УДК 330
ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ М.В.Васильева1
Псковский филиал Санкт-Петербургского государственного университета, 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24.
Предлагаются технологии создания инновационных моделей изделий для предпринимателей сферы художественных промыслов, способствующие росту эффективности деятельности. Табл. 3. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: художественные промыслы; инновационные стратегии в промыслах; концепции ФОССТИС.
INNOVATION IN THE FIELD OF ARTISTIC TRADES M.V.Vasiljeva
Pskov branch of St.Petersburg State University 24 Leningradskoye Shosse , Pskov, 180005
The author proposes technologies to create innovation models of goods for businessmen in the field of artistic trades contributing to the growth of activity efficiency. 3 tables. 4 sources.
Key words: artistic trades; innovation strategies in trades, concepts of demand formation and market stimulation.
Для российских предприятий, действующих в условиях современного рынка, остаются насущными проблемы: какие стратегии развития использовать, какие товары и услуги предлагать потребителям, каким образом реализовывать их на рынке. Руководители и собственники бизнеса решают эти вопросы, учитывая множество факторов: состав и размер ресурсов, наличие партнерских и договорных связей с другими предприятиями, сложившуюся систему управления кадрами и прочее. Однако сегодня при принятии решений по выбору перспективного товара (услуги) особенно важно применять подходы, обеспечивающие создание инновационного потенциала, дающего значительное конкурентное преимущество и обеспечивающего высокий уровень доходности.
Можно заметить, что вопросам формирования инновационного потенциала в экономической литературе уделяется достаточно много внимания, однако существующая информация зачастую носит отрывочный и противоречивый характер. Подтверждением этого является тот факт, что даже само понятие «инновационный потенциал» начиная с 1980-х гг. не имеет единой коннотации. Одно из определений «инновационного потенциала» дает источник [4, с.317]. По мнению авторов, это «мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели», причем если анализировать потенциал промыслов, то нужно упомянуть о его двойственности. В рамках развития предприятий народных художественных промыслов внедрение инноваций - очень проблемный вопрос по многим причинам. Требуемый уровень художественной ценности и обязательное использование традиционных технологий изготовления изделия снижают возможности предприятия участвовать в этом процессе. Но несмотря на эти сложности, предприятия промыслов могут и должны использовать инновационные стратегии, чтобы выжить и
сохранить для будущих поколений традиционное искусство и культуру.
Для построения инновационной стратегии предприятий промыслов Псковской области мы использовали метод анализа среды - SWOT-анализ [1, с.50]. Выделили возможности и угрозы, исходящие из внешней среды, и внутренние факторы силы - слабости функционирования псковских промыслов. При проведении количественного SWOT-анализа использовали значения рангов и вероятностей, которые назначили экспертным путем (ранг - это значение, характеризующее важность влияния фактора на деятельность объекта исследования, абсолютным значением максимального ранга факторов внутренней среды определили 1 балл.)
Максимальный балл влияния получили следующие факторы внешней среды: потребители, которые представляют собой совокупность клиентов туристского рынка, проявляющих значительный интерес к товарам промыслов (0,9), властные структуры, которые позволяют развивать творческий сектор «Дом ремесел» (0,8), и поставщики сырья, интеграция с которыми позволяет промыслам стать владельцами сырьевого ресурса (0,8). Вышеперечисленные факторы определяют основные стратегические возможности развития промыслов на современном этапе рыночных отношений. Угрозой эффективной предпринимательской деятельности в сфере промыслов мы считаем следующие факторы: слабый приток молодых специалистов (0,4), легкость проникновения на рынок представителей зарубежных сувенирных производств (0,45), усиление требований потребителей к уникальности товаров (0,4).
Основные факторы силы внутренней среды -это уникальность технологий изготовления товаров (0,9), наличие легенды изделия и авторский бренд (0,7). К слабым сторонам промыслов можно отнести факторы
1Васильева Мария Владимировна, кандидат экономических наук, тел.: (8112)628711, e-mail: [email protected] Vasiljeva Maria Vladimirovna, a candidate of economical sciences, tel.: (8112)628711, e-mail: [email protected]
износа фондов (0,5), слабость коммуникационной политики (0,9) и высокую трудоемкость изготовления изделий (07).
