифровых технологий в субтрактивном производстве (механической обработке) и традиционном формообразующем производстве (литье, обработка материалов давлением)), носимая электроника; использование «неювелирных» материалов и практическое применение научных разработок); маркетинговые (в том числе интернет возможности, fitanalyti c s и e-commerce; психомаркетинг и др.); художественные (формообразование; сайнс-арт; синтез и переход качеств); культурологические (создание новых традиций, опирающихся на этнософию, смарт-онтологию, мультиэлитарность и т.д. [1]).

Изучая роль человека-творца, генеративного центра индустрии, и достижение им художественной выразительности в создании ювелирного произведения - художественных инноваций, вспомним слова Аристотеля, утверждавшего, что «выразительность рождается за счет того, что художник не копирует действительность от и до, но привносит в нее нечто свое (мимезис), что позволяет зрителю испытать «радость узнавания», поскольку он живёт в том же самом мире, что и художник» [12]. Осмысление форм природы происходит в направлении анализа биоформ и биоструктур [3]: их морфологии (биомиметики; нано- и квантовых технологий [7], закономерностей тектонического (конструктивно-пластического) и формообразования; особенностей движения и пластики; окраски; пропорций и др.); образности и целостности. Для современного художника-ювелира сохраняют актуальность и размышления И. Канта [6], сопоставлявшего искусство с природой, наукой и ремеслом. Как считает Левченко О. В.:

1. «Искусство отличается от природы, как делание (facere) от деятельности или действования вообще (agere), а продукт или результат

искусства от продукта природы - как произведение (opus) от действия (effectus). Правильнее было бы называть искусством лишь созидание посредством свободы, или произвола, полагающего в основу своих действий разум.

2. Искусство как мастерство человека отличают и от науки (умение от знания), как технику от теории (как землемерное искусство от геометрии). И то, что человек может сделать, если только знает, что должно быть сделано, и ему, следовательно, достаточно известно, в чём должно заключаться желаемое действие, не называют искусством. Лишь то, что даже при совершеннейшем знании всё-таки не сразу достигается умением, относится к искусству.

3. Искусство отличается и от ремесла: первое называется свободным, второе может называться и оплачиваемым искусством. Первое рассматривают как нечто такое, что только в качестве игры, то есть занятия, самого по себе приятного, может оказаться (удаться) целесообразным; второе - как работу, то есть как занятие, само по себе неприятное, привлекательное лишь своим результатом (например, оплатой), к которому поэтому нужно принуждать» [11].

Сохраняя многие теоретические подходы и классические методики, современные мастера, создающие инновации опираются также на принципы моды как ценности и как культурно-исторического феномена. Не отбрасывается и романтический концепт красоты как новизны, демонстративности (не существует без зрителя), социокультурной

обусловленности (способ авторепрезентации и средство идентификации) и изменчивости культуры. Инновационное творчество обеспечивает свою актуальность обращенностью к игре [5], принципами научной серендипности и сайнс-арта. Перформативность; инновационное мышление автора, сформированное воспитанием и образованием и направленное на целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний элементов, способствуют расширению метакультурного

пространства.

Также мы писали в своем исследовании, что «тенденция к синтезу -соединение несоединимого, создание принципиально нового продукта, не сводимого к прямому использованию качеств его составных частей, является основным направлением актуального ювелирного искусства, в котором воплощается его смысл - активизировать чувственное восприятие человека, оказывать на него многостороннее эмоциональное воздействие; в сущностном, композиционном и образном единстве факторов формообразования как организации плоскости, времени и пространства, со-масштабности пропорций, композиционном ритме. Синтез разнокультурного является инструментом взаимопроникновения из одного художественного ряда в другой, диффузии и связанного с этим взаимообогащением как образной структуры, так и символическим наполнением произведений способных раскрываться с разных точек зрения: с позиции времени, пространства, социума, этнического, религиозного, создавая эффект эмерджентной ценности» [8].

Актуальными экспериментальными направлениями авторского ювелирного искусства можно считать новую этнику, новую архаику,

привнесенную постмодернизмом иронию и новый синтез, которые находят отражение в работах молодых российских авторов. Автор ювелирных украшений «Алхимия» Наталья Ворохина, говорит про инновации в ювелирном искусстве. Она использует различные приемы визуальной культуры для создания своих украшений. «Н. Ворохина создала интерактивный ювелирный пазл, который состоит из разных элементов. Это своего рода интеллектуальный конструктор, который имеет событийный сценарий и является кинетическим арт-объектом. Сборка, замена деталей этого конструктора в реальном времени демонстрирует принципы синтеза с временными искусствами, своеобразной медитации. Н. Ворохина использует синтетические, «неювелирные» материалы - наноситалл, шелковую ткань, фарфор и др.» [8].

