РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 15 • август 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа
Шинкарёва О.В. 1, Майорова Е.А. 2
1 Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
аннотация:_
Статья посвящена исследованию состояния и развития инноваций в розничной торговле на основе патентного анализа. Авторами рассмотрены патенты на изобретения и полезные модели, выданные в России в 2014-2016 гг. В результате сделаны следующие выводы: 1) развитие инноваций в розничной торговле в целом имело положительную динамику; 2) технологическая зависимость российской розничной торговли повысилась; 3) основными сферами применения инноваций в розничной торговле являются: вендинг, расчеты с покупателями, электронная торговля, сбор и обработка данных, взаимодействие с потребителями, выкладка товаров, безопасность, прочая нестационарная торговля.
ключевые слова: патент, патентный анализ, инновации, торговля, розничная торговля
Innovation in retail: the results of a patent analysis
Shinkaryova O.V.1, Mayorova E.A. 2
1 Russian State Social University, Russia
2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Результаты опросов, проводимых Федеральной службой государственной статистики, показывают, что основным фактором, ограничивающим деятельность розничных торговых организаций, является высокая конкуренция1. Повысить конкурентоспособность субъекта торговли позволяет эффективное управление инновациями [5, 13, 16, 20] (Efimovskaya L.A., 2012; Mayorova E.A., 2014; Nikolaeva T.I., Uryaseva T.I., 2017; Tsaregorodtseva S.R., Trofimova L.I., 2015).
Инновации в розничной торговле исследовались О.В. Борисовой [2] (Borisova O.V., 2014), Ю.А. Горской [3] (Gorskaya Yu.A., 2014),
1 Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности (рознич-
ная торговля) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ leading_indicators/ (дата обращения 25.07.2017).
Л.А. Ефимовской [5] (Efimovskaya L.A., 2012), В.А. Ипатовой [6] (Ipatova V.A., 2014), Т.Н. Кутаевой [11] (Kutaeva T.N., Gorshkova D.S., Dubinovskiy M.Z., 2016), М.А. Родик [17] (Rodik M.A., 2016), О.Н. Романенковой [18] (Romanenkova O.N., 2014), Н.В. Семеновой [19] (Semyonova N.V., 2013), С.Р. Царегородцевой [20] (Tsaregorodtseva S.R., Trofimova L.I., 2015), Ф.Р. Шароповым [21] (Sharopov F.R., 2014) и др. Ученые уточнили понятие инноваций и их отраслевые особенности, разработали классификации инноваций в торговле, проанализировали направления инновационного развития торговых организаций, рассмотрели механизмы и результаты внедрения инноваций в деятельность торговых структур, предложили методы и методики оценки эффективности управления инновациями в торговле.
Указанные разработки имеют большое научное и практическое значение, однако в процессе управления инновациями руководителям розничных торговых организаций также требуются данные о технологических изменениях в отрасли. Другими словами, необходимо знать, какие инновации в настоящее время создают для торговли и в каких сферах деятельности торговой организации их можно использовать. Охарактеризовать состояние и развитие инноваций, предназначенных для розничной торговли, позволяет патентный анализ.
Патентный анализ как метод исследования инноваций
Патент представляет собой документ, удостоверяющий приоритет, авторство и, самое главное, исключительное право на объект промышленной собственности. С точки зрения инноваций, интерес представляют патенты на изобретения и полезные модели, так как обязательными условиями их патентоспособности являются новизна
abstract:_
The article is devotes to the study of the state and development of innovations in retail trade on the basis of a patent analysis. The authors consider the patents for inventions and utility models issued in Russia in 2014-2016. As a result, we draw the following conclusions: 1) there are positive trends in the the development of innovations in retail trade; 2) the technological dependence of Russian retail trade has increased; 3) vending, settlements with customers, e-commerce, data collection and processing, interaction with consumers, goods layout, security and other non-stationary trade are the main areas of application of innovations in retail trade.
keywords: patent, patent analysis, innovation, trade, retail.
