Научная статья на тему 'Инновации в современном менеджменте'

Инновации в современном менеджменте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ГЕНДЕРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СЕТЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжаева Мавжуда Наимовна

Описываются основные области и проблемы управленческого подхода. Эти проблемы связаны с изменениями экономической и деловой структур на региональном, государственном и международном уровнях. Описаны широко распространенные теоретические и практические инновационные подходы в современном менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в современном менеджменте»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Инновации в современном менеджменте Ходжаева Н. М.

Ходжаева Мавжуда Наимовна /Хофауеуа Ыау]ийа Магшоупа - старший преподаватель,

кафедра статистики, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: описываются основные области и проблемы управленческого подхода. Эти проблемы связаны с изменениями экономической и деловой структур на региональном, государственном и международном уровнях. Описаны широко распространенные теоретические и практические инновационные подходы в современном менеджменте.

Ключевые слова: синергетический менеджмент, гендерный менеджмент, сетевой менеджмент, креативный менеджмент, командный менеджмент, коммуникативный менеджмент, коммуникационный менеджмент.

Проблемы и перспективы развития современной экономики в масштабах мира, страны, региона и бизнеса существенно влияют, а в некоторых случаях просто требуют изменений в теории и практике управления. К современным тенденциям динамики экономики, влекущим за собой существенные перемены и инновационные подходы в менеджменте, можно отнести:

-ухудшение макроэкономической ситуации, обусловленное снижением мировых цен на нефть и замедлением роста сырьевого экспорта;

-асинхронность процессов глобализации, протекающих в различных сферах экономики. Процессы ускорятся значительно в сферах обращения и потребления, а в сфере производства глобализация протекает медленно в силу недостаточной конкурентоспособности и низкой капитализации национальных компаний.

В то же время в ближайшие годы ожидается появление новых возможностей ускоренного развития экономики, которые позволят выйти за границы инерционного варианта:

-расширение инвестиционного потенциала в связи с увеличением объема «длинных денег» в экономике и ростом импорта иностранного капитала;

-рост капитализации национальных компаний и международной технологической кооперации; -расширение инвестиционного спроса отраслей естественных монополий;

- расширение инвестиционного и потребительского спросов со стороны населения, связанного с увеличением ипотечного и потребительского кредитования;

-улучшение инфраструктуры экономики и др. Таким образом, в современной экономической среде нет ничего постоянного и прогнозируемого. Инновации и изменения проникают во все отрасли хозяйствования. В таких условиях менеджмент как самая мобильная и отвечающая потребностям рынка отрасль знаний, безусловно, вынужден отвечать сегодняшним реалиям [3]. Современные изменения, происходящие в менеджменте как науке и практике, можно для понимания разделить на три группы:

1. Инновации в методологии менеджмента, заключающиеся в появлении новых направлений и ответвлений в теории управлении. Влияния различных культур и национальных особенностей, а также разнонаправленных позитивных действий происходящих процессов глобализации и интеграции в среде функционирования методологии менеджмента способствуют появлению новых, видоизмененных направлений развития теории управления, к которым можно отнести: Синергетический менеджмент, где из-за хронической неравновестности любых социально-экономических систем спонтанно реализуется феномен самоорганизации (синергизма) в системах управления. С учетом принципов и свойств системности у новых структурных образований появляются «прорывные», улучшенные свойства, позволяющие организациям самообучаться и воспринимать себя (организацию) как целостное образование, состоящие из подсистем со специфическими свойствами. Гендерный менеджмент. С 1980-х гг. в трудах зарубежных и отечественных специалистов началось углублённое изучение различных гендерных аспектов экономики и управления. Вызвано это тем, что в постиндустриальном обществе изменился характер отношений между полами. Под влиянием постфеминистской психологии на смену иерархии патриархата постепенно пришло юридическое уравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в производственной, так и в частной сфере. Женщина-управленец обладает интуицией, умением договариваться, не отступает от принятого решения, не приемлет интриг, проявляет заботу о служащих и многое другое, не присущее мужчинам-руководителям. Сетевой менеджмент проявляется через построение сетевой структуры организации и эффективного управления этой структурой.