Карта SWOT-анализа (рисунок), построенная по данным табл. 1, представляет собой совокупность дуг окружностей, которые определили по формуле
следних квадранта дают возможность предложить варианты стратегических действий. Угрозу усиления требований потребителей можно нейтрализовать сильной стороной: поддержкой и мотивационными мероприятиями для работников промысла, при этом их творческий импульс решит проблему создания уни-
возможности
Карта количественного SWOT - анализа псковских промыслов
r =
X' + У
, где х - ранг важности фактора, у
n
- вероятность реализации фактора, I - номер фактора, п - количество факторов в квадранте [4, с. 51].
Штриховка, наложенная в каждом из квадрантов карты, обозначает область наиболее важных факторов, которые следует использовать при разработке стратегии развития, в том числе при определении инновационных направлений деятельности. Рассмотрим точку пересечения «сила 0,9 - возможность 0,9». Точка 1 соответствует значению максимальной силы -уникальные технологии и наивысшей возможности -рост интереса со стороны новых потребителей, которые являются сегментом туррынка. Возможная стратегия - создание новых товаров определенной художественной ценности с направленностью на конкретный сегмент туристского рынка с учетом мотивов потребления. Уникальность самого товара и использование всех возможностей сбытового маркетинга позволит увеличить объемы продаж и закрепиться не только на национальных рынках, но и международных.
Точка 2 «слабость 0,9 - угроза 0,5» определяет наихудший вариант развития событий для предприятий промыслов. Низкий уровень коммуникативной политики промыслов в сочетании с угрозой повышения требований потребителей к уникальности продукции могут быть нейтрализованы только с помощью развития ассортимента предлагаемых товаров в сторону их персонификации и реализации программ продвижения, связанных с широким информированием потенциальных потребителей о промысле и его изделиях, технологиях, авторах работ и пр. Два по-
кальной продукции. Слабую коммуникационную политику предлагается развивать методами publicity, расширением выставочно-ярмарочной деятельности, работой в Домах ремесел и промыслов. Можно сделать вывод, что промыслам для повышения эффективности их предпринимательской деятельности нужно использовать стратегию дифференциации - создавать такие модели товаров, которые имели бы возможность позиционирования на новых и уже известных сегментах рынка. При этом товар должен иметь свойства уникальности и ценности для сегментов целевой аудитории (конечно, выбор инновационной идеи товара в этом случае становится одним из самых сложных вопросов) и интеграции - для решения вопросов по совместной деятельности на перспективных целевых рынках. Исходя из вышесказанного, можно определить стратегии развития псковских промыслов как инновации в области товарного ассортимента, то есть модифицирующие продуктовые инновации.
Рассмотрим возможные подходы в создании продуктовых инноваций в исследуемой сфере экономики.
С помощью данной системы признаков инновационной стратегии мы можем выделить несколько стратегических альтернатив для народных художественных промыслов Псковской области. В частности, это могут быть:
1. Копирующая инновация - определяется применением чужих технологий, не связанных с местом и традициями конкретного промысла, чаще всего используется псевдо-ремесленниками, предлагающими на рынке товары, имитирующие хохлому, федоскино или любой другой известный промысел, опирающиеся на спрос потребителей и их финансовые возможности.
2. Модифицирующая инновация - определяется улучшающей значимостью, создатели - собственно работники промысла, глубина определена увеличением выпуска однородных изделий.
3. Базовая инновация - соответствует общей стратегии развития предприятия, создающего подлинную художественную ценность, создателем может являться только работник промысла.
Инновационное изделие промысла должно быть ориентировано на определенный сегмент рынка. Результаты опроса руководителей псковских промыслов по вопросам оценки развития рынка сбыта и позиционирования на нем выпускаемых изделий определенной художественной ценности позволило выявить следующее2.