Received: 15.08.2017 / Published: 16.08.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shinkaryova O.V. (shinkareva_o[0mai[.ru)
citation:_
Shinkaryova O.V., Mayorova E.A. (2017) Innovatsii v roznichnoy torgovle: rezultaty patentnogo analiza [Innovation in retail: the results of a patent analysis]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (15). - 22312242. doi: 10.18334/rp.18.15.38210
и промышленная применимость (ст. 1350, ст. 1351 ГК РФ2). Более того, изобретение обладает изобретательским уровнем, то есть не следует явным образом из уровня техники (ст. 1350 ГК РФ). Статистические данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности (рис. 1) показывают, что в 2011-2017 гг. количество действующих патентов на изобретения устойчиво увеличивалось и по состоянию на 1 июля 2017 г. составило 237603. Число патентов на полезные модели значительно меньше (на 1 июля 2017 г. - 52238) и в том же периоде существенно не изменялось. В целом представленная динамика положительно характеризует патентную активность России в последние годы.
Патентный анализ как метод исследования инноваций высоко оценивается учеными [1, 4, 10] (Arkhipova M.Yu., Karpov E.S., 2014; Grigoryan M.R., 2015; Kuzubov S.A., Platonova I., 2010) и имеет ряд важных достоинств:
1. Актуальность исходных данных.
Патентные документы, как правило, содержат впервые публикуемую информацию. Какой-то период данные об инновации представлены только в патенте и отсутствуют в прочих источниках научно-технической информации. Кроме того, сам факт патентования свидетельствует об актуальности разработки.
2. Достоверность исходных данных.
Заявки на выдачу патента подлежат государственной научно-технической экспертизе, результаты которой подтверждают достоверность представленных в ней сведений, новизну и промышленную применимость патентуемого объекта.
3. Комплексность.
Патентный анализ позволяет совместить два подхода - количественный и качественный. Количественный подход предполагает сбор и обработку статистических данных (о количестве патентов, правообладателях, разработчиках и др.). Качественный анализ возможен, так как в патентной документации содержится полное описание разработки, позволяющее понять ее сущность.
4. Универсальность.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 01.07.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения 25.07.2017).
об авторах:_
Шинкарёва Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры финансов и кредита (shinkareva_o10mai1.ru)
Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры торговой политики ([email protected])
цитировать статью:_
Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 15. - С. 2231-2242. Сог 10.18334/ф.18.15.38210
Патентный анализ дает возможность исследовать инновационную деятельность в любых областях науки и техники, сопоставлять данные разных стран и периодов. Патентная информация публикуется во всех развитых государствах, текст патентного документа является структурированным и содержит общие обязательные элементы.
Наряду с отмеченными достоинствами, патентный анализ имеет отдельные ограничения. Во-первых, он позволяет рассматривать исключительно запатентованные инновации. Патентование требует раскрытия информации о разработке, включая ее полное описание, формулу и чертежи. Патент действует в течение ограниченного периода времени. В этой связи руководители предприятий выбирают другой вариант правовой охраны - ноу-хау, или секрет производства. Кроме того, патентный анализ не учитывает инновации, не подлежащие патентованию. Во-вторых, рассматривая патентный анализ как способ исследования инновационного развития отрасли, следует помнить, что несмотря на доказанную промышленную применимость, запатентованные объекты не всегда эффективно внедряются в хозяйственную деятельность. Указанные особенности необходимо учитывать, так как они ограничивают получаемые результаты.
Ка к правило, патентный анализ состоит из следующих основных этапов. Первый этап ( подготовительный) включает выбор баз данных, по которым будет проводиться
250000 200000 150000 100000 50000 0
1| И I
31 декабря 2011
31 декабря 2012
I
31 декабря 2013
I
31 декабря 2014
> Изобретения ■ Полезные модели
I
I
31 декабря 2015
31 декабря 2016
1 июля 2017
Рисунок 1. Динамика действующих патентов Российской Федерации на изобретения и полезные
модели
Источник: составлено авторами на основе дан ных Годовых отчетов о деятельности Роспатента за 2012, 2014, 2016 гг. (http://www.rupto.ru/about/reports) и Статистики действующих охранных документов на объекты промышленной собственности по состоянию на 1 июля 2017 г. (http://wwwhupto.ru/about/stat/stat_doc)(дaта обращения 25.077.2017).
поиск, и определение поисковых запросов и ограничений (географических, временных, отраслевых и др.) исходя из цели исследования. На втором этапе производят сбор данных. Третий этап - доработка собранных данных, в том числе исключение нерелевантных документов, первичная сортировка и систематизация. Четвертый этап предполагает более глубокую статистическую обработку патентных данных и при необходимости качественный анализ описаний, рефератов и формул. Пятый этап заключается в визуализации результатов анализа. Наконец, на основе полученных результатов следует сформулировать выводы и подготовить отчет.
