Научная статья на тему 'Инновации в системе образования'

Инновации в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова С.И.

С.И. Назарова Инновации в системе образования Модернизация, система образования, реформирование образования, национальные стратегические цели, задачи экономического и социального развития В статье рассматриваются вопросы модернизации системы отечественного образования и подходы к реформированию современного европейского образования. Показано, что модернизация системы образования страны должна осуществляться с учетом собственных национальных стратегических целей и задач экономического и социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе образования»

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО

УДК 37.075 Доктор пед. наук С.И. НАЗАРОВА

(ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»)

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация, система образования, реформирование образования, национальные стратегические цели, задачи экономического и социального развития

Реформирование системы отечественного образования продолжается уже на протяжении двух десятилетий. Анализируя некоторые тенденции модернизации образования, необходимо отметить позитивные стороны, такие как внедрение новых информационных технологий, обновление образовательных стандартов и введение новых специальностей и новых учебных дисциплин, востребованных в изменившихся социально-экономических условиях. Также следует отметить усиленное внимание к гуманитарному образованию, обновлению учебно-методических комплексов изучаемых дисциплин и автономии учреждений образования. Вместе с тем необходимо заметить, что реформирование образования в РФ осуществлялось без глубокого философского, социально-экономического и психолого-педагогического анализа, что и не позволило сформировать научную основу этого процесса. Цель была одна - скорейшая интеграция в мировое образовательное пространство и приближение к международным образовательным стандартам европейской системы образования. Естественно, что реформирование отечественного образования проводилось без учета предыдущего опыта ее функционирования.

Заимствование зарубежного, прежде всего европейского опыта, его копирование привело к негативным изменениям в существующей системе отечественного образования. Например, упразднение системы начального профессионального образования нанесло непоправимый урон экономике страны, привело практически к уничтожению системы подготовки кадров рабочих специальностей и необходимости широкого привлечения малоквалифицированного труда мигрантов. В противовес решению о ликвидации системы профессионально-технического образования в нашей системе страны-участницы Европейского Союза, наоборот, обратили особое внимание на процесс подготовки специалистов рабочих специальностей и в целом на вопросы модернизации системы образования на единых принципах всех стран, входящих не только в зону ЕС, но и большинства сопредельных стран: Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии, Армении, Украины (бывших союзных республик СССР) [1].

В ходе вузовской реформы система традиционного педагогического образования подверглась существенным изменениям. Новая система не полностью удовлетворяет социальный заказ общества, работодателей и потребителей образовательных услуг. Государственные стандарты педагогического образования сегодня не в полной мере реализуют принцип преемственности различных его уровней и ступеней нашей системы образования [2].

Школа и высшие учебные заведения избавились от идеологии, а заодно и от цели образования на благо своего Отечества. Стало модным, получив образование, уезжать из страны, а лучше и образование сразу получить за границей, забыв о «родных пенатах». Практически отказались от воспитательной работы в учебных заведениях, нарушив главный принцип образования -осуществление обучения в неразрывном единстве с воспитанием. Недостаточно организована и переподготовка педагогических кадров для работы по принципиально новым программам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения. Слабо разработаны научно-методические основы диагностики качества педагогического образования. В практике подготовки учителей недостаточно учитываются региональные особенности. И что недопустимо совсем - слабая социальная защищенность педагога, пониженный социальный статус и низкий престиж профессии учителя в обществе и, как следствие, сокращение доли выпускников вузов, выбирающих эту профессию. Учителя после окончания вуза не идут в школы. Наиболее квалифицированные педагогические кадры уходят в высокооплачиваемые отрасли экономики. Тогда как в странах Евросоюза (далее ЕС), например Финляндии, учитель имеет высокий и социальный статус и достойную оплату своего труда [3].

Рассматривая решение вопросов модернизации образовательной системы ЕС, обеспечение качества и контроля качества образования, а также обеспечения функционирования некоторых образовательных направлений, можно увидеть продуманную и обоснованную стратегию реформирования системы образования. По нашему мнению, перенимая опыт модернизации систем образования других стран, обязательно необходимо соотносить его с решением собственных национальных стратегических целей и задач.

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса и, соответственно, кризиса образования страны зоны ЕС обратили внимание на содержание подготовки рабочих специальностей и улучшение процесса подготовки специалистов новых рабочих специальностей. Для решения проблем обучения новым рабочим профессиям Европейская Комиссия инициировала в 2010 году проект «Новые навыки для новых рабочих мест». Кроме того, был составлен план по обучению новым навыкам и созданию рабочих мест и начата разработка «Европейского классификатора навыков, компетенций и профессий (ESCO)». Говорилось также о необходимости ускоренной подготовки учителей (педагогов для обучения новым навыкам и профессиям) [4].