Еще одним молодым автором является А. Левина, которая в древнерусском стиле создала коллекцию украшений под названием «Истоки. Арт-объекты в ювелирной технике». В своих работах автор использует принцип драматургии и театрального искусства. Это выражается в соединении больших ювелирных украшений с элементами древнерусского костюма на фоне объемных арт-объектов. Таким образом, автор обращает внимание на русскую культуру через призму ювелирного искусства.

Еще одним молодым автором является В. Курьянова. Она стала обладателем Гран-при-2019 на престижной европейской ювелирной выставке «ARTISTAR» в Милане (Италия). «Ее разработкой стала технология сцепления эмалевой стекловидной массы с наноситалом - кристаллическим стеклом. Автор этого изобретения использовала свои исследования в создании и реализации серии ювелирных объектов на тему «Континенты», которая включает в себя кольца-объекты: «Евразия», «Северная Америка», «Южная Америка», «Африка», «Австралия», «Антарктида»» [8]. Про эти и другие инновационные разработки мы ранее писали в своей работе [10].

Современные художники, работающие в рамках художественного направления - новой архаики, используют и древние подходы к формообразованию, и геометрические символы. К таким поискам можно отнести работы И. Борзовой - кольцо «Закат» и подвеску «Облако» с янтарем, кольца П. Мочаловой - кинетическое «Кольцо, которое крутится» и «Кольцо, которое не крутится».

Рис. 1. Работа И. Борзовой - кольцо «Закат», 2023. Фото автора

Вместе с тем, как показывает практика и результаты исследования, проведенного в качестве авторской разработки «асимметрия в композиционном построении предметов ювелирного искусства является во многих случаях формообразующим элементом, выполняющим функцию объединения орнаментального произведения в законченный мотив, единый и целостный визуальный образ. Асимметричная форма исходного элемента - необходимое условие осуществления требуемых структурой орнамента симметрических итераций» [8].

Лосев А. Ф. пишет: «орнаментальный символ как разновидность саморазвивающейся визуальной знаковой структуры, где форма отражает содержание и наоборот, крайне важно такое свойство орнамента, как визуальное объединение - архетипирование глобального мирового опыта» [12].

«Орнамент как письмо, древний единый язык, свидетельствуют о том, что сама система стилизации коррелирует с человеческим восприятием мира и выражает принцип мирового гармонического совершенства» [8], которую Гален описывает как «состояние духа, равным образом удаленное от обоих крайностей» [4].

В качестве примеров инновационного применения несимметричных первичных структур и создания на базе них оригинального гармоничного художественного ритма можно привести произведения С. Дьяконова: Браслет

«Каравелла» и кольцо «Парус».

Рис. 2. Работы С. Дьяконова: Браслет «Каравелла» и кольцо «Парус».

Фото автора

Направление «Новая этника» отражено кольцом «Русское бессознательное» А. Де Уриарте, подвеской А. Левиной «Африка» и коллекциями И. Шевяковой «Золото Пантикапея - единство времени» и «Геометрические фигуры в пространстве».

Рис. 3. Проектные листы коллекций И. Шевяковой «Золото Пантикапея -единство времени», 2020 и «Геометрические фигуры в пространстве», 2022.

Фото автора

Заключение.

В ситуации всеобщей связанности человечество по-новому выстраивает систему ценностей и потребностей метакультуры. Для её гармоничного развития в художественной сфере важно достигнуть определенности статуса человека-творца (в том числе и творца цифровой реальности), сформулировать цели и траектории развертывания этого нового «дивного» мира, опирающегося на всеединство и всеразличие [2].

Нет сомнений, что особое место в этой мультиплексной сети принадлежит многоликой русской культуре, ценностный ряд которой (свобода воли, стремление к победе, любовь, космизм, откровение и т.д.) обладает известной притягательностью для интеллектуалов всего мира. Её открытость для другого, иного, чужого, способность к адаптации и конвергенции, наличие механизмов обеспечивающих баланс традиций и инноваций, указывает на её универсализм и обращенность к общечеловеческому.