В соответствии с общепринятой технологией патентного анализа исследование инноваций в розничной торговле проводилось следующим образом. Использована система Patentscope3, администрируемая Всемирной организацией интеллектуальной собственности и содержащая более 65 млн патентных документов. Поиск осуществлялся по полям «русское название» или «русский реферат» по запросу «торгов» с указанием ведомства «Российская Федерация» за 2014-2016 гг. Нерелевантные документы, например, связанные с торговлей финансовыми продуктами, были исключены вручную. Далее проведена статистическая обработка патентных данных, характеризующих инновации в розничной торговле, рассмотрены отдельные описания и рефераты. Результаты анализа представлены в виде графиков и диаграмм. На основе полученных результатов сделаны выводы о состоянии и развитии инноваций в торговой отрасли.
Результаты
Патентный поиск по описанной выше методике позволил выявить 153 патента на изобретения и полезные модели, предназначенные для использования в розничной торговле. В 2014 и 2015 гг. количество полученных патентов было одинаковым - по 49, в 2016 г. возросло до 55. Доля патентов в сфере розничной торговли в общем количестве патентов составляет менее 0,1%, но имеет тенденцию к росту (рис. 2). Такая динамика в целом положительно характеризует развитие инноваций в розничной торговле.
В 2014 г. большая часть патентов была получена российскими заявителями. В 2015 и 2016 гг., напротив, было выше число патентов, выданных по заявкам иностранных лиц (рис. 3). Соответственно, коэффициент технологической зависимости, определяемый как соотношение количества патентов, полученных иностранными и российскими заявителями, в 2015-2016 гг. превысил 1, что говорит о росте зависимости в области торговых технологий. Среди патентов, выданных по заявкам иностранных лиц, большая доля (в совокупности 46%) приходится на США.
Как показывает рисунок 4, в 2014-2016 гг. большая часть патентов (26%) была получена на изобретения и полезные модели, предназначенные для вендинга, то есть торговли с использованием торговых (вендинговых) автоматов. Торговый (вендин-
3 https://patentscope.wipo.int/search/ru/search.jsf (дата обращения 25.07.2017).
60 50 40 30 20 10 0
2014
2015
2016
0,10 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0,00
■ Количество патентов в сфере розничной торговли
Доля патентов в сфере розничной торговли в общем количестве патентов, %
Рисунок 2. Патентная активность в с фере розничной торговли Источник: составлено авторами на основе данных Patentscope.
35 30 25 20 15 10 5 0
2014
2015
2016
1,20 1,00 0,80 0,6о
0,40 0,20 0,00
Количество патентов, полученных российскими заявителями Количество патентов, полученных иностранными заявителями ■ Коэффициент технологической зависимости
Рисунок 3. Динамика патентов в сфере розничной торговли, полученных российскими и иностранными заявителями Источник: составлено авторами на основе данных Patentscope.
Втаииодлйствил Выкладка товаров с МотСЛбИтЛляии 5%
Блтомасс
Электронная торговля, в той числе интернет-торговля
Нестационарная торговля, кроме вендинга
2%
Вендинг 26%
Сбор и обработка
8%
Расчеты с покупателями 14%
Другое 26%
Рисунок 4. Структура патентов в сфере розничной торговли по области применения Источник: составлено автор ами на осн ове даиных Patentscope.
говый) автомат - это «нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство,пр едназначенное дляавтоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца»4. Ученые [3, 14] (Gorskaya Yu.A., 2014; Makarov A.A., Deputatova E.lAn., Kalugina S.A., OknyanskayaA.A., 2016) признаютвнндинг перспектив -ным направлением развития инноваций в отечественной розничной торговле, ссылаясь на его преимущества (минимальные первоначальные инвестиции, быстрый срок окупаемости и др.),благоприятные внешние факаоры (оащая модернизация и компьютеризация, востребованность вендинга потребителями и др.) и положительный зарубежный опыт.
