Научная статья на тему 'Инновации в повышении плотности урока'

Инновации в повышении плотности урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ПЛОТНОСТЬ УРОКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS / LESSON DENSITY / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева А. Т.

Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности молодых учителей в курсах повышения квалификации через инновационный модуль по рациональному использованию учебного времени урока. На основании результатов анкетного опроса молодых учителей, впервые привлеченных на курсы повышения квалификации, предложена идея комплектования учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN INCREASING CONTENT OF THE LESSON

The article deals with the development of professional competence of young teachers in training courses through an innovative module for the rational use of time at lessons. Based on the results of a questionnaire survey of young teachers, participating for the first time in professional development courses, we offer the idea of completing training groups of students with the most homogeneous professional difficulties.

Текст научной работы на тему «Инновации в повышении плотности урока»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.026

А. Т. Алиева

ИННОВАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности молодых учителей в курсах повышения квалификации через инновационный модуль по рациональному использованию учебного времени урока. На основании результатов анкетного опроса молодых учителей, впервые привлеченных на курсы повышения квалификации, предложена идея комплектования учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями.

Ключевые слова: инновации в образовании, профессиональная компетентность учителя, повышение квалификации учителей, плотность урока, интерактивные методы обучения.

Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности молодых учителей в курсах повышения квалификации (ПК) через инновационный модуль по рациональному использованию учебного времени урока.

Вначале необходимо раскрыть содержание основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт, «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Что значит «молодой учитель»? В широком смысле слова это прежде всего выпускник педагогического вуза (колледжа), получивший диплом. Но получение диплома - это еще не признак его профессионализма. В советские годы выпускника вуза называли «молодым специалистом», определяя таким образом его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу. По мнению авторов, современные молодые учителя также должны иметь подобный статус.

Таким образом, наличие у человека диплома учителя - это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его вообще.

Необходимой составляющей профессионализма учителя является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности учителя рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой качественную характеристику его личности, которая включает систему научно-

теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность учителя - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели его культуры [1].

Традиционный анкетный опрос молодых учителей, впервые участвующих в курсах повышения квалификации, показывает, что лишь единицы выпускников педагогических вузов сразу после завершения учебы приступают к трудовой деятельности по специальности. Многие из них долгое время остаются безработными или работают в других сферах. Это приводит к значительному снижению уровня теоретических знаний по специальности, а также притуплению педагогических способностей и навыков. Несколько лет назад в системе ПК педагогических кадров Азербайджана практиковались восстановительные курсы для молодых и неопытных учителей. Однако со времени введения новых порядков приема учителей на работу восстановительные курсы были отменены. Сейчас учителей принимают на работу на основе результатов тестовых экзаменов и последующего собеседования. Вновь принятые на работу учителя направляются школами на курсы ПК на общих основаниях. Однако, как показывают результаты анкетного опроса, а также суммарной оценки знаний, способностей и навыков, приобретенных молодыми и неопытными учителями, прохождение курсов ПК на общих основаниях оказывается неэффективным.

Трудности молодых учителей - педагогическая проблема, которая была предметом многих серьезных систематических исследований. Несмотря на многочисленность таких библиографических источников в Азербайджане, а также в русскоязыч-

ной психолого-педагогической научной литературе, проблема остается актуальной.

В англоязычной психолого-педагогической научной литературе указано, что для данного контингента молодых учителей организуются так называемые кратковременные курсы Microteaching, предназначенные для приобретения самых элементарных профессиональных знаний, способностей и навыков. Согласно Оксфордскому словарю, Microteaching - small skills in teaching, т. е. самые элементарные учительские способности [2].

В этом отношении достойна внимания статья А. О. Козыревой [3], а также работа группы авторов [4], где предлагается новое решение педагогической задачи комплектования учебных групп слушателями с максимально однородными профессиональными затруднениями независимо от педагогического стажа. Ими также рассмотрены вопросы создания учебного модуля, содержащего материал, необходимый для формирования педагогом недостающей профессиональной компетенции.

Данная проблема всегда находилась в центре внимания учебно-методического отдела Бакинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Для данного контингента учителей общеобразовательных школ предложено недельное модульное инновационное обучение по программе «Методология для молодых учителей» [5]. Предложенная методология нацелена на повышение уровня профессиональной компетентности молодых учителей в выборе типологии и структуры уроков, а также успешном применении интерактивных методов обучения.

Однако, как показывает анализ психолого-педа-гогической литературы, типология и структура урока не имеют определенного трафарета. По сути, каждый конкретный урок, проведенный учителем, имеет свою неповторимую методическую структуру. Методическая структура определяется учителем, он отбирает средства, приемы и способы преподавания.