Для обеспечения экономики развитых стран ЕС в условиях кризиса был разработан проект «Молодежная мобильность» и составлен документ «Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования» для возрастной группы 16-35 лет. Были приняты меры по обеспечению мобильности также и для студентов в рамках «Программы непрерывного образования». Требует также пристального внимания, анализа и изучения разработанная в 2010 году в рамках Европейской системы образования программа «Образование для устойчивого развития (ESD)», в которой серьезное внимание обращается на экологическую подготовку обучающихся и их духовное воспитание, воспитание в духе бережного отношения к природе, экономной и бережливой жизни на производстве, в процессе социальной деятельности и в быту [1].

Разработчики модернизируемой системы образования стран зоны ЕС большое внимание уделяли вопросам изучения иностранных языков на всех ступенях обучения, начиная с раннего возраста. Всем государствам, и не только входящим в Европейский Союз, предписывалось и рекомендовалось вводить в учебные программы обязательное изучение двух языков с самых ранних этапов обучения. Особое внимание уделялось подготовке учителей иностранного языка. Для контроля процесса обучения учителей иностранному языку в ЕС была создана рабочая группа Открытого Метода Координации (далее ОМС). В докладе Европейской комиссии «Языки для работы - предоставление многоязычных коммуникативных навыков для рынка труда» раскрывается истинный смысл такого внимания ЕС к процессам обучения языкам, в том числе к государствам так называемой восточной зоны (союзные республики бывшего СССР). Это делалось для создания подготовленного резерва рабочей силы, которая могла бы относительно легко войти в экономику развитых стран ЕС в период преодоления последствий мирового экономического кризиса [6].

Рабочие группы Открытого Метода Координации (ОМС) фактически являются межправительственными организациями, призванными лоббировать интересы правительств развитых государств ЕС в общеевропейской системе и национальных системах образования. Для более конкретного определения общей образовательной политики стран, входящих в ЕС, генеральным директоратом по вопросам образования и культуры (DG EAC) были созданы рабочие группы OMC, из которых активно работают группы следующих направлений: «Дошкольное образование», «Проблемы неоконченного среднего образования», «Повышение квалификации учителей», «Модернизация высшего образования», «Языки и занятость», «Обучение предпринимательству», «Информационные технологии в образовании», «Повышение квалификации учителей профессионально-технического образования», «Оценка и контроль качества в сфере непрерывного образования взрослых», «Финансирование обучения взрослых» [4].

Качество образования и контроль качества образования, как мы знаем, являются важнейшими элементами функционирования и управления образовательными системами. Не является исключением и общеевропейская система образования и входящий в ее состав ряд европейских национальных образовательных систем. За идеологию, политику образования ЕС, структуру системы оценки качества образования отвечает Европейская комиссия и Совет по критериям и показателям. Активное участие в разработке идеологии, стандартов, программ, требований к качеству образования, критериям и показателям принимают представители Европейской профсоюзной конфедерации работников образования ETUCE (European Trade Unionconfederation of education) [4].

В свое время (2009г.) Совет Европы разработал 5 стандартов в области образования и подготовки кадров в рамках Стратегической программы образования и обучения (ЕТ-2020). При этом стандарты были разработаны для каждого вида образования:

VET - Европейский стандарт контроля качества обучения преподавателей профессионально-технического образования;

EQAR - Европейский реестр по обеспечению качества высшего образования. За соблюдением качества высшего образования наблюдает Постоянный комитет по высшему образованию и исследованиям -Standing Committee on HigherEducation and Research (HERSC).

За процессом внедрения единых требований и рекомендаций в образовательные системы национальных структур высшего образования следит Рабочая группа Болонского процесса - BFUG (Bologne groupe) и Европейский центр по развитию профессионального образования CEDEFOP -( Center european of development professionaleducation) [1].

Итоги мониторинга качества образования по соответствующим показателям были отражены в докладе Еврокомиссии «Прогресс в достижении общеевропейских стандартов в области образования и подготовки кадров (2010-2011 гг.)», в дальнейшем материал был опубликован под названием «Рабочий документ по выработке стандартов в области образования и подготовки кадров в целях трудоустройства и мобильности обучения»[6].