Исследование инноваций в рассматриваемом авторском ювелирном искусстве России показывает, что отечественные мастера опираются не только на применение самых современных технологий и переработку в своё заимствованных практик, но и на сохранение и возрождение отечественных традиций. «Дальнейшее развитие этого процесса в XXI веке, неразрывно связанного с реализацией своей культурной идентичности, мобильности, коммуникативной связанности, а также технологической и информационной оснащенности, ведет с одной стороны к сохранению и развитию локальных традиций, а с другой стороны к авторским экспериментам и поискам новизны в глобальном мультикультурном синтезе» [8].

Литература

1. Алексеев-Апраксин А. М., Соколов Б. Г. Метакультура: кластер и сеть. СПб.: Евразия, 2023. 484 с.

2. Алексеев-Апраксин А. М. Всеединство и всеразличие // Обсерватория культуры. 2015. № 2. С. 20-23.

3. Бастов Г. А. Применение принципов формообразования бионических структур в одежде и аксессуарах костюма // Костюмология. 2019. Т. 4, № 1. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/05IVKL 119.pdf (дата обращения: 23.10.2023).

4. Гален. Сочинения : в 6 т. Т. 1. М.: Весть, 2014. 656 с.

5. Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Демшина Анна Юрьевна. СПб., 2011. 270 с.

6. Кант И. Сочинения : в 6 т. Т. 5. М.: Мысль. 1966. 743 с.

7. Круглов Г. А. Основы технологии прецизионной механической обработки (нанотехнологии) : учеб. пособие. М.: СТАНКИН, 2006.

8. Круглова М. Г. Ювелирное искусство как маркер культурных диффузий (на примере взаимодействия культур России и стран Востока) : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Круглова Мария Геннадьевна. Иваново, 2022. 210 с.

9. Круглова М. Г., Червова А. А. Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях // Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 401-408.

10. Курьянова В. В., Глынин В. В., Круглова М. Г. Инновационное применение технологии горячего эмальирования в ювелирном искусстве // Искусствознание и реставрация. Актуальные вопросы в современных исследованиях искусства : сб. ст. по материалам форума Содружества молодых искусствоведов и реставраторов "СМИР" в рамках выставки "Ювелирное мастерство. Традиции и современность", организованной Гохраном России при поддержке Правительства Москвы / отв. ред. П. В. Симакина. М.: МФЮА, 2020. С. 54-62.

11. Левченко О. Е. Освоение природы средствами сайнс-арта : "естественное" и "технологическое" : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Левченко Ольга Евгеньевна. М., 2016. 399 с.

12. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. 776 с.

13. Маслоу A. Самоактуализированные люди: исследование

психологического здоровья // Мотивация и личность. СПб.: Евразия,1999. С. 219-259.

14. Наймушина А. Н. Закономерности и фазы культурной диффузии // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. 2014. № 164. С. 78-86.

15. Носонов А. М. Теория диффузии инноваций и инновационное развитие регионов России. // Теоретические вопросы регионологии. Псковский регионологический журнал. 2015. № 23. C. 3-16.

16. Печерских Н. А., Наймушина А. Н. Логика истории и законы культурной диффузии // European Social Science Journal. 2014. № 3-2 (42). С. 325-332.

17. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 432 с.

18. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

References

1. Alekseev-Apraksin A. M., Sokolov B. G. Metakultura: blaster i set [Metaculture: cluster and network], Saint Petersburg, Evraziya Publ., 2023, 484 p. [In Russian]

2. Alekseev-Apraksin A. M. Vseyedinstvo i vserazlichiye [Unitotality and unidifference], Observatory of Culture, 2015, No.2, Pp. 20-23. [In Russian]

3. Bastov G. A. Primeneniye printsipov formoobrazovaniya bionicheskikh struktur v odezhde i aksessuarakh kostyuma [The application of the principles of forming bionic structures in clothing and accessories, costume ], Journal of Clothing Science, 2019, Vol. 4, No. 1, URL: https://kostumologiya.ru/PDF/05IVKL 119.pdf (accessed: 23.10.2023).