Основные пути инновации в повышении плотности урока следующие: усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке; осуществление организационной четкости урока от первой до последней минуты; повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся; целенаправленный выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса; совершенствование типологии и структуры урока.

Основные психологические требования к плотному уроку: проектирование развития учащихся; особенности самоорганизации учителя; организация познавательной деятельности учащихся; организованность учащихся; учет возрастных особенностей учащихся.

Помимо мотивации учеников и учителя важными психодинамическими характеристиками плотного урока являются интенсивность воздействий, темп и ритм, однообразие или разнообразие этих воздействий, эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока, обоснованность чередования напряженности и расслабленности, преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций, дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них, наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса. Не следует забывать также обязательное выполнение гигиенических требований в классе.

На практических занятиях слушателям курсов ПК прививаются навыки эффективного использования учебного времени на уроке. В конце практических занятий ставиться вопрос о хронометраже урока: рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?

Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в памяти учащихся, должен организовать обратную связь на уроке и позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания.

Эффективность и результативность зависят не от абсолютизации его структуры, а от четкого определения целевых установок, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности. Хороший урок - это такой урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, не боясь попасть впросак.

Хронометраж урока как способ педагогического анализа включает достаточно много вариантов. Содержанием каждого из них является фиксация затрат времени и анализ целесообразности этих затрат. Однако наиболее содержательным в обеспечении педагогического контроля является определение так называемой плотности урока.

Плотность урока - это относительная величина, которая определяется в процентах. Цель определения плотности урока - соотношение затрат времени на различные элементы учебно-воспитательной деятельности и выявление их целесообразности.

При решении поставленных задач в полном объеме многим молодым учителям трудно укладываться в рамки 45 минут. Если выразиться шахматной терминологией, им мешает «чувство цейтнота». К сожалению, многие учителя и некоторые

чиновники системы общего образования и поныне рассматривают структуру урока как нечто неизменное и догматическое. В действительности же педагоги имеют полную свободу в выборе структуры урока. Поэтому на курсах ПК мы прививаем навыки эффективного использования учебного времени.

Статистический анализ результатов анкетирования слушателей курсов ПК показал, что их основные трудности по степени влияния и частоте можно классифицировать следующим образом: методологические и дидактические трудности; трудности, связанные с низким уровнем теоретических знаний по специальности; психологические, в том числе личностно-психологические, трудности; социально-адаптационные трудности; трудности общения (коммуникативные).

Некоторые из этих трудностей встречаются даже у учителей с большим педагогическим стажем, однако часть свойственна только молодым учителям. Это прежде всего трудности, связанные с низким уровнем теоретических знаний, личностно-психологическими особенностями и профессиональными стереотипами. Среди методологических и дидактических трудностей молодых учителей наиболее типичными являются трудности выбора типа и структуры урока, а также интерактивных методов обучения для конкретных изучаемых тем. Все это подтверждает тезис о необходимости уделять повышенное внимание обучению структурированию урока и его времени на курсах ПК для молодых учителей.

Список литературы

1. Алиева А. Т. Базовые категории компетентностного подхода в современной образовательной парадигме // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 157-159.

2. The Concise Oxford Dictionary of Current English (Edited by J. B. Sykes). London: Oxford University Press, 1987. P. 639.

3. Козырева О. А. Структурный анализ и моделирование профессиональной компетентности педагогов в процессе ПК // Образование и общество. 2007. № 5. С. 29-34.

4. Савинков Ю. А. и др. О модульной организации ПК работников образования // Человек и образование. 2011. № 1. С. 39-47.

5. Алиева А. Т. Методология для молодых учителей: программа курсов повышения квалификации по инновациям. Баку: Мутерджим, 2012. 21 с.

Алиева А. Т., кандидат педагогических наук.

Бакинский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Ул. Мир Джалал, 11, Баку, Азербайджан, AZ-1134.

E-mail: a_t_aliyeva@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.12.2012.

A. T. Aliyeva

INNOVATIONS IN INCREASING CONTENT OF THE LESSON

The article deals with the development of professional competence of young teachers in training courses through an innovative module for the rational use of time at lessons. Based on the results of a questionnaire survey of young teachers, participating for the first time in professional development courses, we offer the idea of completing training groups of students with the most homogeneous professional difficulties.

Key words: innovations in education, professional competence of the teacher, improvement of professional skill of teachers, lesson density, interactive methods of training.

Baku Institute of Teachers’ Professional Development.

Ul. Mir Jalal, 11, Baku, Azerbaijan, AZ-1134.

E-mail: a_t_aliyeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.