Территория науки. 2015. № 3
на психологическую культуру, на формирование профессиональных и личностно-значимых качеств. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Список литературы
1. Зинченко В.П., Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М., 2004, 430 с..
2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган.- СПб., 2006, 300 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М., С.310-311.
4. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. М., 1974, 402 с.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб., 1999, 278 с.
6. Сластенин В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории / В.А. Сластенин // Негосударственное высшее образование: Теория и современные проблемы : сборник научных трудов. - М., 1999. -213 с.
7. Щепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера / В.М. Щепель. - М., 2002, 312 с.
Сурхаев М. А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М.
ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Дагестанский государственный педагогический университет, Финансовый университет при правительстве РФ
Ключевые слова: информационно-коммуникационная
образовательная среда, образовательные технологии, инновационная деятельность, современный учитель.
Key words: informational and communicational educational circle, educational technologies, innovative activity, modern teacher.
Аннотация: В статье раскрывается проблема подготовки
современного учителя к использованию инноваций в своей профессиональной деятельности в условиях новой образовательной среды. Авторами статьи отмечаются основные средства и модели преподавания в условиях новой информационно-коммуникационной среды, выдвигая на первое место инновационную деятельность
17
Территория науки. 2015. № 3
учителя, креативное решение возникающих проблем, творческий подход к своей профессиональной деятельности.
Abstract: This article is devoted to a problem of preparation of a modern teacher for using innovations in their professional activity in the conditions of a new informational and communicational circle. The authors point out a basic means and models of teaching in the conditions of a new informational and communicational circle. Most of all they stress the innovative activity of the teacher, the creative solution of arising problems, the creative approach to the professional activity.
Сегодня происходит переход образования на новый уровень. Это связано как с происходящими у нас в стране социальноэкономическими и политическими процессами, так и с происходящим во всем мире переосмыслением значения образования и науки для общества. Меняется представление современного общества о качестве образования. Под качеством образования понимается уровень жизни, который может обеспечить образование будущим специалистам, готовность человека повышать этот уровень, возможность заниматься любимым делом, умение адаптироваться к современному динамичному ритму жизни, способность найти творческое решение нетривиальных жизненных и профессиональных задач.
Для того, чтобы обеспечить такое качество образования, предлагается пересмотреть требования к образовательным результатам. Под результатами обучения понимается не набор определенных знаний. Главным результатом современного качественного образования является формирование личности, владеющей ключевыми компетенциями, которые позволяют эффективно и плодотворно решать профессиональные и личностные задачи, творчески подходить к делу, решать задачи в сообществе партнеров, в том числе общаясь с незнакомыми людьми в разных городах и странах посредством современных средств связи, принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отвечать за принятые решения и выполненные действия, учиться и переучиваться, адаптироваться к современной динамично меняющейся
действительности, иметь активную гражданскую и жизненную позицию и умение отстаивать свои интересы, при этом уважая позицию своих оппонентов, представителей других стран, религий и континентов, работать с информацией, применяя современные технологии, уметь обеспечивать информационную безопасность, знать правовые аспекты работы в информационно-образовательной среде,
18
Территория науки. 2015. № 3
уметь защищать права на свою интеллектуальную собственность и уважать права на интеллектуальную собственность других [3].
При этом серьезные требования предъявляются не только к результатам, но и к самому образовательному процессу, к условиям реализации образовательного процесса, образовательной среде. Процесс обучения должен представлять возможности максимально реализовать и развивать познавательные потребности учащихся. Образование должно предоставлять человеку все возможности, связанные с творческой, креативной деятельностью. Люди, их интеллектуальный потенциал становится главным экономическим ресурсом страны, высшей ценностью государства.
Реализация такой модели обучения в традиционной системе образования представляется затруднительной. Поэтому для осуществления намеченных целей по достижению нового качества образования и для перехода к новым образовательным результатам необходимо перейти к новой информационно-коммуникационной образовательной среде на основе средств ИКТ. В отечественной науке имеются работы, направленные на изучение, реализацию и развитие новой образовательной среды. Новая среда включает в себя содержание обучения, формы обучения, методы обучения и средства ИКТ, используемые в образовательном процессе [2].
В этой ситуации особое значение имеет деятельность учителя -человека, который должен играть решающую роль в переходе образования на новую основу, к новой образовательной среде. Построение новой образовательной среды и ее использование в обучении и воспитании школьников будет иметь эффект только в случае наличия соответствующей готовности учителя к профессиональному использованию такой среды [1]. В этой связи необходимо формировать готовность педагогических кадров к деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Это обстоятельство требует серьезного анализа и переосмысления деятельности учителя. На современного учителя возлагается колоссальная ответственность за формирование перечисленных качеств личности. Ориентация на личность ученика как на активный субъект образовательной среды предполагает построение новой модели деятельности учителя, ориентированной на творческое сотрудничество с учащимися.