4. Balalykin D. A. (ed.) Galen. Sochineniya [Galen. Works], Vol. 1, trans. by A. P. Sheglov, H. P. Shokm, Moscow, Vest Publ., 2014, 656 p. [In Russian]

5. Demshina A. Yu. Vizual'nyye iskusstva v situatsii globalizatsii kul'tury: institutsional'nyy aspect [Visual arts in a situation of cultural globalisation: institutional aspect], doctoral thesis, Saint Petersburg, 2011, 270 p. [In Russian]

6. Kant I. Sochineniya v 6 tomah [Writings : in 6 vols.], Vol. 5. Moscow, Mysl Publ.. 1966, Pp.161-529. [In Russian]

7. Kruglov G. A. Osnovy tekhnologii pretsizionnoy mekhanicheskoy obrabotki (nanotekhnologii) [Fundamentals of precision machining technology (nanotechnology)], Moscow, STANKIN Publ., 2006, P.7. [In Russian]

8. Kruglova M. G. Yuvelirnoye iskusstvo kak marker kul'turnykh diffuziy (na primere vzaimodeystviya kul'tur Rossii i stran Vostoka) [Jewellery art as a marker of cultural diffusion (on the example of interaction between Russian and Eastern cultures)], PhD thesis, Ivanovo, 2022, 210 p. [In Russian]

9. Kruglova M. G., Chervova A. A. Evolyutsiya statusa yuvelirnykh ukrasheniy v is-torii kul'tury i ikh rol' v mezhkul'turnykh vzaimodeystviyakh [The evolution of the jewelry status in the history of culture and its role in intercultural interactions], Neophilology, Vol. 8, 2022, No. 2, Pp. 401-408. [In Russian]

10. Kuryanova V. V., Glynin V. V., Kruglova M. G. Innovatsionnoye

primeneniye tekhnologii goryachego emal'irovaniya v yuvelirnom iskusstve [Innovative application of hot enamelling technology in jewellery art], Iskusstvoznaniye i restavratsiya. Aktual'nyye voprosy v sovremennykh

issledovaniyakh iskusstva : sb. st. po materialam foruma Sodruzhestva molodykh iskusstvovedov i restavratorov "SMIR" v ramkakh vystavki "Yuvelirnoye masterstvo. Traditsii i sovremennost'", organizovannoy Gokhranom Rossii pri podderzhke Pravitel'stva Moskvy [Art History and Restoration. Topical issues in contemporary art research : a collection of articles based on the materials of the forum of the Commonwealth of Young Art Historians and Restorers "SMIR" within the framework of the exhibition "Jewellery Craftsmanship. Traditions and Modernity",

organised by Gokhran of Russia with the support of the Moscow Government], ed. P. V. Simakin, Moscow, MFYUA Publ., 2020, Pp. 54-62. [In Russian]

11. Levchenko O. Ye. Osvoyeniye prirody sredstvami sayns-arta :

"yestestvennoye" i "tekhnologicheskoye" [Mastering nature through site art: the "natural" and the "technological"], PhD thesis, Moscow, 2016, 399 p. [In Russian]

12. Losev A. F. Istoriya antichnoiy estetiki. Aristotel' i pozdnyaya klassika [A History of Ancient Aesthetics. Aristotle and the late classics], Moscow, Iskusstvo Publ., 1975, Pp. 368-369. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Maslow A. Samoaktualizirovannyye lyudi: issledovaniye

psikhologicheskogo zdorov'ya [Self-actualised people: a study of psychological health], Motivatsiya i lichnost [Motivation and Personality], Saint Petersburg, Yevraziya Publ.,1999, Pp. 219-259. [In Russian]

14. Naymushina A. N. Zakonomernosti i fazy kul'turnoy diffuzii [About cultural diffusion’s regularities and phases], Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2014, No. 164, Pp. 78-86. [In Russian]

15. Nosonov A. M. Teoriya diffuzii innovatsiy i innovatsionnoye razvitiye re-gionov Rossii [Theory of diffusion of innovations and innovative development of russian regions], Teoreticheskiye voprosy regionologii. Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal, 2015, No. 23, Pp. 3-16. [In Russian]

16. Pecherskikh N. A., Naymushina A. N. Logika istorii i zakony kul'turnoy diffuzii [The logic of history and the laws of cultural diffusion], European Social Science Journal, 2014, No. 3-2 (42), Pp. 325-332. [In Russian]

17. Slywotzky A. Migratsiya tsennosti. Chto budet s vashim biznesom poslezavtra? [Value Migration: How to Think Several Moves Ahead of the Competition], Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2006, 432 p. [In Russian]

18. Huntington S. Stolknoveniye tsivilizatsiy [The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order], Moscow, AST Publ., 2003, 603 p. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 19.11.2023 Статья допущена к публикации 15.12.2023

The article was received by the editorial staff 19.11.2023 The article is approved for publication 15.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.