Научная статья на тему 'Инновации в системе дополнительного образования детей'

Инновации в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5711
644
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе дополнительного образования детей»

Л. В. Баранова

Инновации в системе дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее развития и ранней профессиональной ориентации. Этот компонент образовательной системы наиболее вариативен, многообразен, имеет множество направлений деятельности, в этом и состоит его существенное отличие от школьного. Как известно, система образования выполняет двуединую функцию: с одной стороны, обеспечивает непрерывную передачу, трансляцию культурного опыта, образцов мышления и действий; с другой стороны, создает условия для творчества. Налицо постоянная борьба консерватизма и новаторства, традиций и инноваций, ведь поколение сегодняшнее учит и готовит то поколение, которое будет мыслить и действовать в будущем. В связи с этим, проектировать дополнительные образовательные программы необходимо, отталкиваясь от основных целей дополнительного образования детей.

Ведущей из них является реализация программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Анализ практики дополнительного образования детей показывает, что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен. Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в процессе реализации программы. Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а право выбора задает особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании деятельности и ее результатов.

Для нашего исследования важно уточнить понятие «инновация». «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение», И. В. Бестужев-Лада определяет инновацию (англ. - innovation) как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления, но и совокупность, отрасль... В конечном итоге инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень неопределённости и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества». Следует отметить весьма удачное сопряжение в слове двух процессов: по-

125

явления, творения нового как такового и одновременно его реализация.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Педагогическая инновация - нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

На наш взгляд, суть нововведений должна заключаться в принципиальном отличии традиционного и инновационного типов деятельности. Инновационная деятельность всегда осуществляется при наличии противоречий, в этой ситуации, когда традиционные модели действий становятся неэффективными, дальнейшие усовершенствования не дают эффекта. Инициативы, возникающие в ходе инновационной деятельности в сфере образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, апробации новых методик и приемов обучения, находят свое отражение в программах «нового» поколения.

Рассматривая инновации в дополнительном образовании, необходимо уточнить понятие «образовательная программа». Согласно Закону РФ «Об образовании» (Ст. 9), образовательная программа отражает содержание образования определенного уровня и направленности. В дополнительном образовании это образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения ДО в целом (образовательная программа учреждения), так и на уровне его организационных подсистем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива).

Образовательная программа позволяет также представить целостный контекст построения индивидуально-образовательных траекторий обучающегося воспитанника с целью расширения его личностных компетенций. На этот результат должны быть направлены программы нового поколения или инновационные программы. Анализ инновационных образовательных программ, позволяет вычленить ряд выраженных черт, которые на современном этапе можно рассматривать как содержательные ориентиры для авторских коллективов, занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения.

1. Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным на-

126

правлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности.

2. Инновационная образовательная программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностнопрофессиональных установок самого педагога - установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога - одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. Именно такой личностно-центрированный подход в системе дополнительного образования и дает возможность воспитанникам выйти на новый уровень социальной компетентности.

3. Инновационные образовательные программы отличает новое понимание «образование - культура». Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами, что дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования города Тосно показывает, что основное содержание программ, применяемых в организации образовательного процесса, имеет практико-ориентированную направленность. На занятиях в творческих объединениях ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. При этом часто создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Способствовать этому может лишь педагог, сам находящийся в поиске, который может и хочет изменять стиль своей педагогической деятельности в соответствии с социальным запросом.

Однако, проанализировав результаты анкетирования, проведенного среди педагогов дополнительного образования детей МОУ ДОД города Тосно Ленинградской области (59 человек, октябрь 2009 г.), мы сделали следующие выводы:

• из общего числа опрошенных 59 % педагогов удовлетворены результатами своей деятельности, 36 % считают ее не вполне успешной, а 5 % не удовлетворены полностью;

• основной целью своей педагогической деятельности 51 % участников анкетирования называют развитие творческой личности (без объяснения понятия), 25 % - главным считает передачу дополнительных знаний воспитанникам, 20 % педагогов ставят перед собой

127

цель нравственного воспитания и лишь 4% готовы способствовать профессиональному самоопределению воспитанников;

• удовлетворены процессом проектирования инновационных образовательных программ 49 % человек, 30 % педагогов данный процесс удовлетворяет частично, 21 % не удовлетворены полностью, из них 15 % педагогов называют основной причиной неудовлетворенности отсутствие сформированных навыков проектирования, а 6 % считают данную деятельность не соответствующей их функциональным обязанностям;

• основными проблемами, над которыми планируют работать дальше педагоги ДОД, являются (по степени значимости):

- проектирование долгосрочных образовательных программ;

- повышение мотивации воспитанников к занятиям в творческих объединениях;

- совершенствование материально-технической базы объединения;

- систематизация и разработка учебно-методического комплекса к программам;

- самообразование, освоение новых педагогических технологий.

Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители - преподаватели - не станут новаторами, способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.

Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической транс-ляционности - «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И. П. Иванова) - непременная задача модернизации дополнительного образования.

В. Ф. Бастов

Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе

В учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений нашей страны закономерно и активно внедряется интерактивная образовательная область «Технология».

Содержание этой научной области знаний, умений и навыков, адаптированной к учебному процессу на уровне набора школьных предметов и системы (блоков) учебных дисциплин в вузе, продолжает обсуждаться на конференциях и педагогических советах раз-

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.