Особое внимание ЕС уделяет подготовке специалистов высшего образования и рабочих профессий по программам Европейского Союза в бывших союзных республиках СССР на основе специально разработанного проекта (документа): «Восточное измерение: повышение активности молодежи и ее мобильности». Результаты претворения в жизнь этого проекта мы можем наблюдать на примере стран Прибалтики (более половины молодежи этих стран используются в качестве дешевой рабочей силы в развитых странах Европы), а также размах протестного молодежного движения на Украине в конце ноября - начале декабря 2013 года. Для подготовки молодых специалистов с высшим образованием в странах третьего мира (имеется в виду страны Восточной Европы, Россия, бывшие союзные республики - Украина, Белоруссия, Литва, Молдова, Грузия, Армения) в 2011 году наблюдательной группой по Болонскому процессу (BFUG) был разработан план: «Европейская интеграция граждан третьих стран». План был направлен на удовлетворение потребностей экономик развитых стран ЕС в будущем и разрушения систем образования в вышеназванных государствах. Основные рекомендации для государств «третьих стран» были следующие: вооружить учителей и руководителей школ методами работы в многонациональных коллективах; повысить посещаемость школ детьми мигрантов; привлечь в школы, желательно, преподавателей из числа мигрантов и др. [6].

Анализ состояния, тенденций развития, достоинств и недостатков систем образования в ЕС позволяет сравнить его с подходами формирования современной системы образования в Российской Федерации и перенять все лучшее, что будет совершенствовать нашу национальную систему образования. Следует обратить внимание на разработанный и представленный Европейской Комиссией в июле 2010 г. план развития непрерывного образования и обучения в странах ЕС «План непрерывного обучения (LLP) после 2013 года». LLP - long-life learning policy - Программа (политика) непрерывного образования в течение всей жизни.

В рамках совершенствования системы непрерывного образования в ЕС большое внимание уделялось развитию высшего образования. И не только непосредственно высшему образованию, но высшему образованию, тесно связанному с научно-исследовательской деятельностью. С этой целью в рамках ЕС создаются надправительственные органы:

- европейская ассоциация высшего образования- European Higher Education Association (EHEA). Целью EHEA являлось обеспечить большую совместимость, сопоставимость и преемственность систем высшего образования в рамках Болонского процесса;

- постоянный комитет по вопросам образования и научных исследований - Standing Committee on Higher Education and Research (HERSC);

- постоянный комитет по высшему образованию и исследованиям - европейское исследовательское пространство (Европейская исследовательская зона ERA) European Research Area;

- Европейская информационная сеть по вопросам образования Эвридика (European information network on education, (EURYDICE). Аналитическая и информационная сеть, представляющая информацию о системах образования и политике в этой области в разных странах Евросоюза;

- Европейский реестр по обеспечению качества EQAR (European Register of Quality Assurance for higher education). Европейский реестр обеспечения качества для высшего образования. Интересно отметить, что EQAR был организован совместным решением Европейского студенческого союза (ESU), Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской сетью гарантий качества в высшем образовании (ENQA) и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) [6].

Международные стандарты научных исследований, научных работ в ЕС разработаны в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «Статус преподавательских кадров высших учебных заведений» (1997г.) и Рекомендациями Совета Европы «Академические свободы и университетская автономия» (2006 г.).

Достоинством современных структур планирования стратегии экономического развития Европы на ближайшую перспективу и, в первую очередь, стратегии развития образования является ее направленность на инновационную модернизацию. Стратегию развития всего сообщества ЕС в целом и отдельных ее стран разрабатывали и планировали Инновационный Союз (IU), Европейский институт инноваций и технологий (EIT), Постоянный комитет по высшему образованию и научным исследованиям (HERSC). Европейская Комиссия 30.11.2011г. приняла от вышеуказанных разработчиков «План стратегических инноваций на 2014 -2020 гг.». а также Генеральный план «Стратегия Европы-2020», в которых значительный объем информации посвящен вопросам стратегии развития образования в ЕС и стран сопредельных территорий. Среди основных направлений развития образования в этих документах особое внимание обращается на проблемы дошкольного образования, профессионального образования и обучения, процессы непрерывного обучения, проблемы неоконченного среднего образования, проблемы повышения качества образования и контроля за его качеством, обеспечение качества профессионального образования, развитие высшего образования и научных исследований, европейской политики в сфере высшего образования, обучении взрослых, Европейские информационные программы, ключевые компетенции, межрегиональное сотрудничество, образование, квалификация и мобильность учителей, условия труда, социальной защиты, здравоохранения и безопасности деятельности учителей.

По дошкольному образованию Европейская комиссия приняла Коммюнике, в котором говорится, что дошкольное образование имеет глубокое и длительное воздействие на все последующие этапы обучения личности ребенка. Для улучшения процесса дошкольного обучения и воспитания были разработаны следующие документы:

- ECEC (Education and care for children at an early age) - Обучение и уход за детьми в раннем возрасте. Документ о повышении качества дошкольного образования и ухода;

- CoRe project ( by project requirements for the competence ) - проект по Требованиям к компетентности и знаниям в сфере дошкольного образования;

- ECE (Early childhood education) - Раннее детское обучение. Список требований к компетентности учителей.