Основным рынком сбыта для предприятий промыслов города Пскова признается туристский рынок, на котором выделяется несколько сегментов. Для первого сегмента - «современных городских жителей, посетивших Псковскую область и ведущих активный образ жизни реалистов» - предназначены экологически чистые изделия из природной глины для украшения интерьера и игрушки для ребенка. «Молодым, альтернативным, любознательным туристам» предлагают персонифицированный товар. К нему относят посуду с надписями, фигуры с прорисованным лицом покупателя, шуточные сувениры. Такого классического подхода - обновления ассортимента товара в сторону уникальности (чем меньше партия изделий, тем больше ручной работы она требует и тем выше цена на нее при адекватном спросе) - придерживается руководство, например, производственного кооператива «Псковский гончар».
псковских промыслах говорит о том, что, несмотря на все сложности и высокий уровень риска нововведений, часть промыслов художественного направления ежегодно расширяет свой товарный ассортимент. Но используется лишь два варианта его развития: расширение выпуска бытового ассортимента изделий или, наоборот, приверженность к узкому художественному стилю в создании нового товара. По нашему мнению, для реализации инновационной продуктовой стратегии мало осуществить выпуск новых изделий, в которых учитывался бы только художественный уровень и традиции изготовления товара или только бытовое назначение. Этот подход стал неактуальным. Нами предлагается соединить эти два направления: создаваемое изделие должно быть уникальным и нести некую художественную ценность, с другой стороны, чтобы могло использоваться в быту. Оценка взаимосвязи сектора промыслов и регионального туризма показала, что следует использовать их экономический потенциал совместно с тем, чтобы увеличить синерги-ческий эффект. Поэтому инновационные идеи товаров промыслов также должны ориентироваться в большей степени на запросы въездного туриста, причем на те сегменты, которые прибывают в область с целью ознакомления с историко-культурной и деловой жизнью края. И, кроме того, сегмент местных жителей также не должен оставаться без внимания.
Используя метод анализа иерархий [2, с. 280-290] для выбора наиболее ценной идеи нового изделия промысла, мы сформулировали и решили задачу определения идеи товара (услуги), который наилучшим образом впишется на региональном рынке и будет отвечать предъявленным ранее требованиям (исполь-
Таблица 1
Продуктовые инновационные стратегические альтернативы развития промыслов
Признаки стратегии Стратегические альтернативы
Значимость Базисные Улучшающие Копирующие
Место реализации Сырье, технология сбора Технология производства изделия Каналы сбыта, сегменты потребителей
Создатель Мастера промысла Приглашенные специалисты Потребитель
Глубина3 Новый вариант Новое поколение Новый вид
Для предприятия промысла, действующего в условиях сельской местности, кроме туррынка, выделяется сегмент «местный сельский житель», для которого предприятие выпускает утилитарные изделия. Например, гончарные производства Печорского района освоили товарный ассортимент цветочных ваз, плитки, посуды и прочего, что, конечно, ничего не прибавляет в копилку собственно - инновационного художественного потенциала, однако дает возможность предприятиям постепенно занимать нишу бытовых товаров, что является одним из признаков становления на европейский путь развития некоторых псковских промыслов.
Таким образом, оценка реально существующего положения дел в развитии инновационных подходов в
2 Информация получена в ходе беседы с руководителями псковских предприятий промыслов (июль-август 2008 г.)
3 Только с точки зрения художественной ценности.
зование в быту и наличие художественной ценности). Нами было предложено несколько вариантов:
1. Выпуск игрушек для развития детей, реализация через торговую розничную и оптовую сеть (сегмент 1 «Местные жители»).
2. Предоставление возможности посещения экскурсии с приобретением изделий, только что полученных с последней технологической операции цеха художественного оформления изделий (сегмент 2 «Организованные группы туристов»).
3. Привлечение работников промысла к предпринимательской, творческой и наставнической деятельности в условиях организованных на уровне Администрации области ярмарок «Город мастеров» (сегмент 1 и 2), реализация изделий мастеров и самостоятельное изготовление потребителями товаров промысла под наблюдением мастера.