Необходимость появления сетевых структур продиктована динамикой преобразований, происходящих во внешней среде, сетевая структура является одной из форм адаптации к ее быстро меняющимся условиям.

Креативный менеджмент направлен на наиболее полную реализацию творческого потенциала работников и, соответственно, применим при работе с представителями творческих профессий (дизайнеры, переводчики, актеры), при необходимости «прорыва» (генерация и развитие новаторских идей, внедрение инноваций). Творческий процесс требует соответствующего управления. В этой связи специалисты предлагают рассматривать организацию как объект предпринимательской инициативы. Основная задача менеджера в этом случае - организация процесса производства как нового соединения ресурсов. Командный менеджмент-направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов: взаимопомощь и взаимоусиление в достижении общей цели; самомотивация сотрудников; отлаженный механизм обратной связи; готовность принять личную ответственность за неудачную работу группы и разделить командный успех; инициативный обмен ресурсами; развитая корпоративная культура и другое. Самоуправляемая команда способна инициативно ставить амбициозные цели и добиваться беспрецедентных результатов, привнося в проект высочайшую мотивацию и с максимальной эффективностью используя личный ресурс каждого члена команды.

Коммуникативный и коммуникационный менеджмент. Основой такого вида менеджмента является коммуникация, которая определяется как процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Употребляемые понятия «коммуникативный» и «коммуникационный» часто выступают как синонимы, но при ближайшем рассмотрении имеют некоторые существенные различия.

2. Инновации во внутренних структурных подвидах (видах) общего менеджмента, который в крупных корпорациях и предприятиях различных отраслей экономики дифференцируется на: производственный менеджмент, управление маркетингом, финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, внешнеэкономический (международный) менеджмент, менеджмент инноваций и др. Понятно, что каждый такой вид менеджмента можно рассматривать не только как отдельную дисциплину в образовательном процессе будущих менеджеров, но и как специфическую отрасль науки управления, которая развивается и вносит свои инновационные изменения в механизмы, системы, инструментарий, совершенствуя методы исследования в данных областях знаний. Современный маркетинг - это не только и не столько определенная рыночная технология, сколько определенная философия бизнеса, которая активно формирует рынок (потребности своего покупателя). В современном маркетинге появились: директ-маркетинг -любое мероприятие, направленное на получение отклика от потребителя; финансовый маркетинг - системный подход инвесторов-продавцов к управлению реализацией финансовых активов и инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовых активов; некоммерческий маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах и не стремятся к получению финансовых прибылей; сетевой маркетинг, социальный маркетинг; стратегический маркетинг, заключающийся в анализе потребностей физических лиц и организаций; брендинг; бенчмаркинг и многое другое.

3. Инновации в основах науки и практики общего (классического) менеджмента. Особенно это касается механизма менеджмента как комплекса взаимосвязанных элементов воздействия на объект управления (принципов, методов, функций управления и элементов нормативно -информационного и кадрового его обеспечения). В механизме управления появились новые принципы управления организацией: децентрация - сохранение автономии при признании надиндивидуальной логики; самогенерация; самоколлаж - посредничество; хрематистика - искусство «делать деньги»; полисемичность - самоформирование множества интерпретаций; панетрация - измерение уровней фузности (fuzzy) бизнес-процессов: диффузии (распространение, растекание, рассеивание), трансфузии (переливание), эффузии (разливание); беспрецедентность - отсутствие прежнего развития; кризисность; инволюция - упрощение структуризации в процессе менеджмента как отказ от научного рационализма и др. [1]. Сложность и многоаспектность современного менеджмента наиболее видна в применяемых сегодня методах управления организацией. Условия и факторы изменения среды функционирования организаций, искаженные образы реальной и виртуальной действительности заставляют эволюционизировать способы достижения целей организации. В связи с упрощением организационных структур управления появились новые векторы развития методов самоуправления и самоорганизации [2].