Значительная часть инноваций (14% патентов) связана с расчетами с покупнте-лями. Среди них можно отметить «Рассчетно-кассовый узел самообслуживания» (патент RU 2531575). Касиы самообслуживания, довно иопупярные в Европе и США, только начали применяться в России, например, в магазинах «Ашан»,«Магнит», «Глобус». По 8% патентов выдано на изобретения и полезные модели, предназначит ые для электронной торговли, в том чтсле посредством сети Интернет, а также
4 ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Минпромторга РФ от 28 августа 2013 года N 582-ст). http://docs.cntd.ru/document/1200108793 (дата обращения 25.07.2017)
для сбора и обработки данных. Перспективность электронной и интернет-торговли, использования электронных технологий в традиционной торговле при работе с данными подтверждается многочисленными исследованиями [15, 22, 23] (Nikishin A.F., Pankina T.V., 2015; Aleksina S.B., Mayorova E.A., Nikishin A.F., 2016).
Патенты на изобретения и полезные модели, связанные с взаимодействием с потребителями (тачскрины, интерактивные примерочные кабины и т.п.), составили 7%, с выкладкой (витрины, холодильные установки для выкладки и т.п.) - 5%, с безопасностью (противокражные устройства, системы обеспечения безопасности и др.) -4%, с нестационарной торговлей, за исключением вендинга, - 2%. Результаты научных исследований [7-9, 12, 24] (Karaschuk O.S., 2016; Krasilnikova E.A., 2016; Lebedeva I.S., Lebedev V.A., 2016; Ivanov G.G. Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., 2017) свидетельствуют, что каждая из указанных областей имеет большое значение в практической деятельности розничных торговых организаций и развитии торговли в целом. Оставшиеся 26% патентов также предназначены для торговой отрасли (прочее торговое оборудование, способы стимулирования продаж, торговое устройство управления климатом и др.), но не относятся к какой-либо из представленных выше групп и на рисунке 4 обозначены как «другое». Те аспекты работы розничной торговой организации, для которых предназначены новые изобретения и полезные модели, можно считать наиболее перспективными с точки зрения инноваций.
заключение
На основе результатов патентного анализа можно сделать следующие выводы о развитии инноваций в розничной торговле в 2014-2016 гг.:
1. Развитие инноваций в розничной торговле в целом имело положительную динамику. Количество патентов, полученных на изобретения и полезные модели, предназначенные для розничной торговли, возросло с 49 в 2014 г. до 55 в 2016 г. Доля «торговых» патентов в общем числе патентов также имела тенденцию к росту.
2. Повысилась технологическая зависимость российской розничной торговли. В 2014 г. количество патентов, полученных российскими заявителями, превышало количество патентов, полученных иностранными заявителями. В 2015-2016 гг. ситуация изменилась - большая часть патентов была выдана иностранным лицам, в основном из США. Соответственно, коэффициент технологической зависимости, определяемый как соотношение числа патентов, полученных иностранными и российскими заявителями, в 2015-2016 гг. превысил 1.
3. Основными сферами применения инноваций в розничной торговле являются: вендинг (из всех «торговых» патентов, выданных российским патентным ведомством в 2014-2016 гг., с вендингом связано 26%); расчеты с покупателями (14%), электронная торговля, включая интернет-торговлю (8%), сбор и обработка данных (8%), взаимодействие с потребителями (7%), выкладка товаров (5%), безопасность (4%), прочая нестационарная торговля, за исключением вендинга (2%). Еще 26% запатентованных
изобретений и полезных моделей (прочее торговое оборудование, способы стимулирования продаж, торговое устройство управления климатом и др.) предназначены для использования в других сферах торговой деятельности.
Практическое значение представленных результатов заключается в том, что руководители розничных торговых организаций имеют возможность изучить последние изменения и текущее состояние инноваций в торговой отрасли и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Архипова М.Ю., Карпов Е.С. Статистический анализ и прогнозирование показате-
лей патентной активности России и ряда развитых стран мира // Вопросы статистики. - 2014. - № 6. - с. 66-71.
2. Борисова О.В. Эффективное управление инновациями в предприятиях торговли
России // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - № 1 (2, 3). - с. 38-41.
3. Горская Ю.А. Инновационные технологии как основа развития розничной торгов-
ли // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 5. - с. 21-25.
4. Григорян М.Р. Патентный анализ: стратегическое обоснование, применение, преи-
мущества и ограничения // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - с. 351-355.
5. Ефимовская Л.А. Инновационный потенциал как фактор конкурентоспособности
торгового предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2012. - № 1. - с. 54-56.
6. Ипатова В.А. Инновации в сфере розничной торговли // Труды Братского государст-
венного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 1. - с. 142-145.