Оценка альтернатив инновационного товара для целей продвижения и углубления на перспективном
для промыслов рынке показала, что вариант 3 является наиболее оптимальным.
Рекомендацией автора исследования является привлечение работников промысла к предпринимательской, творческой и наставнической деятельности в условиях организованных ярмарок «Город мастеров». В «Городе мастеров» ведущие художники и мастера предприятий промыслов, в совершенстве владеющие традиционными техниками различных видов народного искусства Псковской области, смогут продемонстрировать приемы художественного мастерства, а гости «Города» смогут увидеть, из чего складывается талант человека, владеющего ремеслом; как работает его мысль, руки, фантазия; как сочетается в его произведениях красота и польза, в какой среде рождается народное искусство. Участникам и посетителям выставки представится уникальная возможность испытать свои творческие силы.
Для более опытных предприятий промыслов можно предложить участие не только в мероприятиях городского или регионального значения. Более перспективным будет пребывание на ярмарке (выставке), имеющей статус межрегиональной или международной. Участие в таких мероприятиях требует значительных финансовых и творческих вложений, но оно же и обеспечивает наиболее эффективный выход на новый рынок, помогает в поиске потенциальных потребителей на нем, а присутствие прессы генерирует возможность дополнительного РР
Для производственных объединений художественных промыслов участие в ярмарке уровня регион-страна позволит решить главную задачу привлечения новых потребителей и несколько дополнительных:
- создать имидж «социально-ориентированной» компании;
- заключить контракты на поставку продукции для целей Администрации области, региона (где проводится ярмарка);
- заключить контракты с торговыми фирмами;
- осуществить поиск новых и активизацию имеющихся контактов с деловыми партнерами - поставщиками сырья, банковской средой, образовательными учреждениями;
- получить информацию о рынке в области изменения потребительских предпочтений, общем уровне спроса, предложения и цен и др.
Для участия предприятия в выставке требуется ответственно подойти к созданию выставочного стенда, который обычно называют «визитной карточкой экспонента». В нашем случае этот стенд должен точно имитировать рабочее место средневекового мастера-ремесленника. Его основными характеристиками могут быть:
- конструктивные - стол мастера на переднем плане, выставка-стеллаж на заднем;
- наиболее приемлемое местоположение в начале ряда (на входе) или на открытой площадке;
- необходимое оснащение - гончарный круг (гончарный промысел), кузнечные меха и наковальня (кузнечный промысел) или другое;
- привлекательное рекламное оформление (буклеты, флаеры, визитки).
В итоге, соответствующие архитектурные решения и удачное оформление стенда придают ему характерный и неповторимый внешний вид. Для увеличения эффективности от участия в выставке (ярмарке) предприятиям промысла следует использовать апробированные методики участия в ярмарке (выставке) европейских ремесленников. Так, например, международная ярмарка в Бирмингеме (Великобритания), где ежегодно проводится крупнейшая выставка индустрии подарков и товаров для дома - Spring Fair, действует в ключе предложения на рынок оригинальных ювелирных украшений, всевозможных сувениров, предметов интерьера и посуды авторского дизайна, произведений современного искусства. Ремесленники выкупают места в павильонах на несколько лет вперед, несмотря на высокую стоимость. Поскольку основные посетители выставки - представители розничных или мелкооптовых фирм-продавцов продукции, непосредственно на выставке многим участникам удается заключить массу контрактов. Чтобы уменьшить финансовые риски, некоторые ремесленники объединяются и создают общий стенд. Для успеха ремесленника немаловажное значение имеет еще один фактор -готовность учесть культурные различия сегментов рынка и в чем-то адаптировать свою продукцию для рынка в целом и конкретных сегментов в частности. Так, например, русский сувенир матрешки в Англии покупают как игрушку для детей, как наглядное пособие по психотерапии и как тренажер для реабилитации людей с нарушениями двигательных функций (собирая и разбирая матрешку, они восстанавливают координацию пальцев рук).