Классический анализ и контроль как методы и функции управления постепенно вытесняются системой мониторинга и контроллинга, при одновременной минимизации инструкций, предписаний и правил. В целом можно заметить, что современные методы менеджмента развиваются от административных и дисциплинарных в сторону креативных, самоорганизующих, от опеки и формализованности к раскрепощению и самоответственности. Таким образом, современные и обновленные методы познания науки управления, теоретические взгляды на природу, сущность и

50

развитие современного управления, современные направления теоретико-методологических разработок в области управления, реформы в системе управления повышают роль лидера, нового руководителя и, соответственно, изменяют подготовку менеджеров в вузе.

Современные менеджеры должны быть способны: генерировать инновационные идеи; мобилизовать персонал для адекватного ответа на вызовы; организовать процесс управления постоянным развитием организации; сформировать среду с условиями, в которых сотрудники станут частью организации, а не агентами. Компетенции будущих менеджеров должны способствовать сокращению разрыва между организационными и экономическими аспектами науки и практики управления.

Литература

1. Дафт Ричард Л. Менеджмент: Учебник; Пер. с англ. / Дафт Ричард Л., 10- е изд. СПб.: Питер, 2013, 2014.

2. Менеджмент: Учебно-практическое пособие / ВЗФЭИ; Игнатьева А. В., Максимцов М. М., Вдовина И. В. и др. М.: Вузовский учебник, 2010. ЭБС: знаниум (2012).

3. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова. М.: Омега-Л, 2009. 407 с.

Структура фондового рынка Узбекистана Жамалдинова А. С.

Жамалдинова Асал Салиевна / Jamaldinova Л.а1 БаЬуеупа - преподаватель,

кафедра статистики, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы структуры фондового рынка Узбекистана, его особенности и правовая система. Исследуются статистические данные фондового рынка и их характеристики.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, рынок акций и облигаций, первичный и вторичный рынок, облигация, эмитент, ликвидность ценных бумаг.

С приобретением независимости в Республике Узбекистан начался процесс перехода к рыночной экономике. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений. Первой юридической предпосылкой для функционирования рынка ценных бумаг явился Закон «О разгосударствлении и приватизации», принятый на заре независимости - в 1991 году. В течение нескольких лет госпредприятия преобразовывались в предприятия с другой формой собственности, в частности, в закрытые акционерные общества.

Изданный в 1994 году Указ Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан» явился новым толчком для развития фондового рынка. Основным направлением процесса разгосударствления было определено преобразование госпредприятий в открытые акционерные общества [2].

За годы независимости:

- приняты более 115 нормативно-правовых актов в сфере регулирования рынка ценных бумаг;

- приватизированы более 30 тысяч госпредприятий;

- на их базе функционируют более 1300 акционерных обществ;

- ими выпущены в обращение акции номинальной стоимостью более 9,5 трлн. сумов;

- 1,2 миллиона юридических и физических лиц являются акционерами.

В Узбекистане существуют 3 площадки организованного фондового рынка. Биржевой рынок в Узбекистане представлен Республиканской фондовой биржей «Тошкент». К организованному внебиржевому сегменту относятся Межбанковская торговая система (МТС) и Электронная система внебиржевых торгов «Элсис-Савдо». На фондовую биржу «Тошкент» приходится около 98 % совокупных торгов.

Вторичный рынок ценных бумаг является важной составляющей рынка ценных бумаг в целом. Именно по уровню развития вторичного рынка судят о степени состояния рынка ценных бумаг страны [1].

В Узбекистане органами, осуществляющими регулирование рынка ценных бумаг государством, являются: Государственный комитет имущества, Центр о координации и контролю рынка ценных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.