7. Каращук О.С. Малые предприятия торговли России и их роль в обеспечении товар-
ного обращения // Товарный менеджмент: экономический, логистический и маркетинговый аспекты: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Воронеж, 2016. - с. 93-97.
8. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и раз-
витие управления качеством в торговле // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли российской федерации: Монография. - Уфа: Аэтерна, 2016. - 210 с. - С. 55-84. - https://elibrary.ru/item.asp?id=25486405
9. Красильникова Е.А. Оптимизация товарных потерь как инструмент управления
конкурентоспособностью ритейла // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2016. - с. 110-114.
10. Кузубов С.А., Платонова И. Сравнительный анализ патентной активности в России и за рубежом в контексте перехода на инновационный путь развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 16. - с. 24-31.
11. Кутаева Т.Н., Горшкова Д.С., Дубиновский М.З. Теоретические аспекты понятия
«инновация» в розничной торговле // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - № 2. - с. 157-160.
12. Лебедева И.С., Лебедев В.А. Место современных кооперативных форм организации бизнеса в развитии малого предпринимательства // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2016. - № 1. - с. 17-25.
13. Майорова Е.А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - с. 3-17.
14. Макаров А.А., Депутатова Е.Ю., Калугина С.А., Окнянская А.А. Торговые автоматы: организационно-экономические и правовые аспекты функционирования // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10-7. - с. 324-331.
15. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности интернет магазинов // Российское предпринимательство. - 2015. - № 11. - с. 1625-1636. - doi: 10.18334/rp.16.11.243.
16. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Разработка подходов к анализу ресурсного потенциала торговой организации с целью выбора конкурентной стратегии // Торгово-экономический журнал. - 2017. - № 1. - с. 35-48. - doi: 10.18334/tezh.4.1.37543.
17. Родик М.А. Понятие инноваций и применение инновационной деятельности в розничной торговле // Сфера услуг: инновации и качество. - 2016. - № 25. - с. 4.
18. Романенкова О.Н. Инновации как движущая сила развития корпоративных сетей торговли на рынке России // Российское предпринимательство. - 2014. - № 22. - с. 36-43.
19. Семёнова Н.В. Направления инновационного развития предприятия розничной торговли // Поволжский педагогический поиск. - 2013. - № 3. - с. 131-134.
20. Царегородцева С.Р., Трофимова Л.И. Применение инновационных технологий в торговле // Управленец. - 2015. - № 1. - с. 74-78.
21. Шаропов Ф.Р. Инновационное развитие предприятий розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4. - с. 335-339.
22. Aleksina S.B., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Potential of internet network usage in economic activity of commercial organizations // The Eleventh International Conference on Economic Sciences. Vienna, 2016. - p. 96-98.
23. Ilyashenko S.B., Lebedeva I.S. Main directions of increase in efficiency of electronic commerce // Actual problems of the humanities / Editor K. Vltkova. - Vienna: East West, 2016. - 92 p. - P. 69-80. - https://elibrary.ru/item.asp?id=27354492
24. Ivanov G.G. Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Perspective directions of trade development. - Vienna: East West, 2017. - 130 p.
REFERENCES:
Aleksina S.B., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2016). Potential of internet network usage in economic activity of commercial organizations The Eleventh International Conference on Economic Sciences. 96-98.
Arkhipova M.Yu., Karpov E.S. (2014). Statisticheskiy analiz i prognozirovanie pokazateley patentnoy aktivnosti Rossii i ryada razvityh stran mira [Statistical analysis and forecasting of indicators of patent activity in Russia and a number of developed countries]. Statistical issues. (6). 66-71. (in Russian).
Borisova O.V. (2014). Effektivnoe upravlenie innovatsiyami v predpriyatiyakh torgovli Rossii [Effective innovation management at Russian trade enterprises]. Aktualnye voprosy sovremennoy nauki. (1 (2, 3)). 38-41. (in Russian).
Efimovskaya L.A. (2012). Innovatsionnyy potentsial kak faktor konkurentosposobnosti torgovogo predpriyatiya[Innovative potential as a factor of competitiveness of a trading enterprise]. Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti. (1). 54-56. (in Russian).
Gorskaya Yu.A. (2014). Innovatsionnye tekhnologii kak osnova razvitiya roznichnoy torgovli [Innovative technologies as a basis for retail development]. Povolzhskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. (5). 21-25. (in Russian).