По профессиональному образованию и обучению основной задачей модернизации профессионального образования является создание базы нормативных документов ECVET, EQAVET, EQAR, EQF.

ECVET (European credit. education techniqe) - Европейская кредитная система для профессионально-технического образования (общеевропейская система зачетных баллов для профессионально- технического образования).

EQAVET (The European model of quality assurance in VET) - Европейская модель обеспечения качества в системе ПТО. Для обеспечения качества профессионального образования и обучения были разработаны Европейские единые критерии контроля его качества. EQAR (European Register of Quality Assurance (for higher education) - Европейский реестр обеспечения качества (для высшего образования). EQF (European Framework of Qualifications ) - Европейская рамочная структура квалификаций [7].

По обучению взрослых. В структуре системы образования EC важную роль отводят процессу обучения взрослых, в переквалификации работников для удовлетворения потребности рынка труда. Программы обучения взрослых ориентируются в первую очередь на уязвимые группы населения: низко квалифицированные работники, недоучившиеся в средней школе, мигранты и др. Для уточнения требований к нанимаемым работникам в системе образования и обучения ЕС был создан

европейский перечень ключевых компетенций в непрерывном образовании. Он содержит список навыков, умений и знаний, которые считаются необходимыми для получения работы по конкретной специальности, для получения статуса гражданина и для социальной интеграции. В перечне указаны восемь следующих ключевых компетенций: общение на родном языке, общение на иностранном языке, математическая компетентность и базовые компетенции в науке и технике, компьютерная грамотность, умение учиться, социальные и гражданские компетенции, основы инициативы и предпринимательства, основы культуры и средств выражения. Особое внимание в системах образования стран-участниц ЕС обращается на владение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Усиленное внимание придается вопросам изучения компьютеров, технологиям дистанционного обучения. Для этой цели разработан план компьютеризации Европы на ближайшую перспективу.

Европейский профсоюз работников образования (ETUCE) также активно участвует в разработке перспективных планов модернизации и совершенствования системы образования и взаимодействия с другими общественными и государственными органами. Контролирует соблюдение условий труда, социальной защиты, сохранения здоровья и безопасности работников. Необходимо отметить, что профсоюз активно проводит политику внедрения государственных образовательных программ не только в странах ЕС, но и в странах ближайшего окружения, в частности, активно поддерживает геополитический проект «Восточное измерение», оказывающее свое влияние на системы образования стран бывшего Союза и России [9].

Таким образом, разработанная система в области образования для стран ЕС является стратегическим курсом совершенствования образовательной политики государства и качества образования. Отдельные положения, такие как оптимизация и интеграция программ обучения молодежи и взрослого населения, усиленное внимание к изучению иностранных языков (не менее 2-х языков) и другие положительно влияют на социальный уровень жизни общества развитых стран ЕС. Что касается менее развитых стран, реализация этого стратегического курса образовательной политики приводит к оттоку наиболее подготовленных специалистов и включение их в экономику стран Евросоюза. Получается, что вхождение стран в общее образовательное пространство (в т.ч. Болонский процесс) ведет к экономическому росту развитых стран Европы и снижению показателей экономики и качества жизни общества менее благополучных стран. Поэтому в политике модернизации и реформирования системы образования приоритет следует отдавать, прежде всего, решению собственных национальных стратегических целей и задач экономического и социального развития, ориентированных на национальный характер и благосостояние своего народа.

Литература

1. Европейские подходы к оценке качества образования... [Электронный ресурс]. URL:http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/EU_App_Edu_Quality_%20Assesment.pdf

2. Панасюк В.П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников : Сб. науч. ст. / Под науч. ред. В.А. Мелехина С.И. Назаровой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 7-16.

3. Назарова С.И. Современный подход к оценке социального заказа на образование // Инновационные образовательные технологии в социо-гуманитарной сфере: история и современность: Сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. / Под науч. ред. Т.И. Сидненко. - СПб.: ФГБОУ ВПО ГУСЭ, 2012. -С. 126-130.

4. Стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы [Электронный ресурс]. URL: http://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/549

5. Роль стандартов и рекомендаций Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA) в достижении целей Болонского процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman. hse.ru/fgos/index. html

6. Доклад Еврокомиссии «Прогресс в достижении общеевропейских стандартов в области образования и подготовки кадров (2010-2011 гг.)» [Электронный ресурс]. URL:http://www.unece.org/.../Annual%20Reports/.../Annual_Report_2010

7. Геополитический проект «Восточное измерение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.profi-forex.org/wiki/vostochnoe-partnerstvo-soglashenie-ob-associacii-s-es.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.