В новой образовательной среде на первое место выдвигается инновационная составляющая работы педагога, решение задач творческого характера, креативный подход к своей профессиональной деятельности. В деятельности учителя имеет решающее значение не
19
Территория науки. 2015. № 3
только и не столько операциональная составляющая его деятельности, а, прежде всего, личностная составляющая. Личность учителя, как носителя знаний и проводника в образовательной среде имеет еще большее и решающее значение, чем в традиционной образовательной среде. Роль личности учителя и ее значение будет только возрастать с внедрением и развитием новой информационно-коммуникационной образовательной среды.
В связи с этим колоссальное значение имеет мотивация учителя, как внешняя, так и внутренняя. Только наличие внутренней мотивации позволяет вести педагогическую деятельность на самом высоком креативном уровне. Причем наличие мотивации является необходимым, но не достаточным условием успешной креативной деятельности. Для того, чтобы учитель реализовал свои идеи на высоком творческом уровне, необходимо, чтобы личность учителя обладала потенциальной креативностью - необходимым условием актуальной креативности, которая проявляется непосредственно в креативной деятельности. Выделяются разные категории учителей по их отношению к новшествам. И в зависимости от того, к какой категории относится учитель, он по-разному подключается к внедрению новшества.
Наибольшую активность на этапе внедрения инноваций проявляют «новаторы» и «ранние реализаторы». Основой педагогической деятельности в новой образовательной среде является готовность к творческой деятельности, способность воспринимать педагогические инновации и умение принимать решение в ситуации неопределенности. В условиях информационно-коммуникационной образовательной среды наибольшее значение имеют коммуникативный, информационный, исследовательский,
управленческий и проектировочный компоненты профессиональной деятельности учителя.
Существуют разные подходы к оценке уровня готовности учителя к профессиональной деятельности. Наиболее близким нам является подход, в котором уровень подготовки учителя определяется его способностью решать систему задач, которая обеспечивает успешную профессиональную деятельность. Основная цель методической системы подготовки будущего учителя к работе - формирование у него методического подхода к отбору и использованию в профессиональной деятельности возможностей новой среды для достижения педагогически значимого результата в контексте обеспечения доступности, улучшения качества и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
20
Территория науки. 2015. № 3
Модель деятельности учителя в условиях информационнокоммуникационной образовательной среды представляет собой определенный набор требований к выпускнику педагогического вуза, которые предъявляет практика, и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе [4]. Эта модель делится на две составляющие: первая представляет собой набор компетенций, необходимых будущему учителю, а вторая включает в себя структуру и содержание профессиональной деятельности учителя в условиях новой среды.
Несмотря на самое широкое внедрение техники и технологий, самой главной составляющей подготовки учителя в новых условиях должны оставаться именно педагогическая и личностная составляющие. И самое главное, независимо от уровня подготовки, современный педагог должен адаптироваться к изменениям динамично развивающейся образовательной среды. Система подготовки учителя к работе в условиях новой среды должна предусматривать не только решение задач, которые стоят перед сегодняшними учителями, но и на необходимость совершенствования полученных за время обучения знаний для решения тех задач, которые будут возникать в процессе профессиональной деятельности в будущем. Для этого необходимо, прежде всего, иметь готовность решать эти новые задачи и учиться их решению, если в этом будет необходимость.
Информационно-коммуникационная образовательная среда не догмат и плавно эволюционирует. Учитель в своей профессиональной деятельности не только должен быть готов к изменениям содержания обучения, форм обучения, методов обучения и средств ИКТ, используемых в образовательном процессе, но и правильно оценивать результаты своей педагогической деятельности.
Список литературы
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. [Электронное издание]. -М., 2005.
2. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики // Информатика и образование -М., №5, 2011 г. с. 46-52
3. Кузнецов А. А., Сурхаев М. А. Совершенствование методической системы подготовки учителей информатики в условиях
21
Территория науки. 2015. № 3
формирования новой образовательной среды. М.: Изд-во «Известия», 2012.
4. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Дисс.. .д.п.н., -М., -2006.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., «Издательство Магистр», -1997. -224 с.
Чурикова Н.Н.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: юридическое образование, правовое
регулирование, юридический утилитаризм, преподаватель.
Keywords: legal education, legal regulation, legal utilitarianism, teacher.
Аннотация: в настоящей статье освящаются важные проблемы совершенствования юридического образования в России.
Abstract: this article highlights the important problems of the improvement of legal education in Russia.
С началом изменений в нашем обществе на рубеже 80-90-х гг. прошлого столетия сформировалась мысль о том, что право может послужить именно тем, важнейшим звеном, с помощью которого можно будет решать как общесоциальные, так и индивидуальные проблемы. При этом речь шла не о том, чтобы обеспечить создание и функционирование в обществе соответствующих правовых механизмов, а об обеспечении конкретных результатов. В обществе сформировался высокий интерес к практической юриспруденции. Это и явилось первой и главной ступенью к формированию в нашем обществе идеологии юридического утилитаризма.
Рост интереса к юриспруденции вызвал большой спрос на юридическое образование. Начал стремительно расти, конкурс при поступлении в существующие учреждения высшего юридического образования. Численность обучающихся в них студентов стремительно возросла. Повсеместно были сформированы учебные программы, обеспечивающие профессиональную переподготовку и получение высшего юридического образования лицами, уже имеющими высшее образование по иным специальностям. После того,
22