Grigoryan M.R. (2015). Patentnyy analiz: strategicheskoe obosnovanie, primenenie, preimuschestva i ogranicheniya [Patent analysis: strategic ground, application, benefits and limitations]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept. 30 351-355. (in Russian).
Ipatova V.A. (2014). Innovatsii v sfere roznichnoy torgovli [Innovations in the retail industry]. Proceedings of the Fraternal State University. Series: Economics and Management. 1 (1). 142-145. (in Russian).
Ivanov G.G. Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Perspective directions of trade development Vienna: East West.
Karaschuk O.S. (2016). Malye predpriyatiya torgovli Rossii i ikh rol v obespechenii tovarnogo obrascheniya[Small enterprises of Russian trade and their role in providing commodity circulation] Commodity management: economic, logistical and marketing aspects. 93-97. (in Russian).
Krasilnikova E.A. (2016). Optimizatsiya tovarnyh poter kak instrument upravleniya konkurentosposobnostyu riteyla [Optimization of losses as the tool of management of competitiveness of retail] Socio-economic development of business and its role in the Russian economy. 110-114. (in Russian).
Kutaeva T.N., Gorshkova D.S., Dubinovskiy M.Z. (2016). Teoreticheskie aspekty ponyatiya «innovatsiya» v roznichnoy torgovle [Theoretical aspects of the concept of «innovation» in retail trade]. Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 5 (2). 157-160. (in Russian).
Kuzubov S.A., Platonova I. (2010). Sravnitelnyy analiz patentnoy aktivnosti v Rossii i za rubezhom v kontekste perekhoda na innovatsionnyy put razvitiya [Comparative analysis of patent activity in Russia and abroad in the context of transition to an innovative development pathway]. National interests: priorities and security. (16). 24-31. (in Russian).
Lebedeva I.S., Lebedev V.A. (2016). Mesto sovremennyh kooperativnyh form organizatsii biznesa v razvitii malogo predprinimatelstva [The Place of Modern Cooperative Forms of the Organization in the Small Entrepreneurship Development]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. 5 (1). 1725. (in Russian).
Makarov A.A., Deputatova E.Yu., Kalugina S.A., Oknyanskaya A.A. (2016). Torgovye avtomaty: organizatsionno-ekonomicheskie i pravovye aspekty funktsionirovaniya [Vending machines: organizational-economic and legal aspects of functioning]. Vestnik nauchnyh konferentsiy. (10-7). 324-331. (in Russian).
Mayorova E.A. (2014). Nematerialnye aktivy kak konkurentnye preimuschestva organizatsiy roznichnoy torgovli[Intangible assets as competitive advantages of retail organizations]. Servis v Rossii i za rubezhom. (5). 3-17. (in Russian).
Nikishin A.F., Pankina T.V. (2015). Puti povysheniya konkurentosposobnosti internet magazinov [Ways to increase the competitiveness of internet-shops]. Russian Entrepreneurship. 16 (11). 1625-1636. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.11.243.
Nikolaeva T.I., Uryaseva T.I. (2017). Razrabotka podkhodov k analizu resursnogo potentsiala torgovoy organizatsii s tselyu vybora konkurentnoy strategii [Development of approaches to the analysis of the resource potential of a trade organization with the view to choosing a competitive strategy]. The Journal of trade and economics. 4 (1). 35-48. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.4.1.37543.
Rodik M.A. (2016). Ponyatie innovatsiy i primenenie innovatsionnoy deyatelnosti v roznichnoy torgovle [The concept of innovation and the application of innovation activity in retail trade]. Sfera uslug: innovatsii i kachestvo. (25). 4. (in Russian).
Romanenkova O.N. (2014). Innovatsii kak dvizhuschaya sila razvitiya korporativnyh setey torgovli na rynke Rossii [Innovation as the driving force behind the development of corporate trade networks on the Russian market]. Russian Entrepreneurship. (22). 36-43. (in Russian).
Semyonova N.V. (2013). Napravleniya innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya roznichnoy torgovli [Directions of Retail Enterprise Innovative Development]. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk. (3). 131-134. (in Russian).
Sharopov F.R. (2014). Innovatsionnoe razvitie predpriyatiy roznichnoy torgovli [Innovative development of retail enterprises]. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4). 335-339. (in Russian).
Tsaregorodtseva S.R., Trofimova L.I. (2015). Primenenie innovatsionnyh tekhnologiy v torgovle [Application of Innovative Technologies in Trade]. Upravlenets. (1). 74-78. (in Russian).