В целом для формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) в промыслах мы можем предложить использовать два психологических аспекта потребления:
1. Рациональный подход - для изделий утилитарного назначения. Он определяется стандартной процедурой: осознание проблемы, поиск вариантов, принятие решения, реакция на покупку. Для данного ассортимента подходят все стандартные маркетинговые средства, такие как реклама и PR в печатных и электронных изданиях, используемые на каждом этапе выбора покупателя.
2. Иррациональный подход - для сувенирно-художественного ассортимента. Маркетинговые мероприятия должны воздействовать на подсознание покупателя. Следует обратить внимание предпринимателей на удобство размещения его торговой точки (выгодным местом может стать путь туристского потока); оформление места продажи, широту и выкладку товарного ассортимента.
Кроме того, процесс продажи изделия промысла должен основываться на «золотых» правилах AIDA. Attention - мастер должен привлечь внимание представителя целевого сегмента, заинтересовать его уникальностью товара, сферой применения. Например, сувенир «Матрешка» можно применять в детских иг-
Таблица 2
ФОССТИС для реализации изделий промыслов_
Значимые мотивы приобретения для туристов Задачи формирования спроса Мероприятия по формированию спроса Задачи стимулирования сбыта Мероприятия по стимулированию сбыта
Сувенир Информирование о существовании товара; сфере применения. Предоставление доказательств уникальности товара (место пребывания, авторская работа, персонификация товара) Снижение барьера недоверия к товару Участие в ярмарках-выставках Публикации в каталогах ярмарки (выставки) Личные продажи в процессе создания изделия Формирование потребительской лояльности за счет: - эмоциональной приверженности; - самоутверждения потребителя; - приверженности в силу удобства места и времени приобретения товара Создать событие, незабываемое для потребителя (например, акт творения) Собственное участие потребителя в изготовлении товара Размещение торговых точек на пути следования турпотоков Скидки с цены для определенных категорий сегментов (например, при приобретении товара ребенком)
Повседневные и бытовые товары Реклама в приложениях и каталогах к картам следования туристов, реклама в гостиницах, местах общепита Скидки с цены Организация широких распродаж, фольклорных праздников и тематических ярмарок Подарки тем покупателям, которые «приводят» своих друзей для приобретения товара промысла
Игрушка Организация продаж через сеть гостиниц (в ларьках и киосках), на вокзалах, в театрах и прочих публичных местах Организация детских праздников, конкурсов. Подарки детям и родителям Участие в ярмарках-выставках
рах как игрушку, которая развивает моторику. Interest - на следующей стадии нужно выяснить потребности и вызвать интерес к покупке изделия. Desire - можно предложить покупателю самостоятельно изготовить изделие под наблюдением мастера как побуждение к действию. Action - завершить процесс продажи профессионально выполненным подарком.
Таким образом, построение и использование базовых коммуникационных моделей рынка должны обеспечить мастеру промыслов и предприятию в целом рост эффекта предпринимательской деятельности в процессе создания и реализации инновационных изделий промыслов.
Библиографический список
1. Маркетинг: теория и практика: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. И. Кебы. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. 307 с. ISBN 978-589514-939-3
2. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент»: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 2007. 335 с. (Экономика и управление). 5000 экз. ISBN 5-691-01484-6.
3. Рычкова Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 240 с. ISBN 5-85971064-Х
4. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 3- е изд., М.: ИНФРА-М, 2003. 669 с. ISBN 5-86225-725.
УДК 657.471
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ В ПТИЦЕВОДСТВЕ В.Ю.Дейч1
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, г. Иркутск, пос. Молодежный.
Рассматривается нормативная система управления затратами в отрасли птицеводства; порядок ведения бухгалтерских документов при нормативном методе синтетического и аналитического учета и нормативный метод калькулирования себестоимости продукции. Табл. 1.
Ключевые слова: нормы; норматив; калькуляция; затраты; отклонение.
1Дейч Виктория Юрьевна, аспирант, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита, тел.: (3952)237642, е-mail: [email protected]
Deich Victoria Yurjevna, a postgraduate, an assistant of the Chair of Accounting and Audit, tel.: (3952)237642, е-mail: [email protected]